Определение слова «антитринитарии»

Большой энциклопедический словарь:

АНТИТРИНИТАРИИ (от анти... и лат. trinitas — троица) — приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства — догмат Троицы.

Большая советская энциклопедия:

Антитринитарии
Приверженцы религиозных учений и сект, не принимающих основной догмат христианства — догмат о Троице (См. Троица). До Никейского собора 325, в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви, христиане в своей значительной части были А. (гностики, монархиане, ариане). В средние века в ряде случаев взгляды А. являлись своеобразным выражением свободомыслия. В период Реформации А. являлись Анабаптисты, Социниане и другие радикальные секты. Антитринитаристских идей придерживался русский мыслитель-вольнодумец 16 в. Феодосий Косой. Виднейшим идеологом А. был испанский учёный М. Сервет. В 18—19 вв. А. пользовались значительным влиянием в Англии и США. Одной из распространённых форм является унитаризм (см. Унитарии).
А. Н. Чанышев.

Словарь по культурологии:

(греч. — против и лат. trinitas -троица), приверженцы христианских ересей, отрицающих догмат о единстве сущности Бога в трех Ипостасях. В эпоху тринитарных споров II-IV вв. в качестве А. выступали, с одной стороны, те, кто считал признание реальности Ипостасей отрицанием единобожия (патрипассиане, учившие, что во Христе воплотился и пострадал Бог-Отец, модалисты, толковавшие различие между Отцом, Сыном и Духом как отношение модусов единой Ипостаси, савеллиане, сводившие это же различие к троякому действию Бога как Творца, Спасителя и Осветителя Своих творений), с другой стороны, тритеисты (троебожники), терявшие за различием Ипостасей единство сущности, а также субординационисты, понимавшие отношение Ипостасей как неравенство, т. е. фактически переводившие вторую и третью Ипостась на уровень Божьего творения (арианство). Позднее стабилизация догматики сделала открытое и существенное для истории мысли появление А. невозможным вплоть до эпохи Реформации. В XVI в. такие мыслители, как Сервет, Л. Социн и др., с позиций рационализма отвергали божественность Христа и личную ипостасность Святого Духа. Как показала расправа над Серветом, вожди Реформации не склонны были допускать деятельность А., которая поэтому к концу XVI в. переместилась на восток Европы (в Польшу и Литву, в Венгрию и Трансильванию) , где повлияла на некоторых русских еретиков. Победа католицизма в Польше в XVII в. положила конец проповеди А., получившей, тем не менее, продолжение в крайних течениях протестантизма (в англоамериканском унитаризме, позднее в доктринах сект мормонов, свидетелей Иеговы, «Христианской науки» и др.).
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Советская историческая энциклопедия:

(от греч. anti — приставка, означающая "против", и лат. trinitas — троица)общее назв. ряда приверженцев христ. сект в Рим. империи во 2-4 вв. (монархиане, ариане, саббелиане, присциллиане и др.) и в 16 в., в период Реформации (анабаптисты), отрицавших догмат о Троице. Взглядов А., являвшихся в ряде случаев своеобразным выражением свободомыслия, придерживались также Абеляр, Иоахим Флорский, номиналисты. Преследовались и католиками (А. изгнаны из Италии инквизицией) и протестантами (сожжение в 1553 главы А. — М. Сервета в Швейцарии). В кон. 16 в. распространились в Польше (см. Социниане). Ряд протестантских церквей и сект придерживается видоизмененного учения А. См. Унитарии.
=====
Публ.: Literatura arianska w Polsce XVI wieku. Antologia, (Warsz.), 1959.
=====
Лит.: Будрин Е. A., Антитринитарии 16 в., вып. 1-3, Казань, 1878-89; Левицкий О., Социнианство в Польше и Юго-Зап. Руси, "Киевская старина", 1882, т. 2; Grski K., Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949; Studia nad arianizmem, Warsz., 1959; Gantimori D., Italienische Haeretiker der Sptrenaissance, Basel, 1949.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
антитринитарии, -ев, ед. -арий,

Новая философская энциклопедия:

АНТИТРИНИТАРИИ (от греч. – против и лат. trinitas – троица), или унитарии (от лат. unitas – единое, единство) – последователи христианской ереси, отвергающей догмат о троичности Бога, включенный в Никео-Константинопольский символ веры, который был принят на двух первых Вселенских Соборах (325 и 381), осудивших доктрину Ария. Последний в качестве вечной, несотворенной и неделимой субстанции признавал только Бога Отца, отрицая эти качества за Иисусом Христом – его созданием, лишь волей Бога «поставленным вне времени и веков». Впоследствии антитринитарии формулировали эту идею более решительно, особенно в эпоху Реформации [РЕФОРМАЦИЯ], когда она стала влиятельным теологическим направлением, противостоящим католической, а позже и протестантской ортодоксии. Его наиболее радикальные приверженцы настаивали на том, что Бог-Сын по природе своей не божествен, а возвышен до божественности Богом-Отцом, что Христос был человеком, который указал путь к спасению и обрел божественные свойства лишь после воскресения. Антитринитарии выражали антиклерикальные установки демократических протестантских течений (анабаптисты, социниане и др.), а также представителей левого крыла Реформации (Б.Окино, М.Сервет [СЕРВЕТ], С.Франк). У антитринитариев Бог утрачивает личностные качества и часто отождествляется с мировым разумом и природой, что придавало этому течению антитеистический характер и сближало его с деизмом [ДЕИЗМ], пантеизмом [ПАНТЕИЗМ] и рационализмом [РАЦИОНАЛИЗМ]. В частности, антитринитарии смягчали догмат о первородном грехе и абсолютном предопределении, признавали наличие у человека свободной воли, проповедовали веротерпимость [ВЕРОТЕРПИМОСТЬ]. Противники догмата Троицы [ТРОИЦА] жестоко преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. Наиболее известным примером стало публичное сожжение в кальвинистской Женеве (1553) выдающегося испанского теолога и естествоиспытателя М.Сервета, отвергавшего учение о троичности Бога. Широкое распространение антитринитаристские взгляды получили в России, напр., в движении т.н. жидовствуюших 14 в. (М.Башкин, Ф.Косой), или субботников, мелкие группы которых сохранились поныне.
Постоянным репрессиям антитринитарии подвергались в Англии, где начиная с 1652 они консолидировались как самостоятельное религиозное объединение. На них не распространялся Закон о веротерпимости (1689), а смертная казнь для них была отменена лишь в 1813. Между тем идеи антитринитаризма и деизма получали все большее распространение среди естествоиспытателей – к ним склонялся, напр., И.Ньютон. Спасаясь от репрессий за свои унитаристские взгляды, в 1794 был вынужден эмигрировать в США Дж.Пристли, который основал известную философскую школу антитринитариев-деистов (У.Чаннинг, Т.Паркер, Р.Эмерсон). В 1796 при его непосредственном участии была создана первая унитаристская церковь. Американские антитринитарии сыграли активную роль в аболиционистском движении, в защите веротерпимости, религиозного плюрализма, принципа свободы совести. В 1928 в Англии возникла Генеральная ассамблея унитарианских и свободных христианских церквей. В 1961 унитарианцы и универсалисты создали Унитарианско-универсалистскую ассоциацию, которая объединила ок. 800 церквей и 300 общин в США, Канаде и Мексике. Как представители религиозного свободомыслия [СВОБОДОМЫСЛИЕ] антитринитарии оказали серьезное влияние на последующее развитие либеральной протестантской теологии 19 в. и различных течений модернизма.
А.М.Каримский

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Общее название всех противников церковного догмата Троицы во времена Реформации. Сами же они, подобно их современным единомышленникам, назвали себя унитариями (см. это сл.). В то время как реформаторы, чтобы сохранить связь с древнехристианской церковью, признавали догмат о Троице неприкосновенным, хотя и непостижимым таинством, — другие старались подвергнуть этот догмат критическому анализу на основании Писания или с точки зрения разума. В согласии с средневековой мистикой Иоганн Денк из Баварии († от чумы в декабре 1527 года) и народный историк Себастьян Франк из Донауверта († 1543 г.) учили, что истинный Христос есть "вечное слово", "внутренний свет", горящий в сердце каждого верующего, тогда как внешний, исторический Христос ничего не значит. Напротив того, Конрад из Виртемберга (казнен в Базеле 1529) и Людвиг Гецер из Бишофцеля (обезглавлен в Констанце 1528 вследствие преступления против нравственности) видели в Христе только преисполненного божественного духа человека. Испанский врач Михаил Сервэ (см. это сл.) за отрицание Троицы был сожжен 1553 в Женеве по настоянию Кальвина. Нидерландец Иоганн Компанус (вследствие сумасшествия заключенный 1574 в Клеве), ссылаясь на 1 книгу Моисея (1, 26), учил, что в Боге существуют две ипостаси, образующие единое, подобно тому, как муж и жена составляют одно тело. Давид Иорис, художник на стекле в Дельфте, и Ганс Никлас в Эмдене, в Восточной Фрисландии (ум. 1577), видели в Троице только символ трех веков, в которых воплотилось спасение; во главе второго века стоит Христос, а во главе третьего — Давид Иорис или Ганс Никлас. Особенно многочисленны были А. в Италии, где реформационное движение в связи с гуманистическим образованием приняло критическое направление. Однако инквизиция принудила итальянских А. покинуть свое отечество и искать убежища в протестантских странах, преимущественно в Швейцарии. Но и тут участь их была не лучше. Испытав жестокие гонения в Швейцарии и Германии, А. нашли себе наконец новое отечество в Польше и Трансильвании, где ими основана под именем социниан (см. это сл.) цветущая церковная община. См. Трексель, "Die protestantischen A. vor F. Socin" (2 т. Гейдельб., 1839—41); Р. Уэллэса, "Antitrinitarian biography" (Лонд., 1850).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru