Определение слова «ипостась»

Толковый словарь Ефремовой:

ипостась
I ж.
Каждое из лиц триединого Бога.
II ж.
Одна из форм проявления, воплощения кого-либо или чего-либо; качество, роль, амплуа.

Толковый словарь Ушакова:

ИПОСТА́СЬ, ипостаси, ·жен. (·греч. hypostasis — сущность) (церк.). По богословской терминологии — одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 ·знач. ).

Большой энциклопедический словарь:

ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis — сущность, основание)термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).

Большая советская энциклопедия:

Ипостась
(от греч. hypstasis — лицо, сущность)
первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами, разрабатывавшими христианскую догматику (в Новом завете понятие И. отсутствует), соответствовал вплоть до 4 в. понятию сущность; в дальнейшем в христианском вероучении о троице (См. Троица) приобрёл новый смысл, будучи применен для обозначения каждого лица троицы (согласно христианскому догмату, троица состоит из трёх И.).

Малый академический словарь:

ипостась
-и, ж.
1.
Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы.
2. перен.
То (или что) близко, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому.
Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного. Бальмонт, Созданье, Сила и Основа.

в ипостаси {кого}
шутл.
в качестве, в роли кого-л.
Олег Олегович числился в двух ипостасях: директора и главного инженера. Липатов, Сказание о директоре Прончатове.

[От греч. — лицо, сущность]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ипостась, -и

Толковый словарь Ожегова:

ИПОСТАСЬ, и, ж.
1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).
2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьейн. сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Фашизм в любой его ипостаси.
• В испостаси кого, в знач. предлога с род. п. в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.

Новая философская энциклопедия:

ИПОСТАСЬ (от греч. – подставка, основание, сущность)один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидониемв значении единичного реального бытия; в перипатетической традициисиноним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого [ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ]и всего кружка каппадокийцев [КАППАДОКИЙЦЫ]. В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лиц, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации «ипостаси» (лат. substantia) и «сущности» (греч. , лат. substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и философском языках. Афанасий Великий и Александрийский собор 362 еще употребляют эти слова в одинаковом смысле. В тринитарных спорах именно Василий Великий впервые попытался преодолеть крайности арианства и савелианства с помощью строгого терминологического различения «ипостаси» и «сущности». В формуле «одна сущность – три ипостаси» под ипостасью понимаются «истинно сущие» «отличительные особенности» трех Лиц внутри единой божественной «сущности», или «природы» (частное – общее). Так ипостась получила значение собственного конкретного бытия. У Григория Богослова [ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ]ипостась как «способ существования» ( ) приравнивается к «лицу», что было приближением к терминологии западных отцов Церкви (persona); ипостасные признаки трех Лиц называются «отцовство», «сыновство» и «исхождение». Понятие ипостаси (уже как синоним «лица») вошло в вероопределение Халкидонского собора о двух природах и одной ипостаси во Христе. Важное место этому понятию отводится также в христологии Леонтия Византийского [ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ], Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника [МАКСИМ ИСПОВЕДНИК]. Позднее в богословии схоластиков (Росцелин [РОСЦЕЛИН], Абеляр) номиналистическая (концептуалистская) тенденция приводит к тому, что учение о трех ипостасях принимает форму тритеизма («троебожие»), с которым решительно боролись каппадокийцы.
А.В.Михайловский

Этимологический словарь Макса Фасмера:

ипостась
ж. "существо, сущность", диал. постась "лицо", постасный "видный, с длинной бородой" (у раскольников), русск.-цслав. постась (Мин. 1095 г. и др.). Из греч. ; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69.

Грамматический словарь Зализняка:

Ипостась, ипостаси, ипостаси, ипостасей, ипостаси, ипостасям, ипостась, ипостаси, ипостасью, ипостасями, ипостаси, ипостасях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог" троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (, persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси ( = , ); третьи понятие "лица" выражали словом , = substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами церкви и церковными писателями повело в IV в. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело было разномыслие между восточной и западной церквами. Вост. богословы говорили так: в Боге при единстве существа три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савелия (см.), который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида, или лица () и иногда являлся в виде Отца, иногда — Сына, иногда — в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух суть только три имени или действования (). Зап. богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности: сущность Отца — Божескую, сущность Сына — сотворенную и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятие = существо. Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты, или модалисты, повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге суть или имена, или проявления силы (Бог-Сын, или ипостасное слово — Божий разум, Бог-Дух св. — Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики — Готшальк, Росцелин, Абеляр — и затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIII в. учили, что Божеские И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге суть три бога, а не один Бог. Подр. см. в "Догматич. богословии" Сильвестра (т. II).
Н. Б.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru