Определение слова «уменьшение»

Толковый словарь Ефремовой:

уменьшение ср.
1. Процесс действия по гл. уменьшать, уменьшить
|| Результат такого действия.
2. Величина, на которую что-либо уменьшено или уменьшилось.

Толковый словарь Ушакова:

УМЕНЬШЕ́НИЕ, уменьшения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. уменьшитьуменьшать и состояние по гл. уменьшиться — уменьшаться. Уменьшение смертности. Уменьшение объема. Уменьшение опасности.
2. Величина, на которую что-нибудь уменьшено или уменьшилось. Уменьшение составило 30%.

Толковый словарь Кузнецова:

уменьшение
УМЕНЬШЕНИЕ -я; ср.
1. к Уменьшитьуменьшать и Уменьшиться — уменьшаться. У. объёма. У. расходов. У. звука телевизора. У. опухоли. У. ветра. У. в два раза.
2. Величина, на которую что-л. уменьшено или уменьшилось. У. составило пять единиц.

Малый академический словарь:

уменьшение
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. уменьшить—уменьшать; действие и состояние по знач. глаг. уменьшиться—уменьшаться.
Уменьшение затрат. Уменьшение опухоли.

Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения. Л. Толстой, Война и мир.
2. спец.
Величина, на которую что-л. уменьшено или уменьшилось.

Музыкальная энциклопедия:

(лат. diminutio; нем. Diminution, Verkleinerung; франц. и англ. diminution; итал. diminuzione).
1) То же, что диминуция.
2) Способ преобразования мелодии, темы, мотива, ритмич. рисунка или фигуры, а также пауз путём их воспроизведения звуками (паузами) меньшей длительности. Различают У. точное, без изменений воспроизводящее осн. ритм в соответствующей пропорции (напр., интродукция из оперы "Руслан и Людмила" Глинки, цифра 28), неточное, воспроизводящее осн. ритм (тему) с различными ритмич. или мелодич. изменениями (напр., ария Лебедь-птицы, No 11 из 2-го д. оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, цифра 117), и ритмическое, или нетематическое, при к-ром мелодич. рисунок сохраняется либо приблизительно (начало вступления к опере "Садко" Римского-Корсакова), либо не сохраняется совсем (ритм побочной партии в У. в разработке 1-й части 5-й симфонии Шостаковича).

Дж. Данстейбл. Cantus firmus из мотета Christe sanctorum decus (контрапунктирующие голоса опущены).

Дж. Спатаро. Мотет.
Возникновение У. (и увеличения) как музыкально-выразительного и технически организующего средства относится ко времени использования мензуральной нотации и связано с развитием полифонич. многоголосия. X. Риман указывает, что первым У. использовал в теноре мотета И. де Мурис. Изоритмич. мотет — осн. область применения У. в 14 в.: многократные, похожие на ostinato проведения ритмич. фигуры служат основой муз. формы, причём У. является собственно муз. закономерностью её организации (в отличие от большинства др. форм, определяемых гл. обр. текстом). В мотетах Г. де Машо (Amaro valde, Speravi, Fiat voluntas tua, Ad te suspiramus) ритмич. фигура повторяется в У. каждый раз с новым мелодич. наполнением; в изоритмич. мотетах Дж. Данстейбла ритмич. фигура повторяется (дважды, трижды) с новой мелодией, затем всё воспроизводится с сохранением мелодич. рисунка в полуторном, затем 3-кратном У. (см. колонку 720). Похожее явление наблюдается в нек-рых мессах нидерл. контрапунктистов 15 в., где cantus firmus в последующих частях проводится в У., и мелодия, взятая для cantus firmus, в конце произв. звучит в том виде, в каком она существовала в быту (см. пример в ст. Полифония, колонки 354-55). Мастера строгого стиля применяли технику У. в т. н. мензуральных (пропорциональных) канонах, где тождественные по рисунку голоса имеют разл. временные пропорции (см. пример в ст. Канон, колонка 692). В противоположность увеличению, У. не способствует выделению из общего полифонич. потока того голоса, в к-ром оно использовано. Однако У. хорошо оттеняет др. голос, если он движется звуками большей длительности; поэтому в мессах и мотетах 15-16 вв. стало обычаем появление cantus firmus в главном (теноровом) голосе сопровождать имитацией в др. голосах на основе У. этого же cantus firmus (см. колонку 721).
Приём противопоставления ведущего и контрапунктирующих ему ритмически более оживлённых голосов сохранялся, пока существовали формы на cantus firmus. Это иск-во достигло высочайшего совершенства в музыке И. С. Баха; см., напр., его орг. обработку хорала "Aus tiefer Not", BWV 686, где каждой фразе хорала предшествует её 5-гол. экспозиция в У., так что целое складывается в строфич. фугу (6 голосов, 5 экспозиций; см. пример в ст. Фуга). В "Ach Gott und Herr", BWV 693, все имитирующие голоса — двух- и четырёхкратные У. хорала, т. е. тематична вся фактура:

И. С. Бах. Органная хоральная обработка "Ach Gott und Herr".
Ричеркар кон. 16-17 вв. и близкие ему тьенто, фантазия — область, где У. (как правило, в сочетании с увеличением и обращением темы) нашло широкое применение. У. способствовало развитию ощущения чисто инстр. динамики формы и, применённое к индивидуализированным темам (в отличие от тематизма строгого стиля), оказалось приёмом, заключающим в себе важнейшую для музыки последующих периодов идею мотивного развития.

Я. П. Свелинк. "Хроматическая фантазия" (отрывок из заключительного раздела; тема в двух- и четырёхкратном уменьшении).
Специфика выразительности У. как приёма такова, что кроме изоритмич. мотета и нек-рых соч. 20 в. нет иных форм, где оно было бы основой композиции. Канон в У. как самостоят. пьеса (А. К. Лядов, "Каноны", No 22), ответ в У. в фуге ("Искусство фуги" Баха, Contrapunctus VI; см. также разл. комбинации с У. в финальной фуге из фп. квартета ор. 20 Танеева, в частности цифры 170, 172, 184) являются редкими исключениями. У. иногда находит применение в стреттах фуг: напр., в тактах 26, 28, 30 фуги E-dur из 2-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха; в такте 117 фуги Fis-dur op. 87 No 13 Шостаковича; в такте 70 из финала концерта для 2 фп. Стравинского (характерно неточное имитирование со сменой акцентов); в такте 63 из 1-й картины 3-го д. оперы "Воццек" Берга (см. пример в ст. Стретта). У. — приём по природе полифонический — находит чрезвычайно многообразное применение в неполифонич. музыке 19-20 вв. В ряде случаев У. — один из способов мотивной организации в теме, напр.:

С. И. Танеев. Тема из 3-й части симфонии c-moll.
(См. также начальные пять тактов финала фп. сонаты No 23 Бетховена; орк. вступление к арии Руслана, No 8 из оперы "Руслан и Людмила" Глинки; No 10, b-moll из "Мимолётностей" Прокофьева и др.). Распространена полифонизация муз. ткани с помощью У. при изложении темы (хор "Расходилась, разгулялась" в сцене под Кромами из оперы "Борис Годунов" Мусоргского; этот вид техники применяли Н. А. Римский-Корсаков — 1-е д. оперы "Сказание о невидимом граде Китеже", цифры 5 и 34, и С. В. Рахманинов — 1-я часть поэмы "Колокола", цифра 12, вариация X в "Рапсодии на тему Паганини"), при её развёртывании (маленький канон из скрипичного концерта Берга, такт 54; как одно из проявлений неоклассич. ориентации стиля — У. в 4-й части скрипичной сонаты К. Караева, такт 13), в кульминац. и заключит. построениях (кода из интродукции оперы "Руслан и Людмила" Глинки; 2-я часть "Колоколов" Рахманинова, два такта до цифры 52; 4-я часть 6-го квартета Танеева, цифра 191 и далее; окончание балета "Жар-птица" Стравинского). У. как способ преобразования темы используется в вариациях (2-я, 3-я вариации в Ариетте из 32-й фп. сонаты Бетховена; фп. этюд "Мазепа" Листа), в переходных построениях (basso ostinato при переходе к коде финала симфонии c-moll Танеева, цифра 101), в разного рода трансформациях оперных лейтмотивов (переработка лейтмотива грозы в последующие лирич. темы в начале 1-го д. оперы "Валькирия" Вагнера; вычленение мотива птиц и разл. мотивов Снегурочки из темы Весны в "Снегурочке" Римского-Корсакова; гротескное искажение лейтмотива Графини во 2-й картине оперы "Пиковая дама", цифра 62 и далее), причём образные изменения, полученные с участием У., могут быть кардинальными (вступление тенора в Tuba mіrum из Реквиема Моцарта, такт 18; лейтмотив в коде финала 3-й симфонии Рахманинова, 5-й такт после цифры 110; средняя часть, цифра 57, из скерцо симфонии c-moll Танеева). У. — важное средство развития в развивающих разделах форм и сонатных разработках 19-20 вв. У. в разработке увертюры к "Нюрнбергским мейстерзингерам" Вагнера (такт 122; тройное фугато, такт 138) — весёлая насмешка над бесцельной учёностью (однако соединение темы и её У. в тактах 158, 166 — символ мастерства, искусности). В разработке 1-й части 2-го фп. концерта Рахманинова У. темы главной партии используется как динамизирующее средство (цифра 9). В произв. Д. Д. Шостаковича У. применяется как острый выразительный приём (имитации на теме побочной партии в 1-й части 5-й симфонии, цифры 22 и 24; там же в кульминации, цифра 32; бесконечный канон ostinato на звуках лейтмотива во 2-й части 8-го квартета, цифра 23; 1-я часть 8-й симфонии — неточное У. темы побочной партии является одной из тем двойного канона, цифра 23).

И. Ф. Стравинский. "Симфония псалмов", 1-я часть (начало репризы).
У. обладает богатыми выразит. и изобразит. возможностями. Особым динамизмом отличается "великий звон" из "Бориса Годунова" Мусоргского (смена гармонии через такт, полтакта, четверть такта). Почти зрительный образ (Нотунг Зигмунда, расколовшийся от удара о копьё Вотана) возникает в 5-й сцене из 2-го д. "Валькирии" Вагнера. Редкий случай звукоизобразительной полифонии — фугато, рисующее лес в 3-м д. "Снегурочки" Римского-Корсакова (четыре ритмич. варианта темы, цифра 253). Сходный приём использован в сцене с безумным Гришкой Кутерьмой во 2-й картине 3-го д. "Сказания о невидимом граде Китеже" (движение восьмыми, триолями, шестнадцатыми, цифра 225). В коде симф. поэмы Рахманинова "Остров мёртвых" комбинируются пять вариантов Dies irae (11-й такт после цифры 22).
В музыке 20 в. понятие У. нередко переходит в понятие убывающей прогрессии; это касается прежде всего ритмич. организации темы. Принцип У. или прогрессии в нек-рых серийных сочинениях может распространяться на строение целого произв. или значит. его части (1-я из 6 пьес для арфы и струн. квартета ор. 16 Леденёва). Издавна применявшееся сочетание темы с её У. в сочинениях 20 в. преобразуется в приём совмещения подобных фигур, когда гармония складывается из разновременного звучания одного и того же мелодико-ритмич. оборота (напр., "Петрушка" Стравинского, цифра 3).
Этот приём используется в частичной алеаторике, где исполнители импровизируют на заданных звуках каждый в своём темпе (нек-рые соч. В. Лютославского). Исследованием форм У. и увеличения занимался О. Мессиан (см. его кн. "Техника моего музыкального языка"; см. пример в ст. Увеличение).
Литература: см. при ст. Увеличение.
В. П. Фраёнов.

Словарь антонимов русского языка:

БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ
Большой город — маленький город. Большой выбор — маленький выбор.
От маленькой искры большой пожар бывает. Пословица.
Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. Ильф и Петров. Золотой теленок.
Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней. Куприн. Олеся.
В знач. сущ. Когда я был ребенком, я старался быть похожим на большого ... . Сколько раз это желание — не быть похожим на маленького, в моих отношениях с Сережей, останавливало чувство, готовое излиться, и заставляло лицемерить. Л. Толстой. Детство.
БОЛЬШОЙ — МАЛЫЙ
Большой — маленький (см.)
больший — меньший
наибольший — наименьший (см.)
более — менее (см.)
наиболее — наименее (см.)
большинство — меньшинство (см.)
Большое расстояние — малое расстояние. Большая скорость — малая скорость. Большая глубина — малая глубина.
Много я видал на своем веку домов, больших и малых, каменных и деревянных. Чехов. Приданое.
Однако если, как казалось, [англичане] обезопасили себя от больших вылазок, то малые вылазки почти каждой ночи беспокоили всех страшно, выбивая из сна солдат и офицеров. Сергеев-Ценский. Севастопольская страда.
Я не могу вспомнить ни одного года, который бы прошел для нашей семьи благополучно: всегда приходила какая-либо невзгода, напасть — иной раз большая, иной раз меньшая, но обязательно приходила. Исаковский. На ельнинской земле.
В знач. сущ. ср. р. Будь малым доволен, получишь большое. Пословица.
За большим погонишься — и малое потеряешь. Пословица.
ВЕЛИКИЙ — МАЛЕНЬКИЙ
Все великие достоинства, равно как и маленькие недостатки Дюма имели какой-то наивный, беззаботный, не только юношеский, но как бы детский, мальчишеский, проказнический характер задора, веселья и горячей, жадной, инстинктивной влюбленности в жизнь. Куприн. Дюма-отец.
— Эх, бескрылый человек, У тебя две ножки, Хоть и очень ты велик, Едят тебя мошки! А я маленький совсем, Зато сам я мошек ем. М. Горький. Воробьишко.
ВЕЛИКИЙ — МАЛЫЙ
Великий — маленький (см.)
увеличивать(ся) — уменьшать(ся) (см.)
увеличение — уменьшение (см.)
преувеличивать — преуменьшать (см.)
преувеличение — преуменьшение (см.)
[Мухояров:] А какой он из себя? Мал, велик, толст, тонок? А. Островский. Правда — хорошо, а счастье лучше.
Когда Ньютон высказал закон тяготения, ... он выразил свойство, общее всем телам, от бесконечно великих до бесконечно малых. Л. Толстой. Война и мир.
Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. Пословица.
Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Н. Некрасов. Мороз, Красный нос.
ОГРОМНЫЙ — МАЛЕНЬКИЙ
Тревога! Тревога во всем мире! В огромных домищах и в маленьких хижинах! А. Софронов. Лабиринт.
В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. А. Грин. Алые паруса.
Атом — огромная пустыня, посреди которой затеряно маленькое ядро. Ф. Кривин. Природа вещества.
ОГРОМНЫЙ — КРОХОТНЫЙ (разг.)
У всякого, кто мог бы совершенно незаметно заглянуть в кабинет Николая в то время, когда он принимал доклад Нессельроде, совершенно непроизвольно заиграла бы на лице улыбка при виде двух таких несоразмерных фигур за одним столом: детски крохотного канцлера и колоссально огромного царя. Сергеев-Ценский. Севастопольская страда.
А Гришка, огромный, хромоватый ... мерил избушку из угла в угол. Избушка — крохотная, Гришка — огромный, получалось, будто он в клетке бегает. Залыгин. Комиссия.
Неруда — страстный коллекционер, собирает он различные вещи, но главным образом — огромные деревянные статуи, украшавшие носы парусных кораблей, и крохотные морские ракушки. Эренбург. Люди, годы, жизнь.
ГРОМАДНЫЙ — МАЛЕНЬКИЙ
Отец и сыновья — громадные, а Розалия Львовна — маленькая. Каверин. Перед зеркалом.
Поезд не уменьшал хода, встречая солдатские эшелоны, товарные составы, груженные снарядами, маленькие станции с заспанными дежурными, громадные города. Н. Тихонов. Война.
БОЛЬШОЙ — КРОХОТНЫЙ (разг.)
За стеклом на черном бархате богатство, какого в жизни не видывал: часы с цепочками и ключиками, часы с черными циферблатами, с белыми, желтыми, часы большие и, верно, тяжелые, как кистень, часы крохотные, с ноготь, и — шутка ли — полно золотых! Тендряков. Свидание с Нефертити.
На верстаке лежали напильники всех видов и профилей: плоские, треугольные, полукруглые, большие рашпили и крохотные надфиля. И. Бражнин. Сумка волшебника.
ГРОМАДНЫЙ — МАЛЫЙ
Громадный — маленький (см.)
В «Переписке» [Гоголя] — две неравных части: одна малая, минорная: самодержавие, болезнь; другая — громадная: правда, человек, восторг, Россия. Блок. Что надо запомнить об А. Григорьеве.
В знач. сущ. ср. р. Я рад, что умею в громадном и малом — во всем, что привык ежедневно встречать, по легким движеньям, по робким началам крупицы грядущего вдруг угадать. Я. Смеляков. Будущее.
ГРОМАДНЫЙ — КРОШЕЧНЫЙ (разг.)
Артем повернулся в Тоне: — Ну, что ж, будем друзьями? — И в его громадной руке спряталась крошечная рука Тони. Н. Островский. Как закалялась сталь.
Люди — крошечные, земля — громадная. Блок. Интеллигенция и революция.
ГИГАНТСКИЙ — МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ
И вдумайтесь только, и сравните слабые зачатки, первые проблески революционных попыток, во времена Некрасова, с одной стороны, и огромность талантливой личности поэта, с другой, — в наше время мировой, победоносной, всеобъемлющей, открывающей гигантские перспективы всестороннего творчества революции, с одной стороны, и, в большинстве случаев, прямо-таки микроскопической индивидуальности на высоких каблуках самомнения — с другой. Луначарский. Некрасов и место поэта в жизни.
ГИГАНТСКИЙ — КРОХОТНЫЙ (разг.)
Маленькие люди окружающей его действительности были только крохотными человеческими значками перед гигантскими переворотами мира. Н. Тихонов. Вечный транзит.

УВЕЛИЧЕНИЕ — УМЕНЬШЕНИЕ
Значительное увеличение затрат — значительное уменьшение затрат. Увеличение выпуска продукции — уменьшение выпуска продукции. Увеличение мощности предприятия — уменьшение мощности предприятия. Увеличение напряжения в сети — уменьшение напряжения в сети.
Батманов рассказывал: вместе с Роговым он объехал все бригады и везде заводил один и тот же разговор — как обойтись без увеличения числа рабочих. Ажаев. Далеко от Москвы.
Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения. Л. Толстой. Война и мир.
Так тянулся день за днем, а время проходило, напоминая себя иногда большими праздниками, постами, уменьшениями дней, увеличениями дней, именинами и рождениями. Герцен. Кто виноват?

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
уменьшение, -я

Грамматический словарь Зализняка:

Уменьшение, уменьшения, уменьшения, уменьшений, уменьшению, уменьшениям, уменьшение, уменьшения, уменьшением, уменьшениями, уменьшении, уменьшениях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru