Определение слова «Апулей»

Большой энциклопедический словарь:

АПУЛЕЙ (Apuleius) (ок 125 — ок. 180 н. э.) — древнеримский писатель. Авантюрно-аллегорический роман "Метаморфозы в XI книгах" ("Золотой осел")проникнутый эротическими мотивами, элементами бытовой сатиры и религиозной мистики. "Апология"речь в собственную защиту против обвинения в магии.

Большая биографическая энциклопедия:

Апулей (Apuleius)
(около 125 — около 180), римский писатель. Родом из Северной Африки. Был знаменитым ритором и жрецом в Карфагене. Авантюрно-аллегорический роман «Метаморфозы в XI книгах» («Золотой осёл»), проникнутый эротическими мотивами, элементами бытовой сатиры и религиозной мистики. «Апология» — речь Апулея против обвинения его в магии.

Советская историческая энциклопедия:

(Apuleius, Appuleius) (p. ок. 125) — рим. писатель. Родом из афр. г. Мадавра. Получил образование в Карфагене и Афинах. Впоследствии был жрецом в Карфагене. Поклонник др.-греч. философии, в особенности учения Платона и ранних киников (им посвящены его "Флориды", "О Платоне и его учении", "О боге Сократа", "О космосе"), А. вместе с тем увлекался совр. мистич. учениями и был привлечен к суду за колдовство. Это обвинение он опровергает в своей "Апологии". Наиболее известен роман А. "Метаморфозы" ("Золотой осел") о похождениях обращенного в осла юноши, содержащий много вставных новелл (напр., известная сказка об Амуре и Психее). Соч. A. — ценный источник для истории быта и идеологии его времени.
=====
Соч.: Апология. — Метаморфозы. — Флориды, М., 1956.
=====
E. M. Штаерман. Москва.

Новая философская энциклопедия:

АПУЛЕЙ (Apuleius) Люций (ок. 123, Мадавра в Сев. Африке – ?) – римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на латинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Секста Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген. Традиция приписывает Апулею две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: 1-я («О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; 2-я – «Асклепий» (латинский перевод недошедшего на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий Апулею), « » («Об истолковании» – руководство по риторике 3–4 вв., содержащее ссылку на Апулея), речь «О божестве Сократа», аутентичность которой теперь не оспаривается, «О мире» (свободный латинский перевод псевдо-аристотелевского тратата « ») и «Платон и его учение». Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в издании Божо (р. IX–XXIX).
«Платон и его учение»один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину [АЛЬБИН], но не совпадающей с ней. Учебник открывает биография Платона. Отмечая, что Платон первый объединил три части философии, Апулей не дает изложения логики, 1-й частью философии считает физику, которая делится на теологию и космологию и антропологию. Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из четырех элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) Апулей в основном следует «Тимею».В отличие от учения Альбина о роке () Апулей различает провидение, или божественную мысль (sententia=), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или божественный закон, в силу которого исполняется замысел божий; и случай (fortuna); наряду с этим Апулей оставляет место свободной воле (aliquid in nobis= ). Подчеркивая трансценденстность первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), Апулей говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср. Arist.Eth. Nic. 17, 1097 а 34 sqq.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике Апулея есть стоические (учение о первичной склонности=, о совершенном мудреце) и перипатетические (идеальное государстворезультат смешения монархии, олигархии и демократии) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений Апулея в латинской традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.
Сочинения:
1. Opera, v. 3;
2. De philosophia libri, ed. P.Thomas. Lpz., 1908;
3. Opuscules philosophiques et fragments, ed. J.Beaujeu. P., 1973;
4. De Philosophia libri tres, ed. A.Moreschini. Lpz., 1992;
5. в рус. пер.: Платон и его учение. – В кн.: Учебники платоновской философии, сост. Ю.А.Шичалин. М. – Томск, 1995, с. 39–66;
6. Апология. Метаморфозы. Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.
Литература:
1. Regen F.Apuleius Philosophus platonicus. В. – . ., 1971;
2. Dillon J.The Middle Platonists. L., 1996, p. 306–340.
См. также лит. к ст. Средний платонизм [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ].
Ю.А.Шичалин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru