Определение слова «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ»

Толковый словарь Ефремовой:

целесообразность ж.
Отвлеч. сущ. по прил. целесообразный

Толковый словарь Ушакова:

ЦЕЛЕСООБРА́ЗНОСТЬ, целесообразности, мн. нет, ·жен. ·отвлеч. сущ. к целесообразный. Целесообразность действий.

Большой энциклопедический словарь:

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ — соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. Понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (т. е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт).

Биологический энциклопедический словарь:

В живой природе, приспособленность организмов к условиям существования и согласованность работы разл. органов в целостном организме. Ц. строения и функций организмов — одна из классич. проблем естеств. истории, интересовавшая ещё др.-греч. учёных и философов (Аристотель и др.). Ламаркизм и другие смыкающиеся с ним идеалистич. и метафизич. теории, подменяли объяснение Ц. в природе постулированием якобы присущей организмам изначальной способности приспособительно реагировать на изменения внеш. условил. Материалистич. решение проблемы Ц. в природе было дано Ч. Дарвином (1859): Ц.— результат действия естественного отбора. Дарвин подчеркнул относительность Ц., т. к. в принципе возможны более совершенные приспособления к данным условиям, чем достигнутые.
См. телеология.

Малый академический словарь:

целесообразность
-и, ж.
Свойство по знач. прил. целесообразный.
Никогда до тех пор я не представлял себе целесообразности всего, что происходит в природе, всей сложности и совершенства каждого листка, цветка, корня или семени. Паустовский, Золотая роза.
||
Приспособленность организмов к условиям существования в природе или их отдельных органов к выполнению присущей им функции.
Целесообразность в строении и жизнедеятельности организмов.

Словарь антонимов русского языка:

РАЗУМНЫЙ — НЕРАЗУМНЫЙ
Разумное поведение — неразумное поведение. Разумные ограничения — неразумные ограничения.
Любые распоряжения, разумные и неразумные, одинаково встречались в штыки. И. Грекова. Кафедра.
В знач. сущ. ср. р. Жизнь есть только вечное движение от неразумного к разумному. ... Жизнь человека в том, чтобы приводить неразумное в своей жизни к разумному Л. Толстой. Дневник, 29 мая 1893.
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ — НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ
Целесообразно — нецелесообразно
целесообразность — нецелесообразность
Целесообразные действия — нецелесообразные действия.
Разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки. ... Имеется в виду, что инстинктивная деятельность всегда целесообразна и естественна. А. и Б. Стругацкие. Пикник на обочине.
Пока считал целесообразным атаковать, готов был хоть две собственные жизни за один день отдать, а раз считал, что это нецелесообразно, не хотел отдавать ничьей жизни — ни своей, ни чужой. К. Симонов. Солдатами не рождаются.
Ср. Разумный — безумный

РАЗУМНЫЙ — БЕЗУМНЫЙ
[Наташа] только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Л. Толстой. Война и мир.
Ср. Разумныйнеразумный

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
целесообразность, -и

Новая философская энциклопедия:

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬсоответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой – как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т.е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Генетически понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего процесс труда (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека – законы внешнего мира, природы (см.: Ленин В.И. ПСС, т. 29, с. 171). В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о целесообразности, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего целесообразность как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии [ТЕЛЕОЛОГИЯ], извращенно представляющей целесообразность. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности. Научная интерпретация этой проблемы стала возможной лишь в рамках мышления, выявляющего объективное значение целесообразности.
При исследовании форм целесообразности как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической целесообразности, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая целесообразность объяснялась обращением к материальным причинам. Особое значение имела здесь теория эволюции Дарвина, в которой органическая целесообразность представала как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической целесообразности.
С позиций системно-структурного детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической целесообразности, т.е. представление об известной направленности (и в этом смысле целесообразности) морфофизиологической реакции – наследственных изменений, метаболических, термодинамических и прочих процессов в живых системах. Эта направленность процессов, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции – статистически.
Новые аспекты проблемы органической целесообразности раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход – т.н. целевой, ориентирующий исследование на анализ отношения целесообразности, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип целесообразности, т.е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый т.о. целевой подход может широко применяться в исследовании не только таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.
Литература:
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20;
2. Фролов И.Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971;
3. Он же. Жизнь и познание. М., 1981, гл. 2;
4. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1988;
5. Dobzhansky Т. Determinism and Indeterminism in Biological Evolution. – Philosophical Problems in Biology. N. Y., 1966;
6. Rosenblueth ., Wiener ., Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology. – Purpose in Nature. Englewood Cliffs, 1966.
И.Т.Фролов

Социологический словарь:

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ — англ. expediency /advisability; нем. Zweckma?igkeit. 1. Соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель к-рого представляется в качестве цели. 2. В широком смысле — объективная характеристика систем, достигающих заранее заданного результата. 3. В кибернетике — сохранение и достижение заданных параметров системы при помощи обратной связи, где расхождение между заданным и фактическим состоянием является причиной изменений, ведущих к нужному результату. 4. В биологии — относительная приспособленность строения и функций организма к условиям существования. Проявляется Ц. на всех уровнях организации биол. систем.

Грамматический словарь Зализняка:

Целесообразность, целесообразности, целесообразности, целесообразностей, целесообразности, целесообразностям, целесообразность, целесообразности, целесообразностью, целесообразностями, целесообразности, целесообразностях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru