Определение слова «Ликург»

Большой энциклопедический словарь:

ЛИКУРГ — легендарный спартанский законодатель (9-8 вв. до н. э.) — которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общественного и государственного устройства (герусии, апеллы) — раздел земель между спартиатами.
ЛИКУРГ (Lykourgos) (9-8 вв. до н. э.) — древнегреческий политический деятель и законодатель, которому традиция приписывала установление основ спартанской конституции. Биографические данные о нем разноречивы и носят легендарный характер. Он принадлежал по рождению к одному из двух правящих домов Спарты. Выступал в роли регента как опекун малолетнего царя, своего племянника. Позднее, из-за интриг врагов, вынужден был покинуть родину. Ликург задумал своим реформы, чтобы прекратить постоянно возникавшие у спартанцев раздоры. По преданию, он предварительно побывал на Крите, где изучил существовавшее там законодательство; версия возникла в эллинской традиции по причине сходства ряда государственных институтов в Спарте и дорийских полисах Крита. Приглашенный согражданами вернуться на родину, Ликург принялся за осуществление давно задуманных реформ. Заранее получив одобрение своих начинаний от пользовавшегося всегреческим почитанием оракула в Дельфах, он с помощью группы вооруженных единомышленников провел демонстрацию устрашения и фактически совершил государственный переворот. Получив в руки всю полноту власти, Ликург радикально изменил прежние порядки. Традиция связывала с его именем целый ряд нововведений, которые на самом деле явились результатом поэтапного реформирования государственного устройства Спарты, завершившегося лишь к середине 6 в. до н. э. "Конституция Ликурга" в своем окончательном виде включала в себя существование наряду с наследственной царской властью совета старейшин (помимо них со временем появились эфоры-"блюстители" — должностные лица с самыми широкими полномочиями) — распределение всей обрабатываемой земли вместе с прикрепленными к ней государственными рабами (илотами) равноценными участками между гражданами полиса, отказ от золота и серебра как денежного эквивалента и введение железной монеты крайне низкой стоимости с целью воспрепятствовать накоплению богатств в частных руках, обязательное участие полноправных граждан (спартиатов) в устраиваемых вскладчину совместных трапезах, единообразная жесткая система воспитания подрастающего поколения в духе беспрекословного подчинения старшим и постоянной боеготовности. Для окончательного упрочения нового спартанского государственного строя Ликург опять апеллировал к Дельфийскому оракулу, и весьма успешно. Отправляясь в Дельфы, законодатель, по преданию, взял с сограждан клятву, что они не изменят его установлений, пока он не вернется домой. Чтобы клятва осталась в силе навсегда, Ликург решил остаться на чужбине. Умер он и был похоронен на Крите. "Конституция Ликурга" обеспечила сплочение гражданского коллектива и одновременно усилила его военную организацию. Вплоть до начала 4 в. до н. э. Спарта отличалась завидной внутренней стабильностью, при которой она могла постоянно претендовать на ведущее положение в эллинском мире.

Большая биографическая энциклопедия:

Ликург
легендарный спартанский законодатель (IX—VIII вв. до н. э.), которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общественного и государственного устройства: герусии (совета старейшин) и апеллы (народного собрания), раздел земель между гражданами-спартиатами.

Большая советская энциклопедия:

Ликург
(Lykrgos)
легендарный спартанский законодатель (9—8 вв. до н. э.) (Древняя Греция). Сведения о жизни Л. разнообразны и противоречивы. Греческие авторы 5—4 вв. до н. э. приписывают Л. создание институтов спартанского общественного и государственного устройства, действительное оформление которых было результатом длительного исторического процесса перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Л. приписывается разделение лаконских земель с прикрепленными к ним илотами на равные участки для спартиатов и более мелкие для периэков, создание совета старейшин (герусии), народные собрания (апеллы), введение общественных трапез, суровых методов воспитания детей и т. д. Под лозунгом восстановления строя Л. проводились в 3 в. до н. э. реформы царей Агиса IV и Клеомена III. В Спарте существовал особый культ Л.
Лит.: Michell Н., Sparta, Camb., 1952.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии: 1) сын царя эдонов во Фракии, воспротивившийся введению культа Диониса. В «Илиаде» (хотя и не причисляющей Диониса к сонму олимпийских богов) сообщается, что Л., прогнавший со своей земли младенца Диониса вместе с кормилицами, был в наказание за это ослеплен Зевсом (Нот. II. VI 130-140). В поздних источниках, восходящих, вероятно, к не сохранившимся афинским трагедиям 5 в. до н. э., сюжет столкновения Л. с Дионисом носит гораздо более трагический характер. У Эсхила (в первой части трилогии «Ликургия») изображалась, судя по фрагментам, встреча Л. с Дионисом в тот момент, когда бог и сопровождавшие его вакханки вторглись во Фракию; Л. отказывался признать бога в женоподобном юноше Дионисе и приказывал взять его вместе со спутницами под стражу в одном из покоев своего дворца. Вскоре, однако, дворец задрожал, как при землетрясении, и плененный бог легко его покинул. По Аполлодору (III, 5, 1), Дионис в отместку за непризнание наслал на Л. безумие: полагая, что он обрубает виноградную лозу, Л. убил топором своего сына Дрианта и изуродовал его тело, после чего к Л. вернулся рассудок. Однако земля, оскверненная пролитием родственной крови, перестала плодоносить и единственным средством вернуть ей плодородие было, по указанию богов, убийство Л. Эдоны отвели его на гору Пангей и связали; по желанию Диониса Л. был брошен на растерзание лошадям. Миф о Л., как и миф о Пенфее, отражает то серьезное сопротивление, которое встречал культ Диониса при распространении на различных территориях Греции; 2) царь Немей, которому пираты продали Гипсипилу (Apollod. Ill 6, 4). в. н. Ярхо.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru