Определение слова «Мотивации»

Большой энциклопедический словарь:

МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии — активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.

Биологический энциклопедический словарь:

(от позднелат. motivus — движущий, побуждающий), активные состояния мозговых структур, побуждающие высших позвоночных животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. М- делают поведение целенаправленным, ориентируя его либо наследственно (сложные безусловные рефлексы, инстинкты), либо благодаря ранее накопленному условнорефлекторному опыту. Различают М. индивидуальные, направленные на поддержание гомеостаза организма (голод, жажда, избегание боли, половое влечение и др.), групповые (забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии), познавательные (исследоват. поведение, игровая деятельность) и т. д. Разработана нейрофизиология гл. обр. индивидуальных М. Биохимич. сдвиги во внутр. среде организма, как и действие внеш. стимулов, трансформируются в процесс возбуждения, к-рый активирует спец. структуры гипоталамуса. Отсюда мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий головного мозга, где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению соотв. потребности.

Большая советская энциклопедия:

Мотивации
(или побуждения)
в биологии, активные состояния мозговых структур, или системно-организованные возбуждения центральной нервной системы, побуждающие высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Действия эти либо ориентированы наследственно (см. Инстинкт, Инстинктивное поведение), либо закреплены опытом (см. Условные рефлексы). М. не сводятся к одному лишь самосохранению — индивидуальному или видовому, представляющему необходимое условие существования живых организмов, но отнюдь не главную тенденцию их целенаправленного поведения. Живые системы в известных пределах активно нарушают достигнутое уравновешивание с окружающей средой, например в случаях исследовательского поведения при освоении новых территорий, не связанном с недостатком пищи или перенаселением, при перестройке внутристайных отношений и т. п. Важная роль в М. подобного типа принадлежит нервному аппарату эмоций (См. Эмоции). Различают: индивидуальные М., направленные на поддержание Гомеостаза, — голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. п.; групповые — забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.; познавательные — исследовательское поведение, игровая деятельность и т. д. Классифицирующим принципом служит контур обратной связи (См. Обратная связь), регулирующей данную М.: внутри индивидуума в случае утоления голода и жажды; через взаимодействие с др. особями, включая детёнышей; через процесс развития, закрепляющий, модифицирующий или отвергающий тот или иной Мотив. Многие М. содержат компоненты, относящиеся к разным группам. Например, половая М., связанная с гормональными перестройками внутри организма, может реализоваться только путём взаимодействия с др. особями и существенно зависит от их поведения.
Сведения о мозговом субстрате, реализующем ту или иную М., пока ограничены. Разработана нейрофизиология наиболее элементарных М. — голода, жажды, избегания боли, полового влечения. Нервным субстратом этих М. служат широко разветвлённые системы, элементы которых локализуются во многих отделах мозга. Биохимические сдвиги во внутренней среде организма, как и действие внешних стимулов, трансформируются в процесс возбуждения, который активирует те или иные структуры Гипоталамуса. Отсюда мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему (См. Лимбическая система) и кору больших полушарий головного мозга (См. Кора больших полушарий головного мозга), где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению соответствующей потребности. Принципиальное значение для нейрофизиологии М. имело открытие Дж. Олдсом и П. Милнером (Канада) мозговых структур, которые животное в эксперименте само многократно раздражает электрическим током (так называемые подкрепляющие системы мозга, или «центры удовольствия»). Эти опыты с самораздражением показали, что, взаимодействуя друг с другом, М. и эмоции приурочены к различным мозговым образованиям и играют самостоятельную роль в организации поведения. В отличие от экспериментов с искусственным раздражением мозга, обязательной предпосылкой активации нервного аппарата эмоций в естественных условиях существования высших животных и человека служит мотивационное возбуждение (наличие потребности).
Потребности вида, группы, сообщества, принципиально не выводимые из потребностей отдельные особи, представлены в мозгу живых существ в виде М. индивидуального поведения типа родительского инстинкта, исследовательской активности, реагирования на сигналы, исходящие от др. особей, и т. п. К нервному субстрату М. такого рода, помимо гипоталамуса, принадлежат некоторые ядра миндалевидного комплекса, лобные и отчасти височные доли коры. Поражение лобных отделов больших полушарий мозга приводит у человека к нарушению М. высшего типа, инициирующих трудовую деятельность, социальные контакты и творчество. Одновременно наблюдается растормаживание элементарных М.
Лит.: Якобсон П. М., Психологические проблемы мотивации поведения человека, М., 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Судаков К. В., Биологические мотивации, М., 1971; Шулейкина К. В., Системная организация пищевого поведения, М., 1971; Дельгадо Х., Мозг и сознание, пер. с англ., М., 1971; Милнер П., Физиологическая психология, пер. с англ., М., 1973; OIds J., Differentiation of reward systems in the brain by self-stimulation technics, в кн.: Electrical studies on the Unanesthetired Brain, N. Y., 1960: Nebraska symposium on motivation, Lincoln, 1959 (Current theory and research in motivation, v. 7); AIlport G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., [1961]; Morgan М., Motivation, «Cambridge Research», 1969, v. 5, № 3.
П. В. Симонов.

Схема, показывающая место мотивации в структуре целостного поведенческого акта. Сплошные стрелки — активирующие влияния; пунктир — тормозящее влияние.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru