Определение слова «СЕРВЕТ»

Советская историческая энциклопедия:

(Servet), Мигель (1509 или 1511 — 27.X.1553) — исп. прогрессивный мыслитель, врач, ученый. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже. Изучил математику, географию, право, медицину. Издал с комментариями "Географию" Птолемея (Lugduni, 1535). Прославился открытием малого круга кровообращения. С позиций пантеизма выступил с резкой критикой осн. догмата христианства о "троичности" бога. Видел в Христе лишь человека, а св. дух рассматривал как символ (De trinitatis erroribus libri Septem, (Hagenau), 1531; Dialogorum de trinitate libri duo, (Hagenau), 1532). С. отрицал также учения о предопределении, о "спасении верой", обличал папство, призывал "очистить" христианство от ложных идей и католицизма, и протестантизма (Christianismi restitutio, (Vienne), 1553). Вступил в острую полемику по богословским вопросам с Ж. Кальвином. Подвергался преследованиям как со стороны католиков, так и кальвинистов. В 1553 по доносу Кальвина был арестован инквизицией в г. Вьенн (Дофине). Ему удалось бежать, но по пути в Италию он был схвачен в Женеве, по приказанию Кальвина обвинен в ереси; отказавшийся отречься от своих взглядов, С. был сожжен. В 1903 в Женеве кальвинистская церковь воздвигла в честь С. памятник.
=====
Лит.: Будрин E., M. Сервет и его время, Казань, 1878; Михайловский В., Сервет и Кальвин, М., 1883; Autour de M. Servet et de S. Castellon, Recueil publi sous la dir. de B. Becker, Haarlem, 1953; Bainton R. Н., Hunted heretic. The life and death of M. Servetus. 1511-1553, Boston, 1960.

Новая философская энциклопедия:

CEPBET (Servet) Мигель (29 сентября 1511, Вильянуэва-де-Сигена – 1553, Женева) – испанский теолог, естествоиспытатель, представитель антитринитаризма. Учился в университетах Сарагосы, Барселоны, Тулузы, Парижа. Сервет стремился в едином учении объединить новейшие естественнонаучные достижения своей эпохи с принципами, провозглашенными гуманистами и реформаторами. Его натурфилософская концепция пантеистического толка содержит ряд гениальных догадок, нашедших подтверждение в ходе дальнейшего развития науки (напр., он первым в европейской науке описал малый круг кровообращения). Свою основную задачу Сервет видел в восстановлении христианства [ХРИСТИАНСТВО]в его первоначальной чистоте и истинности, посвятив решению этой задачи ряд книг, в т.ч. и главный труд «Восстановление христианства» (Christianismi Restitutio, 1553), в котором он решительно пересмотрел традиционную церковную трактовку догмата о Святой Троице [ТРОИЦА]. Предвидя обвинения в возрождении древнейших ересей Ария или Павла Самосатского (см. Арианство [АРИАНСТВО]), Сервет с самого начала отмежевывается от них, формулируя свои взгляды как самостоятельную философскую концепцию, призванную выявить сущность физических и духовных законов, соединив их в одно органическое целое. В сочинении четко выделяются учения о Боге, бытии, человеке и обществе. По мнению Сервета, Бог един, вечен. Он – сущность всего и источник бытия всех вещей, в нем содержатся сущности, или модусы, божества – образы всех вещей и идей. Среди них есть высший модус, в котором, как в семени, заключено будущее многообразие, – это единство тела и духа. Мы можем знать о Боге только то, что Он сам пожелает нам открыть в двух формах; по явлению – в Слове и по сообщению – в Духе. Иисус Христос, соединяющий в себе черты Бога и человека, ставится Серветом в центр учения как воплощение единства материи и духа. Вера в Христа является источником жизни человека, основой его морали и действий. Конечной целью своей деятельности Сервет считал установление на земле общественного порядка, который соответствовал бы подлинному смыслу христианского учения. Для ортодоксальных католических и протестантских деятелей Сервет представлял угрозу не только как теолог, «подрывающий основы христианства», но и как бескомпромиссный защитник свободомыслия [СВОБОДОМЫСЛИЕ]и веротерпимости [ВЕРОТЕРПИМОСТЬ]. Он писал: «Если осуждать всякого, кто заблуждается в отдельных случаях, пришлось бы сжигать каждого смертного по тысяче раз... Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения» (цит. по: Baron Fernandez). В 1553 по доносу католической инквизиции и с одобрения протестантских лидеров после продолжительных пыток Сервет был публично сожжен на костре в Женеве.
Сочинения:
1. De Trinitatis Erroribus, libri Septem. Haguenau, 1531;
2. Dialogorum de Trinitati libri duo. Haguenau, 1532;
3. Treinta cartas a Calvino;
4. Sesenta signos de Anticristo;
5. Apologia de Melanchton. Castalia – Madrid, 1971;
6. Restitucin del Cristianismo. Madrid, 1980.
Литература:
1. Будрин .А. Мигель Сервет и его время. Казань, 1878;
2. Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М., 1986;
3. Baron Fernandez J. Miguel Servet (Miguel Serveto), su vida y su obra. Madrid, 1970;
4. Abelln J.L. Miguel Servet. – Historia critica del pensamiento espaol, v. 2, Madrid, 1992, p. 305–313;
5. Sastre A. Flores rojas para Miguel Servet. Madrid, 1997.
M.P.Бургете

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru