Определение слова «ТЮРГО»

Большой энциклопедический словарь:

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (1727-8.. 1) — французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. На посту генерального контролера (министр) финансов (1774-76) провел ряд буржуазных реформ в духе учения физиократов (свобода торговли зерном и др.); в 1776 уволен в отставку, его реформы отменены. Сочетал сенсуалистические взгляды с признанием Бога-творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.

Советская историческая энциклопедия:

(Turgot), Анн Робер Жак (10.V.1727 — 20.III.1781) — франц. экономист, философ-просветитель, гос. деятель. Чл. Академии надписей (с 1776). Получил теологич. образование (семинария и теологич. ф-т Сорбонны). Увлеченный идеями просветителей, отказался от духовной карьеры. С 1751 стал чиновником Париж, парламента. Т. сотрудничал в "Энциклопедии", сблизился с физиократами. Занимался гл. обр. вопросами политэкономии. Развил и завершил идеи школы физиократов; придавал большее, чем Ф. Кенэ и его последователи, значение пром-сти, торговле, ден. обращению, кредиту. У него "... физиократическая система выступает как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального общества" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 21). Т. дал более глубокий, чем у Кенэ, анализ клас. структуры бурж. общества, показав, что из трех выделенных Кенэ классов два — "производительный" (класс земледельцев) и "бесплодный" (торг.-пром.) — в свою очередь делятся на владеющих и не владеющих орудиями произ-ва: первый — на фермеров и батраков, второй — на предпринимателей и наемных рабочих. Идя дальше теории физиократов, Т. подходил к пониманию того, что прибавочный продукт создается не только в с. х-ве, но и в др. отраслях материального произ-ва. В историю социологи, и историч. мысли Т., автор ряда историко-филос. работ, вошел прежде всего как один из создателей цельной бурж. теории о прогрессе как всеобщем историч. законе. В соответствии с этим Т. определял задачи историч. науки: "... рассмотрение последовательных успехов человеческого рода и подробное изучение вызвавших их причин" (Избр. филос. произв., М., 1937, с. 78). Разделяя общее для просветителей представление о том, что гл. сила историч. прогресса — развитие разума, просвещения, Т. вместе с тем придавал большое значение условиям материальной жизни. Восхождение человечества по ступеням обществ. прогресса он связывал с переходом от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Хотя Т., враг феод. порядков, и считал, подобно др. просветителям, средние века периодом глубокого упадка, но одновременно он сумел различить в эпохе средневековья элементы прогрессивного развития.
=====
Т. был также крупным гос. деятелем. В 1761-74 Т. — интендант в Лиможе; он провел ряд прогрессивных мер в пров. Лимузен (постройка дорог, усовершенствования в с. х-ве, основание ветеринарной школы, внедрение текстильного произ-ва и др.), пытался урегулировать и снизить налоговое обложение крестьян. Будучи в 1774-76 ген. контролером финансов, он выступил как "...радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к французской революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Из предложенной им программы бурж. реформ он успел провести: свободу торговли зерном и мукой; снижение гор. ввозных пошлин на продовольствие и распространение их на привилегированные сословия, замену натуральной дорожной повинности (ложившейся преим. на крестьян) ден. позем. налогом, распространявшимся на все сословия; упразднение цеховых корпораций и торг. гильдий (с одноврем. запрещением во имя буржуазно понятой "свободы труда" объединений и союзов мастеров, подмастерий, рабочих, учеников). Реформы Т. вызвали ожесточенное сопротивление привилегированных сословий, добившихся увольнения Т. в отставку. В том же 1776 были отменены предпринятые им преобразования.
=====
Соч.: OEuvres..., v. 1-5, P., 1913-23; в рус. пер. — Избр. философские произведения, М., 1937; Избр. экономические произведения, М., 1961.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, 3 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1948, с. 633-66; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 88-94; Соколов Н. П., Исторический процесс в произведениях Тюрго, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1959, в. 51; Казарин А. И., Тюрго как философ и историк, в сб.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancient rgime in France, L., 1939; Faure E., La disgrce de Turgot, P., 1961.
=====
A. В. Адо. Москва.

Новейший философский словарь:

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (1727-1781) — французский экономист, философ-просветитель, государственный деятель. Основное сочинение: «Размышления о создании и распределении богатства» (1766). После восшествия на престол Людовика XVI получил назначение сначала на должность морского министра (20.07.1774), а затем — государственного контролера финансов (24.08.1774). Ему удалось провести через парламент ряд эдиктов, предусматривавших реформы в духе идей экономического либерализма. Деятельность Т. вызвала недовольство в различных кругах и, уступив нажиму, Людовик XVI вынужден был отправить его в отставку (12.05.1 776) вместе с единомышленниками из госаппарата. Т. создал одну из первых версий идеи общественного прогресса. Считал, что в отличие от природы, подверженной изменениям циклического характера, общество, несмотря на чередование подъемов и спадов, в целом прогрессирует благодаря росту просвещения. В качестве основы выделения различных этапов общественного развития Т. рассматривал присущий им тип производства материальных благ. По Т., начальный этап истории характеризуется собирательством и охотой. Формой социальной общности на этом этапе является племя, состоящее из отдельных семей. Распространение скотоводства приводит к росту богатства, возникновению рабства, появлению духа собственности. Развитие земледелия дает возможность производить больше, нежели необходимо для поддержания жизни. На этой основе возникает земельная собственность, прогрессирует разделение труда, выделяются ремесла, торговля, появляются города, развивается государство. Усиливающееся неравенство способствует дальнейшему прогрессу, т.к. дает части людей досуг для занятий искусством и наукой. В политической экономии, разделяя в целом физиократические воззрения, Т. сделал ряд существенных уточнений. В частности, внес изменения в созданную физиократами схему классового деления общества на: 1) производительный класс (земледельцы); 2) класс земельных собственников; 3) бесплодный класс (выполняющий виды труда, не относящиеся к земледелию). Указал, что первый и третий классы, в свою очередь, распадаются на капиталистов-предпринимателей и наемных рабочих. Тем самым Т. подготовил представление о классовой структуре, нашедшее отражение в «Богатстве народов» Смита.

Новая философская энциклопедия:

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727, Париж – 20 марта 1781, там же) – философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиократов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее – министр финансов и экономики. Тюрго был деистом: первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист; в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В «Рассуждении о всемирной истории» Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в т.ч. и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем – характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка – его происхождения, его роли для философии. В статье «Существование» в «Энциклопедии» выделил три стадии в развитии общества – религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Критик системы Беркли.
Сочинения:
1. Oeuvres, . 1–5. P., 1913–1923;
2. Избр. философские произведения. М., 1937;
3. Избр. экономические произведения. М., 1961.
Литература:
1.  Gignoux C.J. Turgot. P., 1945;
2. Jolly P. Turgot. P., 1944;
3. Vigreux P. Turgot. P., 1947;
4. Faure E. La disgrce de Turgot. P., 1961;
5. Муравьев С. Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М., 1858;
6. Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979 (с библ.).
О.А.Останина

Социологический словарь:

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.05.1727, Париж-20.03.1781, там же) — франц. философ-просветитель, социолог, экономист, государственный деятель. Получил теологическое образование (семинария, Сорбонна), но под влиянием философии Локка, ф. Вольтера, Монтескье отказался от духовного сана и поступил на государственную службу. Был министром финансов и экономики (1774-1776 гг.), где проявил себя как решительный защитник молодой французской буржуазии. Сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро.
В философии Тюрго — сторонник деизма и сенсуализма, один из предшественников Конта, завершитель школы физиократов, основанной Ф. Кинэ. Социологическая концепция Тюрго строится на обобщенном материале истории, которую, в отличие от многих физиократов, хорошо знал. Тюрго является автором одной из первых теорий прогресса. Если в природе царит неизменная цикличность — зарождение, гибель и возрождение, то в человеческой истории, по его мнению, происходит последовательное движение ко все большему совершенству. Человечество переживает то счастливые времена, то периоды бедствий, но человеческий разум постоянно прогрессирует.
Большое место в социологической концепции Тюрго принадлежит экономическому развитию. Он создал уникальную для своего времени теорию развития общества в соответствии с типом производства на каждом историческом этапе. Начальный этап определяется собирательством и охотой. Форма социальной организации на этом этапе — племя, состоящее из отдельных семей. Переход к скотоводству означал возрастание богатства и зарождение духа собственности. Возникает потребность в рабах, появляются гораздо более многочисленные общественные объединения, нуждающиеся в органах власти (вожди). Земледелие порождает собственность на землю и разделение труда: развивается государство — "политическое тело", усиливается неравенство, имеющее, по Тюрго, положительное значение в развитии наук и исккусств, т. к. освобождает часть людей от тяжелого физического труда.
Анализируя современный ему социальный уклад, Тюрго вплотную подошел к осознанию классового антагонизма собственников и наемных рабочих. Прогрессивные для своего времени экономические реформы и сочинения Тюрго по политической экономии получили высокую оценку среди передовых умов Франции, в т. ч. вождей французской революции. Маркс и Энгельс считали Тюрго одним из наиболее революционных социально-экономических теоретиков 18 в. Идеи Тюрго оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологии, философии, истории, политической экономии.
Соч.: 1) Избранные философские произведения. М., 1938. 2) Избранные экономические произведения. М., 1937.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru