Определение слова «Джеймс»

Большой энциклопедический словарь:

ДЖЕЙМС (James) — 1) река на востоке США. 550 км, площадь бассейна 25,1 тыс. км2. Впадает в Атлантический ок. Средний расход воды 210 м3/с. Судоходна от г. Ричмонд (240 км от устья).
2) Левый приток Миссури. Ок. 1140 км, площадь бассейна 57,2 тыс. км2. Используется для орошения.
ДЖЕЙМС (James) Генри (1843-1916) — американский писатель. Брат У. Джемса. Социально-психологические повести и романы ("Дейзи Миллер", 1878; "Женский портрет", 1881; "Послы", 1903) о трагедийных поисках любви и понимания на фоне сопоставления американских и европейских культурных традиций. Тема художника ("Письма Асперна", 1888; "Урок мастера", 1892). Психологизм на грани "потока сознания" и изощренная повествовательная техника поздних романов ("Крылья голубки", 1902; "Золотая чаша", 1904). Теоретик литературы (кн. "Мастерство романа", 1934). Пропагандировал творчество И. С. Тургенева.

Словарь географических названий:

(James), Джемс, названия двух рек в Сев. Америке (США),
1) в штате Виргиния (длина 550 км, пл. басс. 21 тыс. км), образуется слиянием рек Джэксон и Каупасчер в юж. ч. Аллеганских гор, далее пересекает Голубой хр. в ущелье Железные Ворота, плато Пидмонт, Приатлантическую низм. и впадает в Чесапикский зал. (Атлантический океан), образуя длинный и узкий эстуарий. Питание снегово-дождевое, сильные паводки. Сред. расход воды у г. Ричмонд (240 км от устья) 210 м/с, наиб. 5000 м/с. До Ричмонда судоходна, в устье морской порт Норфолк;
2) самый длинный левый приток Миссури (штаты Сев. и Юж. Дакота). Длина 1400 км, пл. басс. ок. 60 тыс. км. Берёт начало на плато Миссури. Далее течёт параллельно уступу Великих равнин в широкой долине. Кратковременное весеннее половодье, резко выраженные паводки от летних дождей, маловодье в остальную часть года. Используется для орошения.

Большая советская энциклопедия:

I
(James)
Генри (15.4.1843, Нью-Йорк, — 28.2.1916, Лондон), американский писатель. В романе «Родрик Хадсон» (1876) Д. рисует гибель таланта скульптора, не понятого в буржуазном обществе; несбывшимся надеждам любящих женщин, обманутых хищными дельцами, посвящены романы «Вашингтон-сквер» (1881, рус. пер. 1881) и «Женский портрет» (1881). Чужд реализму роман «Американец» (1877, рус. пер. 1880), герой которого, миллионер Ньюмен, представлен как воплощённое бескорыстие. В романе «Бостонцы» (1886) осмеяны демократические традиции американских реформаторов и утопистов; в «Княгине Казамассима» (1886) карикатурно изображено революционное движение в Европе; в романе «Трагическая муза» (1890) Д. противопоставляет искусство общественной жизни. В романах «Священный источник» (1901), «Послы» (1903), «Золотая чаша» (1904) Д. культивирует изощрённый психологизм. Лучшее в позднем творчестве Д. — рассказы и повести о трагической судьбе художника в мире собственников («Бумаги Асперна», «Смерть льва», «Узор ковра» и др.).
Соч.: The complete tales, v. 1—12, L., 1962—64; в рус. пер. — Дэзи Миллер, в сб.: Американская новелла, т. 1, М., 1958.
Лит.: Edgar P., Henry James man and author, N. Y., 1964; Henry James. Ed. by T. Tanner, [L., 1968] (библ. с. 341—43); Powers L. Н., Н. James, N. Y.- [a. o.], 1970.
А. А. Елистратова.
II
Джемс (James), название двух рек в США. 1) Река в штате Виргиния. Длина около 550 км, площадь бассейна 25,1 тыс. км2. Образуется слиянием рек Джэксон и Каупасчер. Верхнее течение Д. расположено в южной части Аллеганских гор; далее река пересекает Голубой хребетущелье Железные Ворота), плато Пидмонт, на уступе которого образует водопады, и Приатлантическую низменность. Впадает в Чесапикский залив, образуя длинный узкий эстуарий. Питание смешанное. Сильные паводки. Средний расход воды у г. Ричмонд (240 км от устья) 210 м3/ceк, наибольший — до 5 тыс. м3/сек. До этого города река судоходна. В устьеморской порт Норфолк. 2) Река в штате Северная и Южная Дакота, самый длинный левый приток Миссури. Длина около 900 км, площадь бассейна около 60 тыс. км2. Берёт начало на плато Миссури, далее течёт параллельно восточному уступу Великих равнин в очень широкой долине. Кратковременное весеннее половодье, резко выраженные паводки от летних дождей, маловодье в остальную часть года. Используется для орошения.
III
Джемс (James), залив в южной части Гудзонова залива, у берегов Канады. Вдаётся в сушу на 400 км. Глубина менее 100 м. В средней части — группа островов (наибольшийостров Акимиски). Впадают рр. Олбани, Истмейн и др. Большую часть года покрыт льдом.

Словарь по культурологии:

Уильям Джеймс (Джемс) (James) (1842-1910)
амер. философ и психолог; в 1872-1907 — профессор Гарвардского ун-та в Кембридже (Массачусетс); представитель антиматериалистич. “радикального эмпиризма” и один из основателей прагматизма, к-рый сложился и вошел в моду в США, создатель прагматич. версии культуры. Культурфилос. концепция Д. органично связана с его филос. методом. Прагматизм выступал как своеобр. теория истины, но вместе с тем и опр. процедура осмысления реальности.
Д., обосновывая свою методологию, говорил о важности собирать факты, подходя к ним без какой-нибудь априорной теории. Он утверждал значимость универс. опыта, к-рый он толкует то как поток сознания, то как “плюралистич. вселенную”. Такое учение Д. определял как радикальный эмпиризм. Согласно его методологии, все идеалы относительны. Было бы нелепостью искать определение “идеальной лошади”, когда существуют ломовые, верховые лошади, рысаки, пони. Каждая из них воплощает особую разновидность “лошадиной функции”. В той же мере можно говорить о многообразии культурного, религ. опыта.
Согласно Д., оправданы любые версии человеч. опыта. Истинной же можно считать ту, к-рая позитивно влияет на человека. Следовательно, идеальность поведения может измеряться степенью его приспособленности к конкретным и эффективным действиям. На вопрос: “Можно ли выработать единый взгляд на культуру?” в прагматизме следует отрицат. ответ. Невозможна, напр., абсолютная оценка успеха при разнообразии жизненных условий и несовпадающих воззрений на них.
Культурфилос. концепция Д. выстраивается вокруг феномена культуры религии. Д. толкует религ. чувство как начало творческое и созидательное. Поскольку человек зависим от Универсума, он вынужден добровольно идти на жертвы и самоотречение. Здесь значение религии неоценимо. Наука не заботится, отразятся ли ее теории на жизни человека. Она абсолютно безразлична к внутр. сокровенному опыту индивида, к ценностному измерению бытия. Вот почему религия сохраняется на протяжении многих тысячелетий.
Религия позволяет индивиду сохранить внутреннее спокойствие, подавить страсти и аффекты. Стало быть, вопрос, есть ли Бог, замещается другим: оправдана ли религия прагматически. Поскольку не вызывает сомнений ни полезность набожных чувств, ни их воздействие на жизнь людей, судьба религии в культуре оказывается зависимой от постижения человеч. природы. Рождается чисто эмпирич. критерий ценности религии. Он обнаруживается в степени пригодности ее результатов для жизни.
Д. рассматривает также вопрос, почему религ. опыт разнолик. Он полагает, что религия отражает разные стороны человеч. потребностей. Протестантизм, например, уступает католицизму в красоте и эстетике. Однако он откликается на иные человеч. свойства.
С одной стороны, согласно Д., существует представление, что религияанахронизм, уже превзойденный просвещенными людьми. С др. стороны, потребность в утешении все более обостряется. Суждения о религ. феноменах разнообразны. Как должна относиться к этому рождающаяся наука о религиях? По мнению Д., сама наука о таинств., мистич. явлениях может взять на себя роль религии. Мистика древнее религии и составляет основу всех религий. Все вероисповедания всегда имели в себе мистич. начало. Различие между религией и мистикой в том, что мистикатакой тип религии, к-рый подчеркивает непосредств. интимное общение с Богом. Мистикарелигия в ее наиболее напряженной и живой стадии. Все корни и центр религ. жизни следует искать в мистич. состояниях сознания. Четыре характерных признака служат критерием для различения мистич. переживаний: неизреченность – мистич. опыт трудно воспроизводится устоявшимися языковыми средствами, но не потому, что он эмоционален по природе и чужд интеллекту; интуитивность, являющаяся особой формой познания, когда человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка; кратковременность; бездеятельность воли — мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти некоей высшей силы.
Названные Д. признаки мистич. опыта эмпирически описывают его для тех, кто не погружен в данное состояние. Д. пытается поставить еще один вопрос, к-рый широко обсуждается в совр. культурологии: в какой мере можно доверять мистич. опыту? Раскрывает ли он некие фантомы сознания или демонстрирует феноменологически достоверную реальность? Гл. ценность культурфилос. концепции Д. — в раскрытии феномена религии как конкр. личного отношения, в к-ром индивид стоит к Божеству. Религия, по Д., занимаясь судьбами личности и соприкасаясь с единств. доступной нам абсолютной реальностью, призвана неизбежно играть огромную роль в культуре, в истории человечества.
Соч.: The Principles of Psychology. V. 1-2. N.Y., 1890; Научные основы психологии. СПб., 1902; The Varieties of Religious Experience. L., 1902; Pragmatism., L, 1907; A Pluralistic Universe. N.Y., 1909; Прагматизм. СПб., 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911; Психология. М., 1991; Многообразие религиозного опыта. М.,1993.
Лит.: Асмус В. Алогизм Уильяма Джемса // Под знаменем марксизма. М., 1927. № 7-8; Мельвиль Ю.К. Американский прагматизм. М., 1957; Мельвиль Ю.К. Уильям Джемс // Вестн. моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1993, № 3.
П. С. Гуревич.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Новая философская энциклопедия:

ДЖЕЙМС (Джемс) (James) Уильям (11 января 1842, Нью-Йорк – 26 августа 1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир)американский философ и психолог, один из главных представителей прагматизма [ПРАГМАТИЗМ]. В отличие от основоположника прагматизма Ч.Пирса [ПИРС], воздействие идей Джеймса изначально распространялось за пределы собственно научной и философской сферы. Этому, безусловно, способствовала активная деятельность самого Джеймса по пропаганде прагматизма как широкого мировоззрения, призванного осмысливать различные стороны человеческой жизни и преобразовывать ее.
Джеймс происходил из глубоко религиозной семьи. Его отец был последователем религиозно-мистического учения Э.Сведенборга, что сказалось на позиции Джеймса по философским вопросам религии, в особенности в его знаменитой книге «Многообразие религиозного опыта» (1902). Его братшироко известный писатель Генри Джеймс. Научно-философская деятельность Джеймса была связана с Гарвардским университетом, медицинское отделение которого он окончил. Там он вначале преподавал физиологию, затем психологию (одним из первых в Америке Джеймс стал заниматься экспериментальной психологией). С 1880 Джеймс начал преподавать философию. Его перу принадлежат многочисленные работы, среди самых известных – «Воля к вере» (1897), «Прагматизм» (1907) и «Плюралистическая вселенная» (1909). Славу Джеймсу как одному из ведущих психологов мира принес труд «Основания психологии» (т. 1–2, 1890). Все его тексты обладают большой эмоциональной силой, хотя логическая аргументация иногда носит упрощенный характер. Он считал, что прагматизм есть лишь новое название для старого способа мышления, которым люди руководствуются в своей повседневной практике. Такой способ мышления не приемлет абстрактные категории и всевозможные «первые принципы». Победа прагматизма, как полагал Джеймс, будет обусловлена тем, что он произведет наибольшее впечатление на «нормальные умы». Развитие философии сопровождалось жесточайшим противостоянием различных систем. Поэтому, подчеркивал Джеймс, прагматизм в современную эпоху должен выступать как метод «улаживания философских споров». Это именно метод, а не учение, и он носит нейтральный и антидогматический характер. Прагматизм также способен сблизить науку и метафизику. В основе же философских противостояний Джеймс видел психологическое различие «философских темпераментов» – мягкого и жесткого. Различие темпераментов обусловливает то, что одни философы оказываются рационалистами (а также интеллектуалистами, идеалистами, оптимистами, верующими, сторонниками свободы воли, монистами и догматиками), а другие – эмпиристами (а также сенсуалистами, материалистами, пессимистами, неверующими, детерминистами, плюралистами и скептиками). Джеймс критикует крайности этих позиций и подчеркивает, что прагматизм берет лучшее у каждой из них, ибо «наше уважение к фактам не погасило в нас окончательно огня религиозности». Напр., крайностям оптимизма и пессимизма он противопоставляет прагматистскую точку зрения мелиоризма, согласно которой спасение мира и не неизбежно, и не невозможно: все в руках самого действующего человека.
В отличие от Пирса, Джеймс широко использует понятие истины. «Истина» выступает у него как синтетическое понятие, обозначающее различные аспекты прагматистского подхода. Напр., с трактовкой прагматизма как метода улаживания философских споров связано определение истины как посредника (миротворца), который готовит людей к изменениям в будущем и одновременно не дает им резко порывать с прошлым. Истина представляет собой как бы программу будущих действий по изменению реальности. Кроме того, истина для Джеймса – это то, что случается, происходит с идеей: это «драгоценное орудие действия», а слова, выражающие истины, инструментальны в нашем опыте. В то же время истина есть родовое название для всех видов ценностей, действующих в опыте. Даже в абстрактной сфере логики и математики истина, по Джеймсу, сохраняет свою ценностную, направляющую функцию. Эпистемический аспект понятия истины схватывается в определении истинных идей как тех идей, которые мы можем усвоить, подтвердить, подкрепить и проверить. Ложные же – те, с которыми мы этого проделать не можем. Причем истина не обязательно является непосредственно верифицируемым верованием. Потенциальные процессы проверки, отмечает Джеймс, могут быть столь же верными, как и актуальные. Он предлагает называть «истинной» идею, начинающую процесс проверки, а «полезной» – выполнившую свое предназначение в опыте. Мы изначально должны верить в истинность своих идей – это «окупится». Все приведенные разъяснения понятия истины объединяет понимание ее как процесса, или характеристики, человеческой деятельности. Джеймс говорил, что чисто объективных истин, при установлении которых никакой роли не играло бы субъективное удовлетворение от сочетания старых элементов опыта с новыми, нигде нельзя найти. Прагматизм отвергает философское обожествление истины как чего-то статичного, неизменного, отделенного от практически ориентированного мира нашего опыта. Он выступал против абсолютизации трактовки истины как «соответствия» действительности. Прагматизм Джеймса не принимает эту трактовку потому, что для него действительность не является чем-то готовым и законченным, а находится в процессе постоянного становления и ожидает своего завершения, в том числе и от будущего. Основу действительности составляет, во-первых, сам поток ощущений. Во-вторых, в действительность включаются отношения между ощущениями. Джеймс считает это положение чрезвычайно важным и отличающим его позицию от позиции британских эмпиристов. Традиционные эмпиристы были неспособны ответить на критику их идеалистических оппонентов и объяснить, откуда берутся отношения между элементами чувственного опыта. Перенося отношения в пределы самого опыта, Джеймс избегает необходимости прибегать к каким-либо внеопытным (трансцендентальным) источникам отношений. Именно поэтому он и называет свой эмпиризм «радикальным». Два вида отношений складываются в рамках опыта. Это прежде всего изменчивые отношения места и времени, носящие внешний характер. Большинство отношений ощущений именно таковы, но возможны еще и внутренние (сущностные) отношения, коренящиеся в природе самих соотносящихся объектов. Область внутренних отношений, однако, ограничивается сферой логики и математики. Только в этих пределах можно говорить об истинности как согласованности (когерентности) наших понятий. Джеймс критиковал английских и американских неогегельянцев, считавших, что все отношения являются внутренними. В-третьих, в действительность включается совокупность прежних истин, с которыми должно считаться каждое новое исследование. Благодаря этому опыт имеет непрерывный характер. Он подчеркивает, что различие между «мыслями» и «вещами», между «познающим» и «познаваемым», а также между «субъектом» и «объектом» следует рассматривать в терминах внешних отношений между элементами нашего опыта. Прагматизм допускает как единство, так и разъединение частей опыта. С точки зрения плюралиста Джеймса, части реальности связываются внешним образом. Вещи соотносятся различными путями, но никакая из них не доминирует над остальными. Поэтому плюралистический мир больше похож на федеративную республику, чем на империю или королевство философов-монистов.
Исходным для Джеймса является понятие опыта. Субъективность и объективность суть функциональные атрибуты опыта. В этой связи он критиковал традиционные противопоставления духа и материи, души и тела. Джеймс отмечал, что философы измыслили особую субстанцию под названием «сознание» (consciousness). Прообразом духа (сознания), считал он, был обычный процесс дыхания. Поэтому вместо рационалистического «я мыслю» можно было бы сказать «я дышу». Джеймс при этом указывал, что он отрицал только субстанциональность сознания, но не отрицал его функционального значения. Эта функция – познавательная. Признав наличие «чистого опыта», познание можно будет трактовать как особый вид внешних отношений между элементами опыта. В своей философии религии (которая фактически является и психологией религии) Джеймс придерживался сформулированных им прагматистских принципов. Вера людей в то, что Бог существует, может быть истинной, если само утверждение о существовании будет обозначать те духовные потребности людей, которые религиозная вера могла бы удовлетворить. Джеймс, который не отдавал предпочтения ни одной из конфессий, подчеркивал сугубо личностный характер подлинных религиозных верований людей. Особый интерес у него как у исследователя вызывали описанные в различных источниках случаи мистического озарения, экстремальные факты проявления религиозного чувства. Он и сам дает тонкие описания эмоциональной жизни верующих, «энергетического» подъема, испытываемого при приобщении к религии.
Сочинения:
1. The Principles of Psychology, v. 1–2. N. Y., 1890;
2. Some Problems of Philosophy. N. Y., 1911;
3. Essays in Radical empiricism. N. Y., 1912;
4. Вселенная с плюралистической точки зрения. M., 1911;
5. Введение в философию. Берлин, 1923;
6. Психология. М., 1991;
7. Многообразие религиозного опыта. М., 1993;
8. Воля к вере. М., 1997.
Литература:
1.  Perry R.В. The Thought and Character of W.James. Boston, 1935;
2. Wild J. The Radical Empiricism of W.James. N. Y., 1969.
А.Ф.Грязнов

Топонимический словарь:

Залив на Ю. Гудзонова залива; Канада. Открыт е 161С г. Г. Гудзоном, исследован в 1631 -1632 гг. англ, мореплгвателем Томасом Джеймсом (Thomas James, ок. 1593-1632) и позже был назван его именем.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru