Определение слова «ГИЛЬДИИ»

Большой энциклопедический словарь:

ГИЛЬДИИ (от нем. Gilde — корпорация) — в Зап. Европе в период раннего средневековья различные объединения — взаимопомощи, религиозные, политические; в 12-15 вв. корпорации купцов (в Англии также ремесленников, цехи) — защищавшие интересы своих членов, добивавшиеся правовых и таможенных льгот. В России гильдии существовали в 18 в. — 1917 как сословные объединения купцов. Привилегированное гильдейское купечество делилось (с 1775) по размерам капитала на три гильдии.

Большая советская энциклопедия:

Гильдии
(от нем. Glide — корпорация, объединение; слово древнегерманского происхождения)
в широком смысле различные ассоциации (религиозного, политического, взаимопомощи и др.) в Западной Европе, особенно в период раннего средневековья; в более узком смысле — объединения купцов (в Англии Г. назывались также и объединения ремесленников — Цехи).
В Западной Европе ранние Г. (генетически связанные ещё с обычаями и институтами доклассового родового строя) впервые упоминаются в источниках 7—8 вв. Возникновение Г. как купеческих корпораций относится здесь к концу 11 — началу 12 вв. (в Англии, Германии, Фландрии, Франции). Оно было вызвано прежде всего потребностями развивавшейся межгородской и международной торговли. Участники Г., объединявшей купцов определённого города, сообща охраняли перевозимые товары, добивались выгодного сбыта товаров путём создания подворий в ярмарочных и других торговых центрах (например, в портах) и получения правовых и особенно таможенных льгот. В Г. часто объединялись купцы, торговавшие одним определённым видом товаров (например, «суконщики», «виноторговцы» и т. п.). Участников Г. связывали совместная вооруженная самозащита и взаимопомощь (например, при кораблекрушениях, нападениях грабителей, выкупе попавшего в плен собрата). В родном городе Г. гарантировали выгодную для них реализацию импортных товаров, закрепляя за собой монополию на их розничный (наиболее доходный) сбыт. Монопольные права Г. наносили ущерб потребительским интересам собственно города. Г. обычно возглавлялась старейшиной, несколькими помощниками и выборным советом. Со временем возможность вступления в Г. стала ограничиваться. В позднее средневековье Г. как характерные для средневековья корпоративные объединения в основном уступили место другим формам купеческих объединений — торговым компаниям (См. Торговые компании).
В России купеческие корпорации известны с 12 в. В 16—17 вв. существовали привилегированные корпорации гостей (см. Гость), торговых людей суконной и гостиной сотни (См. Гостиная сотня). Внутри корпораций купцы делились по имущественному признаку в основном на 3 статьи — первостатейных, среднестатейных и третьестатейных. Термин «Г.» впервые упомянут (1719) в регламенте Коммерц-коллегии (См. Коммерц-коллегия). В 1721 регламентом Главного магистрата (См. Главный магистрат) было объявлено обязательным создание Г. во всех городах. Посадское население следовало разделить на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Первые в свою очередь делились на две Г.: 1-я включала банкиров, «знатных» купцов, докторов, аптекарей и некоторые категории ремесленников (золотых и серебряных дел мастера и т. д.); 2-я — мелких торговцев и ремесленников (с образованием в 1722 цехов часть ремесленников оказалась за пределами гильдейского деления). Остальное население (чернорабочие, «обретающиеся в наймах») причислялось к «нерегулярным» гражданам. На практике в 20—70-х гг. 18 в. посадские люди, названные купечеством, по-прежнему делились по имущественному признаку на 3 статьи, или Г., между которыми не было существенных различий сословного характера. Положение изменилось в 70—80-х гг. 18 в. Манифестом 17 марта 1775 купеческое сословие было разделено на привилегированное гильдейское купечество (три Г.) и мещан. К первым причислялись купцы, объявившие капитал от 500 руб. (по указу от 25 мая 1775 третья Г. от 500 руб. до 1 тыс., вторая — от 1 до 10 тыс., первая — 10 тыс. и более), остальные горожане отнесены к мещанам. Гильдейское купечество получило освобождение от уплаты подушной подати и от рекрутской повинности, замененной денежным взносом. Определение прав и обязанностей гильдейского купечества дано в Жалованной грамоте городам 1785 (См. Жалованная грамота городам 1785). Одновременно крупнейшие купцы (капитал более 50 тыс.), банкиры (капитал 100—200 тыс.) и некоторые др. горожане были выделены в разряд «именитых граждан». Купцы 1-й Г. и «именитые граждане» получили преимущественное право вести заграничную торговлю. «Именитые граждане» и купцы первых двух Г. получили освобождение от телесных наказаний.
В концу 18 — начала 19 вв. происходил постепенный упадок гильдейского купечества. Одной из главных причин этого была широкая конкуренция торгующих крепостных крестьян. С развитием капитализма роль Г. упала. В 1863 третья Г. была отменена. С 1898 гильдейские свидетельства приобретались добровольно лишь лицами, стремившимися к получению сословных купеческих прав.
Лит.: Яковцевский В. Н., Купеческий капитал в феодально-крепостнической России, М., 1953; Рындзюнский П. Г., Городское гражданство дореформенной России, М., 1908.

Советская историческая энциклопедия:

(от нем. Gilde — корпорация, слово др.-герм. происхожд.) — в широком смысле различные ассоциации периода раннего средневековья (религ., политич., взаимопомощи, защитные); позднее, в более узком смысле — объединения купцов. В Англии и нек-рых др. странах Г. назывались также и объединения ремесленников (см. Цехи). Ранние Г. (генетически связанные еще с обычаями и институтами доклассового, родового строя) впервые упоминаются в источн. 8 в. Карл Великий капитулярием 779 и др. распоряжениями запретил Г., однако упоминания о них встречаются и в последующую эпоху. Возникновение купеч. Г. в конце 11 — нач. 12 вв. в Англии, Германии, Фландрии и Франции вызывалось прежде всего потребностями межгородской и междунар. торговли. Участники Г., объединявшей купцов определ. города, сообща оберегали сохранность перевозимых товаров, организуя и конвоируя караваны и флотилии, направляемые на ярмарки, добивались благоприятного сбыта товаров путем создания подворий в ярмарочных экспортных центрах и достижения таможенных и правовых льгот. Г. гарантировали выгодную для них реализацию импортных товаров с помощью монополии их наиболее доходного розничного сбыта в родном городе. Участников Г. связывала совместная вооруж. самозащита и взаимопомощь при кораблекрушениях, грабежах, выкупе попавшего в плен собрата. Солидарность членов Г. создавалась защитой общих торговых интересов и ограждением полученных привилегий, в т. ч. и монополий, наносивших все больший и больший ущерб потребительским интересам собственно города. Нек-рые Г. торговали разнородными товарами, другие — одним определ. товаром. Так, члены нижненемецких Г. зачастую именовались "суконщиками" и монополизировали розничную распродажу импортного (гл. обр. фландрского) сукна; Г. "крамарей" владела сбытом мелкого товара: пряностей, изделий из железа, стекла, дерева, лент, шляп, перчаток, распространяемых странствующими разносчиками (коробейниками). В отличие от позднейших итал. торг. компаний и англ. компаний 16 в. Г. не знали ни совместных капиталов, ни распределения общей прибыли между пайщиками. Каждый член Г. вел самостоят. операции на собственный страх и риск. Г. возглавлялась старейшиной (прево, олдерменом), несколькими помощниками (эшевенами) и выборным советом. Со временем возможность вступления в Г. стала ограничиваться. Для сыновей членов Г. устанавливался уменьшенный вступит. взнос, для "посторонних" — повышенный. Статуты крупных Г. детально регламентировали торговлю. Г. Парижа располагала штатом чиновников, ведавших отмериванием, взвешиванием и отпуском хлеба, вина и угля. Г. больших городов стремились овладеть торг. путями, ведущими к экспортным портовым центрам. Три века (от 12 до 15) длилась борьба Г. Парижа и Руана за обладание торг. артерией Сены. Нек-рые Г. перерождались в олигархии, жестоко эксплуатировавшие ремесленников, продукцию к-рых экспортировала Г. (напр., засилье олигархич. Г. Сент-Омера).
=====
Согласно взглядам нек-рых бурж. историков, Г. взаимопомощи эпохи раннего средневековья (по мнению других — купеч. Г.) явились отправной точкой развития ср.-век. гор. строя (т. н. гильдейская теория, игнорирующая развитие произ-ва).
=====
Лит.: Hegel K., Stdte und Gillen der germanischen Vlker im Mittelalter, Bd 1-2, Lpz., 1891; Linden H. van der, Les gildes marchandes dans les Pays — Bas au Moyen ge. Gand. 1896; Gross Ch.. The Gild merchant, v. 1-2, Oxf., 1890; Ennen E., Frhgeschichte der europischen Stadt, Bonn, 1953.
=====
А. Д. Эпштейн. Москва.
=====
Гильдии в России. В Рус. гос-ве купеч. корпорации известны с 12 в. В 16-17 вв. в городах существовали привилегированные корпорации гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен. Посадские люди составляли в правовом отношении однородное сословие, но внутри общины они подразделялись по имуществ. признаку в основном на 3 статьи — первостатейных, среднестатейных и третьестатейных (или: лучших, середних и молочших, а иногда выделялись и самые молочшие). Впервые термин "Г." упомянут в регламенте Коммерц-коллегии (1719). В 1721 регламентом Главного магистрата было объявлено обязательным создание Г. во всех городах. Посадское население следовало разделить на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились по имущественно-профессиональному признаку на 2 Г.: 1-я включала банкиров, "знатных" купцов, докторов, аптекарей и нек-рые категории ремесленников (золотых и серебряных дел мастера и т. д.); 2-я — мелких торговцев и ремесленников. В Г. ремесленники группировались в цехи (цунфты) по художествам и ремеслам (с образованием в 1722 цехов часть ремесленников оказалась за пределами гильдейского деления и вошла в особую категорию — цеховых). Остальное население (чернорабочие, "обретающиеся в наймах") причислялось к "нерегулярным" гражданам.
=====
На практике в 20-70-х гг. 18 в. посадские люди, названные купечеством, по-прежнему делились по имущественному признаку (по тяглам и промыслам) на 3 статьи, или Г., между к-рьми не было существенных различий сословного характера. По Г. были расписаны также гости и купцы гостиной сотни (в Москве — в 1724, в остальных городах — в 1728). По данным 1764-65 о наиболее крупных городах России, в 1-ю Г. входило 7,1% купечества, во 2-ю — 24,7%, в третью — 68%. Немногочисл. первогильдейское купечество занимало командные позиции в торговле и пром-сти, в то время как в 3-й Г. объединялись мелкие товаропроизводители и торговцы, ремесленники и значит. число посадских людей, кормившихся продажей рабочей силы.
=====
Положение существенно изменилось в 70-80-х гг. 18 в., когда зажиточное меньшинство выделилось особыми сословными (гильдейскими) правами и привилегиями из массы податного населения городов. Манифестом 17 марта 1775 купеч. сословие было разделено на гильдейское купечество (3 Г.) и мещан. К первым причислялись купцы, объявившие капитал от 500 руб. (по указу от 25 мая 1775 третья Г. от 500 руб. до 1 тыс.; вторая от 1 до 10 тыс., первая — 10 тыс. и более), остальные горожане отнесены к мещанам. Гильдейское купечество получило освобождение от уплаты подушной подати, к-рая была заменена сбором в размере 1% с объявленного капитала (в 90-х гг. — 2,5%, а в 19 в. — 4%), и в 1776 — от рекрутской повинности, замененной денежным взносом в 360 руб. (с 1783 — 500 руб.). Определение прав и обязанностей гильдейского купечества дано в Жалованной грамоте городам 1785. Одновременно были пересмотрены нормы капитала в Г. (третья 1-5 тыс. руб., вторая 5-10 тыс. руб., первая 10-50 тыс. руб.). Крупнейшие купцы (капитал более 50 тыс.), банкиры (капитал 100-200 тыс.) и нек-рые др. горожане были выделены в разряд "именитых граждан". Купцы 1-й Г. и "именитые граждане" получили преимущественное право вести заграничную торговлю наряду с внутренней, второй — крупную внутреннюю и третьей — мелкую городскую и уездную торговлю. "Именитые граждане" и купцы первых 2 Г. получили освобождение от телесных наказаний.
=====
В кон. 18 — нач. 19 вв. происходил постепенный упадок гильдейского купечества, сокращение его численности, уменьшение капитала. Одной из гл. причин этого явления была широкая конкуренция торгующих крепостных крестьян. Проведенная в 1824 т. н. гильдейская реформа Канкрина была направлена против мелкой торговли крестьян и мещан в городах и должна была укрепить позиции гильдейского купечества. Однако в 1825-27 само пр-во вынуждено было отменить ряд важных пунктов этой реформы. С развитием капитализма роль Г. упала. В 1863 третья Г. была отменена. С 1898 гильдейские свидетельства приобретались добровольно лишь лицами, стремившимися к получению сословных купеч. прав.
=====
Лит.: ПСЗ, т. 5, 6, 20, 22, 39 (см. алфавит. указат. к ПСЗ, ч. 1, с. 1034-1040); Варадинов Н., Гильдии, "ЖМВД", 1861, отд. 2; Дитятин И., Устройство и управление городов в России, т. 1-2, СПБ-Я., 1875-77; Кизеветтер А. A., Посадская община в России XVIII ст., М., 1903; История моск. купеч. об-ва, т. 5, в. 3, М., 1915; Яковцевский В. Н., Купеч. капитал в феод. крепостнич. России, М., 1953; Рындзюнский П. Г., Гор. гражданство дореформ. России, М., 1958.

Большой юридический словарь:

(от нем. gilde — корпорация)Западной Европе в период раннего средневековья различные объединения — взаимопомощи, религиозные, политические; в XII-XV вв. корпорации купцов (в Англии также ремесленников/цехи), защищавшие интересы своих членов, добивавшиеся правовых и таможенных льгот. в России г. существовали в XVIII в. — 1917 г. как сословные объединения купцов. привилегированное купечество делилось (с 1775 г.) по размерам капитала на три г. см. также брокерские гильдии.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

У древних германцев так назывались общественные пиршества, которыми сопровождались заключение брака, поминки и т. п. события, в особенности жертвоприношения богам. Из древнегерманских саг видно, что в важнейшие праздники все свободные германцы сходились, на три дня, в определенном месте. Первый день предназначался для суждения об общественных делах, второй — для суда, а третий был днем жертвоприношения и общего пира. В первое время распространения христианства Церковь сильно восставала против общественных пиршеств, как явлений, связанных с языческим культом; новокрещаемые должны были отрекаться не только от дьявола, но и от гильдий его. Искоренить этот обычай, однако, оказалось невозможным, и потому представители Церкви (напр. Григорий Великий) старались сообщить ему христианский смысл, придать Г. вид древнехристианских агап. Г. стали справляться во славу христианского Бога и христ. праздников, вблизи христианских храмов. Равным образом и на пиршествах по поводу поминовения умерших прославление их посредством застольных тостов уступило место молитве о спасении их душ. Хотя до сих пор не найдено никаких следов существования, в связи с древнегерманскими пиршествами, какой-либо корпоративной организации, но так как общественные пиршества всегда составляли принадлежность позднейших гильдейских союзов, то связь между ними и древнегерманскими гильдиями-пиршествами, весьма вероятна. Во всяком случае Г., в позднейшем смысле слова, были первыми и самыми обширными единениями, заменившими древнейшие родовые союзы и принявшими на себя некоторые из задач, впоследствии перешедших к государственной власти. Всякая германская Г. в одно и то же время задавалась целями религиозного, нравственного, юридического и политического свойства; но уже в древнейшую пору большинство Г. выдвигали на первый план одну какую-либо цель. Сообразно этому все Г. можно подразделить на две основные группы:
духовные и светские.
Духовные Г. возникли не позже VIII в.; в течение X — XIII в. число их увеличилось, но особенно размножились они в XIV — XV вв. Так, в Кельне их было около 80, в Любеке около 70, а в Гамбурге свыше 100. Каждая гильдия избирала себе какого-либо святого, в качестве патрона, и по имени его называлась. В члены Г. поступали духовные и миряне, мужчины (братчики) и женщины (сестры). Последние принимали участие в религиозных церемониях и в общих пирах, но не допускались к суждению о делах Г. От вновь поступавшего требовалось ручательство членов Г. в его нравственности, известный взнос в гильдейскую кассу и клятвенный обет подчиняться постановлениям Г. Г. имела свою церковь или алтарь и свой дом, где несколько раз в году происходили общие собрания членов и общие пиры. Все, касающееся пира, было определено в статутах Г. с особенной подробностью. Во главе Г. стоял старшина (gerefa, altermann, senior, senator), y которого были помощники для заведования делами экономическими и судебно-административными, а также особые лица (ключники), распоряжавшиеся пиршествами. Суд Г. производился на собраниях членов. Всякое дело члена Г., прежде внесения его в обыкновенный суд, непременно должно было пройти через гильдейский суд, который мог, по желанию истца, разрешить его и окончательно. Наказания, налагавшиеся по гильдейскому суду, были: штрафы деньгами, медом и воском и исключение из Г. Члены Г. должны были помогать друг другу в случае пожара, кораблекрушения или др. несчастий. Г. выдавала своим членам пособия на путешествия к Святым Местам, а также в случаях нужды. Погребение члена Г. совершалось на ее счет: она же заботилась о мессах за упокой души. В XIV и XV вв. между Г. стали различаться колядные Г. (Kalandsgilde — вероятно, назывались так от того, что обыкновенно собирались 1-го числа каждого месяца, в Календы) и благочестивые братства. Благочестивые братства XIV — XV века представляют ту особенность, что цели их, по-прежнему строго религиозные, специализовались. Поддержание на алтаре свечей в известном количестве, поддержание той или другой церкви, или известной ее части, как то церковной крыши, покровительство школярам, пилигримам и вообще путешественникам, устройство для них госпиталей, кладбищ и проч., — таковы специальный задачи, которые принимали на себя отдельные братства.
Гораздо менее многочисленны были светские Г., но роль их была несравненно более значительна. Светские Г. могут быть подразделены на Г. оборонительные, политические и промысловые. Оборонительные гильдии к задачам духовных Г. присоединяли взаимную оборону членов от насилий и несправедливостей, причиняемых могущественными феодалами и, вообще, людьми посторонними. Возникновение оборонительных гильдий относится к той эпохе, когда королевская власть пала и ее атрибуты были перенесены на территориальных владельцев. Каролинги отнеслись к оборонит. Г. неблагоприятно; не было расположено к ним и духовенство, насчитывавшее, в своей среде не мало феодальных владельцев. Вследствие этого в Германии и во Франции оборонительные Г. не заняли юридически прочного положения. Но в Англии оборонительные Г. уже в IX в. получили значительное развитие, особенно благодаря покровительству Альфреда Великого. Наибольшего развития оборонительные Г. достигли в Дании, где они возникли в XI — XII вв. Политические Г. главной своей целью имели, по-видимому, поддержание первенствующего политического и социального значения своих членов. Сюда могут быть отнесены Г. древних патрицианских родов, существовавшие в Кельне, Страсбурге, Цюрихе и др. Промысловые Г., в свою очередь, распадаются на Г. купеческие и ремесленные; о последних см. Цехи. Купеческие Г. впервые появились в Англии. В Лондоне и Йорке они существовали еще в англосаксонский период; в др. городах Англии они особенно распространились при Генрихе II, Иоанне и Генрихе III. В XIII в. начинается усиленное их развитие в Германии, Дании, Франции и др. странах. В средневековой Германии было мало общекупеческих Г., но чрезвычайно много Г. торговцев отдельными товарами, в особенности суконщиков. В нижненемецких приморских городах возникли чужекупеческие Г., в состав которых входили шкипера и купцы, торговавшие с одним и тем же городом; подобные Г. были и в др. странах. Очень скоро выработался принцип, что только те лица могут в данном городе заниматься торговлей, которые состоят членами купеческой Г., и, вместе с тем, что членами купеческой Г. могут быть только купцы. Таким образом принятие в число членов купеческой Г. было равносильно разрешению заниматься торговлей. К Г. перешел суд, полицейский надзор за производством торговли и организация ее. Содержание монопольных прав купеческой Г. часто передавалось словом Ганза, хотя термин этот имел и другое значение (см. соотв. статью). Характер купеческих гильдий имели большие английские торговые компании (Merchants of the Staple и Merchant Adventurers), появившиеся в XIII и XIV ст., так же как и многочисленные regulated companies, возникавшие с XVI ст. Последние имели своей задачей регулировать спрос и предложение, а в особенности оберегать от переполнения и понижения цен иностранные рынки, на которые сбывались главные предметы английской оптовой торговли — сукно и шерсть. Купеческие Г. в свое время сослужили большую службу торговле и городам, но уже в XVI. в. монопольные их права и притязания приходят в столкновение с новым строем жизни. Окончательно они падают после Французской революции. В настоящее время Г. называются иногда в Германии, Англии и Сев. Америке общества взаимного вспоможения или благотворительные.
Существует теория, согласно которой городские общины развились из Г. (Вильда, Гирке, Ницше и др.); новейшие исследователи (Гегель, Гросс, Белов) признают, наоборот, что Г. возникли в городах. Ср. Wilda, "Das Gildenwesen im Mittelalter" (1831); Toulmin Smith, "English gilds, with a prelim. essay by Lujo Brentano" (Лонд., 1870); Ch. Gross, "Guda Mercatoria" (1883); его же, "The Gild Merchant" (Оксфорд, 1890 г. — главнейший труд для Англии); Papenheim, "Die altdnischen Schutzgilden" (1880); его же, "Ein altnorwegisches Schutzgildestatut" (1888); в особенности Karl Hegel, "Stdte und Gilden der german. Vlker im Mittelalter" (1891).
Явления, аналогичные герм. Г., встречаются и на славянской почве, но они мало исследованы. И у славян поминовения умерших и жертвоприношения сопровождались общественными пиршествами. Языческие праздники и здесь слились с праздниками христианскими. Общественные пиршества назывались братчинами (см.). В Зап. России в XV в. явились братства с характером духовных Г.; во второй половине XVI в. они, под именем церковных братств (см.), приобретают политический характер. Несомненные данные о ремесленных братствах в Зап. России (цехах) дошли до нас от XVI — XVII вв. И в настоящее время существуют в Малороссии цехи, которые, подобно средневековым западно-европейским цехам, вмещают в себе элементы духовных Г.; так они содержат в церквах ставники (большие свечи) и т. п. Такие же черты свойственны малороссийским парубоцким или молодецким братствам. Возможно, что в древнем Новгороде, где в немецком дворе существовала Г. св. Петра, и русские торговцы составляли подобные союзы. Источники упоминают про торговые общины, существовавшие при церквах, имевшие общинные кассы и т. п. Трудно, однако, видеть в них союзы, аналогичные Г., тем более, что смутные указания источников могут быть отнесены и к артели, члены которой не только связаны были началами взаимопомощи, но и весь промысел вели на общий счет. Промысел же в древней Руси был свободный. Ограничения являются только в московском периоде в интересах фискальных. Фискальный характер имеют и торговые общины, тогда же возникшие под именем сотен (гостиные, суконные и т. п. сотни): их задача заключалась в раскладке податей. Наконец, и купеческие гильдии, явившиеся результатом Петровского законодательства, имеют значение податных классов.
Г., установленные Петром I, находились в связи с стремлением его организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие и сначала являлись институтом полицейско-государственным, а не финансовым, ибо купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать. Регламентом главному магистрату 16 января 1721 г. повелено всех регулярных граждан (т. е. все городское население за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей — чернорабочих, поденщиков) разделить на две гильдии, причем к первой гильдии, или к первостепенным, отнесены: "банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными товарами в рядах торгуют, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы", а ко второй — "которые мелочными товарами и харчевными всякими припасами торгуют, рукомесленные, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные". Из инструкции Магистратам 1724 г. видно, что Г. имели своих выборных представителей — "старшин и старост с товарищами", которые должны были "попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан" касается и "о чем надлежит магистрату предлагать". Все, что касалось гражданской пользы, городовой магистрат должен был, согласно инструкции, обсуждать со старшинами и старостами Г. При Елизавете Петровне "Инструкцией московского купечества старшинам и старостам с товарищи" 19 янв. 1742 г. повелено разделить купечество на три гильдии, из которых каждая избирает старшину, старосту и товарища на один год, причем старшины второй и третьей Г. подчиняются старшине первой, а старосты с товарищами в каждой Г. подчиняются старшине. На этих лиц возложены некоторые полицейские обязанности и взимание разного рода сборов. Манифестом 17 марта 1775 г. купечество освобождено от подушной подати; принадлежность же городских жителей к купечеству обусловлена записью в Г., которых положено повсеместно три. Распределение купцов по Г. происходило по сумме объявленного ими капитала. К первой Г. причислялись те, которые объявляли капитал более чем в 10000 р., ко второй — объявлявшие от 1000 до 10000, к третьей — от 500 до 1000; имевшие менее 500 р. причислялись к мещанам. Все существовавшие до этого времени частные промысловые сборы были отменены, а на место их впервые установлен особый гильдейский сбор, в размере 1% с объявленного капитала. Объявление капитала предоставлялось на совесть каждого, и никакие доносы на утайку имущества не принимались. "Городовым положением" 1785 г. был повышен размер объявляемых капиталов (для первой Г. от 10—50 т., для второй от 5 до 10 т., для третьей от 1 до 5 т.), но оклад налога остался тот же. В то же время более точно определены права и преимущества купцов, объем которых сделан различным по различию Г. (см. Купечество). В противоположность цехам, купеческие Г. остались и после 1785 г. не организованными в корпорации или общины. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов установлены для первой Г. в 50000 р., для второй 20000, для третьей 8000 р.; эти же нормы сохранены и "Постановлением об устройстве Г. и о торговле прочих состояний" 14 нояб. 1824 г. В основе ныне действующего законодательства лежит закон 1 янв. 1863 г., измененный в 1865 г. и образующий "Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов", отнесенное к V т. Св. Зак. Согласно этому Положению, предприниматели всех торгово-промышленных действий, не освобожденных от налога; обязаны ежегодно брать особые свидетельства, которые разделяются на купеческие или гильдейские и просто промысловые. Лицо, взявшее купеческое или гильдейское свидетельство, кроме права производить в известных пределах торговлю или промысел (см. Промысловый налог), приобретает еще личные права и преимущества, присвоенные купеческому состоянию (см. Купечество). Гильдейские свидетельства могут быть выдаваемы лицам обоего пола, кроме священнослужителей и церковных причетников (что не распространяется на оставшихся по смерти их вдов и незамужних дочерей) и протестантских проповедников, находящихся при должностях. Лица, не принадлежащие к купеческому сословию, могут брать гильдейские свидетельства с сохранением настоящего их звания или с перечислением в купечество. Дворяне, взявшие гильдейские свидетельства, пользуются правами и выгодами, данной Г. присвоенными, но, неся все повинности по купеческому званию наравне с купцами, не освобождаются от своих обязанностей и повинностей по дворянскому званию. Правами купеческого состояния пользуется как лицо, на имя которого выдано гильдейское свидетельство, так и члены его семейства, внесенные в одно с ним свидетельство. В гильдейское свидетельство, выдаваемое на имя мужа, может быть внесена жена, но в свидетельство, выданное на имя жены, муж внесен быть не может; при отце или матери могут быть внесены в одно свидетельство их сыновья, незамужние дочери и усыновленные законным порядком приемыши (приемыши, не усыновленные законным порядкомтолько до совершеннолетия), равно как и внуки (сыновние дети); но внесение этих последних допускается лишь тогда, когда отцы их не производят торговли от своего имени. Незамужние сестры могут быть причислены к свидетельству их брата, начальника семейства. Если, по смерти начальника семейства, место его заступит один из оставшихся сыновей, то в свидетельство этого нового начальника семейства могут быть внесены братья его и родные племянники только до достижения ими совершеннолетия (21 года), а сестры и родные племянницы — до замужества. Купец, вместе с женой, может зачислить в свое свидетельство детей от первого ее брака: сыновей до совершеннолетия, а дочерей — до замужества; купеческой же вдове предоставляется зачислять в свое свидетельство детей умершего ее мужа от первого его брака наравне с собственными от него детьми. Надзор за правильной выдачей гильдейских свидетельств предоставлен казенной палате. Гильдий с 1863 г. осталось две. Плата за свидетельство первой Г., к которой, по предположению закона, принадлежит оптовая торговля, однородная — 565 руб., для всех местностей России, плата же за свидетельство второй Г., которое обязаны брать торговцы в розницу и владельцы фабрик и заводов с числом рабочим более 16 чел., составляет, по классам местностей, от 40 до 120 руб.
А. Я.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru