Определение слова «дионис»

Толковый словарь Ефремовой:

Дионис, Дионис м.
1. Бог виноградарства, вина и веселья (в древнегреческой мифологии).
2. Употребляется как поэтический символ вина или беззаботного и необузданного веселья под влиянием вина.

Большой энциклопедический словарь:

ДИОНИС (Вакх) — в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. В честь Диониса справлялись празднества — Дионисии и Вакханалии.

Архитектурный словарь:

(греч. Dionysos) в древнегреческой мифологии — бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия, бог умирающей и возрождающейся природы. В Древнем Риме почитался под именем ВАКХА, или БАХУСА. Изображался красивым юношей с виноградной лозой в волосах в сопровождении вакханок и сатиров.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

Дионис
В древнегреческой мифологии сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Культ Д. — растительного или зооморфного божества, существовавший в Греции уже в крито-микенскую эпоху, в 8—6 вв. до н. э. получил широкое распространение среди сельского демоса, чтившего Д. главным образом как покровителя виноградарства и виноделия. В классическую эпоху культ Д. пользовался особой популярностью в Дельфах (наряду с культом Аполлона) и Афинах (см. Дионисии). Другое имя Д. — Вакх (греч. Bkchos, в латинской форме — Bacchus, Бахус); отсюда и название празднеств в честь этого бога — вакханалии.
Лит.: Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951; Otto W. F., Dionysos. Mythos und Kultus, 3 Aufl., Fr. M., 1960.

Дионис. Статуя эллинистического времени. Национальный музей. Неаполь.

Кулинарный словарь:

(Вакх)
Бог виноградорства и виноделия в древней Греции

Большой словарь иностранных слов:

[гр.] – в древнегреческой мифологии – бог вина и веселья, то же, что Вакх

Советская историческая энциклопедия:

(Dionysos) — в др.-греч. мифологии и религии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Долгое время не входил в число олимпийских богов. Культ Д., восходящий к крито-микенской эпохе, был земледельческим, пользовался особой популярностью среди сельского демоса, особенно почитался в Дельфах и Аттике, где его культ поддерживал Писистрат. Мифы о Д. имеют ряд вариантов. В мифе о страдании, смерти и воскрешении Д. нашли свое отражение представления греков о жизни природы, умирающей и возрождающейся. Д. известен и под др. именами: Вакх, Бассарей и др.; в Риме — под именем Вакха.
=====
Лит.: Кун Н. A., Легенды и мифы Др. Греции, М., 1957; Otto W. F., Dionysos, Fr./M., 1939; Metzger H., Dionysos chthonien..., "Bulletin de Correspondance Hellnique", (No) 68-69, 1944-45, P., 1946.

Толковый словарь Кузнецова:

дионис
ДИОНИС, ДИОНИС, -а; м. [греч. Dionysos] В греческой мифологии: бог виноградарства и виноделия.

Мифологическая энциклопедия:

()
Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» еще в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.Существуют мифы о разных древних воплощениях Д., как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д.- сын Зевса и Деметры (Diod. Ill 62, 2-28). Согласно основному мифу, Д.- сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре (Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-559) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3). Д. нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке (618, 920-923) и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д.- Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680-770). Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152). На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1).В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3). Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Д. (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров — спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.В эллинистическое время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 142-82; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Otto W. P., Dionysos. Mythos und Kultus, 2 Aufl.. Fr./M.. 1939; Jnger F. G., Griechische Gtter. Apollon, Pan, Dionysos. Fr./M., 1943; Meautis G., Dionysos ou Ie pouvoir de fascination, в его кн.: Mythes inconnus de la Grce antique. P., [1944], p.33-63; Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951. А. Ф. Лосев.
Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Д. и сюжеты мифов о нем (любовь Д. к Ариадне и др.) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Д. и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Д. изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Д. в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.). В средневековых книжных иллюстрациях Д. изображался обычно как олицетворение осени — время сбора урожая (иногда только октября). В эпоху Возрождения тема Д. в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. встатье ДЕМЕТРА), особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Д. и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики — рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Д. занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения 18 — нач. 19 вв.- статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Тор-вальдсена. Среди музыкальных произведений 19-20 вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Д.», опера Ж. Массне «Вакх» и др.

Словарь личных имен:

А, муж. Заимств.
Отч.: Дионисович, Дионисовна; разг. Дионисыч.
Происхождение: (В античной мифологии: Дионис — бог жизненных сил природы, бог вина.)
Именины: (см. Денис)

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Дионис, -а

Теософский словарь:

(Греч.) Демиург, который, подобно Озирису, был убит Титанами и расчленен на четырнадцать частей. Он был олицетворением Солнца или, как говорит автор "Great Dionysiak Myth": "Он есть Фанес, дух материальной видимости, великан-циклоп Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила прорастания, все пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы. ..." Дионис родился в Нисе или Нисси — так евреи называли Гору Синай ("Исход", XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно идентифицирует их обоих с "Иеговой Нисси". (См. "Раз. Изида", II, 193, 605.)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Вакх.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru