Определение слова «СЛУЧАЙНОСТЬ»

Толковый словарь Ефремовой:

случайность ж.
1. Отвлеч. сущ. по прил. случайный 1.
2. Непредвиденное, неожиданное обстоятельство, явление.
3. Отсутствие причинной обусловленности, закономерности чего-либо.

Толковый словарь Ушакова:

СЛУЧА́ЙНОСТЬ, случайности, ·жен.
1. только ед. ·отвлеч. сущ. к случайный (·книж. ). Случайность встречи.
2. Случайное обстоятельство. «Гибель частной промышленности нельзя считать случайностью.» Сталин. Пустая случайность помешала мне уехать в срок. По случайности (случайно). По несчастной случайности (случайно и к несчастию). По счастливой случайности. Целый ряд случайностей.
3. То, что не вытекает закономерно, с необходимостью из внутреннего развития явлений (филос.). Случайность, говорит Энгельс, представляет собою форму, за которой скрывается необходимость.

Толковый словарь Даля:

случайность
См. случай

Толковый словарь Кузнецова:

случайность
СЛУЧАЙНОСТЬ -и; ж.
1. к Случайный. С. встречи. С. заработка. С. ошибки. С. выводов. С. выбора.
2. Непредвиденное, неожиданное обстоятельство. Простая с. Счастливая с. Чистая с., что мы встретились. Жизнь полна случайностей. Покорно принимать все случайности судьбы. Надо быть готовым к любым случайностям.
3. Филос. Объективно существующая форма причинной обусловленности, не основанная на внутренней существенной необходимости. Внутренняя с. Объективная с. Необходимость и с. Отрицание случайности неизбежно приводило к фатализму.
По случайности, в зн. нареч. Разг. Случайно. По случайности сел не в тот вагон.

Малый академический словарь:

случайность
-и, ж.
1.
Свойство по знач. прил. случайный.
Случайность встречи. Случайность заработка.
2.
Непредвиденное, неожиданное обстоятельство.
Во Владивостоке он, благодаря счастливой случайности, встретил своего земляка. М. Горький, Для мира.
— Думаю я, что оплошности вы не сделаете, хотя случайности могут быть всякие. Сергеев-Ценский, Лютая зима.
3.
Обстоятельство, не вытекающее с необходимостью из каких-л. условий, не обусловленное причинно.
Рождение человека — случайность, а смерть — закон. Куприн, На покое.
Случайностей — нет, все явления жизни обоснованы. М. Горький, Пролетарский гуманизм.
4. филос.
Объективно существующая форма причинной обусловленности, не основанная на внутренней существенной необходимости.

Словарь антонимов русского языка:

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — СЛУЧАЙНОСТЬ
— Ты рассказывал, дед учительствовал? — Начинал, как все, с земли: пахал, сеял. Но жил неспокойно. Разуверился в боге, поверил в человека. В Семигорье школу собрал. Случайность или закономерность — не знаю, но Арсений Георгиевич и Иван Митрофанович оба у твоего деда ума набирались. В. Корнилов. Семигорье.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ — СЛУЧАЙНЫЙ
Закономерно — случайно
закономерность — случайность (см.)
Закономерное явлениеслучайное явление. Вполне закономерныйсовершенно случайный.
Мы шли по одной дороге, люди одного общества, одного образа жизни, и совершенно естественно, что мы встретились. Это не случайно, это закономерно. Катаев. За власть Советов.
В знач. сущ. ср. р. Наблюдать жизнь и думать о ней — значит уметь видеть частное, никогда не упуская из вида общее и отделяя случайное от закономерного. Федин. О мастерстве.
В реальной действительности существенное всегда слито с несущественным, закономерное — со случайным. А. Зотов. Структура научного мышления.
Ср. Намеренный — случайный
НАМЕРЕННЫЙ — СЛУЧАЙНЫЙ
Намеренно — случайно (см.)
намеренность — случайность
Намеренное отсутствие где-л. — случайное отсутствие где-л. Намеренный обманслучайный обман.
Ему вспомнилась первая любовь ... и непонятная прелесть случайного поцелуя. Л. Толстой. Альберт.
[Степан Михайлович], ненавидя всякую намеренную ложь, даже малейший обман, утайку, ... любил слушать безвредное вранье. С. Аксаков. Семейная хроника.
Ср. Закономерныйслучайный

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
случайность, -и

Толковый словарь Ожегова:

СЛУЧАЙНОСТЬ, и, ж.
1. см. случайный.
2. Случайное обстоятельство. Помешала с. По счастливой случайности.

Новейший философский словарь:

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ — категориальная оппозиция традиционной философии, в содержании которой процедуры протекания нелинейных вероятностных процессов фиксировались с позиций довероятностной парадигмы детерминизма. Радикальной критике и переосмыслению оппозиционность Н. и С. была подвергнута неклассической философией в рамках неокантианства (Баденская школа о Н. как феномене, лишенном онтологического статуса), неопозитивизма (признание в аналитической философии за Н. исключительно логического смысла), историцизма (постдиль-теевская традиция философии истории, постулировавшая неповторимую уникальность исторического события как фундаментальное качество социальности, снимающее саму возможность постановки вопроса о законах истории как необходимых детерминационных связях), а также социологией (от «политической арифметики» 17 в. до методологически эксплицитного конструирования парадигмы вероятностного прогноза), общей теорией систем (от Н. Винера до И. Приго-жина) и естествознанием (от классической статистической физики молекулярно-кинетического уровня до физики элементарных частиц; от концепции самоорганизующейся и саморегулирующейся биологической системы до генетики и др.). Зафиксированная в 20 в. принципиальная статистичность фундаментальных закономерностей природы и истории позволяет конституировать сферу применимости динамических законов как частный и экстремальный случай протекания вероятностных процессов. см. также: СИНЕРГЕТИКА, СЛУЧАЙНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
СЛУЧАЙНОСТЬ в историческом процессе — философская категория для выражения таких связей действительности, когда между событиями отсутствуют непосредственные, прямые, постоянные, друг друга определяющие зависимости; С. выражает наличие разнообразия в мире, придает черты неповторимости эволюционным процессам. История взглядов на С, в том числе применительно к обществу, колебалась от полного отрицания роли случая (жесткий детерминизм) до его абсолютизации (индетерминизм). При этом в силу специфики социальных изменений довольно часто подчеркивается исключительное господство С. в историческом процессе. Уже в античной философии сформировались две трактовки С: 1) С. есть незнание причин, вызывающих то или иное явление, реально существует только необходимость (Демокрит); 2) С. является конструирующим началом во Вселенной (Эпикур). Долгое время господствующим был подход Демокрита, принявший в 18 в. форму классического детерминизма (Лаплас), который перенес законы механики, открытые Ньютоном, на всю действительность. Утверждалось, что законы природы носят исключительно динамический характер, что вызывает сугубо однозначный, необходимый характер связей, а потому объективно С. не существует, любое событие предсказуемо. В ключе классического рационализма эти взгляды переносятся на общество (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.), что приводит к выводам о предустановленной эволюции общества и о возможности на основе знаний рационально организовать его жизнь и тем самым избежать каких-либо неконтролируемых влияний. Однако ускорение социальной эволюции в 18-19 вв., крушение идеалов, вдохновлявших деятелей французской революции, явная непредсказуемость исторических событий потребовали более глубокого анализа роли С. Гегель трактует С. как объективное явление, вызванное несущественными, внешними причинами. Продолжает эту идею и марксизм, признающий важнейшую роль С. (вплоть до характера исторических персонажей) в истории. С. трактуется марксистами как форма проявления и дополнения необходимости (Энгельс), как результат пересечения причинных целей (Плеханов). Но при этом С. считается все же вторичной по отношению к необходимости, поскольку она влияет только на своеобразие исторических процессов (может их ускорить, замедлить и т.п.), конечный же результат предопределен необходимостью (объективными социальными законами), а с переходом к коммунизму сфера С. будет сужаться до бесконечно малой величины. В качестве реакции на явный или скрытый исторический фатализм данных концепций со второй половины 19 в. широко распространяются исторический индетерминизм (философия жизни, неокантианство и др.), стремившийся, зачастую в неадекватной форме, раскрыть качественную специфику социального процесса, ключевую роль в нем С. Научное подтверждение этих идей появилось в связи с созданием и развитием в 19-20 вв. статистической теории на основе теории вероятностей, что стало революцией в понимании мира. Заметим, что сам данный принцип первоначально появился в социальных исследованиях (У. Петти, А. Кетле, частично марксизм), а затем уже был широко развит естествознанием. Теория вероятностей изучает закономерности массовых случайных явлений. Речь идет о статистических закономерностях, действие которых является результатом массового процесса, где при переходе от одного явления к другому характеристики отдельных явлений изменяют себя независимым образом, и, налагаясь друг на друга, дают некоторую непредсказуемую заранее тенденцию. Такая эволюция характерна прежде всего для сложных самоорганизующихся систем, к которым относится и общество. В итоге С. признается в качестве самостоятельного и универсального, а не вторичного начала строения и эволюции мира, утверждается конструктивная роль случая как фактора свободы человека и непредопределенности и необратимости социальных изменений, условия появления нового в истории. Человек открывает для себя мир по законам случая, в процессе проб и ошибок, что свидетельствует о мозаичности, фрагментарности социального мира, где историческое событие как функция определенных обстоятельств задано случайным образом, будучи персонифицированным через особенности действующих людей. Задним числом мы можем объяснить необходимость какого-либо исторического события, но для современников оно всегда неожиданно, что и вызывает у людей представление о наличии в истории неких сверхчеловеческих сил. Наличие С. свидетельствует о нелинейности исторического процесса, о невозможности точных исторических предсказаний, можно только говорить о вероятности определенных тенденций. Особенно это специфично для современной цивилизации, характеризующейся неустойчивостью, неравновесностью социальных изменений. Более того, С. приобретает здесь решающий характер, поскольку, будучи созданной человеком, она может привести человечество к гибели. Ключевое значение для современного понимания роли С. в истории имеет философия нестабильности Пригожина. Изучая открытые (неравновесные) системы, Пригожин приходит к выводу об их случайном поведении, где порядок и беспорядок есть две стороны одного и того же мира; более того, беспорядок есть первичное состояние, из которого в любой непредсказуемой заранее точке может возникнуть нечто новое. Эти точки получили название точек бифуркации (ветвления), где возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. Бифуркационный скачок есть царство случайности, он может возникнуть в любой момент и направить систему в любом направлении. Когда же некий случайный выбор (социальная мутация) произойдет и установится новый порядок, то на передний план выходит необходимость событий. Таким образом, современный подход к С. в историческом процессе показывает ее ключевую роль, обеспечивающую нелинейность социальной эволюции, а также фундаментальное значение ответственного и обоснованного выбора людьми порядка своих действий, ибо в нынешнем обществе малые воздействия на входе могут вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе. (см. НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ).

Новая философская энциклопедия:

СЛУЧАЙНОСТЬ – философская категория, выражающая один из предельных видов (классов) взаимосвязей и взаимоотношений в мире, характеризующийся отсутствием прямых закономерных связей в поведении и функционировании объектов и систем. В основе случайности лежат представления о независимости, что ведет к непредсказуемости соответствующих явлений и процессов. Другим предельным видом взаимосвязей в мире выступает необходимость.
Представления о случае зародились в древности, при самых первых попытках осознания человеком своего бытия. Они относились к характеристике поведения человека, его судеб. И сразу же выяснилось, что случай сопоставлен с необходимостью. Поэтический язык древних воплотил соответствующие представления в образах богинь человеческих судеб: Ананке – неумолимая необходимость, Тихеслепой случай. Вне случая невозможно понять жизнь человека во времени. Более того, случайность характеризовалась как «регулятор» жизненных процессов.
В дальнейшей истории культуры представления о случае также преимущественно соотносились с раскрытием основ поведения человека, его деятельности. Наиболее концентрированным образом они высвечивались при раскрытии представлений о свободе воли человека. Свобода воли прерывает те жесткие неумолимые связи и воздействия, в которые вплетен человек, и тем самым позволяет ему стать творцом нового и осознать свою силу и самостоятельность.
Становление естествознания означало и становление новых подходов к анализу случайного: природа случайности стала рассматриваться через призму ее вхождения в структуру научных методов исследования. Однако, первоначально естествознание отторгало случай. В структуре классической механики как первой относительно целостной и замкнутой научной теории не было места для случая. Конструктивную роль в познании играла лишь необходимость. «Ничего в природе, – писал П.Гольбах, – не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами... Говорить о случайном сцеплении атомов либо приписывать некоторые следствия случайности – значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются либо разъединяются» (Избр. антирелигиозные произв. М., 1934, т. 1, с. 34–35). Другими словами, представления о случае есть выражение того, чем можно пренебречь в конкретных исследованиях.
Более углубленные подходы к анализу случайности стали возможны в процессе разработки теоретико-вероятностных методов исследования, становления статистических закономерностей в науке. В структуру научных теорий вошла случайность. Однако, фундаментальный характер случайности в развитии познания долгое время не признавался. Статистические теории рассматривались как неполные, т.е. как основывающиеся на неполноте знаний о соответствующих явлениях и процессах. Такой подход к анализу случайности был обусловлен господствовавшей в период становления классической статистической физики концепцией жесткой детерминации с отрицанием объективной природы случайного.
По мере осознания фундаментального характера теоретико-вероятностных методов исследования и статистических закономерностей вырабатывалось и конструктивное понимание случайности. Исходными, наиболее типичными материальными системами, исследование которых породило статистическую физику, являются газы, газообразное состояние вещества. Через представления о случайности характеризуются взаимоотношения между молекулами газа, поведение которых взаимонезависимо. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых или квазинезависимых сущностей. Состояния и поведение элементов в таких системах не зависят одно от другого, не коррелированы друг с другом. Подобная структура систем наиболее емко характеризуется словом «хаос». Наиболее хаотическим состоянием газа является состояние с максимальной энтропией, состояние термодинамического равновесия. Соответственно, структура газа в состоянии термодинамического равновесия и есть идеальное воплощение действия случая.
Дальнейшее существенное развитие представления о случайности получили в ходе разработки квантовой теории. В классической физике вероятность соотносилась с массовыми процессами. Согласно квантовой механике отдельные элементарные физические процессы являются принципиально вероятностными, т.е. неоднозначными в своих проявлениях. Подобное, случайностное поведение квантовых объектов свидетельствует о тайнах их внутреннего строения: следует исходить из признания богатства внутренних свойств и наличия внутренней динамики в квантовых объектах, что и обусловливает случайностный характер их поведения на квантовом уровне.
Наиболее полное раскрытие природы случайности возможно, когда анализируется ее «вписанность» в эволюционные процессы. Здесь прежде всего надо иметь в виду теорию эволюции Дарвина. В его учении сформулированы лишь исходные понятия феноменологического порядка – «изменчивость», «наследственность» и «естественный отбор». Структура взаимоотношений между этими понятиями включает в себя идею случайности. Последняя прежде всего относится к характеристике индивидуальной изменчивости организмов. В дальнейшем, в ходе разработки генной теории эта идея получила развитие и привела к представлениям о мутациях, их случайностной природе. Мутации обусловливают разнообразие генетического материала, что служит предпосылкой эволюционного процесса.
Для современного уровня развития эволюционного учения важнейшее значение имеет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации, становление синергетики. В анализ эволюционного процесса стали включаться такие понятия и представления как «неравновесность», «неустойчивость», «бифуркации», «нелинейность», «информация» и ряд других. Новые подходы обогащают как само понимание случайности, так и представления о механизмах ее действия. Случайность стала характеризовать точки бифуркации – точки ветвления путей эволюции открытых нелинейных систем. Тем самым, случайность «порождает» разнообразие возможностей в эволюционных процессах, а осуществившаяся возможность делает процесс эволюции необратимым.
Общий взгляд на развитие идеи случайности показывает, что она все сильнее проявляет себя при переходе исследований к анализу внутреннего мира сложных систем. В классической физике случайность «раскрывает» особенности внутренней структуры систем подобных газовым. В квантовой теории случайность соотносится со структурой «мира возможностей», порожденных внутренними свойствами микрообъектов. В биологии случайность характеризует внутренние процессы развития живых систем и их сообществ. Идея самоорганизации также направлена на анализ внутренней динамики соответствующих систем: самоорганизующимися являются системы, которые перестают быть игрушками в действиях внешних сил. Наконец, в социальных науках «наследницей» случайности широко рассматривают идею свободы.
Т.о., случайность является составной частью структуры мира, играет важную роль в его эволюции и познании. Это начало ответственно за наличие пластичности, гибкости, изменчивости, порождения в процессах эволюции истинно нового. Тем самым случайность символизирует собою открытость мира, открытость будущего, встречи с ранее неизвестным.
Ю.В.Сачков

Социологический словарь:

СЛУЧАЙНОСТЬ — англ. accident/ hazard; нем. Zufalligkeit. Тип связи, определяемый внешними для данного явления причинами.

Грамматический словарь Зализняка:

Случайность, случайности, случайности, случайностей, случайности, случайностям, случайность, случайности, случайностью, случайностями, случайности, случайностях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru