Определение слова «Зевс»

Толковый словарь Ефремовой:

Зевс м.
Верховный бог, владыка богов и людей; громовержец (в древнегреческой мифологии).

Большой энциклопедический словарь:

ЗЕВС — в греческой мифологии верховный бог. Низвергнув в Тартар своего отца титана Кроноса, стал владыкой богов и людей. Атрибутами Зевса были эгида (щит) — скипетр, иногда орел; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Ему соответствует римский Юпитер.

Архитектурный словарь:

(греч. Zeus)
верховный бог греков, владыка богов и людей, управляет всеми небесными явлениями, сменой времен года, судьбами людей. Он дал людям законы, покровительствует народным собраниям, оберегает семью и дом, его священными животными считались орел и иногда бык. Атрибутами Зевса были эгида и скипетр. Как дарующий победу на войне и в состязаниях, Зевс носил на руке богиню Нике. В Древнем Риме культ Зевса слился с культом местного божества Юпитера. В античном искусстве по примеру Фидия Зевса изображали в виде всемогущего властителя, восседающим на троне со скипетром и Нике в руках, с орлом подле трона. Подобная статуя верховного божества экспонируется в Эрмитаже.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

В древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи (См. Рея). Низвергнув господство Крона и богов старшего поколения — титанов, З. уступил власть над морем и подземным царством своим братьям — Посейдону и Аиду. Себе З. оставил верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией (З.-«Громовержец», З.-«Тучегонитель»). З. почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев. Постоянным местопребыванием З. считался Олимп (З.-«Олимпиец»). Атрибутами З. были эгида, скипетр, иногда орёл. Как дарующий победу на войне и в состязаниях З. изображался с богиней победы Нике (римское — Виктория) в руке. З. считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев: Геракла, Персея и др. От З. вели своё происхождение многие знатные роды. Важнейшими местами культа З. были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь З. Олимпийские игры. Отдельные эпизоды мифа о З. содержатся в «Илиаде», «Одиссее», в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора и др. античных произведениях.
В древнеримской мифологии З. соответствовал Юпитер.
Лит.: Cook А. В., Zeus, A study in ancient religion, v. 1—3, Camb., 1914—40.
М. Н. Ботвинник.

«Зевс Отриколи». Римская копия с греческого оригинала 4 в. до н. э. Музей Пио-Клементино. Ватикан.

Большой словарь иностранных слов:

[гр.] – в древнегреческой мифологии – верховный бог; соответствует древнеримскому Юпитеру (см.)

Советская историческая энциклопедия:

(др.-греч. Zeus) — верховный бог в др.-греч. мифологии, почитавшийся как отец и царь богов и людей. Считался сыном титана Крона и Реи. Низверг господство Крона и получил верховную власть над богами и миром. З. ведал всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией (З.-"Громовержец", З.-"Тучегонитель"). С развитием рабовладельч. отношений З. приобрел новые функции, став охранителем обществ. порядка. От З. вели свое происхождение мн. знатные роды, ему приписывали установление законов. З. покровительствовал нар. собраниям и советам. Постоянным местопребыванием З. стала гора Олимп(З.-"Олимпиец"). З. считался отцом младшего поколения олимпийских богов — Аполлона, Артемиды, Арея, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Персефоны и мн. героев — Геракла, Персея и др. Важнейшими местами культа З. были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида). В Др. Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера.

Толковый словарь Кузнецова:

ЗЕВС -а; м. [с прописной буквы]. В греческой мифологии: верховное божество, глава олимпийских богов, громовержец (в древнеримской мифологии — Юпитер).

Мифологическая энциклопедия:

()
Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», др.-инд. deva — «бог», dyaus — «небо» (Дьяус), греч., род. п. «Зевс, бог ясного неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. - лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что все существует». З. — сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис — лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).Возмужавший З. вывел своих братьев и сестер из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod. I 2, 1).Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. — Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстает Гея и насылает на него свое порождение — Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому — навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится еще более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — З.). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи, Эвриному и Офиона — по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406). 3. — новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рожденным Землей, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно по совету Геи — земли и Урана — неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. — богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. — уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. — Аполлон и Артемида. Третья по счету, но первая по значению жена Гера — богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. все еще пользуется своим древнейшим орудием — громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей 3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождем над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).З. Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V 877 след.). Он дает людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. 0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией — «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух — «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. — помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 — Imperator), «воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учрежден специальный культ (Paus. I 18, 9).З. Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле — с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне — змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война — тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает все более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З., который мыслился «огнем», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.Атрибуты З. — эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; его же, Античная мифология в ее исторической развитии, М., 1957, с. 89-267 («Критский Зевс»); Cook А. В., Zeus. A study in ancient religion, v. 1-3, Camb., 1914-40; Diеls Н., Zeus, «Archiv fr Religionswissenschaft», 1923/24, Bd 22; Wilamowitz-Moellendorff U. vоn, Zeus, в сб.: Vortrge der Bibliothek Warburg, В.- Lpz., 1926; Sjvall Н., Zeus im altgriechischen Hauskult, Lund, 1931; Nilssоn М. P., Vater Zeus, «Archiv fr Religionswissenschaft», 1938, Bd 35, № 1-2, S. 156-71; Aеbli D., Klassischer Zeus, Mnch., 1971; Кеrеnуi К., Zeus und Hera, Leiden. 1972 (Studies in the history of religions, Suppl. to «Numen», № 20); Simon Е., Der frhe Zeus, в сб.: Acta ot the 2-nd International Colloq. on Aegean Prehistory, 1972. А. Ф. Лосев.
До нас дошли культовые статуи З., изображающие его на троне со всеми атрибутами власти. В числе произведений античной пластики: «З. Отриколи», многочисленные рельефы [на восточном фронтоне Парфенона — сцена «Рождение Афины из головы З.»; на фризе Парфенона — сцена «Панафинейское шествие» (З. среди олимпийцев); на восточном фризе Пергамского алтаря сцена «Битва З. с гигантами» и др.].В живописи 16-18 вв. особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. В этот же период распространены были и такие сюжеты, как «Юпитер со спящей Антиопой» (картины Корреджо, Тициана, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Я. Йорданса, Рембрандта и др.), «Юпитер и Каллисто» (картины П. П. Рубенса, Н. Пуссена, Ф. Буше и др.), «Юпитер и Семела» (картины Тинторетто, Б. Спрангера, Гверчино и др.). Случаи обращения к мифу в европейской пластике единичны (Я. Сансовино и др.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Зевс, -а

Краткий религиозный словарь:

Греческие боги

Теософский словарь:

(Греч.) "Отец богов". Зевс-Зен есть Эфир, поэтому некоторые латинские расы называли Юпитера

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Z = индоевропейск. dya — , ср. лат. Juppiter, divus). Главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем италийцам обще почитание тождественного с ним Юпитера. Первоначально Зевс — универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение. В нем, по исконному индоевроп. религиозному представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы. Женская, воспринимающая, нашла себе воплощение в женском верховном божестве, ставшем при антропоморфизации религиозных представлений супругой З. Это женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти происходящие от того же корня, что и З., ( = лат. Диана, ), отчасти имевшие сначала другое значение. Из множества названий верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры (см.), законной супруги З. Все другие союзы З. с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений. Часто З. достигает обладания какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так, Алкмене он явился мужем ее — Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере он являлся в виде кукушки. В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и космических мифов, на которых отчасти отразилось влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греч. богах З. стал считаться верховным блюстителем законов и карателем за их нарушение, покровителем государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, он открывает иногда людям тайны будущего. Сам Аполлон, как прорицатель, есть только исполнитель воли З. Гесиодовская феогония представляет З. младшим сыном титана Крона и сестры его Реи. Крон, опасаясь вследствие прорицания, что будет свергнут своим сыном, поглощал всех своих детей. Благодаря помощи матери-Земли Рее удалось тайно произвести на свет З. на о-ве Крите, в пещере горы Иды, или, по другим преданиям, на горе Дикте. Крону вместо З. дали камень, закутанный в пеленки. Выросши, З. при помощи Земли заставил отца возвратить поглощенных братьев и сестер. Затем этим младшим богам пришлось выдержать упорную борьбу с титанами, при чем им помогали 3 сторуких великана, Котт, Гий и Бриарий. Титаны были побеждены и низринуты в тартар, находящийся глубоко под землею. Тогда Земля, опасаясь силы З., произвела чудовище Тифона, но и его З. сжег своей молнией. Прометея (см.), обманувшего богов, З. сначала наказал тем, что отнял огонь у человеческого рода, которому Прометей покровительствовал. Когда же Прометею удалось похитить искру огня с неба и принести ее людям, З. приковал его к горам Кавказским. Воцарившись окончательно над миром, З. первою супругою берет Метиду (Мудрость), которую, однако, съедает, когда она готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого З. сам произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении. Второю супругою З. феогония называет Фемиду, родившую ему Гор (см.) и Мойр (см.), третьею — Евриному, родившую Харит (см. Грации). Затем он имеет от Деметры — Персефону, от Леты — Аполлона и Артемиду, от Мнемозины (Памяти) — 9 Муз. Другие источники упоминают еще о союзе З. с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса. Наконец З. женится на сестре своей, Гере, от которой имеет Гебу, Арея и Илифию.
Почитание З. происходило чаще всего на горных вершинах. Особенно знамениты культом З. были следующие местности: 1) Олимп, с окрестностями, в Фессалии. Здесь культ З., может быть, самый древний, возникший еще в эпоху до занятия греч. племенами всего Балканского полуо-ва. С перенесением центра греческой политической жизни в Пелопоннес важнейшим местом почитания Олимпийского З. стала 2) Олимпия в Элиде, на реке Алфее. Здесь совершались в честь З. знаменитые олимпийские игры (см.) и находился оракул З., к которому в особенности часто прибегали спартанцы. Культ Олимпийского З. был еще в Афинах, где святилище его было начато постройкою при Пизистрате. Особенного блеска достиг этот культ лишь при имп. Адриане. 3) Додона (см.), где культ З. восходит также к глубокой древности. З. мыслился здесь обитающим в эфире, близким человеку. 4) Ликейская гора в Аркадии. З., с эпит. , почитался здесь как источник света, в святилище, не имевшем идола. Говорили, что в этом святилище предметы не бросали тени. Вход был воспрещен под страхом смертной казни. Здесь, как, впрочем, и в других местах (на Крите, в Алосе Фоиотском), в честь З. в древности приносились человеческие жертвы, учрежденные, по преданию, Ликаоном (см.), превращенным за это З. в волка. З. Ликейского молили о прекращении засух. Аркадское предание повествует также о рождении здесь З. и о происхождении первого человека — Пеласга. 5) Афины. Здесь З. почитался то как милостивый (), то как гневный (). На Акрополе был культ З. градоправителя (). Кекроп (см.) основал культ З. Высочайшего (). В исходе зимы в честь З. совершались Диасии, среди лета — Буфонии, или Диополии, с принесением в жертву рабочего вола. 6) Крит. Здесь развился под влиянием Востока целый цикл сказаний о З. в связи с сказаниями о матери богов — Рее. Мнение о рождении З. именно здесь получило перевес над всеми другими локализациями. Его питали пчелы и коза Амальфея. Стражу над ним держали Куреты, заглушавшие крик новорожденного стуком оружия, чтобы его не услыхал Крон. Критская сага говорила даже о смерти З., в подтверждение чего на Крите показывалась его гробница (см. Евгемер). Предположение о смерти божества обще критянам со многими другими древними религиями, в особенности восточными (Осирис, Аттис, Адонис), и отражает в себе периодически повторяющуюся смерть природы от стуж и засух, тогда как рождение соответствует ее весеннему оживанию. Рождение и смерть З. праздновались жрецами, также носившими имя куретов, с соответствующими радостными или печальными обрядами. Форма лика, под которою, по-видимому, первоначально почитался критский З., весьма определенно указывает на Восток. 7) Родос, где был культ З. Атобирия (на горе Атобирий), — финикийского происхождения. 8) Малая Азия. Здесь З. почитали на многих вершинах, в особенности на Фригийской Иде, где был цикл сказаний, подобный критскому. Мать З. называлась здесь Адрастеей и была тождественна с фригийской богиней Великой Матерью — Цибелой (см.). Служители ее, корибанты, напоминают критских куретов. См. Preller, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1887); П. Леонтьев, "О поклонении З. в Древней Греции" (М., 1850).
А. Щукарев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru