Определение слова «Филолай»

Музыкальная энциклопедия:

(Pilolaos) (2-я пол. 6 в. до н.э., Кротон, Юж. Италия — 1-я пол. 5 в. до н.э.) — др.-греч. философ-пифагореец. Его соч. "О природе" (сохранилось в пересказе др. философов) посвящено изложению учения Пифагора. По Ф., природа и весь мировой порядок образовались от соединения беспредельного и предела (идея связана с оргиастич. культом Диониса), синтезом к-рых является число (без него всё "беспредельно, неопределённо и неясно"). Числопринцип божеств. гармонии космоса и муз. гармонии, "ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного". Муз. "гармония" (т.е. октава) связывает интервалы — кварту (3 : 4) и квинту (2:3). Ф. разрабатывал также муз.-эстетич. теорию числовых пропорций.
Литература: Маковельский А. О., Досократики..., ч. 3, Казань, 1919; Лосев А. Ф., Античная музыкальная эстетика, в сб.: Античная музыкальная эстетика, М., 1960.

Новая философская энциклопедия:

ФИЛОЛАЙ () из Кротона (ок. 470 – после 400 до н.э.) – пифагорейский философ и ученый. В результате антипифагорейского выступления ок. 450 бежал в Фивы, где долгое время жил и учил; в конце жизни, вероятно, переселился в Тарент. Сведения о его встрече с Платоном [ПЛАТОН], посетившим Италию ок. 388, недостоверны. Филолай написал трактат «О природе», от которого дошло несколько десятков фрагментов и свидетельств. Спор об их аутентичности продолжался почти полтора века, сейчас подлинными признаются фрагменты В 1–7, 13, 17 и ряд свидетельств, остальные восходят к псевдопифагорейской литературе. Вопреки легендарной традиции, Филолай не был первым, кто опубликовал пифагорейское учение, ранее устное и тайное. До него книги писали Алкмеон [АЛКМЕОН], Гиппас [ГИППАС], Менестор и Гиппон [ГИППОН], которые, как и Филолай, излагали собственные взгляды. Для Платона и Аристотеля книга Филолая была одним из важных источников по пифагореизму, однако первый относил к Филолаю лишь запрет самоубийства (A 1a), a второй – невнятное изречение (В 16). Многие идеи, которые античная доксография, восходящая к Теофрасту [ТЕОФРАСТ], приписывает Филолаю, Аристотель передает просто как «пифагорейские».
Тематика трактата Филолая весьма обширна: от онтологии он переходит к гносеологии, космологии и астрономии, касается других точных наук и заканчивает физиологией и медициной. Под влиянием элеатов Филолай модифицировал начала Пифагора [ПИФАГОР] («предел» и «беспредельное»). Его «космос» состоит из «беспредельных и пределополагающих вещей» ( ка ), которые объединяет и упорядочивает «гармония» (В 1). Воспитанный в традициях пифагорейской математики, Филолай первым ввел число и точные науки в целом в философский контекст, построив на их основе гносеологическую теорию. Как и Алкмеон, он полагал, что полное и достоверное знание о мире доступно лишь богам (В 6), но если Алкмеон предлагал основывать человеческое знание на «свидетельствах», то Филолай искал опору в математике и родственных ей науках. Его тезисы таковы: «Если бы все было беспредельным, то невозможно было бы ничего познать» (В 3); «Все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать» (В 4), т.е. вещи познаваемы лишь в той мере, в какой они выразимы в числах. Филолай отнюдь не считал, что «все есть число» (согласно интерпретации Аристотеля), его число – это не онтологическое начало, а функция «предела», который вносит определенность в этот мир, делая его тем самым познаваемым.
Как ученый Филолай проявил наибольшую оригинальность в астрономии. В отличие от раннепифагорейской системы в центр небесной сферы он поместил не Землю, а огненное тело, Гестию (ср. огонь Гиппаса), первой возникшую в процессе космогонии (В 7). Вокруг нее по кругам равномерно вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд. Тела, более близкие к центру, вращаются быстрее: Земля делает оборот за сутки (это объясняет смену дня и ночи), Луна за месяц (поэтому лунный день в 15 раз длиннее земного, а лунные животные в 15 раз больше) и т.д. Солнце является стекловидным телом и отражает свет Гестии, которая, как и Антиземля, нам не видна, поскольку мы живем на обращенном в другую сторону полушарии. Антиземля была, вероятно, введена для объяснения большей частоты лунных затмений по сравнению с солнечными. Таково объяснение Филиппа [ФИЛИПП] Опунтского и Аристотеля (58 В 36), последний, впрочем, приводит еще одну, явно надуманную причину: желание довести число небесных тел до «совершенного числа» 10 (Met. 986а10). Между тем небесных тел в системе Филолая не 10, а 11, кроме того, число 10 никакой роли в пифагореизме не играло. Несмотря на ряд фантастических элементов, свойственных теориям многих досократиков, в целом система Филолая была серьезной попыткой объяснить небесные явления. Его последователи Гикет и Экфант заменили вращение Земли вокруг Гестии ее суточным вращением вокруг собственной оси.
Помимо астрономии, Филолай обсуждал также арифметику (В 5), геометрию, которую он называл «метрополией» других наук (А 7а), и гармонику, дав математическое выражение музыкальных интервалов от октавы до полутона (В 6а). В физиологии Филолай следовал Алкмеону (мозгцентр сознания, А 13) и другим пифагорейцам (Гиппон, Менестор), объяснявшим деятельность организма взаимодействием теплого и холодного. Причины болезни он видел во влиянии внешних факторов на кровь, желчь и флегму (А 27).
Источники:
1. DK I, 398–419;
2. Лебедев. Фрагменты, с. 432–446.
Литература:
1. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994;
2. Idem. Some Notes on Philolaus and the Pythagoreans. – «Hyperboreus» 4, 1998, p. 243–270;
3. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972;
4. Nussbaum M. Eleatic Conventionalism and Philolaus on the Condition of Thought. – «Harvard Studies of Classical Philology» 83, 1979, p. 63–108;
5. Huffman С.A. Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic. Cambr., 1993.
См. также лит. к ст. Пифагореизм [ПИФАГОРЕИЗМ].
Л.Я.Жмудь

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru