Определение слова «РАССЕЛ»

Большой энциклопедический словарь:

РАССЕЛ (Russell) Бертран (18 мая 1872 — Треллек, Уэльс — 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс) — английский философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).Жизнь и трудыУчился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была "Германская социал-демократия" (1896; русский перевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства) — но впоследствии вместе со своим коллегой Д. Э. Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии. После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900) — где впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "Принципы математики" (1903) — но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-13) — созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914) — "Исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948). В 1920-21 посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. Рассел — автор широко известной "Истории западной философии" (1945; русский перевод 1959) и трехтомной "Автобиографии" (1967-69). Рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 совместно с А. Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958). Сохранился огромный рукописный архив Рассела. Предмет философииВ произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, — способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой. Основные понятия онтологии и теории познанияРассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов) — а также универсалий (то есть свойств и отношений) — но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания — "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то") — которые "логически суть собственные имена". Математические и семантические парадоксыЗанимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил
его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 в. теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец"). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения. Логический атомизмРассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика — австрийского философа Людвига Витгенштейна — и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии. Философия сознанияВ книге "Анализ сознания" (1920) Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма. Сочинения:Человеческое познание. Его сферы и границы. М., 1957. Почему я не христианин. М., 1987.On Education. London,1926.An Outline of Philosophy. London,1927.The Analysis of Matter. London,1927.My Philosophical Development. London,1959. Литература:Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела. Л., 1991.Ayer A. J. Russell. London, 1977.Grayling A. C. Russell. Oxford, 1996. А. Ф. Грязнов
РАССЕЛ (Russell) Бертран (1872-1970) — английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма. Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Автор (совместно с А. Уайтхедом) основополагающего труда по математической логике — "Основания математики" (т. 1-3, 1910-13). Один из инициаторов Пагуошского движения. Нобелевская премия по литературе (1950).
РАССЕЛ (Russell) Уильям (Билл) (р. 1934) — американский спортсмен и тренер (баскетбол). Один из лучших центровых в истории Национальной баскетбольной ассоциации (НБА). Чемпион Олимпийских игр (1956) в составе сборной США. В 1956-68 выступал в составе команды "Бостон Селтикс". 5 раз назывался "самым полезным игроком" НБА (1958, 1961-63, 1965). Первый чернокожий спортсмен, занявший пост тренера в профессиональном спорте США; в 1966-68 — играющий тренер "Бостон Селтикс".

Большая советская энциклопедия:

I
Рассел (Russell)
Бертран (18.5.1872, Треллек, Уэльс, — 2.2.1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910—16 профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; был профессором различных университетов Великобритании и США. С 1908 член Лондонского королевского общества. В 1919 посетил Советскую Россию. В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения Неогегельянством в его английской версии Р. перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда — к Неореализму. В 20—30-х гг., сблизившись с Неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь чувственных данных, трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», которая усматривала в понятиях «дух» и «материя» логические конструкции из чувственных данных. В 40—50-х гг. Р. обращается к идеям Д. Юма; он допускает существование «фактов», которые, в отличие от «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.
Философская эволюция Р. соответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Р. эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а в дальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем.
Р. был создателем концепции логического атомизма, основоположником логического анализа философии (См. Логического анализа философия).
Разработка философских вопросов математики занимает большое место в его работах. Открытый Р. один из Парадоксов теории множеств (т. н. парадокс Р.) привёл его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств (См. Аксиоматическая теория множеств) (см. также Типов теория) и к последующей попытке сведения математики к логике. В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде «Principia Mathematica» (1910—13) Р. систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики (см. Логицизм). Р. принадлежит также оригинальная теория дескрипций (См. Дескрипция).
По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Р., лежат инстинкты, страсти. Р. утверждал, что из совокупности факторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный и установить объективные исторические законы. В этике и политике Р. придерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали, противопоставляя ей мораль «науки свободного разума». Особенностью этической и общественно-политической позиции Р. являлась активная борьба против фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике. Р. — один из инициаторов Пагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование. Нобелевская премия по литературе (1950).
Соч.: Scientific method in philosophy, Oxf., 1914; Our knowledge of the external world..., Chi. — L., 1915; Principles of social reconstruction, L., 1916; The problems of philosophy, L., [1920]; The analysis of mind, N. Y. — L., 1924; Religion and science, N. Y., 1935; Power: a new social analysis, N. Y., [1938]; Philosophy and politics, L., 1947; Introduction to mathematical philosophy, L., 1953; The analysis of matter, N. Y. — L., [1954]: Logic and knowledge, L., 1956; Mysticism and logic, N. Y., 1957; My philosophical development, N. Y., 1959; Fact and fiction, L., 1961; An inquiry into meaning and truth, L., [1967]; The autobiography of Bertrand Russell, v. 1—3, L., 1967—69; в рус. пер. — Германская социал-демократия, СПБ, 1906; Проблемы философии, СПБ, 1914; Воздействие науки на общество, М., 1952; Человеческое познание. Его сфера и границы, М., 1957; Почему я не христианин, М., 1958; История западной философии, М., 1959.
Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, гл. 13; Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1962; Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Нарский И. С., Помогаев а Е. Ф., Бертран Рассел — философ и гуманист, «Вопросы философии», 1972, № 6; Богомолов А. С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973, гл. 5; The philosophy of Bertrand Russell, ed. by P. A. Schilpp, L., 1952; Bertrand Russell, philosopher of the century. Essays in his honour, ed. by R. Schoenman, L., 1967.
И. С. Нарский.

Б. Рассел.
II
Рассел (Russel)
Джон (18.8.1792, Лондон, — 28.5.1878, Пемброк-Лодж, Суррей), английский государственный деятель, лидер вигов (См. Виги). С 1813 член парламента. Занимал важные государственные посты: министра внутренних дел (1835—39), министра по делам колоний (1839—41), премьер-министра (1846—52 и 1865—66), министра иностранных дел (1852—53 и 1859—65). В 1861 получил титул графа. Выразитель интересов аристократической олигархии, Р. в своей практической деятельности придерживался гибкой политической линии, предусматривавшей определённые уступки промышленной буржуазии и проведение умеренных реформ. Способствовал сговору английского правительства с буржуазной верхушкой ирландского национального движения (Личфилдхаусское соглашение 1835), применяя в то же время репрессии по отношению к его революционному крылу (Исключительный закон для Ирландии 1847, подавление ирландского восстания 1848); был вдохновителем полицейских мер против чартистов в 1848. Р. стремился к усилению колониальной экспансии. Отстаивал агрессивные цели в восточном конфликте, приведшем к Крымской войне 1853—56 (См. Крымская война 1853-56). Во время Гражданской войны в США 1861—65 оказывал под флагом нейтралитета всемерную поддержку рабовладельцам Юга. Р. — автор нескольких исторических и биографических работ.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8—15, 21 (см. Указат. имен); Tilby A. W., Lord J. Russel, L., 1930.
Л. И. Гольман.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Russell), Бертран (р. 18.V.1872) — англ. математик, философ, социолог и обществ. деятель. Учился в Кембриджском ун-те (1890-94). С 1910 (с перерывами) — проф. этого ун-та. С 1908 — чл. Королев. об-ва. С 1913 — чл. Фабианского об-ва. Р. — один из создателей математич. логики ("Principia mathematica", v. 1-3, Camb., 1910-1913; написана совместно с А. Уайтхедом). В философии Р. представляет логический позитивизм, одно из направлений неопозитивизма. Взгляды Р. развивались от объективного идеализма Платона и Гегеля к субъективному идеализму и скептицизму. В области социологии Р. исходит из того, что побуждения людей, сами по себе не истинные и не ложные, стихийны и коренятся в их природе. Поскольку история общества, по Р., цепь столкновений отд. людей, движимых инстинктивными побуждениями, строгая закономерность в ней отсутствует. В своей практич. обществ. деятельности Р. с позиций бурж. либерализма и гуманизма систематически защищает индивидуальные свободы; он убежденный атеист. В 1-ю мировую войну Р. выступал против всеобщей воинской повинности в Англии, был приговорен к 6 месяцам тюрьмы (1918). В 1919 Р. посетил Сов. Россию, в 1920-1921 — Китай. После 2-й мировой войны Р. — решит. противник атомной войны, неоднократно выступал за разоружение и мирное сосуществование; один из инициаторов. Пагуошского движения (см. Пагуошские конференции). Выступает с осуждением агрессивных действий США во Вьетнаме. Р. — лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1950).
=====
Соч.: Roads to freedom. Socialism, anarchism and syndicalism, L., (1918); The practice and theory of Bolshevism, Camb., 1920; Icarus or the future of science..., L., 1924; New hopes for a changing world, L., 1951; Authority and individual, L., 1947; Common sense and nuclear warfare, L., 1959; Has man a future?, L., 1964; Unarmed victory, L., 1963; War crimes in Vietnam, L., (1967); в рус. пер. — Герм. социал-демократия, СПБ, 1906; Воздействие науки на общество, М., 1952; Человеческое познание. Его сфера и границы, М., 1957; Почему я не христианин, М., 1958.
=====
Лит.: Wood A., В. Russel, the passionate sceptic, L., 1957; Барский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1962.
2.
(Russell), Джон (18.VIII.1792 — 28.V.1878) — англ. гос. деятель, лидер вигов. С 1813 — чл. парламента, занимал важные гос. посты: министр внутр. дел 1835-39, секретарь по делам колоний (1839-41), премьер-министр (1846-52), мин. иностр. дел (1852-53 и 1859-65), премьер-мин. (1865-66). В 1861 получил титул графа. Выразитель интересов аристократич. олигархии Р. был в то же время сторонником гибкой политики, уступок пром. буржуазии и умеренных реформ. Приложил много усилий, чтобы придать парламентской реформе 1832 антидемократич. характер. Способствовал сговору англ. пр-ва с бурж. верхушкой ирл. нац. движения (Личфилдхаусское соглашение 1835), прибегая в то же время к суровым репрессиям по отношению к его революц. крылу (Исключительный закон для Ирландии 1847, подавление ирл. восстания 1848); был вдохновителем полицейских мер против чартистов в 1848. Р. стремился к усилению колон, экспансии (один из организаторов "опиумных" войн против Китая и др. колонизаторских актов). Отстаивал агрессивные цели в вост. конфликте, приведшем к Крымской войне 1853-56. Во время гражд. войны в США 1861-65 оказывал под флагом нейтралитета всемерную поддержку рабовладельцам Юга. Для Р. как политика характерны показной либерализм, прикрытие реакц. устремлений демагогич. обещаниями, склонность к высокопарному фразерству. Р. — автор нескольких исторических и биографич. работ, издатель писем Т. Мора, Ч. Дж. Фокса и воспоминаний о них.
=====
Соч.: An essay on the history of the English government and constitution, L., 1823; The later correspondence of lord John Rssel, v. 1-2, L., 1925.
=====
Лит.: Маркс К., Лорд Джон Рассел, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 11; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8-15, 21 (см. Указат. имен); Tilby A. W. Lord J. Rssel, L., 1930.
=====
Л. И. Гольман. Москва.

Новейший философский словарь:

РАССЕЛ (Russell) Бертран, лорд (1872-1970) — британский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. Нобелевская премия по литературе (1950). Главные произведения: «Опыт обоснования геометрии» (1898), «Принципы математики» (1903), «Философские очерки» (1910), «Проблемы философии» (1912), «Сущность религии» (1912), «Научный метод в философии» (1914), «Наше познание внешнего мира как поле действия научного метода в философии» (1914), «Принципы социальной реконструкции» (1916), «Религия и церковь» (1916), «Политические идеалы» (1917), «Введение к математической философии» (1918), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918), «Наука и искусство при социализме» (1919), «Практика и теория большевизма» (1920), «Анализ духа» (1921), «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Анализ мышления» (1924), «Анализ материи» (1927), «Воспитание и цивилизация» (1934), «Власть» (1938), «Исследование значения и истины» (1943), «История западной философии» (1946), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1948), «Власть и личность» (1949), «Пружины человеческой деятельности» (1952), «Введение в математическую философию» (1953), «Словарь по вопросам теории познания, материи и морали» (1953), «Логика и знание» (1956), «Мистицизм и логика» (1957), «Надежды в изменяющемся мире» (1957), «Мое философское развитие» (1959), «Здравый смысл и ядерная война» (1960), «Автобиография» (1962), «Победа без оружия» (1963) и др. В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. По сути, точка зрения Р. на философию может быть сведена к мысли о том, что философские изыски, осуществляемые вне контекста наличного научного знания, бесплодны. Философское воображение необходимо должно быть сопряжено с массивом понятий науки: собственную концепцию Р. в 1959 осмысливал как итог исследований в русле психологии, математической логики, физиологии и физики. По Р., изучение логики становится главным в изучении философии: она дает метод исследования философии, математика же дает метод физике. Начальный фазис процесса становления Р. как мыслителя, совершившего в определенном плане подлинно революционный переворот в философской проблематике 20 ст., правомерно связывать с его знакомством с инструментарием математической логики Пеано. «Логический атомизм» Р. фундировался на логике математических исчислений и подходах эмпиризма радикального толка. Описывая стандартизированные формы корректного мышления, логика, по мнению Р., проясняет процесс трансформации атомарных мыслительных посылок (»логических атомов», описывающих некие факты, фиксирующих некие качества и постулирующих некие взаимосвязи) в комплексные. В центре внимания Р. постоянно находились проблемы интеллектуальных пределов эмпиризма и вопросы доминирующих ценностей процесса познания. Признавая, что эмпиризм — всего лишь наиболее приемлемая парадигма из комплекса в целом неадекватных моделей миропостижения, Р. непрестанно подчеркивал, что пафос теоретических реконструкций массива того, что принято обозначать как «слова», заключается в осмыслении того, что «от них отлично». Предметом философии выступает, таким образом, логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. Логический атомизм призван создать на базе атомарных фактов научную картину мироустроения, сопряженную с логически совершенным, идеальным языком. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Р. перешел к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и Уайтхеда — к неореализму. В 1920-1930-х, сблизившись с неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь «чувственных данных», трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», согласно которой истолковывал понятия «дух» и «материя» как логические конструкции из «чувственных данных». «Нейтральный монизм» Р. предполагал, что в основании всего сущего лежит не материя, а «нейтральный материал», в котором материя стала больше похожа на разум, разум же стал больше похож на материю. Элементы «нейтрального материала» — «нейтральные единства» — организуются (согласно «различным типам отношений») разными путями, выступая в одних случаях предметом физики, в других — предметом психологии. (По Р., чувственные данные различных предметов и являют собой «дух» наблюдателя, чувственные же данные предмета или явления, наблюдаемые множеством людей, — демонстрируют недоказуемую реальность материального мира). В период 1940-1950-х Р. обращается к идеям Юма: он допускает существование «фактов» — независимых от субъекта чувственных констелляций (ранее названных им «сенсибилиями»), которые, в отличие от элементов «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира. Философской эволюции Р. соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Р. эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, но в дальнейшем Р. вновь признавал самостоятельное значение философских проблем, существующих на «ничейной земле» между повседневным опытом, наукой и религией. (Р. была присуща убежденность в значимости эмпиризма как основания гносеологии вкупе с тезисом о том, что логика является сущностью философии). Концепция «знания-знакомства» у Р. предполагала принятие версии о том, что чувственные данные и универсалии даются познающему субъекту непосредственно в опыте. Объекты же, постигаемые индивидом в границах опыта, выступают у Р. также и в ипостаси определенных онтологических единиц. Проблема трансформации индивидуального опыта познающего субъекта в элемент общезначимого, универсального естественно-научного знания решалась Р. в контексте идеи об особой важности «принципов недемонстративного вывода» как неявных, завуалированных элементов структуры такого знания. Большое место в его трудах занимала разработка философских вопросов математики. Открытый Р. один из парадоксов теории множества (т.наз. парадокс Р.) привел его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике. В написанном в соавторстве с Уайтхедом трехтомном труде «Principia Mathematica» (1910, 1912, 1913) Р. систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Р. верил в то, что «вполне возможно создать такую математическую логику, которая не ведет к противоречиям». (Как и Фреге, Р. был убежден в объективном существовании математических объектов). Рассматривая в качестве основного элемента мира «платоновские идеи» или «универсалии» с присущей им характеристикой «вневременного бытия», Р. утверждал: «Мир универсалий может быть описан как мир бытия, неизменный, строгий, точный, увлекательный для математика, творца метафизических систем и для всех, возлюбивших совершенство больше жизни». Анализ парадоксов теории множеств и логической семантики Р. связывал со своей теорией дескрипций. В общих чертах рассуждения Р. опровергли ряд значимых оснований логики классов Фреге. Сформулировав юмористический парафраз собственной логической антиномии: «Деревенский брадобрей бреет всех, кто не бреется сам» (ср. античную версию «Критянин Эпименид говорит, что все критяне — лжецы»), Р. имел в виду следующий парадокс (в изложении Д. Реале и Д. Антисери): Положим, что множество, не содержащее себя как элемент, есть нормальное множество (все вместе книги на столе не есть книга). Даже если все обычные множества нормальны, нельзя исключить, что существует множество ненормальное. Например, множество всех множеств — тоже множество, хотя и ненормальное. Образуем множество из всех нормальных множеств (М) и спросим: нормально ли оно? Предположим, что М содержит само себя как элемент. Значит, оно нормально, и как нормальное множество не может быть частью себя самого. Тогда предположим, что М не содержит само себя. Тогда оно по определению нормально, но вместе со всеми нормальными множествами это множество должно включать в себя М как элемент. Значит, М должно иметь в качестве элемента себя само. И в одном и в другом случае — противоречие. Согласно Р., лишь небрежности словоупотребления порождают логические антиномии. Веруя в наличие уникального мира математических сущностей, Р. приложил значимые усилия в дело разработки системы нормативных предписаний лингвистического характера (взаимоувязывавших жестко заданным образом субъекты мира, с одной стороны, и предикаты, приписываемые им, с другой) для элиминации антиномий из сферы интеллектуального творчества людей. По социологическим взглядам Р. был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Р., лежат их инстинкты и страсти. «Стремление к власти и любовь к власти — главные мотивы происходящих изменений в обществе.., только любовь к власти является причиной деятельности, которая важна для общественной сферы и дает возможность правильно истолковать античную и новую историю». Р. утверждал, что из совокупности ряда факторов, определяющих исторические изменения, невозможно выделить главный и выявить объективные исторические законы. Данное убеждение Р. основывалось на его убежденности в неприложимости индукции к процедурам обобщения значительной совокупности явлений. Хотя внешне кажется возможным получение универсальных суждений (гипотез и теорий) через организацию данных соответствующих экспериментов, заданных частными утверждениями, на деле же, ввиду бесконечного множества последних, это неосуществимо. Р. подчеркивал, что «никогда не принимал какой-либо общей схемы исторического развития, подобно схеме Гегеля и Маркса». По Р., «диалектика — одна из самых причудливых фантазий, заимствованных Марксом у Гегеля». В этике и политике Р. придерживался позиции либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности государством. Он отрицательно относился к христианству. Особенностью этической и общественно-политической позиции Р. явилась активная борьба против фашизма и большевизма (»Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм»), непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике, отсутствие страха перед социальными установлениями традиционалистского типа (»Брак и мораль», книга при жизни Р. переиздавалась более 10 раз). Р. заключался под стражу, его несколько раз судили, лишили кафедры в City College в Нью-Йорке, философ был четырежды женат, но все эти жизненные испытания не усмирили его демистификаторский дух. Р. неоднократно подчеркивал обскурантизм и догматизм морали христианства (»Почему я не христианин?», 1927), собственную приверженность ценностям сексуального раскрепощения людей. Р. — один из инициаторов Пагуошского движения и соавтор «Манифеста Рассела — Эйнштейна». Рукописный архив Р. находится в университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио, Канада), где выпускается периодическое издание «Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives». В редакторских замечаниях к мемориальному сборнику «Бертран Рассел — философ века» (1967) отмечалось, что вклад Р. в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru