Определение слова «телеология»

Толковый словарь Ефремовой:

телеология ж.
Философская концепция, согласно которой всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённого Богом или природой.

Толковый словарь Ушакова:

ТЕЛЕОЛО́ГИЯ, телеологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. telos — конец, цель и logos — учение).
1. Идеалистическое учение, по которому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.).
2. Устремление, направление к какой-нибудь цели как внутренняя черта, характеристика чего-нибудь (научн.).

Большой энциклопедический словарь:

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. telos, род. п. teleos — цель и...логия) — философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию) — которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф) — или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц).

Биологический энциклопедический словарь:

(от греч. telos, род. падеж teleos — цель, результат, завершение и логия), идеалистич. учение об изначальной целесообразности в природе, приписывание внутр. цели развитию живой природы. Телеологич. представления впервые высказаны Аристотелем, к-рый носителем изначальной целесообразности считал особую нематериальную субстанцию — энтелехию. Впоследствии присутствием подобной субстанции (жизненная сила, целенаправленность) объясняли качеств, специфику живого, органич. целесообразность, направленность эволюц. преобразований (витализм, ламаркизм и др. идеалистич. концепции эволюции). Учение Ч. Дарвина объяснило происхождение органич. целесообразности, являющейся результатом эволюции под контролем естеств. отбора. К. Маркс отмечал антителеологич. направленность осн. труда Дарвина, к-рым был нанесён смертельный удар «телеологии в естествознании» (Маркс и Энгельс, т. 29, с. 475). Совр. биология, опираясь на материалистич. дарвиновское понимание целесообразности, одновременно подчёркивает её относительность, а также сложный характер законов, к-рыми определяется соотношение случайного и необходимого в явлениях индивидуальной изменчивости и эволюции организмов.

Большой словарь иностранных слов:

Телеологии, мн. нет, ж. [от греч. telos – конец, цель и logos – учение]. 1. Учение, по к-рому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.). 2. Устремление, направление к какой-н. цели как внутренняя черта, характеристика чего-н. (науч.).

Толковый словарь Кузнецова:

телеология
ТЕЛЕОЛОГИЯ -и; ж. [от греч. telos (teleos) — достигший конца; цель и logos — учение] Идеалистическое учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой богом или природой целью. Критика телеологии. Сущность телеологии.
Телеологический, -ая, -ое. Т-ие взгляды.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
телеология, -и

Толковый словарь Ожегова:

ТЕЛЕОЛОГИЯ, и, ж. Учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой Богом или природой целью.
| прил. телеологический, ая, ое.

Новейший философский словарь:

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos — завершение, цель; teleos — достигший цели и logos — учение)учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как «необходимую» для объяснения и «самую лучшую» (см. критику Платоном в «Федоне» Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, «объяснит необходимую причину — сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще»). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение: телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом — западной) философской и культурной традиции. Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа. При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельност-ного акта (превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными законами продукт — как объектная составляющая деятельности — и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие, переадресующее его активность предмету — как субъектная ее составляющая) возможны различные акцентировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния (»у-вэй» в даосизме), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов (ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos — см. ДЕМИУРГ). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек, не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах, которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики «Зевс дождит»). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация (более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс, фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую (»действующая причина»), но и ее структурирующий потенциал (»формальная причина») и целесообразность (»целевая причина»). Интерпретированное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телео-логизма достаточно редки (санкхья, Мо-цзы). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность, но и объекты природы (»природа ничего не делает напрасно») в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles — законченный и echo — имею), т.е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие «предустановленной гармонии», в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает «живым зеркалом Вселенной» и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется — наряду с онтологическим и космологическим — в качестве фундаментального. Принцип «конечных причин» (causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Г. Лотце, Э. Гарт-мана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма, конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть «особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения». — Тем не менее, данное понятие может играть роль «хорошего эвристического принципа». Таким образом, в немецкой классической философии оформляется особый — целевой — тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму ла-пласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у Гегеля). Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественнонаучное и философское познание на основе дифференциации «мира природы» с его каузальными закономерностями и «мира свободы» (т.е. духовной культуры) — с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию: — в физиологии (витализм, холизм), — в психологии (»физиология активности» и современный бихевиоризм), — в социологии (структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), — в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), — в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализ-ме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало кибернетики как теоретической дисциплины статья А. Розенблюма, Н. Винера и Дж. Бигелоу имела название «Поведение, целенаправленность и Т.»), — в социальной антропологии (»Т. субъекта» в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), — в науковедении и философской методологии (неопозитивизм В. Штегмюллера), — в аксиологии (анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни).

Социологический словарь:

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teles — род, падеж, teleos — цель и logos — слово, учение) — англ. teleology; нем. Thele-ologie. 1. Учение о цели и целесообразности. 2. В социологии — а) органицист-ские концепции, реализующие системный и функциональный подход и выражающиеся понятиями "системные потребности", "функциональные императивы", "целенаправленная организация" и "саморегуляция"; б) концепции целенаправленного человеческого поведения (М. Вебер, В. Парето).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru