Определение слова «АЛКИНОЙ»

Большой энциклопедический словарь:

АЛКИНОЙ — в греческой мифологии (у Гомера) мудрый царь феаков, внук Посейдона, супруг Ареты, отец Навсикаи. Во дворце Алкиноя гостил Одиссей на пути в Итаку. Оказал также помощь Ясону и Медее.

Мифологическая энциклопедия:

(, )
в греческой мифологии царь феаков, внук Посейдона. В своем дворце на острове Схерия, окруженном вечнозеленым садом, А. радушно принимал Одиссея, заброшенного бурей на остров. Он устроил в честь гостя пир, на котором Одиссей рассказал о своих скитаниях (Hom. Od. IX-XII), и дал корабль, доставивший героя на родину. А. выступил посредником между Медеей, бежавшей с предводителем аргонавтов Ясоном, и колхами, пустившимися в погоню за ними. Поскольку Медея стала женой Ясона, А. отказался выдать ее преследователям (Apoll. Rhod. IV 1068- 1109 1201-1205). в. я.

Новая философская энциклопедия:

АЛКИНОЙ (’) (сер. 2 в. н.э.?) – греческий философ-платоник, автор сочинения «Учебник платоновской философии». Биографических сведений о нем нет. Датировка условна (после Ария Дидима, цитата из которого начинает XII главу «Учебника» Алкиноя, и до Плотина). После работы Ю.Фрейденталя (J. Freudenthal, 1879) Алкиной в течение почти века обычно отождествлялся с Альбиной и причислялся к «школе Гая», но в работе М.Гиуста (M. Giusta, 1960–61) это отождествление было поставлено под сомнение на основе сопоставления позиции Альбина, восстанавливаемой по Тертуллиану, Ямвлиху и Проклу, с позицией «Учебника». Эта точка зрения была развита в работах Ю.Уайтекера (J. Wttaker, 1974) и др. вплоть до издания греческого текста «Учебника» в 1990. Одно из возможных отождествлений – с Алкиноем-стоиком, упоминаемым у Филострата (Vit. Soph. I 24). «Учебник» представляет традицию эклектического платонизма, принимающего аристотелевскую логику и ряд стоических положений, что проявляется уже в порядке изложения: логика (диалектика)физика (теоретическая философия)этика (практическая философия, включающая политику).
Платоновское определение диалектики (усмотрение сущности каждой вещи) сочетается с аристотелевским учением о силлогизме и принятым стоиками (восходящим к Теофрасту) делением силлогизма на категорический и гипотетический. Примеры использования отдельных видов силлогизма приводятся из Платона.
Теоретическая часть делится на три раздела: математика, физика, теология. В отличие от диалектики математические дисциплины не имеют дело с первыми началами, но они выше мнения, имеющего дела с телами: в согласии с Платоном, они принадлежат сфере рассудка () и только грезят о сущем (VII, р. 162.5, 15–17, ср. Resp. 533c1). В соответствии с «Тимеем» излагается теология, возникновение космоса и человека, причем Алкиной начинает с первых начал: материи, образца, или идеи, и причины, или бога. Материя, как у стоиков, оказывается «бескачественной» ( VIII, р. 162. 41 Н) и в соответствии с Аристотелем сравнивается с медью — «статуей в потенции»; идея определяется как «вечный образец естественных вещей» (IХ, р. 163. 23–24 Н) в соответствии с Ксенократом (фрг. 30 Heinze); бог – как аристотелевский неподвижный первый ум, движущий все как предмет желания и являющийся причиной того, что действует ум целокупного неба (X, р. 164. 20–27 Н).
В области этики Алкиной в согласии со стоиками рассуждает о том, что одной добродетели достаточно для счастья, и о «взаимообусловленности» () добродетелей (XXVII, р. 180. 40–41, XXIX, р. 183.3), опирается также на ряд аристотелевских представлений, напр., о дружбе (XXXIII, р. 187. 11–14, ср. Arist., Eth. Nie, VIII 2, 1155b33–34, и пр.).
Алкиной не принадлежал к самым представительным и сильным фигурам среднего платонизма [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ]:позднейшие платоники на него не ссылаются; но он оказался одним из авторитетов для мыслителей Возрождения и новоевропейской традиции, первый латинский перевод «Учебника» был сделан Пьетро Бальби в 1460, впоследствии посвящен кардиналу Николаю Кузанскому [НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ]и издавался полностью в 1469 (Рим), 1488 (Виченца), 1493 (Венеция), 1497 (Милан) и частично в 1472 (Нюрнберг). В 1464 появился латинский перевод М.Фичино, имевший хождение в рукописях и неоднократно издававшийся, начиная с 1497 (Флоренция). Новый латинский перевод, предпринятый Дени Ламбеном, был опубликован в 1567 в Париже, где в 1577 появился другой латинский перевод, изданный Жаком Шарпантье. В 1607 и 1614 годах вышли две версии латинского перевода Даниила Гейнсия (Лион). «Учебник» неоднократно переводился на новые языки (английский, французский, итальянский, русский).
Сочинения:
1. Alkinoos. Enseignement des doctrines de Platon, introd., texte et. et comm. par J.Wittaker et trad. par P.Louis. P., 1990;
2. Alkinous. The Handbook of Platonism, transl. with introd. and comm. by J.Dillon. Oxf., 1993;
3. Учебник платоновской философии, пер. Ю.А. Шичалина. — В кн.: Платон. Собр. соч. в 4 т., т. 4. М., 1994.
Литература:
1. Deitz L. Bibliographie du platonisme imprial antrieur a Plotin: 1926–1986. – ANRW II 36, 1. В., 1987, p. 136–137;
2. Granson T. Albinus, Alkinus, Arius Didymus. Gteborg, 1995.
Ю.А.Шичалин

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — упоминаемое в "Одиссее" имя царя богатых мореходцев феакийцев на острове Схерии, внука Посейдона и сына Навзифоя. От жены своей Ареты, дочери брата его Рексенора, он имел пять сыновей и дочь Навзикаю (см. это сл.). Когда потерпевший на пути с острова Калипсо кораблекрушение Одиссей высадился на Схерии, то Навзикая ввела его в роскошный, окруженный прекрасными садами дворец А., который в честь гостя устроил блестящее торжество; во время пира Одиссей рассказывает о своих злоключениях, и затем А., богато одарив его, отпускает на родину. По рассказу Аполлония, и аргонавты также были приняты гостеприимно А., когда они, возвращаясь из Колхиды, высадились на его острове. Когда по совету Ареты Язон поспешил женитьбой на Медее, А. защищает их от преследований колхидцев. На острове Керцире (Корфу), который древние отождествляли с Схерией, существовал культ героя А.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru