Определение слова «жертва»

Толковый словарь Ушакова:

ЖЕ́РТВА, жертвы, ·жен. (·книж. ).
1. В древних религиях — приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого-что-нибудь в жертву. Человеческие жертвы.
| То же, что жертвоприношение. «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...» Пушкин.
2. Дар, пожертвование на что-нибудь (·устар. ). «Начал подавать им и наш народ, жертвы стекались в определенные места, в редакции журналов...» Достоевский.
3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-чего-нибудь, самопожертвование. Мать готова на всякие жертвы ради ребенка.
4. кого-чего. Человек, подвергшийся чьему-нибудь насилию, злому умыслу, пострадавший от кого-чего-нибудь. Убийца накинулся на свою жертву. Жертвы русского самодержавия. «Виселица со своими жертвами страшно чернела.» Пушкин.
5. чего. Человек, пострадавший или погибший от какого-нибудь несчастия, неудачи. Он стал жертвой обстоятельств. Пожар с человеческими жертвами. Жертва уличного движения. Жертва своей неосторожности.
6. чего. Человек, пострадавший пли погибший во имя чего-либо, вследствие преданности чему-нибудь. Он пал жертвой честного отношения к делу. Вы жертвою пали в борьбе роковой любви беззаветной к народу. Похоронный марш.
Принести жертву чему (·книж.) — перен. делать что-нибудь во имя чего-нибудь. Он принес жертву дружбе, согласившись участвовать в неприятном деле. Принести в жертву что (·книж.) — перен. пожертвовать чем-нибудь. «Все высокие чувства, драгоценные человечеству, были принесены в жертву демону смеха и иронии.» Пушкин.

Толковый словарь Даля:

жертва
ЖЕРТВА ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. || Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; || отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. || Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. Приносить жертву долгу, отечеству, признательности. Отдать или предать что, кого на жертву, дать погибнуть, покинуть в беде, предать. Жертвище ср. идольское требище, капище. Жертвенный, к жертве вообще относящ., для нее предназначенный. || Арх. напрасный, клеветной, обидный. Это поклеп жертвенный. Жертвенная ср. мн. церк. что приносится в жертву. Заклать жертвенная. || ж. комната, место или простор, где совершается жертвоприношенье; жертвище, капище, требище. Жертвенник м. возвышение различного вида, столик, отрезок столба с украшениями, для принесения жертв божеству, по обрядам веры; он же служил иносказательным изображением любви, дружбы, признательности. Жертвенник, церк. жертовник м. в церквах наших, освященный стол на левой стороне алтаря, для приготовленья на нем бескровной жертвы, а по древнему обычаю: место, смежное с алтарем, где принимались просфоры во время проскомидии. Жертвовать что, чем, приносить в жертву, отдать на жертву, не щадить, выдавать кого, что; лишать себя чего добровольно, для пользы других или иных видов. Жертвуя рублем, приобрел тысячи. Жертвуй головою, не жертвуй душою. Жертвую на погорелых двести рублей. Приказано жертвовать на общеполезные заведения, полицейское объявление; Жертвоваться, безличн. быть жертвуему, приноситься в жертву. Жертвованье ср. длит. действ. по глаг. Жертвователь м. жертвовательнища ж. жертвующий. Слова сложные, как: жертвоистязатель, жертвоприношенье, жертвоприимец и пр. понятны по себе.

Словарь эпитетов русского языка:

Бесплодная, бесполезная, бесславная, бесценная, великая, искупительная, кровавая, мученическая, напрасная, невинная, неизбежная, неисчислимые (.кн.), ненужная, неоправданная, несчастная, огромная, очистительная, праведная, пустая, роковая, святая, священная, славная, тщетная.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из старославянского, где было образовано от жръти – "приносить в жертву". Восходит к той основе, что и греческое geras – "почетный дар": ведь жертва является не чем иным, как подношением, даром божеству. См. также жрец.

Толковый словарь Кузнецова:

жертва
ЖЕРТВА -ы; ж.
1. Предмет или живое существо (обычно убиваемое), приносимые в дар божеству по обрядам некоторых религий. Ж. богам. Предназначить кого-л. в жертву. Принести в жертву ягнёнка.
2. Устар. = Жертвоприношение (1 зн.). Совершать жертвы. Приносить жертвы богам.
3. Устар. Дар, добровольное приношение, пожертвование. Отдал всё состояние в жертву беднякам и убогим. Жертвы прихожан на строительство храма.
4. Добровольный отказ от кого-, чего-л. в чью-л. пользу. Готов жизнь отдать в жертву отчизне. Принёс себя в жертву семье, отказавшись от любимого дела. В пятой партии гроссмейстер принёс в жертву коня.
5. Тот, кто пострадал или погиб в результате какого-л. несчастья, стихийного бедствия, злого умысла, рокового стечения обстоятельств и т.п. Жертвы голода. Жертвы блокады. Жертвы войны. Землетрясение повлекло за собой множество человеческих жертв. Невинная ж. Стал жертвой клеветы, судебной ошибки. Ж. собственной опрометчивости. Привык считать себя жертвой чужой зависти.
Пасть жертвой чего. Погибнуть от чего-л. или ради, во имя чего-л. Приносить, предавать, обрекать и т.п. кого-что в жертву кому-чему. Отдавать во власть кому-, чему-л., делать полностью зависимым от кого-, чего-л.
Жертвенный (см.).

Большой юридический словарь:

В криминологии физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно либо косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб; в широком смысле — социальные группы (см. также потерпевший, виктимология).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
жертва, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ЖЕРТВА, ы, ж.
1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). ж. богам.
2. Добровольный отказ от кого-чего-н. в чьюн. пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье.
3. кого-чего. О ком-н. страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пожар с человеческими жертвами. Пасть жертвой в борьбе.
4. То же, что пожертвование (стар.).
| прил. жертвенный, ая, ое (к 1 знач.). Жертвенная кровь.

Грамматический словарь Зализняка:

Жертва, жертвы, жертвы, жертв, жертве, жертвам, жертву, жертвы, жертвой, жертвою, жертвами, жертве, жертвах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., т. е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. в Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии; сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель). После потопа обычай жертвоприношений является уже вполне выработавшимся. Патриархи приносят Ж. при всяком выдающемся случае в своей жизни; но только при Моисее вполне выработана была подробная обрядовая регламентация жертвоприношений. Правила о них изложены в книге Левит; они разделялись на пять родов: 1) Ж. всесожжения (см. Всесожжение). 2) Ж. о грехе, 3) Ж. повинности — за невольные и вольные прегрешения; 4) Ж. мира — в выражение благодарности Богу и 5) Ж. бескровная — состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли. При необычайных событиях Ж. иногда приносились в огромном количестве. Так, Соломон по случаю освящения храма принес в Ж. 22 тыс. волов и 120 тыс. овец. Отличительной особенностью библейских Ж. было то, что в них весьма сложная обрядность не закрывала основной идеи этого установления, получавшей все большее развитие. Во времена пророков прямо уже ставился вопрос о замене символа самой сущностью дела: вместо того чтобы приносить в Ж. животных или плоды земные, требовалось приносить Богу сердце чистое, по принципу, что правда и милостьвыше и благоугоднее Богу, чем кровь и жир баранов и козлов ("Милости хочу, а не жертвы" — господствующий тон пророческих воззрений на этот предмет). В высшем своем значении ветхозаветные Ж. были символом великой Ж. Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха.
В языческих религиях самая идея Ж. подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствует над идеей, а в некоторых культах Ж. получает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, в семитическом культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в Ж. девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты "священных блудниц и блудников" (часто с омерзением упоминаемые в Библии кедешимы и кедошоты). Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических (в первобытные времена их истории). Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками; например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в Ж., во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия. Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Но приводимые факты нисколько не подтверждают этой мысли. Видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама. Более правдоподобия, по-видимому, имеет ссылка на Иеффая, принесшего в Ж. свою дочь; но и эта история излагается в Библии (Суд., XI, 30-40) с такой таинственной неопределенностью, что факт жертвоприношения в ней может подлежать различным толкованиям, и большинство новейших исследователей склоняется к объяснению, что дочь Иеффая была просто посвящена Богу на служение при Скинии. Во всяком случае Моисеев закон ясно запрещает человеческие жертвоприношения (см. Лев., XVIII, 21; XX, 2-5; Второзак., XII, 31; XVIII, 10), как "мерзость" перед Господом.
Ср. Bhr, "Symbolik d. Mos. Cultus"; Mvers, "Opferwesen der Karthager"; Hartung, "Religion der Rmer"; Sykes, "Versuch ber die Natur, Absicht u. d. Ursprung der Opfer" (1778).
А. Л.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru