Определение слова «индивидуальность»

Толковый словарь Ефремовой:

индивидуальность ж.
1. Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума индивидуум II от других.
2. Человек как обладатель присущих только ему черт характера, индивидуальных особенностей; личность.

Толковый словарь Ушакова:

ИНДИВИДУА́ЛЬНОСТЬ, индивидуальности, ·жен. (·книж. ).
1. только ед. ·отвлеч. сущ. к индивидуальный. Индивидуальность качеств.
2. Совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого. Он человек совсем безличный, без всякой индивидуальности. Ярко выраженная инвидуальность.
3. Личность, существо, как обладатель, носитель индивидуальных особенностей, свойств. Защита человеческой индивидуальности.

Большой энциклопедический словарь:

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии — коллективного (группового). Как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде) — монаде.

Большая советская энциклопедия:

Индивидуальность
(от лат. individuum — неделимое)
неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея И. возникает в античной философии прежде всего в связи с разработкой древнегреческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида (греч. tomos, как и лат. individuum — неделимый), — как множества качественно своеобразных элементов бытия, обладающих определённой «формой» и «положением», т. е. выступающих как И. После древнеримского философа Сенеки за И. утверждается обозначение отдельного существа, которое не может быть далее разделено, не утрачивая своей специфики. В средневековой схоластике (См. Схоластика) понятие И. ограничивается человеческой личностью. Начиная с эпохи Возрождения акцентирование И. отдельного человека в противопоставлении традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой различных концепций новоевропейского Индивидуализма. В философии 17 в. понятие И. получает наиболее полное развитие у немецкого философа Лейбница в его учении о Монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной И. используется и Гёте. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания Романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни (См. Философия жизни).
В настоящее время в различных науках и в философии понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии (физиология, зоология, Этология, Генетика) И. характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях Генотипа и Фенотипа.
В психологии проблема И. ставится прежде всего в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств мыслей, чувств, воли, стремлений, желаний, потребностей, мотивов, интересов, настроений, переживаний, состояний, действий, поступков, привычек, склонностей, способностей и др. особенностей. Их конкретное сочетание образует уникальную целостную структуру переживающего и действующего «Я». В этом плане вопрос об И. встаёт в психологии прежде всего в связи с анализом Темперамента и Характера человека, поиском оснований для выделения типов людей (их классификаций — в характерологии, физиогномике, графологии и т. п.) и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуальных различий (см. Дифференциальная психология), в связи с чем И. описывается как набор признаков, присущих данному человеку.
В социальной психологии индивидуальное обычно противопоставляется коллективному (групповому). И. рассматривается как основная структура, определяющая целостность и своеобразие отдельного человека. Процесс индивидуализации, т. е. осознания и культивирования человеком своей И., рассматривается как вторичный по отношению к социализации (См. Социализация) — приобщению человека к миру культуры. Индивидуализация представляет собой рефлексивное обособление человеком своего «Я» от исполняемых им ролей социальных (См. Роль социальная), которые в процессе интериоризации (См. Интериоризация) становятся достоянием внутреннего мира человека. И. реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности (См. Деятельность). См. также ст. Личность.
Лит.: Лазурский А., Современное состояние индивидуальной психологии, в кн.: Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии, СПБ, 1897; Юнг К. Г., Психологические типы, М., [1924]; Уильямс Р., Биохимическая индивидуальность, пер. с англ., М., 1960; Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Dilthey W., Beitrge zum Studium der Individualitt, B., 1896; Volkelt J., Das Problem der Individualitt, Mnch., 1928; Allport G. W., Personality, L., 1949; Lersch P., Thomae Н., Persnlichkeitsforschung und Persnlichkeitstheorie, в кн.: Handbuch der Psychologie, Bd 4, Gtt., 1960. См. также лит. к статьям Личность, Характер.
И. Н. Семенов.

Толковый словарь Кузнецова:

индивидуальность
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ -и; ж.
1. Совокупность характерных своеобразных черт, отличающих какого-л. человека от другого. Национальная и. Развивать и. Сохранить свою и.
2. Отдельная личность, индивидуум. Коллектив состоит из многих индивидуальностей.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
индивидуальность, -и

Толковый словарь Ожегова:

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, и, ж.
1. см. индивидуальный.
2. Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого. Сохранить свою и.
3. Отдельная личность, индивидуум (книжн.). Яркая и.

Новая философская энциклопедия:

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность есть особенное, характеризующее данную единичность в ее качествах, отличиях; противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея индивидуальности в античной философии была связана прежде всего с разработкой др.-греческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, идея индивидуальности отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В философии 17 в. понятие индивидуальности получает наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевленной жизненной индивидуальности используется и Гете. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности связана с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т.п.).
Литература:
1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961;
2. Dilthey W. Beitrge zum Studium der Individualitt. В., 1896;
3. Volkelt J. Das Problem der Individualitt. Mnch., 1928.

Большой психологический словарь:

(от лат. individuum — неделимое, особь)неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.
1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.
2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивидличность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.
Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Оллпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.
В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. (М. С. Егорова.)
Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. — М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы. — М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

В самом широком смысле — отличительная особенность какого-либо существа или предмета, свойственная ему одному между всеми и делающая его тем, чем он есть; в более тесном смысле термин относится к одним одушевленным существам, а в теснейшем — только к единичным людям. И. есть нечто положительное и не исчерпываемое никакими отвлеченными определениями. Разум может указывать только на значение этой стороны бытия в общем ходе космического и исторического процесса. Всякое развитие есть выделение индивидуальных образований из первоначальной слитности и безразличия. Новейшая наука (особенно со времен Канта и Лапласа) все более и более стремится представить историю мира как процесса такого развития или постепенной индивидуализации бытия (см. Мировой процесс). В истории человечества И. становится сознательной и самосознательной личностью (см.).
Вл. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru