Определение слова «возрождение»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
возрождение
I ср.
Архитектурный стиль эпохи Ренессанса, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.
II ср.
Эпоха расцвета, подъёма в развитии науки и искусства какой-либо страны.
III ср.
1. Процесс действия по гл. возрождать, возрождаться 1., 2.
2. Результат такого действия.
2.
Возрождение ср.
Период в культурном, идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после эпохи Средневековья, характеризующийся антифеодальной направленностью, гуманистическим мировоззрением, расцветом наук, искусства, обращением к античному культурному наследию; Ренессанс.

Толковый словарь Ушакова:

ВОЗРОЖДЕ́НИЕ, возрождения, мн. нет, ср. (·книж. ).
1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. «Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны.» Ленин.
2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; ·книж. ). Возрождение к жизни.
II. ВОЗРОЖДЕ́НИЕ (В прописное), Возрождения, мн. нет, ср. (перевод ·франц. Renaissance) (·ист. ). Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в 15 — 16 ·вв., сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культуре. Эпоха Возрождения.

Большой энциклопедический словарь:

"ВОЗРОЖДЕНИЕ" — 1) русское периодическое издание, Лондон: еженедельная газета (1926-35) — еженедельник (1936-40). Редактор П. Б. Струве, ведущий литературный критик — В. Ф. Ходасевич (с 1927). 2) Русский литературно-политический журнал, "орган русской национальной мысли", 1949-74, Париж. Среди редакторов — И. И. Тхоржевский, С. П. Мельгунов, С. С. Оболенский.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.) — переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм) — обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности — передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды — интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605-15) Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511) — эссе Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.) — были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия) — астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира) — анатомии (Везалий).

Архитектурный словарь:

См. Ренессанс.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
Эпоха Возрождения, или Ренессанс
(франц. re — вновь, naissance — рождение) — общественно-политическое и культурное движение (началось в Италии в XIV в., в других странах Зап. Европы в — XV-XVI вв.); основное идейное содержание Возрождения составил гуманизм. Отбрасывая гнёт католической церковной мистики и схоластической науки средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее светское мировоззрение, создала образцы реалистического искусства, предметом которого стали реальный мир, живая человеческая личность. Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях перспективы и анатомии. Эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству Др. Греции и Рима. В период раннего Возрождения — КВАРТОЧЕНТО (по-итальянски — пятнадцатое столетие) — зодчие Италии создают произведения, отличающиеся жизнерадостным характером. Разумные и светлые представления о мире кладутся в основу архитектурного образа как церковных, так и светских зданий, создаётся новый тип светского здания — палаццо (дворец). В Петербурге в стиле Возрождения построены здания министерства государственных имуществ (ныне институт ВАСХНИЛ) (арх. Н.Е. Ефимов, 1853) на Исаакиевской пл.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь по культурологии:

(Ренессанс)
(фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.
см. статью Ренессанс.

Толковый словарь Даля:

возрождение
См. возрождать

Толковый словарь Кузнецова:

возрождение
ВОЗРОЖДЕНИЕ -я; ср.
1. Возобновление прекратившегося существования чего-л.; подъём после периода упадка, разрушения. Хозяйственное в. страны. В. искусства.
2. [с прописной буквы] Период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы 14 — 16 вв., характеризующийся обращением к гуманистическому мировоззрению, идеалам красоты и гармонии античной культуры; Ренессанс. Эпоха Возрождения.

Толковый словарь Ожегова:

ВОЗРОЖДЕНИЕ, я, ср.
1. см. возродить, ся.
2. Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье).

Новейший философский словарь:

ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) — термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. — 14-16 вв. Термин «В.» впервые встречается у итальянского историка искусства Дж. Вазари (16 в.). Наиболее разностороннее и последовательное развитие идеология В. получила в трудах Николая Кузанского, Л. Баллы, Дж. Пико делла Ми-рандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампа-неллы, Макиавелли (в Италии), М. Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), Эразма Роттердамского (в Голландии) и др. Идейными источниками философии В. являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также средневековые ереси (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я. Гус), отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей В. содействовали также научные открытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции 16 в., происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия, главным итогом которой считаются переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии В. опиралось на идеологию гуманизма — мировоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гуманизм нес в себе огромный потенциал светскости и рационализма, открывающих путь научному знанию. Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места В. имеет проблема отношения к античной и средневековой культурам. Если по отношению к первой утвердилась мысль о необходимости восстановить преемственность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв. Решительное наступление против схоластики начал уже Петрарка, выступивший против ее формально-логического метода, ее сосредоточенности лишь на метафизических вопросах бытия, предпочтения естествознания гуманитарным дисциплинам. Потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства. На первый план выдвигались этика как «наука жизни», а также философия, риторика, педагогика, история. В роли духовного авторитета выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневековье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрованном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиции; от византийских ученых они заимствовали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, что в значительной степени определило и внекон-фессиональное отношение гуманистов к христианству, противопоставивших позиции богословов широкую трактовку единства христианской и языческой культуры, предполагавшей не реставрацию язычества, а множественность источников истины, нравственную пользу античных сочинений, универсальный характер христианской религии. Христианство получает истолкование в качестве всеобщей этической нормы, завершающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры. Мыслители В. стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма — Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую — Карда-но, Николай Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, что целое — Вселенная — отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке, высшем совершенстве природы). Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувственность представали как важнейший, первый шаг в процессе познания, далее выделялись следующие ступени — рассудок, разум и дух (или интуиция у Николая Кузанского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Николай Кузанский, Помпонани, Галилей) обосновывались права человеческого разума на самостоятельное исследование, при этом ограничивались сфера влияния церковной догматики. Эпоха В. была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда — напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. В политической мысли В. можно выделить два основных направления — республиканское, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитета (Э.Ла Боэси, М. Монтень, И. Альтузий), и абсолютистское, обосновывавшее необходимость сильной монархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден). В «гражданском гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности, основанной на подчинении частных интересов граждан общему благу; с другой стороны, подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности, наилучшим образом обеспечивая нравственное совершенствование отдельных граждан и общества в целом. В решении этико-политических вопросов в античной традиции приоритет отдавался Аристотелю и Цицерону. В эпоху В. появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены основные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная теория подражания — мимесиса. Для того, чтобы найти объективные критерии прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику как основу пропорций, — такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело, Л.Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. «Подражание природе» сочеталось с культом античного художественного наследия. Однако в основе широкого возрождения классики лежало стремление не к имитации, а к обновлению, построению новой культуры. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ).

Топонимический словарь:

Краснозаводск

Грамматический словарь Зализняка:

Возрождение, возрождения, возрождения, возрождений, возрождению, возрождениям, возрождение, возрождения, возрождением, возрождениями, возрождении, возрождениях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru