Определение слова «Патристика»

Толковый словарь Ефремовой:

патристика ж.
1. Произведения христианских мыслителей, в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии.
2. Раздел богословия, занимающийся изучением сочинений отцов церкви.

Большой энциклопедический словарь:

ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater — отец)термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. — т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв. — полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. — систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе — Августин); 6 в. — начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций) — завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.

Большая советская энциклопедия:

Патристика
(от греч. patr, лат. pater — отец)
термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви (См. Отцы церкви)). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против Гностицизма и др. ересей (См. Ереси), а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом (см. Неоплатонизм).
Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церковной доктрины с опорой на идеалистическое умозрение. Высшей точки П. достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во 2-й половине 5 в. появляются Ареопагитики — попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для средневековой эстетики. Заключительный период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.— 1-я половина 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина (См. Иоанн Дамаскин), закладывающих основы схоластики (См. Схоластика). В дальнейшем основные проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются западноевропейской и византийской схоластикой.
Источн.: Migne J. P., Patrologiae cursus completus, series Graeca, t. 1—166, P., 1857—66, series Latina, t. 1—221, P., 1844— 1864; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, v. 1 —, Vindobonae — Lipsiae, 1867 — (серия не закончена).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1—4, СПБ, 1907—18; Гарнак А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский А. А., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 — Тринитарный вопрос, 2 изд., Сергиев Посад, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1—3, Utrecht — Brux., 1950—60; AItaner B., Stuiber A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvter, 7 Aufl., Freiburg-Basel — W., 1966.
С. С. Аверинцев.

Словарь по культурологии:

(лат. pater – отец)термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII вв. – так называемых отцов церкви (Тертуллиан, Климент Александрийский и др.).

Толковый словарь Даля:

патристика
См. патер

Большой словарь иностранных слов:

Патристики, мн. нет, ж. [от греч. pater – отец] (церк., лит.). Изучение произведений отцов церкви.

Советская историческая энциклопедия:

(от лат. pater — отец)совокупность учений христ. церкви 2-8 вв. (в первую очередь "отцов церкви", отсюда назв.). Во 2-3 вв., в период гонений христиан со стороны рим. властей, П. характеризуется защитой христ. учения, полемикой с нехрист. философами (см. Апологеты). С 4 в. (с переходом христианства на статус гос. религии) главным в П. становится систематизация христ. догм. Расцвет П. достигает кульминации в деятельности Василия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского на Востоке и Августина на Западе и завершается со смертью последнего (430). Заключит. период П. (сер. 5-8 вв.) характеризуется окостенением догмы; в это время были заложены основы схоластики.
Лит.: Болотов В., Лекции по истории древней церкви, т. 1-3, СПБ, 1907-13; Зейдель И., Хозяйственно-этич. взгляды отцов церкви, пер. с нем., М., 1912; Studia patristica, Bd 1-5, В., 1957-62; Quasten J., Petrology, v. 1-3, Utrecht — Brussels, 1950-60 (изд. продолжается).
=====
С. С. Аверинцев. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

патристика
ПАТРИСТИКА -и; ж. [от лат. pater — отец] Совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей 2 — 8 вв. (так называемых отцов церкви). Изучать патристику. Учитель патристики.
Патристический, -ая, -ое. П-ая литература.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
патристика, -и

Новейший философский словарь:

ПАТРИСТИКА (лат. patresотцы)направление фи-лософско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов — Отцов Церкви. Семан-тико-аксиологические источники оформления П. — античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего, идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телео-логизма и др.) — с другой. В эволюции П. могут быть выделены три содержательных этапа: (1) — ранняя П. или апологетика (2-3 вв.), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин (ум. ок. 165, осн. соч.: «Апология» к Антонину Пию и «Апология» к Марку Аврелию, «Беседы с Трифоном-иудеем» и др.); Татиан (ок. 120 — ок. 175, осн. соч.: «Обращение к грекам», свод четырех Евангелий «Диатессарон» и др.); Афинагор (ум. ок. 177, осн. соч.: трактат «О воскрешении мертвых» и «Послание» к Марку Аврелию); Тертуллиан; Климент Александрийский (Тит Флавий, ум. до 215, осн. соч.: трактаты «Увещевание к эллинам», «Педагог», сборник эссе «Строматы» (»Лоскутный ковер»), беседа «Какой богатый спасется?»; Ориген (ок. 185 — ок. 254, осн. соч.: «О началах», «Против Цельса», текстологическое кампаративное исследование шести редакций Ветхого Завета — «Гекзапла» и др.). Центральная проблемапроблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились как направление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традицией античного рационализма (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский и др.), так и направление, прокламировавшее их несовместимость и резко дистанцирующее христианство как «мудрость варваров» (Татиан) эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др.); идея остро актуализировалась в христианской мистике, ценностно акцентировавшей «искреннее молчание безграмотного простолюдина» по сравнению с изощренно-спекулятивным мудрствованием ученого теолога с его «сладострастием слов» (Иероним) и рассудочностью вместо сердечной веры, а также в протестантизме в ранних его версиях); (2) — зрелая П. (3-5 вв.), реализующая себя на греческом Востоке — в деятельности каппадокийского кружка: Василий Великий Кесарийский (ок. 330-379, осн. соч.: «О святом Духе», «Шестоднев»), его брат Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394), Григорий Богослов Назианзин (ок. 330- ок. 390, осн. соч.: «О моей жизни», «О моей судьбе», «О страданиях моей души»), Амфилохий Иконийский и др., синтезировавшие христианское вероучение и философские методы античности; а на латинском Западе — в деятельности Августина. Центральное направление в развитии П. этого периода — борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофитизм, гностицизм и др.), что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском Соборе (325), конституировавшем основные догматы вероучения. В рамках зрелой П. оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита (»Аре-опагитики»), заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики в целом; (3) — поздняя П. (5-8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура — Иоанн Дамаскин (ок. 675-753) — византийский богослов и поэт, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии; также Леонтий (ок. 475-543) на Востоке и Боэций (Анций Мани-лий Торкват Северин, ок. 480-525, осн. соч.: «Утешение философией») на Западе. Систематизаторская деятельность Иоанна Дамаскина и ориентация Боэция на античную философскую традицию (прежде всего, комментарии к Аристотелю и Порфирию) заложили основы средневековой схоластики. Несмотря на то, что многие тезисы П. (особенно в раннем ее варианте) были осуждены после принятия Никейского Символа веры (идеи Оригена о множественности миров, всеобщем спасении, предсуществовании душ, приоритетности второй ипостаси — Бога-Отца — в структуре Троицы; отрицание Татианом двойственной природы Христа (в «Диатессороне» была опущена земная биография Христа и сведения о его происхождении из рода Давидова) и его докетизм — учение об иллюзорности телесности Иисуса — см. ИИСУС ХРИСТОС), П. сыграла выдающуюся роль в развитии христианской культуры. В рамках П. были заложены основы систематической христианской теологии как в катафатическом (от Климента Александрийского и Оригена до Иоанна Дамаскина), так и в апофатическом (от Августина до Псевдо-Дионисия Ареопа-гита) ее вариантах, сформирован исходный фундамент экзегетики (от Оригена до Григория Нисского), оформлены первые христианские катехизисы (см. ТЕРТУЛЛИАН), введены многие основополагающие понятийные структуры христианской теологии (например, Тертуллианом — касательно структуры Троицы). П. не только значительно способствовала содержательной стабилизации христианской догматики, но и существенно повлияла на развитие глубинного психологизма христианства с его рафинированной культурой рефлексивной интроспекции (от Григория Богослова до Августина). Именно в рамках П. окончательно конституировалась концептуально фундаментальная для христианства идея приоритета индивида (см. ПЕРСОНАЛИЗМ) по отношению к абстрактному человечеству (антропология Григория Нисского). Проблематика П. во многом определила проблемное поле как православной (ср. паламитские дискуссии в рамках иси-хазма и анализ христологической проблемы в П.), так и в католической (ср. проблему воли и благодати в патриотической и антилютеранской литературе) теологии. В целом, содержание П. признано в христианстве (православие и католицизм) важнейшей составляющей Священного предания; изучение П. оформилось в рамках богословия в качестве дисциплинарной патрологии. Многие идеи П. актуализируются в рамках историко-философской традиции, как, например, просветительская интерпретация христианства Климентом Александрийским в контексте гуманизма Ренессанса (Эразм Роттердамский, Т. Мор и др.).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(от , pater) — одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской церкви название "отца" присваивается, еще со времен апостолов, вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название "святых отцов церкви" присваивается тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству. Из ряда "отцов церкви" особенно выделяются "вселенские учители", имеющие наивысший личный авторитет в церкви как оказавшие ей особые услуги защитой, формулированием и разъяснением догматов веры. В восточной церкви такое значение присваивается св. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому, на Западе, кроме того, Иерониму Стридонскому, Августину Гиппонийскому, Амвросию Медиоланскому и папе Григорию Великому. Кроме того, западная церковь имеет так называемых doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев Великий, Фома Аквинат, Бернард Клервосский (с 1830 г.), Гиларий Пуатьерский (с 1852 г.), Франциск Салийский (с 1875 г.). Некоторые богословы ограничивают существование в церкви "отцов церкви" известным периодом времени; на Востоке — от начала церкви до Иоанна Дамаскина († в 754 г.), на Западе — до Григория Великого включительно († в 604 г.), по мнению других — до XIII в. Ультрамонтанские богословы думают, что папа во всякое время может возвести в звание отца церкви кого признает достойным. Церковь восточная не имеет писаного канонического постановления по этому предмету, но богословы и патрологи большей частью думают, что так как церковь всегда одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиями святоотеческими и могущих быть признанными в качестве "отцов церкви" по суду самой церкви. Поэтому-то в русской П., например, Филарета Черниговского ("Историческое учение об отцах церкви"), излагается и рассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, ранее его бывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Нахождение в лике канонизованных святых и согласие с учением церкви считаются настолько необходимыми для причисления к отцам церкви, что даже такие великие богословы христианского мира, как Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан не признаются "отцами церкви", а лишь церковными писателями; восточная церковь не удостаивает этого титула Иеронима и Августина, как не канонизованных ею в качестве святых. Литература П. в смысле науки, занимающейся систематическим изложением учения святых отцов, обильна монографиями об отдельных св. отцах, но скудна полными систематическими курсами, содержащими в себе полное изложение учений всех отцов церкви. Из старинных сочинений имеют доселе некоторое значение книги Бонавентуры "De optima legendarum ecclesiae patrum methodo" (XII в.) и Daille "De usu Patrum" (1618). Лучшие из современных П. — "Patrologie" Мёлера, "Patrologie" Альцога; Boehringer, "Kirchengeschichte in Biographien" (1873); Ebert, "Geschichte der christl. Catholisch. Literatur" (1874). Единственная система П. в русской литературе — "Историческое учение об отцах церкви" Филарета, архиепископа Черниговского — есть собственно патрология, а не П. Более или менее общий недостаток всех современных систем П. — недостаток генетического метода при изложении святоотеческих учений, т. e. выяснения отношения учения одних к учению других (напр. западных к восточным), преемственности и последовательности развития богословских идей и зависимости их друг от друга чисто литературной. Каждая из известных П. представляет более механический сбор патристических монографий, чем систему.
Н. Б—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru