Определение слова «ОЛЕНИН»

Большая советская энциклопедия:

I
Оленин
Алексей Николаевич [28.11(9.12).1763, Москва, — 17(29).4.1843, Петербург], русский историк, археолог, художник, государственный деятель. С 1804 почётный член Академии художеств, с 1817 её президент, с 1811 директор императорской Публичной библиотеки, член Государственного совета (с 1827). Основные труды по русской истории. Наиболее известно его «Письмо к графу А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...» (1806), положившее начало русской эпиграфике (См. Эпиграфика).
II
Оленин
Петр Сергеевич (1874, село Истомино Рязанской губернии, — 28.1.1922, Петроград), русский певец (баритон) и оперный режиссёр. Окончил медицинский факультет Московского университета (1896), обучался пению. В 1898–1900 артист Московской частной русской оперы, в 1900—1903 — Большого театра, в 1904—15 — Оперного театра Зимина (одновременно режиссёр). В 1915—18 режиссёр Большого театра, в 1918—21 работал в Петроградском театре оперы и балета. Пел главным образом характерные партии: Писарь («Майская ночь» Римского-Корсакова), Петр («Вражья сила» Серова) и др. Известен также как исполнитель партии Бориса («Борис Годунов» Мусоргского). Среди его режиссёрских работ — «Золотой петушок» (1909) и «Царская невеста» (1916) Римского-Корсакова, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера (1909) и др.
Лит.: [Некролог], «Вестник театра и искусства», 1922, № 9, с. 4.

Советская историческая энциклопедия:

Алексей Николаевич (1763-1843) — рус. археолог, историк, палеограф, художник, крупный чиновник (статс-секретарь, чл. Гос. совета). С 1804 — почетный чл. Академии художеств, с 1817 — ее президент, с 1811 — директор Петерб. публичной б-ки. Как ученый О. в основном занимался рус. историей и археологией ("Рязанские рус. древности"..., СПБ, 1831, "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян"..., СПБ, 1832, и др.). Наиболее известно его "Письмо к графу А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском..." (СПБ, 1806), положившее начало рус. науч. палеографии и эпиграфике. О. составил план издания летописей ("Краткое рассуждение об издании полного собрания дееписателей", "Сын отечества", 1814, ч. 12, No 7), где поставлены вопросы археографии.
=====
Л. В. Милов. Москва.

Энциклопедия литературных героев:

ОЛЕНИН — герой повести Л.Н.Толстого «Казаки» (1862), молодой, богатый московский дворянин, рано лишившийся родителей, тип человека 40-х гг. Полемически противопоставленный скучающим и разочарованным романтическим героям, О. изображен как нормальный и здоровый юноша, полный сил, энергии, радости существования, любви к жизни и людям, как человек абсолютно свободный, у которого не было ни службы, «ни семьи, ни отечества, ни веры, ни нужды». Однако свобода не только не приносит О. счастья, но становится источником ошибок, душевной сумятицы, рождает ощущение, что он «напутал» в жизни. Внезапный отъезд на Кавказ должен, по его расчетам, помочь выйти ему из нравственного тупика. И все же черты романтического героя явственно проступают в 0. Он испытывает глубочайшее отвращение к прозе повседневного существования, тине будничных мелочей, он не в состоянии ни для чего жертвовать своей свободой, а его внезапный отъезд кажется всем чудачеством и сумасбродством. Но и на Кавказе юнкер Дмитрий 0. держится особняком, не вписываясь в устоявшуюся офицерскую жизнь. Он всецело поглощен красотой природы, вольной и естественной жизнью казаков, своей любовью к красавице казачке Марьяне, мечтами о нравственном усовершенствовании и душевном обновлении. Именно эта сосредоточенность на самом себе, гипертрофия личного самосознания и становится главным препятствием на пути 0., человека цивилизации, к своему естеству, к тому, чтобы раствориться в народной жизни.
Всецело погруженный в себя, О. остается абсолютно чуждым казакам по своему душевному складу, ему не дано ощутить незримые нити, связывающие их в единое целое. И станица отвернулась от О., отказалась признать его своим (красноречива в этом смысле финальная сценаотъезд героя). Одиночество 0., успевшего за время жизни в станице окончательно разочароваться в оставленном им светском обществе, пустом и фальшивом (об этом ясно свидетельствует его предотьезд-ное письмо), и отвергнутого столь полюбившимися ему казаками, сродни одиночеству изгнанного из табора пушкинского Алеко: свободная и естественная жизнь простых людей оказалась обоим не по плечу.
0. — первый толстовский герой, ясно осознавший неизбежность разрыва со своей средой, необходимость внутреннего очищения и опрощения как первого шага по пути к нравственному совершенству. Сам же этот путь, процесс преодоления себя, предстал как необычайно сложный, трудный, непосильный даже для незаурядной личности. И для того чтобы он хотя бы начался, герой должен оказаться вне привычных условий повседневного существования, соприкоснуться с «общей жизнью» простого народа — патриархальным крестьянским «миром». В «Казаках» возникает прообраз ситуации, которая составит затем основу «Войны и мира» и «Анны Карениной».
Лит.: Заборова Р.Б. Основные образы повести «Казаки»
//Л.Н.Толстой. Сб. статей и материалов. М., 1951; Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Очерки. Л., 1959. С. 103-194; Бурсов Б.И. Лев Толстой: идейные искания и творческий метод. 1847-1862. М., 1960. С. 346-404; Опульская Л.Д. Повесть Л.Толстого «Казаки»
//Толстой Л.Н. Казаки. Кавказская повесть. М., 1963. С. 341-352; Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. М., 1993. С. 167-189.
А.М.Гуревич

Словарь русских фамилий:

см. ОЛЕНЕВ

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Александр Николаевич)писатель (1763 — 1843). Образование получил в страсбургском университете и дрезденском артиллерийском училище. Участвовал в шведской кампании 1789-90 гг. и в усмирении польских конфедератов в 1792 г. При Павле I был обер-прокурором в Сенате и директором школы титулярных юнкеров, учрежденной для образования юристов. В 1803 г. О. назначен товарищем министра уделов, в 1811 г. — директором императорской публичной библиотеки, в 1817 г. — президентом академии художеств. Еще в 1786 г., будучи в чине артиллерии поручика, был избран в члены российской академии наук и принимал участие в составлении славяно-русского словаря, который, по его мнению, должен был заключать в себе все решительно слова, не исключая даже "наречия простолюдинов". Ученую известность доставило ему открытие надписи на тмутараканском камне. О. прочел эту надпись, сделал критическую оценку ее и, таким образом, положил начало русской палеографии; написал целый ряд статей и брошюр, посвященных археологическим изысканиям и изданных археологическим обществом. О. примыкал к партии Шишкова, был врагом галломанов, принимал деятельное участие в "Беседе любителей русского слова". Главные из отдельных трудов О., не вошедших в собрание его сочинений: "Очерк нового библиографического порядка для Императорской публичной библиотеки" (СПб., 1809), "Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764-1824 гг." (СПб., 1829), "Рассказы о 1812 годе" ("Русский Архив", 1868), "О заседании Государственного совета по получении известия о кончине Александра I" ("Сборник Русского Исторического Общества", т. XX, 499-516). Биографические сведения об О. рассеяны в сочинениях Батюшкова (изд. Л. Н. Майкова и В. И. Саитова), Державина (изд. Грота), П. Н. Петрова, "Сборник материалов для истории Академии Художеств", и М. И. Сухомлинова, "История Росс. Академии Наук" (т. VII, стр. 151 и сл.).
В. Б.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru