Определение слова «ПЕТРАРКА»

Большой энциклопедический словарь:

ПЕТРАРКА (Petrarca) Франческо (1304-1374) — итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. "Канцоньере" ("Книга песен") — сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327-74) — лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Поэмы: "Африка" (1339-42; на латинском языке) о 2-й Пунической войне, "Буколики" (1346-57). Автобиографическая проза ("Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру", 1342-43; "Письмо к потомкам", 1374). Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.

Большая советская энциклопедия:

Петрарка
(Petrarca)
Франческо (20.7.1304, Ареццо,— 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320 — в Болонье. В 1326 принял духовное звание, был миноритом (членом ордена францисканцев). Родоначальник гуманистической культуры Возрождения, П. ещё не полностью отошёл от средневековья. Но он критически переоценивал схоластику, утверждал свободу индивидуальности и придавал большое значение поэтическому творчеству. Философский трактат на латинском языке «О презрении к миру» («Secretum», 1342—43) отразил столкновение духовного «Я» поэта, стремящегося к литературной славе и воспевающего любовь к женщине, с аскетической моралью, от которой он ещё не освободился. Жажда поэтической славы прозвучала и в краткой автобиографии «Письмо к потомкам» («Posteritati», 1374). П.— один из первых европейских гуманистов, идеализировавших античный мир. Он — автор латинской поэмы «Африка» (1339—1342), повествующей в стиле «Энеиды» Вергилия о 2-й Пунической войне, а также пастушеских эклог аллегорического содержания «Буколики» («Bucolicum carmen». 1346—57).
В лирике П. на итальянском языке есть политические стихи. В канцоне «Моя Италия» П. с горечью пишет о раздробленности страны, об анархии и междоусобицах. Другую канцону — «Благородный дух» он посвятил Кола ди Риенцо, которого призывает спасти итальянский народ. Но особое значение в творчестве П. имеет любовная лирика, посвященная Лауре — женщине, которую он, по его словам, встретил в церкви в 1327. Канцоньере состоит из 2 частей —«На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» и содержит 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это своеобразный поэтический дневник, где также проявилось противоречие между аскетическим средневековым сознанием и утверждением нового видения мира. Связанная с провансальской и сицилийской поэзией, а также со школой «Дольче стиль нуово», лирика П. вместе с тем представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у П. конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. П. обновил не только содержание поэзии, но создал совершенную стихотворную форму, стих его музыкален, образы изящны, стилистические приёмы (антитеза и риторический вопрос), отражающие смятенное состояние его души и придающие сонетам драматизм, не нарушают плавности стиха и гармоничность характера его поэзии. Кроме лирики, П. посвятил Лауре аллегорическую поэму «Триумфы» (1354), написанную терцинами. Поэма дидактична и пронизана аскетизмом.
Лирика П. оказала огромное влияние на развитие европейской поэзии (так называемый петраркизм). Наряду с Данте и Дж. Боккаччо П. является создателем итальянского литературного языка.
Соч.: Edizione nazionale della opere di F. Petrarca, v. 1, 10—14, Firenze, 1926—43; в рус. пер.— Избр. лирика, [пер. с итальянского и комментарии А. Эфроса], М., 1955; Книга песен, М., 1963 [сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева]; Избранное, сост. и ред. Н. Томашевского, М., 1974.
Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1—2, М., 1963—1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Парандовский Я., Петрарка, «Иностранная литература», 1974, № 6; Хлодовский Р. И., Ф. Петрарка. Поэзия гуманизма, М., 1974; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961: Curato B., Introduzione a Petrarca, Cremona, [1963]; Storia della letteratura italiana, v. 2, [Mil., 1965]; Quaglio A. Е., F. Petrarca, [Mil., 1967]; Forster L., The icy fire. Five studies in European Petrarchism, [L.— N. Y.], 1969 (лит.); Bergin Th. G., Petrarch, N. Y., [1970] (лит.).
Н. Г. Елина.

Ф. Петрарка. Инициал из рукописи «О средствах против всякой фортуны». Ок. 1380. Нац. библиотека Сан-Марко. Венеция.

Ф. Петрарка. «Стихи» (Венеция, 1756). Фронтиспис. Гравюра Ф. С. Фонтебассо.

Новая философская энциклопедия:

ПЕТРАРКА (Petrarca) Франческо (20 июля 1304,·Ареццо – 19 июля 1374, Арква, возле Падди) – итальянский поэт и мыслитель, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Как величайший поэт был увенчан лавровым венком на Капитолийском холме в Риме по обычаю античной древности (1341), не приняв для этого ритуала приглашения Парижского университета – центра средневековой теологии и схоластики. Сын нотариуса, изучал право в Болонском университете; оставив юридический факультет, принял духовный сан, что не связало его с церковью, но позволило заняться свободным творчеством. Совсем молодым он приобрел славу лучшего лирического поэта своего времени, гл. о. благодаря блестящим сонетам, посвященным встреченной в церкви женщине – Лауре, платоническую любовь к которой он пронес через всю жизнь. Сонеты, канцоны, мадригалы, баллады, написанные на народном языке, составили его «Книгу песен» (Canzoniere, 1373). Петрарка демонстративно провозгласил себя «невеждой» в схоластике, отвергая, в частности в инвективе «О своем и чужом невежестве» (De sui ipsius et multorum ignorantia, 1370), аристотелевско-аверроистские традиции средневековых университетов, всю систему средневековой философии. Вместе с тем Петрарка, исходя из гуманистической идеи – человек способен творить себя, облагораживать свою природу, – постоянно, всю жизнь занимался самообразованием и самовоспитанием, которые считал предпосылкой плодотворной деятельности для людей. Имел одну из богатейших библиотек, где были представлены древнеримские писатели, поэты, историки, философы, а также отцы Церкви, в первую очередь Августин. Стремился овладеть «новым знанием», выстроить новую, гуманистическую культуру, основой которой должна была стать возрождаемая античность. Открытый традициям и обычаям разных народов и стран, Петрарка много путешествовал, в т. ч. с дипломатическими миссиями, устанавливал личные контакты с учеными, обследовал монастырские библиотеки в поисках забытых рукописей античных авторов; нашел, в частности, неизвестные речи и письма Цицерона.
Петрарка явил собою тип человека, вырывающегося из средневековых традиций. Создавая себя, совершенствуя свой внутренний мир, он особое значение придавал одиночеству, не тяготясь им, как Данте, но понимая, что оно дает возможность человеческому духу успокоиться на Боге, на самом себе, своих устремлениях («Об уединенной жизни», 1346). Противоречия внутреннего мира человеческой личности с ее страстями, творческим и нравственным поиском отразились в исповеди-диалоге «Моя тайна» (Secretum, 1343), где в споре между двумя персонами – Августином и Франциском – сталкиваются исторически различные трактовки человека. Самоанализ и самоописание себя как «нового человека», писателя-гуманиста осуществлены Петраркой и в др. произведениях исповедального характера, прежде всего в письмах, которые собирались и неоднократно тщательно перерабатывались, – «О делах личных в 24 книгах» (Familiarium rerum libri XXIV, 1353–66), «Старческие письма» (Seniles, 1361–74).
Среди произведений Петрарки нет текстов, посвященных непосредственно проблемам литературы и искусства, однако именно он в борьбе за классическую, укорененную в античности латынь против навязываемого «ученого» языка схоластов – средневековой латыни заложил основы филологии. Стремление разработать методы идентичного прочтения текстов древности, создание художественных произведений на классической латыни стали основанием нового гуманистического знания«наук о человечности» (studia humanitatis). Классическая филология Петрарки, наполненная новыми гуманистическими идеями и общественно-политическим содержанием, предстает как философия гуманизма.
Петрарка первым в Новое время, отвергнув абсолютизацию авторитета Аристотеля, которого считал «великим и ученейшим», но лишь мыслителем в ряду других греческих философов, человеком, а не орудием божественного откровения, поставил выше него Платона. Господство одного учения он заменил диалогом и сочетанием многих. Петрарка и его последователи – это новые представители философии, непрофессионалы, мыслящие вне схоластической традиции, вне кафедр и университетов и отвечающие духовным потребностям эпохи, которая нуждалась в обосновании, этических санкциях и новых идеалах. Главное в созданной ими гуманистической философии – «новый человек», освободившийся от традиционной теологии, ставший в центр философских рассуждений.
Сочинения:
1. Opere... A cura di E.Bigi. Mil., 1966;
2. в рус. пер.: Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989;
3. Эстетические фрагменты. М., 1982;
4. Африка. М., 1992.
Литература:
1. Холодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974;
2. Гарэн Э. Рождение гуманизма: от Франческо Петрарки до Колюччо Салютати. Он же.Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М., 1986;
3. The Renaissance philosophy of Man, ed. by . Cassirer a. o. Chi., 1954.
Л.А.Микешина

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Франческо (Petrarco, 1304—1374) — знаменитый итальянский поэт и гуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди Parenzo, изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность к партии "белых" (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким городам Тосканы, родители 9-летнего П. переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра. Здесь П. поступил в школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По окончании курса (1319) Петрарка по желанию отца начал изучать право сначала в Монпеллье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но право совсем не интересовало Петрарку, который все более и более увлекался классическими писателями. По выходе из университета он не сделался юристом, а посвятился в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Цицерона. Поселившись в Авиньоне, П. сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джиакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделенная любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз. Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрел домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма П. и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. П. выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Будучи пламенным патриотом, П. увлекся попыткой Кола ди Риенцо и писал ему сочувственные письма, что испортило его отношение с Колонна и побудило его переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—45 и 1347—51), где он завязал многочисленные дружеские связи, между прочим с Боккаччио, П. навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший П. волшебником ввиду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, П. поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого П. посетил по его приглашению еще во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. П. оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—67), где жила его незаконнорожденная дочь с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни П. провел при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер. Произведения П. распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию (Canzoniere) и разнообразные сочинения, написанные на латыни. Канцоньере П. заключает в себе сонеты и канцоны, изображающие любовь П. к Лауре при ее жизни и после ее смерти, несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта — Триумфы (Trionfi), в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Канцоньере, выдержавшее уже до начала XVII в. около 200 изданий и комментированное целой массой ученых и поэтов от Л. Марсильи в XIV в. до Леопарди в XIX в., определяет значение П. в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения П., которые определяют его значение как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству ("Epistola ad posteros") излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога П. с блаженным Августином ("De contemptu mundi" или "De secreto conflictu curarum suarum"), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями П. и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес П. к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата ("De remediis utriusque fortunae", "De vita solitaria", "De otio religioso" и "De vera sapientia"). Оставаясь строго верующим католиком. П. в этих трактатах, а также в переписке и др. произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески П. не научился) с церковной доктриной, причем резко нападает на схоластиков и на современное ему духовенство (особенно в "Письмах без адреса" — "Epistolae sine titulo"). Критическое отношение П. к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия ("Contra medicum quendam invectivarum libri IV"), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V ("Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia"), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение П. ("Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum") и полемический трактат против авероистов ("De sui ipsius et multorum ignorantia"). Критицизм П. и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — "De rebus memorandis libri IV" (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.) и "Vitae virorum illustrium" — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка П. ("Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV" и "Epistolae seniles libri XVII"), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо). Меньше значения имеют речи П., произнесенные им при разных торжественных случаях, его путеводитель в Палестину (Itinerarium Syriacum") и латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории ("Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum), эпическая поэма "Африка", где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв. Значение П. в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с ее критическим отношением к современности и к прошлому, с ее попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Наиболее полное собрание сочинений П. — "Opera omnia" (Базель, 1554); лучшее издание его переписки Fracassett, "Epist. famil. et variae" (Флоренция, 1854—63) и в итальянском переводе с многочисленными примечаниями (Флоренция, 1863—67). Полное издание биографий знамен. людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи П. изданы Hortis ("Scritti inediti F. Р.", Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений П. — Carducci ("Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi", Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии П. "Philologia", ему приписываются находящиеся в рукописях: "Vita Senecae", "Sententia de Terentii vita", "De casu Medeae" и "Comoedia super destructionem Caesenae". Лучшие из новых биографий П.: De-Sade, "Mmoires pour la vie de F. P." (Амстердам, 1744—47); Mzires, "Petrarque" (Париж, 1868); L. Geiger, "Petrarka" (Лейпциг, 1874); Zumbini, "Studj sul P." (Неаполь, 1878); Krting, "P. Leben und Werke" (Лейпциг, 1878). Указатель литературы о П. — Ferrazzi, "Bibliografia Petrarchesca" (Бассано, 1877). На рус. яз.: Де-Губернатис, "Фр. Петрарка и его юбилей" ("Вестн. Европы", 1874 г., кн. 9); Корелин, "П. как политик" ("Русская мысль", 1888 г., кн. 7 и 8).
М. К.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru