Определение слова «ФРУНЗЕ»

Большой энциклопедический словарь:

ФРУНЗЕ — название г. Бишкек в 1926-1991 гг.

Советская историческая энциклопедия:

(парт, псевд. "Трифоныч ", "Арсений"), Михаил Васильевич (21.1(2.11).1885 — 31.X.1925) — сов. гос., парт. и воен. деятель, воен. теоретик. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Род. в г. Пишпеке (ныне Фрунзе Кирг. ССР) Семиреченской обл. Отец — по национальности молдаванин, фельдшер, мать — рус. крестьянка. После окончания гимназии в г. Верном Ф. в 1904 поступил в Петерб. политехнич. ин-т. Вскоре вступил в РСДРП, примкнув к большевикам, и был выслан из Петербурга за участие в рабочем и студенч. движении; перешел на нелегальное положение, став профессиональным революционером. В мае 1905 возглавил руководство Иваново-Вознесенской стачкой, в ходе к-рой был создан первый Совет рабочих депутатов. В апр. 1906 был делегатом IV (Объединительного) съезда РСДРП. Вел организаторскую и пропагандистскую работу в р-не Иваново-Вознесенска и Шуи. В марте 1907 арестован и в 1909-10 дважды приговаривался к смертной казни, замененной под влиянием протестов общественности и рабочих 10 годами каторги. В нач. 1915 был выслан на поселение в Верхоянский у., но в августе 1915 бежал в Иркутск, а затем Читу, где неск. месяцев работал под фам. Василенко в Читинском переселенческом управлении. В 1916 был направлен большевистской партией на Зап. фронт, где под фам. Михайлова работал в учреждениях Земского союза, возглавляя большевист. подполье в Минске с отделениями в 3-й и 10-й армиях. После Февр. революции избран начальником нар. милиции Минска, чл. солдатского к-та Зап. фронта, чл. исполкома Минского совета и пред. Совета крест. депутатов Минской и Виленской губ. В авг. 1917 Ф. в качестве нач. штаба революц. войск Минского р-на возглавил борьбу с корниловщиной на Зап. фронте. В сент. 1917 приехал в Шую, где был избран пред. уездного к-та партии и Шуйского Совета. В окт. 1917 с 2-тыс. отрядом шуйских рабочих и солдат Ф. участвовал в Окт. вооруж. восстании в Москве. В 1-й пол. 1918 одновременно занимал должности пред. губкома партии, пред. губисполкома и воен. комиссара Иваново-Вознесенской губ., с авг. 1918 — воен. комиссар Ярославского воен. округа. 26 дек. 1918 назначен командующим 4-й армией (вступил в командование 31 янв. 1919); на этом посту проявил выдающийся полководческий и организаторский талант, добившись в короткий срок преобразования отрядно-партиз. формирований армии в регулярные части и соединения. Командуя с 10 апр. Юж. группой Вост. фронта (4-я, Туркестанская, 1-я и 5-я армии), Ф. в ходе Контрнаступления Восточного фронта 1919 провел ряд успешных наступат. операций против гл. сил Колчака. С 19 июля 1919 Ф. командовал Вост. фронтом, войска к-рого освободили Сев. и Ср. Урал, а с 15 авг. 1919 — Туркестанским фронтом, войска к-рого завершили разгром Юж. группы колчаковской армии, овладели Юж. Уралом и открыли путь в Туркестан. В Туркестане Ф. руководил разгромом всех организованных контрреволюц. сил и оказанием помощи народам Хивы и Бухары в свержении реакц. феод. режимов. Одновременно, являясь чл. Турккомиссии ЦК партии, провел большую работу по укреплению парт. орг-ций и созданию сов. гос. аппарата в Туркестане. 21 сент. 1920 Ф., по предложению В. И. Ленина, был назначен командующим вновь созданным Юж. фронтом (вступил в командование 27 сентября), войска к-рого в тяжелых боях в конце сентября — нач. октября отразили наступление войск Врангеля на Донбасс, в сер. октября нанесли им первое крупное поражение в Сев. Таврии, а в ноябре провели Перекопско-Чонгарскую операцию 1920, в результате к-рой за 10 дней был освобожден весь Крым. С декабря 1920 по март 1924 Ф. был командующим войсками Украины и Крыма и одновременно зам. председателя СНК УССР (с февр. 1922) и зам. председателя Укр. экономич. совета, чл. Политбюро ЦК КП(б)У. В нояб. 1921 — янв. 1922 возглавлял укр. делегацию в Турции. Под рук. Ф. была завершена ликвидация бандитизма на Украине. 14 марта 1924 был назначен зам. пред. Реввоенсовета СССР и наркома по воен. и мор. делам, а с апр. 1924 — также начальником Штаба РККА и нач. Воен. академии. С 26 янв. 1925 — пред. Реввоенсовета СССР и нарком по воен. и мор. делам, а с февр. 1925 также чл. Совета труда и обороны. Под руководством Ф. была разработана и проведена Военная реформа 1924-25 в СССР, явившаяся важным этапом в строительстве Сов. вооруж. сил. Ф. был чл. ВЦИК всех созывов. В 1921-25 — чл. ЦК РКП(б), с 1924 — канд. в чл. Политбюро ЦК. Был награжден Почетным революц. оружием и 2 орденами Красного Знамени. Умер в Москве и похоронен на Красной площади. P. был крупным воен. теоретиком, внесшим большой вклад в развитие сов. воен. науки. Ист. заслугой Ф. явилась разработка на основе марксистско-ленинского учения о войне и армии вопроса о характере совр. войн. Ф. исходил из того, что совр. уровень развития производит. сил дает возможность во время войны мобилизовать, снабжать и восстанавливать многомиллионные армии. Совр. войны, в случае когда сталкиваются первоклассные противники, неизбежно будут принимать длительный и напряженный характер, требующий участия в них всех производит. сил воюющих стран. Это особенно относилось, по мнению Ф., к возможным войнам между СССР и капиталистич. гос-вами. Если Сов. гос-во в результате агрессии империалистич. держав вынуждено будет вступить в войну, оно должно ее вести самым решит. образом до полного разгрома врага. В связи с этим Ф. требовал разработки наступат. стратегии, оперативного иск-ва и тактики, подчеркивая одновременно необходимость в совершенстве владеть всеми формами обороны во всех ее видах и масштабах.
=====
Ф. отмечал в корне изменившуюся роль глубокого тыла в совр. войне: "...связь фронта с тылом в наши дни должна стать гораздо более тесной, непосредственной и решающей. Жизнь и работа фронта в каждый данный момент определяется работой и состоянием тыла. И в этом смысле центр тяжести ведения войны переместился с фронта назад — в тыл" (Избр. произв., т. 2, 1957, с. 134). Новой ролью тыла Ф. объяснял длительный и напряженный характер борьбы на фронтах. "Современные армии обладают колоссальной живучестью. Эта живучесть целиком связана с общим состоянием страны. Даже полное поражение армий противника, достигнутое в определенный момент, не обеспечивает еще конечной победы, поскольку разбитые части имеют за собой экономически и морально крепкий тыл. При наличии времени и пространства, обеспечивающих новую мобилизацию людских и материальных ресурсов, необходимых для восстановления боеспособности армии, последняя может легко воссоздать фронт и с надеждой на успех повести дальнейшую борьбу" (там же, с. 133).
=====
Ф. был сторонником ведения войны "малой кровью", подразумевая под этим необходимость овладения Сов. Вооруж. Силами совр. воен. искусством в такой степени, при к-рой они могли бы вести войну с наименьшими для себя потерями. Осн. условием успешной подготовки страны к обороне Ф. считал правильное руководство Коммунистич. партии, сплачивающей нар. массы и Сов. Вооруж. Силы в единое целое и оснащающей армию и флот самыми совершенными совр. средствами борьбы в достаточном количестве.
=====
Ф. сформулировал основы сов. воен. доктрины, к-рую он определял как "...принятое в армии данного государства учение, устанавливающее характер строительства вооруженных сил страны, методы боевой подготовки войск, их вождение на основе господствующих в государстве взглядов на характер лежащих перед ним военных задач и способы их разрешения, вытекающие из классового существа государства и определяемые уровнем развития производительных сил страны" (там же, с. 8).
=====
При активном участии Ф. были заложены основы теории оперативного иск-ва Сов. Вооруж. Сил. В трудах Ф. получила разработку проблема соотношения человека и техники в совр. войне. Высоко оценивая роль техники на войне, много делая для преодоления отставания Красной Армии в области техники, он утверждал, вопреки взглядам нек-рых бурж. воен. теоретиков (Фуллер, Дуэ и др.), что "...все-таки решающая роль принадлежит не технике,- за техникой всегда находится живой человек, без которого техника мертва" (Соч., т. 3, 1929, с. 255). В трудах Ф. поставлены и решены коренные вопросы обучения и воспитания личного состава Красной Армии. Ф. придавал исключит. значение парт.-политич. работе в Вооруж. Силах. Важную роль Ф. отводил агитационно-пропагандистской работе среди населения и в войсках противника, считая эту работу таким фактором, к-рый обеспечит СССР решающее преимущество над любыми возможными противниками.
=====
Именем Ф. названа столица Кирг. ССР, отдельные р-ны и улицы во многих крупных городах, его имя присвоено ряду школ, колхозов, учреждений, в т. ч. Воен. академии и Центр. Дому Сов. Армии.
=====
Соч.: Собр. соч., т. 1 — 3, М.-Л., 1926-29; Избр. произв., т. 1 — 2, М., 1957; Избр. произв., М., 1965.
=====
Лит.: Бубнов А. С, М. В. Фрунзе, 2 изд., М.-Л., 1931; Белицкий С. М., М. В. Фрунзе, М., 1930; Голубев А. В., М. В. Фрунзе о характере будущей войны, М., 1931; М. В. Фрунзе. Жизнь и деятельность, М., 1962; М. В. Фрунзе. Воспоминания друзей и соратников, М., 1965.
=====
А. В. Голубев. Москва.

Музыкальная энциклопедия:

(до 1926 — Pишпек) — столица Кирг. ССР (с 1924), крупный индустриальный и культурный центр республики. 533 тыс. жит. (1979). До Oкт. революции 1917 муз. жизни в городе практически не было. После установления Сов. власти начинается формирование и стремительный рост муз. культуры Киргизии. В городе возникает ряд самодеят. муз. кружков, в частности в 1918 — муз.-драм. кружок "Свобода" и хор. кружок. В этот период в самодеятельности участвовали гл. обр. русские и украинцы, составлявшие тогда осн. часть гор. населения, затем татары и узбеки. С нач. 20-х гг. богатые традиции древней культуры киргизов начинают оказывать влияние на муз. жизнь города.
С 1924 осуществляются мероприятия по развитию проф. иск-ва и подготовке нац. кадров в области культуры. В 1925 осн. Педагогич. техникум, при к-ром существовали разл. творч. кружки, способствовавшие выдвижению талантливой молодёжи, в дальнейшем участвовавшей в становлении проф. кирг. иск-ва. В 1926 открылась нац. театр. студия, при ней работали небольшой хор и оркестры рус. и кирг. нар. инструментов. Большую роль в организации педагогич. и творч. деятельности студии сыграли приехавший в Киргизию в 1928 дирижёр и композитор П. Ф. Шубин и окончивший студию композитор А. Малдыбаев, в будущем один из основоположников нац. проф. муз. иск-ва. Значит. событием в культурной жизни республики явился приезд во Ф. в 1928 сов. музыковеда-фольклориста А. В. Затаевича, к-рый записал и опубликовал неск. сот образцов кирг. нар. муз. творчества.
30-е гг. характеризуются интенсивным ростом кирг. муз. культуры и значит. активизацией муз. жизни города. В 1930 театр. студия была преобразована в Кирг. гос. т-р, труппу к-рого в основном составили воспитанники студии и участники художеств. самодеятельности; одновременно во Ф. открылся Муз. техникум. Для работы в т-ре в эти годы из разл. районов республики приглашались известные нар. певцы и музыканты, среди них: М. Куренкеев, Ш. Термечиков, К. Орозов, М. Мусулманкулов, М. Баетов, А. Огонбаев, С. Бекмуратов, Ы. Туманов. Т-р часто выступал с большими тематич. концертами и литературно-муз. композициями. Ставились драм. пьесы рус. и сов. авторов, первые кирг. спектакли с музыкой. В этот период во Ф. работали разл. хореографич. кружки, предпринимались первые попытки создания нац. хореографии.
В 1936 Киргизия стала союзной республикой, что оказало большое влияние на развитие её нац. культуры. При СНК Кирг. ССР создано Управление по делам иск-в. В 1936 Кирг. гос. т-р был реорганизован в Муз.-драм. т-р. В этот период во Ф. приглашались из др. республик опытные специалисты, в т.ч. в области муз. иск-ва; большую роль в развитии кирг. проф. муз. т-ра сыграли комп. В. А. Власов и В. Г. Фере. В 30-е гг. т-р осуществил пост. первых нац. спектаклей — муз. драм "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь"; музыка Малдыбаева и Ковалёва), "Алтын кыз" ("Золотая девушка"; музыка Власова и Фере), комедии "Джапалак Джатпасов" (мелодии Малдыбаева в обработке Шубина). В 1939 т-р пост. первую кирг. оперу "Айчурек" ("Лунная красавица") Власова, Малдыбаева и Фере, в 1940 — первый кирг. балет "Анар" Власова и Фере. В 1942 т-р преобразован в Киргизский театр оперы и балета. В 1936 создана кирг. филармония. По инициативе и под рук. Шубина при филармонии организованы Оркестр кирг. нар. инструментов, в концертах к-рого принимали участие солисты и хор т-ра, ансамбль комузистов во главе с А. Огонбаевым, хор (хормейстер А. Воронцов), танц. ансамбль (балетмейстер Н. С. Холфин) и ансамбль темир-комузисток под рук. А. Байбатырова. В 1936 состоялась первая Всекиргизская олимпиада нар. творчества, на ней выступили кирг., рус., тат., узб., дунганские хоры и инстр. коллективы, прозвучали нар. музыка и произв. композиторов-классиков. Олимпиада выявила целый ряд талантливых нар. музыкантов, в их числе — певица С. Киизбаева, мелодист Дж. Шералиев. В 1937 была проведена вторая, а в 1938 — третья Всекиргизские олимпиады нар. творчества, также пополнившие муз. коллективы столицы новыми нар. талантами.
В 1939 в связи с успешным проведением первой Декады кирг. иск-ва в Москве Муз.-драм. т-р был награждён орденом Ленина, филармония — орденом Трудового Красного Знамени. В этом году во Ф. открылось Муз. уч-ще (в 1945 преобразовано в муз.-хореографи-ческое), при к-ром была организована первая в республике детская муз. школа (с 1948 — им. П. Ф. Шубина; отделилась от уч-ща в 1954), создан Союз композиторов Киргизии (в его составе: Куренкеев, Орозов, Туманов, Огонбаев, Баетов, Шубин, Власов, Фере; возглавил CK — Малдыбаев; первый съезд — в 1948). Появились первые музыковедческие работы, вышли первые нотные издания кирг. музыки. К этому же времени относится начало активного изучения кирг. муз. фольклора, в частности В. С. Виноградовым, создавшим капитальные исследования по кирг. музыке.
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 муз. жизнь города становится ещё более интенсивной в связи с эвакуацией во Ф. большой группы видных сов. музыкантов и муз. коллективов, в числе к-рых — Гос. симф. оркестр СССР (дир. Н. Г. Рахлин) и Гос. рус. хор Союза ССР (рук. А. В. Свешников). Муз. коллективы и многие исполнители вели активную конц. деятельность, включая в свой репертуар и произв. композиторов среднеазиатских республик, в т.ч. киргизских. Заметный след в культурной жизни республики оставило пребывание в эти годы во Ф. композиторов Н. Я. Мясковского и Ю. А. Шапорина, а также М. Р. Раухвергера (приехал во Ф. в 1940), к-рый впоследствии активно участвовал в развитии кирг. проф. муз. культуры; его балет "Чолпон" ("Утренняя звезда", пост. 1944) вошёл в золотой фонд муз. культуры республики. Событием стала 1-я Декада сов. музыки республик Ср. Азии, прошедшая во Ф. в 1942.
В послевоенные годы расширился диапазон муз. жизни города, особенно заметный сдвиг произошёл с кон. 50-х гг. Выросла сеть муз. уч. заведений: в 1958 в Кирг. женском педагогич. ин-те им В. В. Маяковского осн. муз. ф-т, в 1966 открылось Муз.-педагогич. уч-ще, в 1967 — Кирг. ин-т иск-в (с 1973 — им. Б. Бейшеналиевой), в 1969 — респ. средняя спец. муз. школа-интернат. При респ. Комитете телевидения и радиовещания в 1968 создан камерный оркестр (позднее стал симфоническим), к-рый, помимо работы на радио, ведёт конц. деятельность. В 50-70-е гг. выдвигается новое поколение деятелей кирг. муз. иск-ва, среди них композиторы — М. Абдраев, А. Аманбаев, С. Медетов, А. Тулеев, Т. Эрматов, композиторы и дирижёры — Н. Давлесов, К. Молдобасанов, дирижёры — А. Джумахматов, Р. Г. Миронович, певцы — С. Бекмуратова, А. Джумабаев, Б. Минжилкиев, А. Мырзабаев, М. Махмутова, X. Мухтаров, Т. Сейталиев, К. Сарт-баева, С. Токтоналиев, К. Чодронов. Большое развитие получила художеств. самодеятельность: регулярно проводятся респ. олимпиады, смотры и конкурсы нар. талантов. В городе часто гастролируют видные музыканты-исполнители и мн. муз. коллективы из др. сов. республик, а также заруб. артисты.
Во Ф. работают (1980): Кирг. акад. т-р оперы и балета (с 1978 — им. А. Малдыбаева), Кирг. филармония им. Токтогула (в её составе — Оркестр кирг. нар. инструментов им. К. Орозова, ансамбль танца Киргизии, фольклорная бригада, кирг. эстр. ансамбль, вок.-инстр. ансамбль "Арашан" и музыкально-лекторская группа), Кирг. ин-т иск-в им. Б. Бейшеналиевой, Муз.-хореографич. уч-ще им. М. Куренкеева, Муз.-педагогич. уч-ще, муз. ф-т при Кирг. женском педагогич. ин-те им. В. В. Маяковского, средняя спец. муз. школа-интернат, 10 детских муз. школ, хор. студия при Т-ре оперы и балета, Муз. студия при филармонии, Симф. оркестр и Хор радио и телевидения, респ. дома нар. творчества и художеств. самодеятельности профсоюзов, CK Киргизии (на 1979 насчитывает 21 чл.), сектор эстетики и искусствоведения Ин-та истории и права АН Кирг. ССР, респ. изд-ва "Кыргызстан" и "Мектеп" с муз. редакциями. Большую пропагандистскую работу проводит нотный отдел Респ. публичной б-ки им. Н. Г. Чернышевского.
Литература: Усубалиев Т., Фрунзестолица Советского Киргизстана, М., 1971; История киргизского искусства, под ред. А. Салиева, (Фр., 1971).
В. В. Браиловский.

Словарь русских фамилий:

Фамилия крупного советского полководца Михаила Васильевича Фрунзе молдавского происхождения: фрунзэ — "лист".
Фамилия крупного советского полководца Михаила Васильевича Фрунзе молдавского происхождения: фрунзэ — «лист». (Н).

Топонимический словарь:

Бишкек

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru