Определение слова «Ньюмен»

Большой энциклопедический словарь:

НЬЮМЕН (Newman) Барнетт (1905-1970) — американский живописец, скульптор, теоретик искусств. Работал в стиле колор филд, на поверхности оставлял несколько незакрашенных фрагментов. В скульптуре развивал абстрактное направление ("Разбитый обелиск", 1963-67).
НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (1801-90) — английский теолог, педагог, публицист и церковный деятель. В 1845 перешел из англиканства в католичество, с 1879 кардинал. Защищал теорию "развития догматов" и принцип свободной от схоластических рамок "открытой теологии".

Большая советская энциклопедия:

Ньюмен
(Newman)
Джон Генри (21.2.1801, Лондон, — 11.8.1890, Эджбастон, близ Бирмингема), английский теолог, педагог-теоретик, публицист и церковный деятель. Сын банкира. Окончив Оксфордский университет, до 1833 совмещал университетское преподавание с должностью викария. Уже в первом сочинении «Ариане IV столетия» (1833) предуказано направление дальнейших попыток Н. укрепить религиозную доктрину англиканской церкви. Однако осуществляя этот замысел в 90 периодически публиковавшихся «Трактатах на злобу дня» (1833—41), целью которых было провозглашено приостановить «засилье либерализма в религиозной мысли» и оживить в умах «истинное понятие о соотношении англиканства и католической религии в целом», Н. всё дальше отходил от англиканства. В 1845 он перешёл в католичество, в 1847 стал священником римско-католической церкви. В 1854—58 Н. — ректор католического университета в Дублине. С 1879 кардинал. В сочинении «Оправдание своей жизни, или История моих религиозных взглядов» (1864) проповедовал активное принятие авторитарных религиозных воззрений на основе интуиции и с помощью напряжения воли и нравствственного чувства. Это положение Н. философски развил в «Грамматике согласия» (1870). Сочинения Н. получили широкое распространение в католической среде и были переведены на разные языки. В спорах между представителями Томизма и скотизма Н. был на стороне последователей Иоанна Дунса Скота (См. Иоанн Дунс Скот), защищал принцип свободной от схоластических рамок «открытой теологии», явившись, т. о., одним из предшественников обновления и модернизации католицизма в середине 20 в.
Соч.: Works, v. 1—37, L., 1868—81; Essays and sketches, v. 1—3, N. Y., 1948; The letters and diaries, v. 1—18, L.— N. Y., 1961—68; The philosophical notebook of J. Н. Newman (in 2 vol.), v. I, N. Y., 1969.
Лит.: Ward W., The life of Cardinal Newman, v. 1—2, L., 1912; Bouyer L., Newman. Sa vie, sa spiritualit, P., 1952; Hollis С h., Newman and the modern world. N. Y., 1968.
В. С. Муравьев.

Новая философская энциклопедия:

НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (21 ноября 1801, Лондон – 11 августа 1890, Бирмингем) – английский религиозный деятель, богослов, философ 19 в., кардинал Римско-католической церкви (с 1879). В 1854–58 был ректором католического университета в Дублине. Его основные сочинения: «Ариане 4 в.» (The arians of the 4th century, 1833); «Апология жизни» (Apologia pro vita sua being a history of his religious opinions, 1865); «Критические и исторические эссе» (Essays, critical and historical, 1871).
Преодолению деизма [ДЕИЗМ], господствовавшего к нач. 19 в. в Англии среди образованных слоев общества, способствовал романтизм, возвратившийся от свободы к авторитету, от индивидуализма и рационализма – к христианским ценностям, народной традиции и «старой» (католической) церкви. Такому повороту способствовало и движение, направленное на защиту церковных интересов от либерального парламента, попытавшегося усилить роль светских инстанций в церковной деятельности. Это было возникшее в нач. 1830-х гт. т.н. Оксфордское движение, одним из лидеров которого стал Ньюмен. Оно поддерживало традиционные взгляды и устои в противоположность идеям протестантской Реформации [РЕФОРМАЦИЯ] и секуляристским тенденциям. Разочаровавшись в Англиканской церкви, Ньюмен в 1845 обращается в католическую веру. Он объясняет этот свой шаг в «Эссе о развитии христианской доктрины» (An essay on development of Christian doctrine, 1845), где выдвигает показавшуюся тогда многим еретической мысль, восторжествовавшую лишь на II Ватиканском соборе (1962–65): церковь не может оставаться одной и той же, она должна развиваться, но всегда оставаться единой.
Дилемма «католицизм или протестантизм» для английской философии 2-й пол. 19 в. оказалась весьма значительной. Через обращение к схоластической традиции и осмысление связи протестантизма с мистикой и иррационализмом решался вопрос о формировании исходных посылок современной науки, о природе философского знания. Именно под влиянием Ньюмена А.Уайхед пережил в 1890-х гг. религиозный кризис, определивший его философское развитие. В своей философии процесса Уайтхед проводит центральную идею Ньюмена: «Религия не сохранит былой мощи до тех пор, пока она не сможет относиться к изменениям в том же духе, как это делает наука» (Уайтхед А.Н. Наука и современный мир. – В кн.: Избр. работы по философии. М., 1990, с. 250). Взгляды, которые Ньюмен отстаивал с исключительной энергией и талантом, предложенное им понимание эволюции религиозного сознания, оказали огромное воздействие не только на английскую религиозную философию. Это понимание сказывается и в концепции Арнольда Тойнби [ТОЙНБИ]: в истории совершается религиозный прогресс, земная церковь никогда не станет идеальным воплощением Царства Небесного, история – дело рук Творца, продолжающееся усилиями человечества творение. Идеи Ньюмена способствовали появлению в Англии кон. 19 – нач. 20 в. целой плеяды католиков-интеллектуалов, таких, как К.Г.Честертон, религиозный философ X.Даусон и др. Их воспринимают и современные представители философии религии и философской теологии (напр., Дж.Хик), в т.ч. за пределами Англии.
Сочинения:
1. Works, vol. 1–37. L., 1861–81.
Литература:
1. Lady Blennerhasset J.H. Kardinal Newman. L., 1904;
2. Przywara . Einfhrung in Newmans Wesen und Werk. Mnch., 1922;
3. Dark S. Newman. L., 1934.
В.И.Гараджа

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru