Определение слова «ИВАНОВ-РАЗУМНИК»

Большой энциклопедический словарь:

ИВАНОВ-РАЗУМНИК (наст. имя Разумник Васильевич Иванов) (1878-1946) — русский писатель, критик, публицист, историк литературы. Идеи "неонародничества" в публицистических и литературно-критических работах. Книги: "История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в." (1907) — "О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов" (1908) — "Творчество и критика" (1912) — "Александр Блок. Андрей Белый" (1919) и др. В 1933-39 подвергался репрессиям. В воспоминаниях "Тюрьмы и ссылки" (опубликованы в 1953) — картины большевистского террора.

Большая биографическая энциклопедия:

(псевдоним Разумника Васильевича Иванова) [1878—] — литературовед и социолог. Род. в Тифлисе, в дворянской семье. Учился в 1 петербургской гимназии, а затем на математическом факультете СПб. университета. За участие в студенческой демонстрации в 1901 был арестован, в 1902 — выслан из Петербурга. Печататься начал в 1904 в "Русской мысли" (статья о Н. К. Михайловском), затем писал в "Русском богатстве", "Русских ведомостях" и др. органах. Двухтомная "История русской общественной мысли" И.-Р. [1906] пользовалась в свое время большой популярностью. После революции 1917 И.-Р. вместе с Белым и С. Мстиславским редактирует сборники "Скифы" [1918], помещая в них статьи в духе левоэсеровского народничества. В них И.-Р. воздает восторженную хвалу "первым подлинно народным поэтам нашим — Есенину, Орешину и особенно Клюеву, равно избегшим опасностей военного шовинизма и революционного азарта". Только их голос громко прозвучал в "грохоте громов" великой революции, к-рую так усердно стараются сделать малой все "мещане от обывательщины и от социализма". Уже в первой своей книге И.-Р. полностью раскрывает свое философское credo и свой критический метод. Собственную философскую систему И.-Р. называет имманентным субъективизмом, под углом зрения которого он и рассматривает историю русской общественной мысли. В 20—30-х гг., по его мнению, доминирует мистическая теория прогресса, в 40-х — позитивная теория прогресса, в 50-х — имманентный субъективизм (Герцен), в 60-х — вульгаризация имманентного субъективизма, утилитаризм и вырождение в нигилизме, в 70-х — наблюдается возврат к имманентному субъективизму (Лавров и Михайловский), затемвозрождение позитивной теории прогресса, достигающей апогея в русском марксизме 90-х гг., в 900-х гг. — мистическая теория прогресса — и в следующие годы XX в. — новый возврат к имманентному субъективизму. В основе своей последний сводится к отрицанию объективной целесообразности, объективного смысла жизни, к утверждению субъективной целесообразности, к признанию, что субъективной целью, а значит и самоцелью, является человек. Цель жизни — в настоящем, в осуществлении полноты бытия, в большем включении в свою жизнь таких ценностей, как правда-ощущение, правда-красота, правда-справедливость и правда-истина. Из желания полноты бытия вытекает активное отношение к жизни. Возражая против неправильного толкования термина "субъективный метод", И.-Р. заявляет: "Субъективизм — не метод и не прием, а доктрина, вполне определенное социологическое воззрение, и не только социологическое, но и гносеологическое, и психологическое, и этическое; субъективизм есть этико-социологический индивидуализм" ("История русской общественной мысли"). А в другом месте: "Мировоззрение имманентного субъективизма является бодрым, активным, жизненным, субъективно-осмысливающим жизнь человека и жизнь человечества" (О смысле жизни, СПб., 1910).
Теория имманентного субъективизма не нуждается в опровержении с марксистской точки зрения, т. к. марксизм подверг достаточно разрушительной критике ее философское основание. Как признает и сам И.-Р., "в основе имманентного субъективизма должна лежать теория познания имманентной философии, какой является трансцендентальный идеализм Канта и эмпириокритицизм Авенариуса и в узком смысле "имманентная школа" Шуппе, Шуберт-Зольдерна и др." (О смысле жизни, стр. 283). В области социологии И.-Р. утверждает категории справедливости, возможности, телеологизма. Возражая "объективистам" и, в особенности, марксистам, И.-Р. не может понять сути спора, сводящейся не к отрицанию субъективной деятельности, а к тому, как относятся субъективные стремления данного социолога к объективному ходу общественного развития. Он не может понять, что для марксиста этого отрицания нет, т. к. субъективные устремления обусловливаются объективными.
Свои философские и социологические воззрения И.-Р. переносит и в историю русской литературы и в критику. История русской общественной мысли есть история интеллигенции. "Философия истории русской интеллигенции есть в то же время отчасти и философия русской литературы". Содержанием философии русской литературы является борьба интеллигенции с мещанством. Что такое мещанство? "Определяя возможно широко сущность этического мещанства, мы скажем, что мещанство — это узость, плоскость и безличность, узость формы, плоскость содержания и безличность духа; иначе говоря, не имея определенного содержания, мещанство характеризуется своим вполне определенным отношением к какому бы то ни было содержанию: самое глубокое оно делает самым плоским, самое широкое — самым узким, резко-индивидуальное и яркое — безличным и тусклым... Мещанство — это трафаретность, символ веры мещанства и его заветнейшее стремление — это "быть, как все"; мещанство как группа есть поэтому та "сплоченная посредственность", к-рая всюду и всегда составляла толпу, доминирующую в жизни..." (История русской общественной мысли, т. I, стр. 15—16). Мещанство — это сила, противоположная интеллигенции, это та среда, в борьбе с которой проходил процесс развития русской интеллигенции. "Интеллигенция есть этически — антимещанская, социологически — внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности" (там же, т. I, стр. 10). Борьба этих внесословных и внеклассовых групп во имя этического индивидуализма, отличающегося и от ультраиндивидуализма и от антииндивидуализма, составляет содержание русской общественной мысли, русской литературы, русской интеллигенции.
Недостаточная четкость термина "интеллигенция", непонимание неизменно классового генезиса этой общественной прослойки, игнорирование ее классовой многосоставности лишило И.-Р. возможности правильно понять историю русской общественности. Она предстала в изображении И.-Р. не как результат идеологической борьбы определенных социальных группировок, а как следствие философской эволюции замкнутой в себе группы интеллигентов. Более того, рассматривая историю русской общественной мысли, смешивая ее с историей русской литературы, И.-Р. утверждает отрыв истории идей от истории людей, мыслей от их реальных носителей — классов и классовых групп, совершает процесс "идеологизации истории". Само понятие интеллигенции и мещанства как групп внесословных и внеклассовых ненаучно и не имеет никаких оснований в действительной истории, оно есть результат идеологизирующего историка, оперирующего мыслями как самостоятельными сущностями, имеющего своей исходной философской позицией субъективный идеализм.
Пользуясь широкой популярностью среди мелкобуржуазных слоев, настроенных оппозиционно в предреволюционное время, примыкая к партии левых эсеров, заявляя о том, что он всегда находился в оппозиции, но оппозиции слева, он после революции остался тем же субъективным идеалистом, со своей теорией внеклассовой и внесословной русской интеллигенции (Русская литература, Берлин, 1923, стр. 401), остался идеологом мелкой буржуазии, идеологом мещанства.
И.-Р. принадлежит ряд статей и книг по истории русской литературы; он писал о Герцене, Белинском, Л. Толстом, Пушкине, Белом, Блоке и др. Научную ценность этих историко-литературных работ И.-Р. нельзя признать значительной. Несмотря на ряд остроумных догадок (статья о композиции "Евгения Онегина") и правильных диагнозов ("Калиф на час" — статья о Куприне), литературоведческая продукция И.-Р. обесценена отсутствием метода. Широковещательная патетика не в силах скрыть от читателя эклектического существа его оценок. Для И.-Р. главная задача критики — в определении "пафоса" философии (чаще всего бессознательной) художника. Критика неотделима от того произведения, которому посвящена, она созвучна с ним. Всякая критика есть творчество, и критик пользуется поэтому теми же привилегиями, что и художник. Само собой разумеется, что этот путь имманентного субъективизма пресекал И.-Р. возможность пользоваться объективным методом научной критики.
Библиография: I. История русской общественной мысли, 2 тт., СПб., 1907; То же, вып. VIII, изд. "Колос", П., 1918 (изд. не закончено); То же, изд. 6-е, Берлин, 1923; Русская литература XX в., изд. "Колос", П., 1920; О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов, СПб., 1908 (изд. 2-е, 1910); Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции, СПб., 1908 (изд. 2-е, "Об интеллигенции", СПб., 1910); Великие искания, изд. "Прометей", СПб., 1911; Литература и общественность, изд. 2-е, "Прометей", СПб., 1911 (изд. 1-е, 1910); Творчество и критика, изд. "Прометей", СПб., 1912; То же, изд. "Колос", П., 1922; Лев Толстой, изд. "Прометей", СПб., 1913; Пушкин и Белинский, изд. "Прометей", П., 1916; Перед грозой, Статьи 1916—1917, изд. "Колос", П., 1923; Год революции, Статьи 1917—1918, П., 1918; Александр Блок, Андрей Белый, Сб. статей, изд. "Алконост", П., 1919; А. И. Герцен, Сб. статей, изд. "Колос", П., 1920; Заветное, Статьи о культурной традиции: Черная Россия, Статьи 1912—1913; Вечные пути, Статьи 1913—1914, изд. "Эпоха", 1922; Скифское, Статьи о духовном максимализме: Иго войны, Статьи 1914—1917: Две России, Статьи 1917—1918, изд. "Эпоха", 1922; Салтыков-Щедрин, "Фед.", М., 1930. Под ред. и с комментариями И.-Р. выходили: Избр. сочин. Белинского, 3 тт., СПб., 1909 (изд. 2-е, 1913; изд. 3-е, 1918—1919); Серия "Историко-литературная биб-ка", изд. Стасюлевича (Державин, Жуковский, Пушкин и др.); Сочин. Салтыкова-Щедрина, Гиз, 1926—1928; Вершины (А. Блок и А. Белый), изд. "Колос", П., 1923; Книга о Белинском, изд. "Мысль", П., 1923.
II. Плеханов Г. В., Идеология мещанина нашего времени, Собр. сочин., т. XIV, Гиз, М., 1925 (по поводу "истории русск. обществ, мысли"; ответ И.-Р. см. в сб. "Лит-pa и общественность); Волжский, Новая книга о русской интеллигенции, "Русская мысль", 1907, VI; Луначарский А. В., Мещанство и индивидуализм, сб. "Очерки философии коллективизма", СПб., 1909; Исаков Е., Новое мировоззрение (по поводу книги "О смысле жизни"), "Русская мысль", 1909, VI; Ефимов Н., Своеобразие русской литературы, Одесса, 1919; Троцкий Л. Д., Освобождение слова, в сб. "Лит-ра и революция", Гиз, М., 1923 (изд. 2-е, М., 1924).
III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
М. Добрынин.
{Лит. энц.}

Иванов-Разумник
(Разумник Васильевич Иванов). Род. 1878, ум. 1946. Писатель, публицист, критик, историк литературы. Исследовал творчество А. Блока, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. Сологуба, А. Андреева и др. Автор книг "История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в." (1907), "О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов" (1908), "Творчество и критика" (1912), "Александр Блок. Андрей Белый" (1919), воспоминания "Тюрьмы и ссылки" (опубл. 1953). Репрессирован (1933—39).

Словарь по культурологии:

Разумник Васильевич Ивнов-Разумник (наст. фамилия Ивнов) (1878—1946)
критик, лит-вед, культуролог и социолог. Окончил мат. фак-т С.-Петербург. ун-та. Печатался с 1904. Осн. предмет научных исследований — история рус. обществ. мысли, лит-ры и критики 19—нач. 20 в. Гл. труд И.-Р. — “История рус. обществ. мысли” — был написан в к. 1900-х гг. Выражение “обществ. мысль” И.-Р. употребляет в значении, близком совр. значению слова “культура”.
Историю рус. культуры И.-Р. рассматривал как историю рус. интеллигенции — “антимещанской, социологически – внесословной, внеклассовой преемственной группы”, занимающейся созданием “новых форм и идеалов и их активным претворением в жизнь”. Исследуя жизнь рус. интеллигенции, И.-Р. выделил в ней “два великих раскола” — между славянофилами и западниками (1 пол. 19 в.) и более глубокий раскол между народниками и марксистами (2 пол. 19 в.), — имеющих и философское, и социально-полит. значение. Народники и марксисты по-разному понимают роль личности в истории; для первых важен конкр. человек, для вторых — человеч. группа. Критикуя марксистов, И.-Р. отмечал их “твердокаменную ортодоксальность”, “ужасающую плоскость мысли”, склонность к упрощению и неумение понимать сущность вопросов; подчеркивал значение личной жизни человека и указывал на ограниченность существующих теорий прогресса (“позитивной” и “мистической”), не учитывающих субъективных человеческих целей.
Для подхода И.-Р. к лит-ре характерно стремление показать место каждого произведения в широком культурном контексте, раскрыть “вечные ценности” и выраженный в них мир души человека. И.-Р. выявлял в первую очередь филос. смысл произведений рус. писателей и критиков (Белинского, Достоевского, Л. Андреева, Ф. Сологуба, Блока, А. Белого (см. Белый), Пришвина, Ремизова и др.) и показывал связь худож. произведений с миропониманием и мирочувствованием автора (отношение к Богу, природе, человеку и его идеям). И.-Р. проводил типологию художников по способу ответа на филос. вопрос о смысле жизни.
В 1917 И.-Р. выступил с циклом статей, предупреждая об опасности, к-рую несет диктатура партии большевиков, стремящейся к осуществлению мировой революции. После октябрьского переворота И.-Р. занимался преимущественно лит-ведческими исследованиями и издал книги о творчестве Блока, Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина.
В 1941, оказавшись на территории, оккупированной немцами, И,-Р. эмигрировал в Германию, где опубликовал несколько работ с критикой советского режима и переиздал нек-рые свои дореволюционные сочинения.
В СССР в послевоенный период труды И.-Р. не печатались и не исследовались.
Соч.: Соч. Т. 1—5. СПб., 1911—16; История рус. обществ. мысли. Индивидуализм и мещанство в рус. литре и жизни XIX века. Т. 1—2. СПб., 1907; О смысле жизни: Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1908; Что такое “махаевщина”? К вопросу об интеллигенции. СПб., 1908; Год революции: Статьи 1917 года. Пг., 1918; А. Блок, А. Белый. Пг., 1919; А.И. Герцен. 1870-1920. Пг., 1920; Что такое интеллигенция. Берлин, 1920; Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951; Рус. лит-ра XX века (1890-1915). Пг., 1920; Заветное. О культурной традиции. Ст. 1912—13 гг. Пг., 1922; Книга о Белинском. Пг., 1923; Перед грозой. 1916-1917. Пг., 1923; М.Е. Салтыков-Щедрин. Ч. 1. М., 1930.
Лит.: Кранихфельд В. Лит. отклики // Совр. мир. СПб., 1908, № 2. Отд. 2; Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. СПб., 1909; Плеханов Г.В. Идеология мещанина нашего времени // Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. Т. 5. ML, 1958; Он же. [Рец. на кн.:] Иванов-Разумник. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов// Плеханов Г.В. Соч. Т. 17. М., 1925; Горький и рус. журналистика начала XX века: Неизданная переписка. М., 1988; Dobringer E. Der Literaturkritiker R.V. Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Skythentums. Munch., 1991.
Б. В. Кондаков.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Новая философская энциклопедия:

ИВАНОВ-РАЗУМНИК (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов; псевдонимы: Р.Новосельский, В.Холмский, Скиф, Тугарин, Ипполит Удушьев, Р.Корсаков) [13 (25) декабря 1878, Тифлис – 9 июня 1946, Мюнхен]русский историк общественной мысли, литературный критик, публицист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета (1897–1902), одновременно посещал лекции на историко-филологическом факультете, занимаясь в семинаре у профессора А.С.Лаппо-Данилевского. Активно участвовал в революционном движении, неоднократно арестовывался, солидаризовался с партией эсеров. Сотрудничал в радикальных и либеральных общественно-политических изданиях: газ. «Трудовая Россия», «Знамя труда», «Дело народа», «Земля и воля», журн. «Русская мысль», «Заветы», «Наш путь» и др. Иванов-Разумникидеолог «неонародничества». Главные постулаты его «философии смыслотворчества»: антимещанство, этический индивидуализм и социализм, трактуемые не в марксистском, а в народническом духе. Свою мировоззренческую систему, центральное место в которой отведено ценностям свободной личности и благу народа, называл «имманентным субъективизмом». Исторический процесс в России представлен у него дихотомией оппозиционных «общественных групп»: интеллигенции и мещанства. Выдвинул концепцию основополагающей роли интеллигенции в жизни русского общества, отвергнутую позже веховцами. Основатель и лидер литературной группы «Скифы» (1917–18), идеи которой повлияли на становление идеологии евразийства [ЕВРАЗИЙСТВО]. Организатор Вольной философской ассоциации («Вольфила», 1919–24), где возглавлял культурно-философский и литературный отделы. В духовном максимализме, катастрофизме и динамизме «скифства» видел возможность преодоления кризиса гуманизма западной культуры. Приветствовал Октябрьскую революцию как первый этап на пути к чаемой им духовной революции, обновлению культуры и настоящему освобождению человечества, которое не удалось христианству. С кон. 1920-х гг. отстранен от активной литературной и общественной жизни. В 1933–39 арестовывался и находился в ссылке. С 1941 попал в зону немецкой оккупации, в 1942–43 содержался в лагере для перемещенных лиц. Остаток жизни провел в Германии. Одним из первых зафиксировал и осудил в печати большевистский террор 1920–30 гг.
Сочинения:
1. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни 19 в., т. 1–2. СПб., 1906;
2. О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. СПб., 1908;
3. Литература и общественность, СПб., 1910;
4. Русская литература 20 века (1890–1915). Пг., 1920;
5. Что такое интеллигенция, Берлин, 1920;
6. Заветное. О культурной традиции. Пг., 1922;
7. Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951;
8. Тюрьмы и ссылки. Нью-Йорк, 1953.
Литература:
1.  Переписка А.Блока с Ивановым-Разумником. Вступ. статья, публ. и комм. А.В.Лаврова. – «Литературное наследие», 1981, т. 92, кн. 2;
2. Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. СПб., 1996;
3. Hoffman St. Scythian Theory and Literature. – Art, Society, Revolution: Russia. 1917–1921. Stokh., 1979;
4. Dobringer E. Der Literaturkritiker R.V.Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Scythentums. Mnch., 1991.
Архивы:
1. РГАЛИ, ф. 1782;
2. ИРЛИ, ф. 79, ф. 377;
3. ГПБ, ф. 124, 211, 326, 634, 1000, 1029;
4. РГБ, ф. 109, 135, 167, 251, 356, 358, 369, 371, 386, 453, 633.
Ю.В.Синеокая

Социологический словарь:

Иванов-Разумник (псевд.; наст. фамилия Иванов) Разумник Васильевич (1878-1946) — критик, литературовед, культуролог и социолог. Окончил математический факультет С.-Петербург, унниверситета. Печатался с 1904. Основной предмет научных исследований — история русской общественной мысли, литературы и критики 19-нач. 20 в. Главный труд Иванова-Разумника — "История русской общественной мысли" — был написан в к. 1900-х гг.
Выражение "общественная мысль" Иванов-Разумник употребляет в значении, близком современному значению слова "культура". Историю русской культуры Иванов-Разумник рассматривал как историю русской интеллигенции — "антимещанской, социологически — внесословной, внеклассовой преемственной группы", занимающейся созданием "новых форм и идеалов и их активным претворением в жизнь".
Исследуя жизнь рус. интеллигенции, Иванов-Разумник выделил в ней "два великих раскола" — между славянофилами и западниками (1 пол. 19 в.) и более глубокий раскол между народниками и марксистами (2 пол. 19 в.), — имеющих и философское, и социально-политическое значение. Народники и марксисты по-разному понимают роль личности в истории; для первых важен конкретный человек, для вторых — человечечская группа. Критикуя марксистов, Иванов-Разумник отмечал их "твердокаменную ортодоксальность", "ужасающую плоскость мысли", склонность к упрощению и неумение понимать сущность вопросов; подчеркивал значение личной жизни человека и указывал на ограниченность существующих теорий прогресса ("позитивной" и "мистической"), не учитывающих субъективных человеческих целей. Для подхода Иванова-Разумника к литературе характерно стремление показать место каждого произведения в широком культурном контексте, раскрыть "вечные ценности" и выраженный в них мир души человека.
Иванов-Разумник выявлял в первую очередь философский смысл произведений русских писателей и критиков (Белинского, Достоевского, Л. Андреева, Ф. Сологуба, Блока, А. Белого, Пришвина, Ремизова и др.) и показывал связь художественных произведений с миропониманием и мирочувствованием автора (отношение к Богу, природе, человеку и его идеям). Иванов-Разумник проводил типологию художников по способу ответа на философский вопрос о смысле жизни. В 1917 Иванов-Разумник выступил с циклом статей, предупреждая об опасности, которую несет диктатура партии большевиков, стремящейся к осуществлению мировой революции. После октябрьского переворота Иванов-Разумник занимался преимущественно литературоведческими исследованиями и издал книги о творчестве Блока, Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина. В 1941, оказавшись на территории, оккупированной немцами, Иванов-Разумник эмигрировал в Германию, где опубликовал несколько работ с критикой советского режима и переиздал некоторые свои дореволюционные сочинения. В СССР в послевоенный период труды Иванова-Разумника не печатались и не исследовались.
Соч.: Соч. Т. 1-5. СПб., 1911-16; История рус. обществ. мысли. Индивидуализм и мещанство в рус. литре и жизни XIX века. Т. 1-2. СПб., 1907; О смысле жизни: Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1908; Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции. СПб., 1908; Год революции: Статьи 1917 года. Пг., 1918; А. Блок, А. Белый. Пг., 1919; А.И. Герцен. 1870-1920. Пг., 1920; Что такое интеллигенция. Берлин, 1920; Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951; Рус. лит-ра XX века (1890-1915). Пг., 1920; Заветное. О культурной традиции. Ст. 1912-13 гг. Пг., 1922; Книга о Белинском. Пг., 1923; Перед грозой. 1916-1917. Пг., 1923; М.Е. Салтыков-Щедрин. Ч. 1. М., 1930.Лит.: Кранихфельд В. Лит. отклики // Совр. мир. СПб., 1908, © 2. Отд. 2; Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. СПб., 1909; Плеханов Г.В. Идеология мещанина нашего времени // Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. Т. 5. ML, 1958; Он же. [Рец. на кн.:] Иванов-Разумник. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов// Плеханов Г.В. Соч. Т. 17. М., 1925; Горький и рус. журналистика начала XX века: Неизданная переписка. М., 1988; Dobringer E. Der Literaturkritiker R.V. Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Skythentums. Munch., 1991.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru