Определение слова «БЕРНИНИ»

Большой энциклопедический словарь:

БЕРНИНИ (Bernini) Лоренцо (1598-1680) — итальянский архитектор и скульптор. Представитель барокко. Архитектурные произведения поражают пространственным размахом, пышностью декора, динамикой форм, перспективными и световыми эффектами (колоннада площади собора св. Петра в Риме, 1657-63). Скульптуре Бернини присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувствительностью ("Аполлон и Дафна", 1622-25; "Экстаз св. Терезы", 1644-52).

Большая советская энциклопедия:

Бернини
(Bernini)
Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, — 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца — скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера римского и всего итальянского Барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657—66, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Б. живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, Стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию («Экстаз святой Терезы», мрамор, 1644—52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622—25,— в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Постепенно в портретах Б. усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Б. в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Б. создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639—46).
Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Б. начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624—33); полностью особенности его манеры проявились в 1650—60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Б. торжественность и величавость. Главное творение Б. — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657—63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Б. часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Б. сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны — Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648—51, и др.). Творчество Б., поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17—18 вв.
Лит.: Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957; Аркин Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961; Pane R., Bernini architetto, Venezia, 1953; Wittkower R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L., 1955.
О. В. Мамонтова.

Бернини. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657—63.

Бернини. «Давид». Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим.

Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644—52. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория. Рим.

Бернини. Площадь св. Петра в Риме. 1657—63.

Л. Бернини. Автопортрет.Терракота. Эрмитаж. Ленинград.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Джовани Лоренцо (Bernini) — знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, род. в 1598 в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант — его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г., — и восемнадцати лет создал замечательную группу "Аполлон и Дафна", отличающуюся необыкновенной нежностью очертаний. Апогея своей известности Б. достиг при папе Урбане VIII, который для украшения храма св. Петра поручил ему устройство часовни над гробом апостола. К лучшим работам Б. относятся памятники Урбану VIII, Александру VII и графине Матильде. В области архитектуры значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. По приглашению Людовика XIV Б. в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца; последний, однако, строился впоследствии по плану французского архитектора Клода Перро. Возвратившись в Рим, Б. † в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мариа-Маджиоре. Б. был творцом нового светского стиля — барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве, но долгое время подвергавшегося преследованиям со стороны всяких приверженцев "академической" рутины, которым казалось, что внесенные Б. отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве. Только в новейшее время критика воздала должное Б., как одному из величайших представителей искусства своего времени.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru