Определение слова «ЛЕВИН»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕВИН (Lewin) Курт (1890-1947) — немецко-американский психолог. В 20-х гг. представитель гештальт-психологии, экспериментального исследования воли и аффекта. С 1932 в США, разработал концепцию личности, в основе которой — понятие "поля" (заимствованное из физики) как единства личности и ее окружения. Один из основоположников экспериментального исследования мотивации и психологии групп (т. н. групповой динамики).

Большая советская энциклопедия:

I
Левин (Lewin)
Курт (9.9.1890, Познань, — 12.2.1947, Ньютон, штат Массачусетс, США), немецкий и американский психолог. Профессор Берлинского университета (1926—33). В 1932—44 профессор в университетах Станфорда, Корнеллском и штата Айова (США). Организатор и директор Исследовательского центра групповой динамики Массачусетсского технологического института (1945—47). В 1920-х гг. был представителем берлинской школы гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология), занимался экспериментальным изучением воли и аффекта. В дальнейшем разработал концепцию личности, в основе которой лежит заимствованное из физики понятие поля. «Поле» характеризует у Л. психологическое единство личности и её окружения и представляет собой совокупность взаимосвязанных факторов («поле» возможных для данного индивида событий и «поле» сил, предопределяющих, какая из возможностей реализуется в поведении индивида). Поведение индивида является внешним выражением событий, происходящих в его психологическом «поле»; события эти представляют собой либо перемещение из одной области «поля» в другую, либо изменение самой структуры «поля», описываемой Л. с помощью понятий топологии (См. Топология). В концепции «поля» сказалось характерное для Л. стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики. Так, мотив (См. Мотивы), становящийся у Л., в отличие от гештальтпсихологии, одним из основных понятий, рассматривается им в отвлечении от предметно-смыслового (общественно-исторического в конечном счёте) содержания ситуации, в которой реализуется мотивационная динамика. Многочисленные экспериментальные работы, выполненные Л. и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных действий, психологического замещения, фрустрации, «уровня притязаний» личности и др.), заложили основы современного экспериментального изучения мотивации. Л. явился одним из основоположников экспериментального исследования психологии групп (т. н. групповой динамики); входил в возглавлявшийся Н. Винером научный коллектив, разработавший основные принципы кибернетики (См. Кибернетика).
Соч.: Vorsatz, Wille und Bedrfnis, В., 1926; Gesetz und Experiment in der Psychologie, B., 1927; A dynamic theory of personality, N. Y., 1935; Principles of topological psychology, N. Y. — L., 1936; Resolving social conflicts, N. Y., 1948; Field theory in social science, N. Y., 1951; в рус. пер. — Социализация системы Тэйлора, Л. — М., 1925.
Лит.: Анцыферова Л. И., О теории личности в работах К. Левина, «Вопросы психологии», 1960, № 6; Marrow A. J., The practical theorist. N. Y., 1969; Kaufmann P., K. Lewin, P., 1968; Mailhiot G. B., Dynamique et gense des groupes. Actualit des dcouvertes de K. Lewin, P., 1968.
II
Левин
Леонид Менделевич (р. 25.7.1936, Минск), советский архитектор. Учился в Белорусском политехническом институте (1954—60). Работает в Минске. Участвовал в создании парка им. 50-летия Советской власти (1960—67) и выставочного павильона ВДНХ БССР (1968) в Минске, мемориального комплекса Хатынь (1968—69; Ленинская премия, 1970.
III
Левин
Максим Григорьевич [16(29).10.1904, Слоним, БССР, — 18.4.1963, Москва], советский антрополог, этнограф и археолог, доктор исторических наук (1958), профессор (1960). В 1944—63 заместитель директора института этнографии АН СССР. Полевые исследования вёл в Туве (1926, 1952), Северном Прибайкалье (1927), на Алтае (1929), на побережье Охотского моря (1930—31), на Амуре и Сахалине (1947), на Чукотке (1957—61). Основные труды по антропологии и этнографии народов Сибири, Средней Азии, Японии, общим проблемам расоведения, сравнительной анатомии и многим др. проблемам, объединённым общей идеей исследования эволюции человека в связи с историей первобытного общества. Разрабатывал учение об историко-этнографических областях и хозяйственно-культурных типах. Награжден 2 орденами, а также медалями.
Лит.: Памяти М. Г. Левина, «Советская этнография», 1963, № 4 (приведен список осн. трудов Л.).

Советская историческая энциклопедия:

Максим Григорьевич (29.X.1904 — 18.IV.1963) — сов. антрополог, этнограф и археолог. Д-р ист. наук (с 1958), проф. Моск. ун-та. Полевые исследования вел в Туве (1926, 1952), Сев. Прибайкалье (1927), на Алтае (1929), на побережье Охотского м. (1930-1931), на Амуре и Сахалине (1947) и с 1957 ежегодно на Чукотке. Л. занимался антропологией, этнографией и этногенезом народов Сибири, Ср. Азии я Казахстана, Японии и др. р-нов, общими проблемами расоведения, сравнительной анатомией, анатомией мозга и мн. др. проблемами, объединенными общей идеей исследования эволюции человека в связи с историей первобытного общества. Много внимания Л. уделял разработке учения об историко-этнографич. областях и хоз.-культурных типах, имеющих важное значение для выяснения этногенеза, истории и х-ва различных народов. Раскопки Л. Уэленского и Эквенского могильников на Чукотке дали богатейший материал по истории эскимосов.
=====
Лит.: Памяти М. Г. Левина, "СЭ", 1963, No 4 (приведен список осн. трудов Л.).

Энциклопедия литературных героев:

ЛЕВИН — герой романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (1873-1877). Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, который произносил фамилию героя как Левин, тем самым указывая на связь со своим именем, на автобиографические истоки персонажа. Л. может и должен рассматриваться в ряду других героев Толстого, имеющих либо некоторые автобиографические черты, либо аналитический склад ума (Нехлюдов из «Утра помещика», Дмитрий Оленин из «Казаков», частично Андрей Болконский и Пьер Безухое). Характер и сюжетная линия Л. наиболее тесно связаны с обстоятельствами жизни и образом мыслей самого писателя. Известно, что во время написания романа Толстой практически не вел дневников, так как его мысли и чувства достаточно полно отражались в работе над образом Л. Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал, что Л. является главным героем романа и выведен автором как носитель положительного миросозерцания, с позиций которого обнаруживаются «ненормальности», приводящие к страданиям и гибели других героев.
Константин Дмитриевич Л. — провинциальный помещик, принадлежащий к хорошему дворянскому роду, живущий в своем имении, не служащий, серьезно увлеченный хозяйством. За внешне размеренной жизнью и обыденными заботами скрывается напряженная работа мысли героя, глубокие интеллектуальные запросы и нравственные искания. Л. отличается искренностью, уравновешенностью, серьезным и доброжелательным отношением к людям, верностью долгу, прямотой. С самого начала романа он предстает как герой с вполне сложившимся характером, но эволюционирующим внутренним миром.
С Л. читатели знакомятся в сложный период его жизни, когда он, приехав в Москву, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, получает отказ и уезжает домой, пытаясь вновь обрести душевное равновесие. Выбор Кити был обусловлен для Л. не только чувством к ней, но и отношением к семье Щербацких, в шторой он видел пример старого, образованного и честного дворянства, что для героя было очень важно, так как его представления об истинном аристократизме зиждились на признании прав чести, достоинства и независимости, в отличие от современного преклонения перед богатством и успехом.
Л. болезненно волнует судьба русского дворянства и очевидный процесс его оскудения, о чем он много и заинтересованно говорит с Облонским и своими соседями-помещиками. Не видит Л. реальной пользы и от тех форм хозяйствования, которые пытаются привнести с Запада; отрицательно относится к деятельности земских учреждений, не видит смысла в комедии дворянских выборов, как, впрочем, и во многих достижениях цивилизации, считая их злом.
Постоянная жизнь в деревне, наблюдения над трудом и бытом народа, стремление к сближению с крестьянами и серьезные занятия хозяйством вырабатывают у Л. целый ряд самобытных взглядов на происходящие вокруг изменения, недаром именно он дает емкое и точное определение пореформенного состояния общества и особенностей его экономической жизни, говоря о том, что «все переворотилось» и «только укладывается». Однако Л. стремится внести свой вклад в то, как «все уложится». Методы хозяйствования и размышления над особенностями национального уклада жизни приводят его к самостоятельному и оригинальному убеждению в необходимости учитывать в ведении сельского хозяйства не только агрономические новшества и технические достижения, но и традиционно-национальный склад работника как главного участника всего процесса. Л. всерьез задумывается о том, что при правильной постановке дела на основе его выводов можно будет преобразовать жизнь сначала в имении, затем в уезде, губернии и, наконец, во всей России.
Помимо хозяйственных и интеллектуальных интересов перед героем неотступно встают проблемы иного рода. В связи с женитьбой на Кити и необходимостью исповедоваться перед венчанием Л. задумывается над своим отношением к Богу, не находя в душе искренней веры. К кругу нравственно-религиозных вопросов и размышлений о смысле жизни, о тайне рождения и смерти Л. обращают важнейшие события: смерть брата, а затем беременность жены и рождение сына. Не находя в себе веры, Л. одновременно замечает, что в серьезнейшие минуты жизни он молится Богу о спасении и благополучии близких, как это было при родах Кити и во время грозы, которая застала ее с маленьким сыном в лесу. В то же время Л. не может удовлетворить признание конечности, а следовательно, какой-то бессмысленности человеческого существования, если оно основано только на биологических законах. Неотступность этих мыслей, стремление найти непреходящую цель жизни иногда доводят Л., счастливого мужа, отца, успешно хозяйствующего помещика, до отчаянных моральных мучений и даже мыслей о самоубийстве.
Поиски ответа на волнующие его вопросы Л. ищет в трудах ученых и философов, в наблюдениях над жизнью других людей. Серьезной моральной поддержкой, импульсом для исканий в новом, религиозно-нравственном направлении служит услышанное им замечание о крестьянине Фоканыче, который «для Бога живет», «о душе помнит». Поиски нравственных законов и основ человеческой жизни роднят Л. с Анной Карениной, чья судьба зависит от отношения к нравственным основам жизни. Поиски героя не завершаются в конце романа, оставляя образ как бы открытым.
Лит.: Палишева Г.М. В поисках гармонии. (О жизни Левина в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»)
//Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена. Герценовские чтения. 31. Проблемы художественного метода и жанра. Сб. научи, тр. Л., 1978; Свитель-ский В.А. «Жизнь» и «гордость ума» в исканиях Константина Левина
//Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1980.
Е.В.Николаева

Новейший философский словарь:

ЛЕВИН AC (Levinas) Эммануэль (р. 1906) — французский философ-диалогист. В 1916-1920 жил в Харькове, в 1920-1923 — во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию. В 1923 организовал в Страсбурге философскую студию, затем продолжил начатую работу во Фрейбурге. С 1961 — профессор нескольких учебных заведений Франции. Работал в Сорбонне. Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенцвейга. Первая работа Л. «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» была опубликована в 1930. Это была первая серьезная разработка на французском языке, посвященная феноменологии Гуссерля. Как последователь взглядов Гуссерля и Хайдеггера Л. издает в 1947 еще две работы в апологетическом духе — «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером» и «От существования к существующему». В 1948 выходит «Время и Другое» — изложение четырех лекций, прочитанных Л. в философском колледже Ж. Вайля. Данная работа знаменует начало второго периода творчества Л.: выработку собственной, весьма оригинальной концепции феноменологии диалога. Она возникает, с одной стороны, как оппозиция некоторым положениям философии Хайдеггера, как, впрочем, и других экзистенциалистов, с другой — под влиянием характерного стиля философствования Гуссерля и диа-логики Розенцвейга. Отказавшись от гуссерлевской посылки о трансцендентальности сознания, Л. заменяет ее положением о трансцендентальности диалога, понимая трансценден-тальность как абсолютность, которая сама из себя производит собственные смыслы. В результате подобной деконструкции предметом философской рефлексии становится не трансцендентальное Я, а общение личности с иной субъективностью. Таким образом, Л. стремился отыскать новый предел трансцендирующей активности личности (преодоления эгоцентризма). Трансцендентализм левинасовской теории диалога сводился к поиску эйдотической формы последнего, не тождественной обычной коммуникации. Эйдетическая форма диалога представляет собой ситуацию, предшествующую не только субъекту, но и самому диалогу в онтологическом смысле. Обозначенная ситуация локализует в себе трансценден-цию как уровень бытия, в котором субъект не принимает участия, но где имплицитно содержится его основа. Данную проблему Л. исследует через призму такого ментального состояния Я, как признание приоритета другого человека и возникновения чувства ответственности за него. Широкую известность Л. обрел после выхода в свет книги «Тотальность и Бесконечность. Эссе на тему экстериорности» (1961). Немалый резонанс в философских и религиозных кругах вызвала дискуссия о сущности диалога, развернувшаяся в первой половине 60-х между Л. и Бубером. Началась она после опубликования Л. статьи «Мартин Бубер и теория познания» (1963), завершавшейся определенными критическими замечаниями в адрес Бубера. Это вызвало соответствующую реакцию со стороны последнего в виде комментария, помещаемого в той же самой книге. В ответ на комментарий Л. 11 марта 1963 направляет Буберу письмо, в котором разъясняет свою точку зрения. Годом позже дискуссия между ними обрела новую форму. Американский философ М.Ф. Фридман предложил высказаться относительно концепций Бубера и Л. другим мыслителям, результатом чего явился сборник «Философские вопросы» (1964). В последующие годы Л. были опубликованы «Иначе чем быть, или вне всякой сущности» (1974), «Этика и Бесконечность. Диалоги с Ф. Немо» (1982), «Иначе чем знать» (1988) и некоторые др. Осмысление Л. проблем гносеологического и культурологического порядков происходит в заданном философом исследовательском дискурсе с диалогической ориентацией.

Социологический словарь:

Левин (Lewin) Курт (09.09.1890, Познань — 12.02.1947, Ньютон, США) — немецкий и американский психолог, социо-психолог, один из создателей групповой динамики теории. В период учебы в унтах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина сформировался как психолог в рамках школы гештальтпсихологии.
В 1914 г. получил докторскую степень; преподаватель, затем профессор Берлинского университета. В 1933 г. эмигрировал в США, где преподавал в Стенфордском и Корнельском университетах. С 1945 г. был директором исследовательского центра групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Наибольший вклад внес в экспериментальное изучение воли, аффектов, проблем личности, социальной психологии малых групп. В основе взглядов на личность и ее социальное поведение у Левина лежит заимствованное из физики понятие "поле". Это "психологическое единство" личности и ее окружения образуется потребностями человека и валентностью (значимостью) окружающих людей и предметов, связанной с оценкой их возможности способствовать или препятствовать удовлетворению потребностей. Социальное поведение (отражение событий, происходящих в "поле", перемещение из одной его области в другую под влиянием валентности объектов, изменение самой структуры поля) описывалось Левиным в понятиях топологии и векторного передвижения. В концепции поля сказалось стремление перестроить социально-психологические представления по образцу точных наук, прежде всего физики.
Соч.: 1) A dynamic theory of personality. N. Y., 1935. 2) Principles of topological psychology. N. Y.- L., 1936. 3) Field theory in social science. N. Y., 1951.

Словарь русских фамилий:

Образованы от отчества из крестильного имени Лев и его производных форм. Это имя, пусть и не часто, применялось в крестьянской среде, давалось священниками. Левин, Левков и другие фамилии от различных кратких форм этого имени. Левищев от формы Левище, подобные формы в старину имени уменьшительное значение. Левичев от левич — «сын Льва», а левичев получается его внук. Фамилии Львин, Львовский и определенное число фамилий Львов созданы искусственно в семинарской среде и восходят не к христианскому личному имени Лев, а непосредственно к нарицательному лев (в христианской религии лев — символ святого Марка Евангелиста), а названия животных, не известных на Руси, не употреблялись в качестве прозвищ. Лев. Левченко — украинская фамилия. Впрочем, некоторые фамилии могут быть связаны со словом левый, левша (см. Левашов.)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru