Определение слова «гера»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕРА — в греческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; покровительница брака. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей соответствует римская Юнона.
ГЕРА (Gera) — город в Германии, земля Тюрингия, 128 тыс. жителей (1991). Машиностроение, швейная, резинотехническая промышленность.

Словарь географических названий:

Гера
(Gera), город в земле Тюрингия (на В. Германии), на берегах р. Вейсе-Эльстер (басс. Эльбы). 110 тыс. жителей (2002). Известен с 995 г. Архит. памятники XIII–XVIII вв., в т.ч. дворец Остерштайн (XVII–XVIII вв.). Жел.-дор. узел. Эл.-техн. и радиоэл., швейная, текст., хим. пром-сть; пр-во муз. инструментов.

Большая советская энциклопедия:

I
Гера
в древнегреческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; покровительница брака. Мифы наделяют Г. властностью, жестокостью и ревнивым нравом. В древнеримской мифологии Г. соответствовала Юнона.
II
Гера (Gera)
округ в ГДР. Площадь 4 тыс. км2. Население 737 тыс. человек (1969). Административный центр — г. Гера. Расположен в пределах сильно пересечённой равнины Тюрингенского бассейна (высота 300—500 м); на Ю. заходят отроги Тюрингенского Леса и Франконского Леса (высотой до 792 м). Реки (Заале, Орла, Рода, Вейсе-Эльстер и др.) относятся к бассейну р. Эльба. Климат умеренный. Средняя температура января — 1°С, — 2°С, июля 17°С, 19°С. Осадков 600—700 мм в год. Широколиственные (дуб, бук, граб) и хвойные (ель, пихта, сосна) леса. Месторождения железной руды (у Заальфельда), мрамора, гипса и др. строительных материалов.
Один из старейших индустриальных районов. Ведущее место занимает текстильная промышленность (шерсть и искусственный шёлк) с центрами в гг. Гера и Грейц. Разнообразное машиностроение, главным образом производство изделий оптики и точной механики (заводы «Карл Цейс» и»Шотт» в г. Йена) и электротехнического оборудования. Металлургия (завод в г. Унтервелленборн). Химическая и фармацевтическая (особенно завод «Йенафарм» в Йене) промышленность; стекольно-керамическая (Кала, Хермсдорф), целлюлозно-бумажная предприятия; ГЭС на р. Заале. Основные с.-х. культуры: пшеница, рожь, овёс, ячмень, картофель. Молочное животноводство; свиноводство и птицеводство.
С. Н. Раковский.

Гера.
III
Гера (Gera)
город в ГДР, на р. Вейсе-Эльстер. Административный центр округа Гера. 111,4 тыс. жителей (1969). Узел железных и автодорог. Развиты текстильная промышленность (Г. — старинный центр шерстоткачества) и машиностроение, в том числе станкостроение, электротехника, производство текстильных машин, компрессоров. Имеются предприятия обувной, резиновой, мебельной, пищевой промышленности, фабрика пианино. Горный институт. Г. упоминается в 995. Архитектурные памятники 13—18 вв.

Большой словарь иностранных слов:

[гр.] – в древнегреческой мифологии – царица богов, жена Зевса, покровительница браков и родов; отождествлялась с Юноной

Советская историческая энциклопедия:

(Нra) — в др.-греч. религии и мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; богиня плодородия, покровительница брака; отличалась властностью, жестокостью и ревнивым нравом. У римлян — Юнона.

Толковый словарь Кузнецова:

гера
ГЕРА -ы; ж. [греч. Hra] [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: дочь Кроноса и Реи (Геи) и жена Зевса, почитавшаяся как царица богов; покровительница героев и городов, брака и семейной жизни.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Ее имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом — рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах (Hom. II. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. (Hom. II. XIV 295 след.). Супружество Г. определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. Ill 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.). Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138- 140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону (Hyg. Fab. 166).Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифонпорождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853-859). К древним функциям Г. относится ее помощь женщинам во время родов. Она — мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврчсфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Hom. Н. XIX 95-133) и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жены свою дочь Гебу.Архаичность Г. сказывается также в том, что ее сыном считается Аресодин из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Г. на острове Самоc (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Г. указывает ее эпитет у Гомера (Hom. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) — «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание Г. в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Г. прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Apoll. Rhod. Ill 55-75); в Троянской войне она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трех богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Г. и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Hom. Н. XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Г. и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Г. был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса). В римской мифологии Г. отождествляется с Юноной. Лит.: К1inz A., , Halle, 1933; Pestallozza U., , «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2-3. p. 105-37; Potscher W., Hera und Heros, "Rheinisches Museum"., 1961, Bd 104, № 4; его же, Der Name der Gttin Нега, там же, 1965, Bd 108, № 4.
А. А. Тахо-Годи.
Среди античных скульптур Г.: « Г. Фарнезе» (копия греческого оригинала 5 в. до н.э.). На ряде рельефов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Г. изображена рядом с Зевсом; свадьба Г. и Зевса — на метопе храма Г. в Селинунте. В вазописи — сюжеты мифа о Г. в сценах с Ио, «суде Париса» и др. В европейском изобразительном искусстве Г. появляется главным образом в сценах из мифов о Геракле, Ио и Парисе. Среди других сюжетов: «Юнона украшает перо павлина оком Аргуса» (X. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.), «Юнона просит у Венеры ее пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юпитер и Юнона» (X. Голциус, Аннибале Карраччи, А. Куапель и др.), «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо). Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи», как подательница изобилия — в садовой пластике эпохи барокко. Среди музыкально-драматических произведений 17-19 вв.: «Умиротворенная Юнона» И. И. Фукса и др. оперы, кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини и «Юнона и Паллада» С. Майра.

Словарь личных имен:

Ы, жен. Заимств.
Производные: Герка.
Происхождение: (В античной мифологии: Герабогиня брака и супружеской любви, покровительница женщин.)

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Гера, -ы

Краткий религиозный словарь:

Греческие боги

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

астероид
боги любви и брака
богиня
богиня-мать
брак
георгий
олимпиец
прозелит
царица
юнона

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru