Большой энциклопедический словарь:
ДЖЕМС (Джеймс) (James) Уильям (1842-1910) — американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Брат Г. Джеймса. Отвергая объективность истины, выдвинул "прагматический" критерий: истинно то, что отвечает практической успешности действия. Единственная реальность, по Джемсу, — непосредственный чувственный опыт. В психологии развил концепцию "потока сознания" — непрерывно сменяющихся целостных психических состояний; учение об эмоциях — один из истоков бихевиоризма.
Большая советская энциклопедия:
I
Джеймс (James) Престон (р. 14.2.1899, Бруклин), американский географ. Профессор Мичиганского (с 1934), Сиракьюсского (с 1945) и др. университетов. Консультант и руководитель различных организаций по вопросам географии и социального развития Латинской Америки. Член Национального исследовательского совета Американского геофизического союза (1948—53). Президент Ассоциации американских географов (с 1951) и Совета по делам Латинской Америки (с 1957). Автор монографии по географии Латинской Америки и серии учебников по географии для высшей и средней школы.
Соч.: An outline of geography, N. Y., 1935; Geography of man, 2 ed., Boston, 1959 (coвм. с Н. G. Kline); One world divided. A geographical looks at the modern world, N. Y., 1964; в рус. пер. — Латинская Америка, М., 1949.
II
Джеймс (James) Уильям (11.1.1842, Нью-Йорк, — 16.8.1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир), американский философ-идеалист и психолог, один из основателей Прагматизма. Профессор физиологии и психологии, затем философии Гарвардского университета (1872—1907). Во взглядах Д. противоречиво сочетались эмпиризм и биологизм с крайним индивидуализмом, утверждением свободы воли и элементами мистицизма. Развивая идеи Ч. Пирса, Д. выдвинул новый, «прагматический» критерий истинности, согласно которому истинно то, что отвечает практической успешности действия. Истина, по Д., «... просто выгодное в образе нашего мышления» («Pragmatism», N. Y., 1963, р. 98). Д. пытался стать над материализмом и идеализмом, объявляя единственной реальностью непосредственный чувственный опыт индивида (так называемый радикальный эмпиризм). Первичный материал опыта «нейтрален», но его элементы могут выступать в процессе познания и как физическое, и как психическое в целях практического удобства. Мысли, согласно Д., как и вещи, состоят из ощущений и впечатлений (см. «Существует ли сознание?», 1904, в сборнике: Новые идеи в философии, сборник 4, 1913), что сближает позиции Д. с Махизмом. В. И. Ленин считал различия между махизмом и прагматизмом Д. в понимании опыта «ничтожными и десятистепенными» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 363, примечания). В психологии Д. выступил против Ассоцианизма, развив, в противовес ему, свою концепцию «потока сознания» — непрерывно сменяющих друг друга целостных и индивидуальных психических состояний, смена которых отражает физиологические процессы в организме. Д. выдвигает на первый план принцип активности психической жизни и примат в ней воли и интереса. Психика, по Д., обладает жизненной, «функциональной» ценностью, будучи орудием биологического выживания индивида. Учение Д. об эмоциях как выражении телесных движений послужило одним из истоков позднейшего Бихевиоризма. В работах по психологии религии Д. сводил религию к индивидуальным переживаниям, подлежащим научному анализу, и в то же время с позиций прагматизма защищал религию, которая «истинна» постольку, поскольку полезна, т.к. она якобы придаёт уверенность и устойчивость существованию. Д. также активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом.
В своих политических воззрениях Д. — представитель буржуазного либерализма.
Соч.: Principles of psychology, v. 1—2, N. Y., 1890; в рус. пер. — Научные основы психологии, СПБ, 1902; Зависимость веры от воли, СПБ, 1904; Многообразие религиозного опыта, М., 1910; Прагматизм, СПБ, 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911.
Лит.: Быховский Б. Э., Прагматизм и «радикальный эмпиризм» У. Джемса, в сб.: В. И. Ленин и вопросы марксистской философии, М., 1960; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 4, § 1; Perry R. В., Thought and character of W. James, v. 1—2, Boston, 1935; Morris L. R., W. James, N. Y., 1950; WiId J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969. См. также литературу при ст. Прагматизм.
Б. Э. Быковский, Д. Н. Ляликов.
У. Джемс.
Новейший философский словарь:
ДЖЕМС (ДЖЕЙМС) (James) Уильям (1842-1910) — американский психолог и философ, профессор (преподавал, в частности, анатомию и физиологию) Гарвардского университета (1889-1907), основатель прагматизма. Основные сочинения: «Принципы психологии» (1890), «Великие личности и их окружение» (1890), «Нравственная жизнь и философ» (1891), «Воля к вере» (1896), «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Существует ли сознание» (1904), «Моральный эквивалент войны» (1904), «Прагматизм — новое название некоторых старых способов мышления» (1907), «Плюралистическая Вселенная» (1909) и др. Прагматизм, благодаря усилиям Д., стал самой известной американской философской школой начала 20 в. «Прагматизм, — утверждал Д., — самая радикальная форма эмпиризма и наименее критичная по отношению к прошлому... Обращаясь к философам-профессионалам, прагматисты избегают абстракций, вербальных решений, априорных оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем, ложных абсолютов. Он обращен к конкретности и адекватности фактов, поступков и силы. Это обозначает примат эмпиризма над рационализмом, свободы и возможности над догматической претензией на окончательную истину. Прагматизм не ищет какого-то особого результата. Это всего лишь метод». В центр своей философии Д. помещал личность с ее интересами, заботами, переживаниями. Метафизика Д. основывалась на идее плюралистической многоформенности действительности. «Плюралистическая Вселенная» — у Д. незамкнута, незакономерна, это «царство случая», «великий цветущий, жужжащий беспорядок». Ее невозможно описать какой-либо целостной логической системой. «Радикальный эмпиризм» Д. предполагал, что «опыт и реальность составляют одно и то же», а дух и материя (мысли и вещи, по Д.) различаются лишь функционально. Субъект созвучно собственным интересам выделяет вещи волевым усилием из «потока жизни» — непрерывного потока сознания. Сознание у Д. — «это название несуществующей вещи, оно не имеет права занимать место среди основных принципов. Те, кто еще остается верным ему, цепляются просто за эхо, за слабый отзвук, оставляемый исчезающим понятием «души» в воздухе философии». Не имеется «никакого первичного вещества или качества бытия, кроме того, из которого сделаны материальные объекты и из которого составлены наши мысли о них». Это перво-вещество, по Д., — «чистый опыт» (»непосредственный», «нескончаемый» жизненный поток, представляющий материал для нашего «последующего отражения», для «наших рефлексий»). Данный принцип нередко именовался «нейтральным монизмом»: вещество мира — не дух, не материя, а нечто, предшествующее и тому, и другому. Познание — частный вид отношений между двумя порциями чистого опыта. «Идеи, являясь частью нашего опыта, становятся истинами постольку, поскольку помогают установить связь с другими частями опыта, усвоить его посредством концептуальных схем... идея истинна, если оперирует с уверенностью, упрощая и экономя наши усилия». Истина — это становление, это процесс — процесс верификации. Субъект-объектное отношение — производное от него: опыт, согласно Д., не имеет внутренней двойственности. Эта неделимая порция опыта может выступать в одной ситуации — познающим субъектом, в другой — познаваемым предметом или явлением. Мысли являются некоей функцией (»быть сознательным») познания. Д. пытался создать «последнее, наиболее объективное и наиболее субъктивное мировоззрение». Согласно Д., сознание расчленено и имеет целесообразную структуру. Люди часто вынуждены на практике принимать решения, для которых не существует никаких достаточных теоретических оснований. Отсутствие и выбора, и действия — тоже решение. Д. — один из немногих философов, четко указавших в самом начале 20 ст. на всеразрушающую силу идеологического абсолютизма и пагубность авторитаризма. Религиозная жизнь, как и любая духовная, по Д., не подлежит редукции. Контакт человека с потусторонним миром радикально обогащает человеческий опыт, расширяя сферу воспринимаемого и постигаемого им. Религиозный опыт должен быть очищен от понятия греха: «... не тотальность вещей несет с собой имя Бога для простого человека. Сверхчеловеческая Личность призвана исполнить человеческие намерения, имеющие ценность. Действуя во внешней сфере, у человека есть враги и границы... Думаю, что лишь конечное существо может быть достойным именем Бога. Если все же абсолют существует (эта гипотеза всегда открыта), то как тотальность более широкая, где Бог представляет идеальное, и эта религиозная гипотеза малодоступна для простого верующего». Религия у Д. — постулат практического действия, результат свободного выбора, опора человека в борьбе против засилья техницизма и культа науки.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025