Определение слова «Пирс»

Большой энциклопедический словарь:

ПИРС (Peirce) Бенджамин (1809-80) — американский математик и астроном. Работы по классификации алгебр, теории матриц, аналитической механике. Сформулировал критерий решения задач теории вероятностей в связи с сериями наблюдений (критерий Пирса). Ввел понятие тензорного произведения двух алгебр. Исследовал кольца Сатурна, составил таблицы движения Нептуна и Луны.
ПИРС (Pierce) Франклин (1804-69) — 14-й президент США (в 1853-57) — от Демократической партии. Правительство Пирса приобрело у Мексики ок. 120 тыс. км2 ее территории (см. Гадсдена договор 1853).
ПИРС (англ. piers, множественное число от pier — столб, мол, пристань) — гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон.

География. Современная энциклопедия:

пирс
Причал (причальная линия ), с обеих сторон которого швартуются, разгружаются и загружаются морские суда. Пирс, к которому можно пришвартоваться только с одной стороны, называется молом (вторая его сторона защищает порт от волн открытого моря ).

Архитектурный словарь:

Выдвинутое от берега в воду причальное сооружение для двусторонней швартовки судов.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большой словарь иностранных слов:

[англ. pier] – мор. выступ причальной линии, сооружение для причала судов

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Pearse), Патрик Генри (10.XI.1879 — 3.V.1916) — ирл. демократ, поэт и драматург. Один из видных деятелей Гэльской лиги. Автор поэм и прозаич. произв. (писал преим. на гэльском яз.), в к-рых выражал глубокое сочувствие трудящимся массам. Был в дружеских отношениях с пролет. лидером Дж. Конноли. Участвуя в нац.-освободит. движении, пришел к выводу о необходимости вооруж. борьбы за независимость Ирландии и социальных преобразований. В 1913 — один из организаторов подразделений ирл. волонтеров; входил в состав их исполнительного к-та. В 1914 вступил в тайную орг-цию Ирландское республиканское братство. Один из руководителей Ирландского восстания 1916, глава Врем. пр-ва провозглашенной повстанцами 24 апр. Ирландской республики. Расстрелян англичанами.
=====
Лит.: Колпаков А. Д., Ирландия — остров мятежный, М., 1965, с. 23-29; Le Roux L., Patrick H. Pearse, Dublin, 1932.
=====
Л. И. Гольман. Москва.
2.
(Pierce), Франклин (23.XI.1804 — 8.X.1869) — гос. деятель США. Окончил колледж в шт. Мэн (1824), занимался адвокатской практикой. В 1827 примкнул к Демократич. партии. В 1833-37 — чл. конгресса США, в 1837-42 — сенатор. В 1853-57 — президент США. Проводил политику в интересах рабовладельцев. В 1854 подписал Канзас-Небраска билль. П. выступал за аннексию Кубы, поддержал авантюриста У. Уокера, предпринимавшего экспедиции в Центр. Америку (Никарагуа) для создания там рабовладельч. пр-ва. Под давлением пр-ва П. Мексика вынуждена была продать США в 1853 область между реками Рио-Гранде и Колорадо, к югу от р. Хила (см. Гадсдена договор 1853).
=====
Лит.: Захарова M. Н., Нар. движение в США против рабства. 1831-1860, М., 1965; Nichols R. F., Franklin Pierce, Phil., 1931.

Толковый словарь Кузнецова:

ПИРС -а; м. [англ. piers (мн.)] Мор. Двусторонний причал, выдающийся в акваторию порта и предназначенный для швартовки судов с двух сторон.

Малый академический словарь:

-а, м. мор.
Двусторонний причал, расположенный перпендикулярно или под углом к берегу.
[англ. piers (мн. ч.)]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пирс, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПИРС, а, м. Портовое причальное сооружение для швартовки судов с двух сторон.

Новейший философский словарь:

ПИРС (Реirсе) Чарльз Сандерс (1839-1914) — американский философ, логик, математик, «отец научной философии США». Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877). Ввел в философию понятие «прагматизм»также и «прагматицизм», что не привилось) как обозначение нового философского направления. Основные сочинения: «Как сделать наши мысли ясными» (1878), «Фиксация веры» (1877), «Исследования по логике» (1883) и др. В 1931-1958 было издано 8-томное собрание сочинений П. Познание, по мнению П., неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П. вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный. Демонстрируя ненадежность трех первых, П. постулирует, что единственным корректным методом в этом контексте правомерно считать научный. П. отметил, что любое научное верование уязвимо для критики (»фаллибельно») — нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению. Приближение к истине, по П., — это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов. Эволюция же науки являет собой «кумулятивно-конвергирующий» процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей «кумуляцией» уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру. Традиционные типы рассуждения П. подразделил на: дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как «абдукция» (попытка синтезировать первую и вторую по схеме: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истинно, то С естественно; 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно). В соответствии со своей трехзвенной схемой «индукция — дедукция — абдукция», П. подразделил основные категории на три фундаментальных класса, «модуса бытия» или «Идеи»: «первичности» (firstness), «вторичности» (secondness) и «тре-тичности» (thirdness). «Первичность» у П. — понятие бытия или существования, не зависимого ни от чего другого, чистое присутствие феномена», свободное от апплицированных концептуальных схем. Встреча свободно играющего творческого духа с действительностью порождает самые разнообразные «качества в возможности», «идеальные проекты» реальности, некие чистые формы. «Вторичность» — факт сам по себе как данность (»весомо, грубо, зримо»), воспринимаемый и понимаемый исключительно через «отношение к»: факт, осуществляющий экспансию в реальности в состоянии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью. Свободной игре духа противодействует «сопротивление действительности», устойчивость и постоянство наших восприятий. «Третичность» же, согласно П., — это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочивающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества. Трактуя их в совокупности как динамические фундаментальные характеристики объекта (»phaneron»), П. вводит в оборот понятие «фанероско-пия», занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания. Космология П. базировалась на его убеждении, что «все стремится обрести привычное устройство» вопреки капризам природы. Данное положение конституировалось в принцип «тихизма» (греч. tyche — случай). Принцип «синехизма» (греч. syneches — непрерывный) П. выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению «законов-привычек». Эволюцию же Вселенной, развитие вещей, становление их субординаций П. объяснял принципом «агапизма» (греч. agape — любовь). Человеческое мышление П. полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знакмышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык — публичен по сути своей. Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент). Триади-ческая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П. П. подразделил знаки на: «qualisign» (знак сам по себезнак, обозначающий какое-то качество); «signsign» (могущий выступать репрезентантом всякого объекта); «legisign» (знакмаркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию). Трактуя взаимоотношения знака и объекта, который он репрезентирует, П. увидел следующие варианты их отношений: знак как иконический образ (например, рисунок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга). Связка «знактолкователь (интерпретатор)» может выглядеть как «Rheme» (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом — А есть красное); «Dicisign» (субъект указывает на явление или предмет, предикат же — на качество); «Argument» (любой силлогизм — ряд «Dicisign», следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П., через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, т.е. может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов. Последние же — потенциально сводимы к возможным действиям. По утверждению П., «мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета» (»принцип П.» или «прагматическая максима»). Речь не шла о одномерном редуцировании истины к «полезности». Истина (как «согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых», или «вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели») обрела у П. качество «совершаемости». Прагматистски окрашенное неприятие П. субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклассического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания. П., видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий: «Небольшая книга Лобачевского «Геометрические исследования» отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона». В целом теория П. оказалась достаточно эвристичной и результировалась позднее в облике самых разнообразных методологий деятельности.

Новая философская энциклопедия:

ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс (10 сентября 1839, Кембридж, США – 19 апреля 1914, Милфорд, США) – американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, основоположник прагматизма [ПРАГМАТИЗМ]. Родился в семье Бенжамина Пирса, известного американского математика. Окончил Гарвардский университет по специальности «химия» (1859), работал в Гарвардской обсерватории, затем в Американском управлении береговых и геодезических служб (1861). Преподавал в университете Джона Хопкинса (1879–84). С 1877 – член Американской академии наук и искусств.
Краеугольный камень философии Пирса – «фанероскопия» (от греч. «фанерон» – явление, видимость): учение о трех фундаментальных уровнях бытия и познания, выражаемых в категориях «Первичность» (Firstness), «Вторичность» (Secondness) и «Третичность» (Thirdness). На уровне «Первичности» встреча свободно играющего творческого духа с действительностью создает потенциально бесконечное многообразие «качеств в возможности», идеальных «префектов реальности», или чистых форм. «Вторичность»уровень существования вещей: свободная игра духа ограничивается «сопротивлением действительности», устойчивостью и постоянством восприятий, вынуждающих конструировать мир как множественность индивидуальных объектов и их отношений. «Возможные качества» актуализируются, приобретают эмпирическое содержание и вместе с тем относительность, изменяемость, подвижность; столкнувшись со своей ограниченностью, дух не смиряется с ней, а стремится ее преодолеть, достичь полного и абсолютного понимания мира как разумного и гармонического целого. С этим стремлением связана «Третичность» – уровень «подлинной реальности», универсалий (законов, сущностей). «Реальное существование» в философии Пирса – это результат вмешательства духа в целостную и непрерывную стихию бытия, «вырезание» из этого универсума вещей с их связями и отношениями, установление общих законов их строения и функционирования. «Внесение разума» в иррациональную действительность осуществляется в практическом опыте субъекта, позволяющем устанавливать условия верификации суждений, рационализирующих мир и тем самым сообщающих ему статус «реальности».
«Феноменология духа» Пирса двойственна: с одной стороны, она следует традиции средневекового «реализма», утверждая реальность универсалий, с другой стороны, она признает реальное существование познаваемого мира (универсума, индивидуальных объектов, отношений), независимое от познающего духа. Эта двойственность – не формальное противоречие, ее можно рассматривать как антиномию-проблему, тезис которой (реальность предшествует познанию) и антитезис (реальность возникает в процессе познания, конструируется в нем) выражает диалектику субъект-объектного отношения. Решение данной антиномии Пирс искал в анализе познавательной практики субъекта, преувеличение которой вело к прагматизму. Теория познания Пирса отвергает принцип, согласно которому знание может быть сведено к некоторому «базису» или «фундаменту», будь то ощущения и восприятия познающего субъекта или же априорные конструкции интеллекта. Альтернативой «фундаментализму» Пирс считал следующий принцип, сформулированный им в статье «Как сделать наши идеи ясными» (1878): понятие об объекте достигается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом (принцип Пирса). Значение термина – это совокупность условий практической проверки всех высказываний, в которых этот термин является логическим подлежащим. Поскольку множество таких высказываний в принципе бесконечно, то значение может быть определено только частично, неполно, а наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественных наук, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.
Теория значения, предложенная Пирсом, получила название «прагматистской», хотя прагматизм как философская концепция был скорее развит последователем Пирса У.Джеймсом [ДЖЕЙМС]. Сам Пирс акцентировал прагматистскую установку только по отношению к проблемам логической семантики и научного метода, тогда как в трактовке понятия истины мотивы прагматизма в его философии соседствуют с реалистическими и неокантианскими идеями.
Пирс признавал важность категории истины для теории познания, считая, что истина – это «согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых». Этот идеальный предел недостижим в любом конечном исследовании, абсолютная реальность выступает «регулятивной идеей», истинность же любого данного результата научного исследования устанавливается коллективом ученых. Т.о., «научное сообщество» выступает для Пирса как идеал социальной коммуникации (впоследствии эта идея была развита К.Поппером, Для которого «научное сообщество» явилось идеальным прототипом «открытого общества»). Истинным ученые признают то, относительно чего в настоящее время у них нет достаточно веских сомнений. Сама природа содержит в себе гарант нахождения верного путиметод научного исследования. Поэтому методология науки выступает для Пирса как теоретическая основа философской гносеологии. Стержень методологии науки – принцип «фоллибилизма»: приближение к истине возможно только через непрерывное исправление ошибок, улучшение результатов, выдвижение все более совершенных гипотез. В постоянном применении этого принципа – оправдание индукции как метода научного исследования. В трактовке научного метода Пирс резко расходился с инструментализмом, критиковал крайности релятивизма, эволюция науки трактовалась Пирсом как «кумулятивно-конвергирующий» процесс, проходящий две стадии: формирования общей структуры отношений между исследуемыми явлениями и кумуляции уточнений параметров и их численных значений, входящих в уравнения, описывающие эту структуру.
В своих космологических воззрениях Пирс исходил из принципа эволюции Вселенной, движущей силой которой является стремление к совершенству. Он отвергал механистический детерминизм, отводя «творчеству случайности» большую роль в космическом процессе. Закономерность, господствующая в мире, является вторичной, производной от случая: случайностьпроявление свободы, благодаря которой существуют разнообразие и плюрализм (доктрина «тихизма»). Но развитие Вселенной осуществляется как переход от хаоса случайностей к упорядоченной закономерности, в которой проявляется торжество духа и разума (доктрина «синехизма»). Дух не только рационализирует мир, но также вносит в него любовь и гармонию, неотделимую от творческой свободы (доктрина «агапизма»). Высшее воплощение духа – Бог, к которому человек обращен всеми своими духовными качествами – чувством совершенства, любовью и верой. Рациональные доказательства бытия Бога невозможны и бесполезны, в поведении человека всегда есть рационально непознаваемый остаток, направляемый верой.
Сочинения:
1. The Collected Papers of Charles Sanders Peirce, vols. I–VI. Cambr. (Mass.), 1931–1935;
2. vols. VII–VIII. Cambr. (Mass.), 1958;
3. Charles S. Peirce’s Letters to Lady Welby. New Haven, 1953;
4. Как сделать наши идеи ясными. – «ВФ», 1996, № 12;
5. Закрепление верований. – Там же.
Литература:
1. Мельвиль Ю.К. Философия Ч.С.Пирса. М., 1964;
2. Boler J.F. Charles Peirce and Scholastic Realism. Seattle, 1963;
3. Gallie W.B. Peirce and Pragmatism. . ., 1966;
4. Studies in the Philosophy of Ch. S.Peirse. Cambr. (Mass.), 1952;
5. Goudge Th.A. The Thought of Ch. S.Peirse. N. Y, 1969;
6. Rescher N. Peirce’s Philosophy of Science: Critical Studies in his Theory of Introduction and Scientific Method. Notre Dame–L., 1978;
7. Rcilly P.E. Charles Peirce’s Theory of Scientific Method. N. Y., 1970;
8. Feibleman J.K. An Introduction to Peirce’s Philosophy Interpreted as a System. Cambr. (Mass.), 1969;
9. Fann K.T. Peirce’s Theory of Abduction. The Hague, 1970;
10. Almeder R. The Philosophy of Charles S.Peirce: A Critical Introduction. Oxf., 1980;
11. Ayer A.J. The Origins of Pragmatism. Studies in the Philosophy of Ch. S.Peirce and W.James. L., 1968.
B.H.Порус
Пирс был родоначальником нескольких направлений в науке: он один из создателей математической логики, создатель семиотики, один из пионеров философии прагматизма. Ему принадлежат также фундаментальные исследования по геодезии, исследования по философии истории, психологии и методологии и истории науки, важные результаты и идеи в алгебре и нестандартном анализе.
Пирс оказал весьма существенное влияние на становление новой логической науки, использующей математические методы формализации языка рассуждений. Так, он расширил (по сравнению с аристотелевской традицией, рассматривавшей фактически лишь одноместные предикаты) язык логики, введя в рассмотрение многоместные отношения. Т.о., он является создателем теории отношений и, соответственно, логики предикатов. Последнее обстоятельство стало возможным благодаря введению индивидных переменных (в 1870) и кванторов, что было сделано Пирсом и его учениками. С 1878 по 1883 он преподавал логику в университете Джона Хопкинса в Балтиморе и в 1883 опубликовал собрание своих работ и работ своих учеников по логике, содержащее развитую теорию логики предикатов, что, несомненно, повлияло на «Principia Mathematica» Б.Рассела [РАССЕЛ] и ..Уайтхеда. В 1890-х гг. он разработал графическую форму логики – экзистенциальные графы, которые были первым в истории логики вариантом натурального построения логических исчислений. Пирс хотел погрузить топологию в логику, но вместо решения этой проблемы создал логический синтаксис с топологически анализируемыми свойствами. Система логики Пирса состояла из трех частей – «альфа», «бета» и «гамма». Подсистема «альфа» являлась логикой высказываний, подсистема «бета» – логикой предикатов первого порядка без функциональных символов, а подсистема «гамма» была формализацией модальной логики с кванторами и логики предикатов высших порядков. Гарвардский философ Д.Ройс ознакомился с системой «гамма» по лекциям и рукописям Пирса. Об этом он сообщил К.И.Льюису; т.о., идеи Пирса повлияли на формулирование Льюисом известных систем модальной логики.
Изучая природу силлогизма, Пирс пришел к заключению, что существуют три вида логических выводов различной природы – абдукция, индукция и дедукция. Эти выводы, согласно Пирсу, суть различные стадии научного познания мира. Абдукция есть первая стадия рассмотрения гипотезы, индукция есть проверка гипотезы посредством опыта, а дедукция есть вывод с использованием выдвинутой гипотезы. Пирс создал оригинальную философскую систему, содержащую характеризацию природы науки, основания математики, феноменологию, нормативные науки (эстетику, этику и логику) и метафизику. Он подчеркивал важность связи между эстетикой, этикой и логикой как нормативными дисциплинами. Кембриджские лекции Пирса (1903), в которых он развил свое учение о нормативных науках, стали наиболее точным выражением пирсовского понимания прагматизма.
Литература:
1. Peirce and Contemporary Thought Philosophical Inquiries, ed. by K.L.Ketner. N. Y., 1995;
2. Burch R.W. A Peircean Reduction Thesis. – The Foundations of Topological Logic. Texas, 1991;
3. Eisele C. Studies in the Scientific and Mathematical Philosophy of Charles S.Peirce. The Hague–P.–N. Y., 1979;
4. A Comprehensive Bibliography of Published Works of С S.Peirce with a Bibliography of Secondary Studies, ed. by K.L.Ktetner. Ohio, 1986.
В.К.Финн

Грамматический словарь Зализняка:

Пирс, пирсы, пирса, пирсов, пирсу, пирсам, пирс, пирсы, пирсом, пирсами, пирсе, пирсах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru