Определение слова «Геродот»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕРОДОТ (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.) — древнегреческий историк, прозванный "отцом истории". Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

Большая советская энциклопедия:

Геродот
(греч. Herodotos)
(р. между 490 и 480 до н. э., Галикарнас, на Ю.-З. М. Азии, — умер около 425 до н. э., Афины или Фурии, Южная Италия), древнегреческий историк. В молодости принимал участие в борьбе с тиранией и был вынужден покинуть Галикарнас после её установления. Некоторое время жил на о. Самос. Много путешествовал: посетил Малую Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции, побережье Чёрного моря вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах. Длительное время жил в Афинах; близость Г. к вождю афинской демократии Периклу оказала сильное влияние на его политические взгляды. Из Афин около 443 Г. переселился в Фурии.
Труд Г., условно названный «Историей», посвящен важнейшему политическому событию греческой истории — греко-персидским войнам (См. Греко-персидские войны) (500—449 до н. э.); изложение доведено до взятия греками г. Сеста (в Геллеспонте) в 478. Впоследствии александрийские учёные разделили сочинения Г. на 9 книг, по числу муз, каждая книга была названа именем одной из муз. Главным мотивом «Истории» Г. является идея борьбы греч. мира с миром восточным. В чисто эпической манере, со множеством отступлений и специальных экскурсов рассказывает Г. о начале столкновений греков с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов, повествует об отдельных походах персидских царей: Кира — в Мидию (550) и на Вавилон (539), Камбиса — в Египет (525), Дария I — в Скифию (512), каждый раз подробно описывая географическое положение страны, явившейся объектом похода персов, нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономической и политической жизни. Лишь с 5-й книги Г. приступает к основной теме своего рассказа — к истории греко-персидских войн. Произведение Г. существенно отличается и от эпоса, и от историко-мифологических повествований (местных хроник, генеалогий и землеописаний) первых греческих прозаиков-логографов. Г. вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором фактичность сочетается с художественностью. Историчность главной темы, грандиозность и единство замысла делают труд Г. первым историческим произведением в собственном смысле слова и дают право его автору на почётное имя «отца истории».
Исторические воззрения Г. не отличаются целостностью и научной определённостью. В объяснении исторических событий он допускает различные версии, то ссылаясь на божественную волю, то на судьбу, то давая рационалистические истолкования некоторым событиям или поступкам людей. Встречаются у Г. и отдельные примеры исторической критики. Напротив, политические взгляды Г. отличаются вполне определённой симпатией к афинской демократии.
Труд Г. основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти — устная традиция, рассказы очевидцев, народные предания и легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов (главным образом Гекатея Милетского (См. Гекатей Милетский)), изречения оракулов, официальные записи. Приводимые в «Истории» Г. факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более ранней греческой и древневосточной истории. Большое значение имеет труд Г. и для изучения древнейшего прошлого нашей Родины (в 4-й кн. соч. даётся первое в античной литературе систематической описание жизни и быта скифов).
Изд.: Herodoti Historiae, ed. С. Hude, v. 1—2, Oxf., 1908; рус. пер. — Геродот. История в девяти книгах, пер, с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1—2, 2 изд., М., 1888.
Лит.: Бузескул В. П., Введение историю Греции, 3 изд., П., 1915; Лурье С. Я., Геродот, М. — Л., 1947; Доватур А. И., Повествовательный и научный стиль Геродота, Л., 1957; How W. W., Wells J., A commentary on Herodotus, v. 1—2, Oxf., 2 ed., 1928; Powell J. E., A lexicon to Herodotus, Camb., 1938; Myres J. L., Herodotus father of history, Oxf., 1953; Riemann K.-A., Das herodotische Geschichtwerk in der Antike, Mnch., 1967 (Diss.).
Э. Д. Фролов.

Геродот. Римская копия с греческого оригинала. 4 в. до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Советская историческая энциклопедия:

(Hrodoios) (р. между 490 и 480 — ум. между 430-424 до н. э.) — др.-греч. историк. Уроженец г. Галикарнаса (на Ю.-З. М. Азии); происходил из семьи, игравшей значит. роль в политич. жизни города. Участвовал в борьбе против тиранич. власти и был вынужден покинуть родину; нек-рое время жил на о. Самосе, много путешествовал. Посетил М. Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, Фракию, ряд о-вов Эгейского м., города Пелопоннеса и Ср. Греции, отд. пункты Сев. Греции; в конце жизни — города Юж. Италии и Сицилии. Г. безусловно было известно зап. побережье Черного м. — от Византия до Ольвии, где он прожил нек-рое время, собирая сведения о Скифии. По-видимому, Г. совершил поездку по Черному м. и вдоль его сев. побережья. Решающее значение в окончат. формировании политич. взглядов Г. имело его длит. пребывание в Афинах (отпечаток афинской ориентации заметен в его труде), близость к Периклу и его кружку. Из Афин Г. переселился в г. Фурии (Юж. Италия) и принял фурийское гражданство. Точных сведений о том, где умер Г. (в Фуриях или в Афинах), нет.
=====
Написанный на ионийском диалекте труд Г., условно называемый "Историей", остался незаконченным. Впоследствии александрийские ученые разделили его на 9 книг (по числу муз) и назвали их "Музами". Он содержит обширный геогр., этнографич. и ист. материал. Объединяющий принцип труда Г. — идея борьбы греч. мира с восточным миром. Кульминац. пункт этой борьбы — поход Ксеркса (480 до н. э.), описанию к-рого посвящены 3 последние книги. Г. не всегда концентрирует внимание на гл. теме; он подробно описывает страны, вошедшие в состав Перс. державы, излагает их историю (с наибольшей подробностью — Лидии, Мидии, Египта), нравы жителей. Большое место уделено и самой Персии. Рассказывая о походе Дария на скифов, Г. описывает их страну и быт, сообщает сведения о соседних с ними народах. Разнообразные сообщения вводного и побочного характера, длинные и краткие отступления от гл. темы, многочисл. вставные рассказы, потребовавшие от Г. выработки особой техники экскурсов, придают изложению Г. то свойство "пестроты", к-рое было отмечено еще древними критиками. Отд. части труда Г. различаются не только по содержанию, но и по стилю. Точные описания, деловые справки, фактич. сообщения о событиях чередуются с новеллистич. и даже сказочными рассказами. По мере дальнейшего изложения резкие различия стиля в значит. степени сглаживаются, и Г. вырабатывает свой стиль ист. повествования, в к-ром фактичность сочетается с художественностью. В объяснении ист. событий у Г. нет единой точки зрения. Большое место занимают у него объяснения, уходящие корнями в религ. воззрения и ставящие события в связь с божеств. волей. Наряду с этим события объясняются иногда предопределением, велением судеб. В иных случаях успехи ист. деятеля представлены как результат его собств. способностей и умения. Наконец, в "Истории" Г. имеется немало мест, где объяснение событий основано на политич. опыте, на анализе реальных ист. и геогр. данных. Г. не стремится синтезировать эти разнообразные точки зрения.
=====
Вопрос о достоверности соч. Г. тесно связан с вопросом об источниках, к-рыми он пользовался. Из письменных источников, к-рые могли быть у Г. только для геогр. и этнографич. частей его труда, главный и лучше всего нам известный"Объезд земли" Гекатея Милетского. Во мн. случаях фольклорный стиль рассказов Г. изобличает их происхождение иа устной традиции. Сам Г. указывает, что он писал, опираясь на свои наблюдения, умозаключения и разыскания. Т. о., Г. пишет о том, что сам видел, до чего дошел путем рассуждений, что узнал благодаря расспросам (и чтению). Описания виденного отличаются у Г. большой точностью и достоверностью. В своих рассуждениях он мог ошибаться (т. к. зависел от воззрений и уровня знаний своего времени). Расспросы и чтение давали Г. неравноценный материал, к-рый он старался добросовестно воспроизводить, часто добавляя свои критич. замечания. В целом труд "отца истории" (как принято называть Г. уже с древних времен) — ценнейший источник по истории греко-перс. войн, а также по отд. периодам более ранней истории Греции и Востока. Ист. соч. о греко-перс. войнах до Г. не существовало. Не менее важен его труд и как источник по антич. этнографии Юго-Зап. Европы и Бл. Востока (в частности, невозможна никакая серьезная работа о скифах без привлечения 4-й книги Г.).
=====
Вопрос о достоверности сообщений Г. вызывал разногласия уже в древнем мире. Фукидид, не называя Г., полемизировал с ним. Резко отрицат. позицию по отношению к Г. занимали Ктесий, старавшийся уличить Г. во лжи, и автор трактата "О злостности Геродота" (по-видимому, Плутарх), обвинявший Г. в недобросовестном пристрастии. Отд. выпады против Г. встречаются и у других авторов (Аристотель, Страбон, Авл Геллий, Лукиан). В науке нового времени преклонение перед Г. (издатели его труда называли его "точнейшим" писателем) сменилось в кон. 19 — нач. 20 вв. отрицат. отношением к нему. Нек-рые ученые (Сейс, Макан и др.) стремились показать, что Г. сам мало видел и рассказывал гл. обр. с чужих слов, к источникам относился без достаточной критики и не умел отрешаться от своих политич. симпатий и антипатий. Эта точка зрения с самого начала вызвала споры, приведшие к более углубленному изучению труда Г. В работах ряда ученых (напр., Ф. Г. Мищенко) дается положит. оценка Г. как ученого: не свободный от ошибок, не чуждый определ. политич. тенденциям, он все же дал последующим векам огромный, в основе своей достоверный, запас историч., геогр. и этнографич. сведений.
=====
Издания: первое печатное изд. Г. — Herodoti libri novem..., (ab Aldo Manutio edita), Venetiis, 1502; первые критич. изд.: Herodoti Historiae, ed. K. Abicht, Bd 1-2, Lpz., 1869; Herodotos. Fr den Schulgebrauch erklrt, ed. K. Abicht, Bd 1-5, Lpz., 1861-1865; Herodoti Historiae, recensuit H. Stein, В., 1869-1871; Lhardy. кн.: I-IV, Lpz., 1850-52; дальнейшие изд.: Sayce A. Н., кн.: I-III, L., 1883; Wiedemann A., Lpz., 1890, кн. II; Macan R. W., кн.: IV-IX, L., 1895; Hude C., Oxf., 1908; Legrand E., P., 1932; комментарий без текста: How W. W. and Wells J., A commentary on Herodotus, v. 1-2, Oxf., 1912, 2 ed., Oxf., 1928; словарь: Powell J. E., A lexicon to Herodotus, Camb., 1938; Геродот, История в девяти книгах, пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, 2 изд., т. 1-2, М., 1888.
=====
Лит.: Клингер В., Сказочные мотивы в истории Геродота, К., 1903; Бузескул В., Введение в историю Греции, 3 изд., П., 1915, с. 57-82; Лурье С. Я., Геродот, М.-Л., 1947; Доватур А., Повествоват. и науч. стиль Геродота, Л., 1957; Hauvette A., Hrodote, historien des guerres mdiques, P., 1894; Jacoby T., Herodotos, PWK, Supplement, H. 2, Stuttg., 1913; Aly W., Volksmrchen, Sage und Novelle bei Herodot und seinen Zeitgenossen, Gtt., 1921; Pohlenz M., Herodot, der erste Geschichtschreiber des Abendlandes, Lpz., В., 1937.
=====
А. И. Доватур. Ленинград.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Геродот, -а

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — Как Ю. Цезарь для Франции или Тацит для Германии, так для нас Г. — ближайший и поучительнейший из древних историков. Он посетил некоторые местности нашего юга, дал первые связные сведения, как о самой стране, так и о тогдашних ее обитателях: скифах, сарматах, неврах и др. Места скифских поселений, описанные Г., усеяны курганами, раскопки которых обнаруживают культуру, близкую по времени и по характеру к той, о которой говорит греческий историк в своем описании Скифии. Научное исследование скифо-сарматских древностей на основании археол. материала начато в капитальном издании, которого пока вышло два выпуска: "Древности Геродотовой Скифии" (СПб., 1866,1872). Общее литературное значение Г. также громадно: он — отец истории не греческой только, но и вообще европейской. Жил Г. приблизительно между 485 и 425 гг. до Р. Хр., происходил из карийского г. Галикарнаса (см.), к первоначальным основателям которого, дорянам, присоединились впоследствии в большом числе ионяне. Во времена Г. официальным языком Галикарнаса было ионийское наречие, на котором написана и история Г. Сын некоего Ликса, Г., вместе с родственниками, принадлежал к партии, боровшейся против тиранов, подвергался изгнанию, возвратился было на родину после низвержения тирана, но покинул ее уже навсегда около 446 г., чтобы сделаться настоящим афинянином и по месту жительства, и по полит. понятиям и симпатиям. В 444/3 г. Г. переселился вместе с другими афинянами в новооснованную афинскую колонию Фурии. Важнейшая часть жизни Г. — его путешествия в различные страны Европы и Азии, а также в Египет — известна нам очень мало, почти исключительно из собственных его намеков. Сочинение Г. — не история в нашем смысле слова, это — мастерское, бесхитростное повествование человека богато одаренного от природы, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и еще больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Г. не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Г. по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, или муз, на которые в настоящее время делится его сочинение, почти целая вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г. до Р. X. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и проч. Везде исторические известия интересуют Г. по преимуществу. Несмотря на множество эпизодов, часто не имеющих прямого отношения к предмету рассказа и скоре представляющих собой самостоятельные повествования, сочинение Г. есть древнейшая попытка объединить разнороднейший материал, на протяжении трех с лишним веков, общими религиозно-этическими воззрениями. Единство изложения достигается в известной мере и тем еще, что с первых слов и до конца историк имеет ввиду проследить борьбу между варварами и эллинами, окончившуюся решительным торжеством последних. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Г. присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое, необходимое начало. Любознательность, вместе с добросовестностью, сделала из него весьма достоверного для своего времени наблюдателя нравов, памятников, особенностей территорий, как о том свидетельствуют изыскания ассириологов и египтологов. Особенно поучительно в этом отношении издание II книги, сделанное Видеманом, известным египтологом (1890). Соч. Г. сохранилось во множестве рукописей, древнейшая из кот. и лучшая — медичейская Х в. — хранится во Флоренции. Для редакции текста более всего сделано Абихтом и Штейном, которым принадлежат и наиболее пригодные для чтения комментированные издания, повторяемые до последнего времени. Очень важно критическое издание того же Штейна (1869—74). Из комментированных изданий не утратило значения до сих пор изд. Бёра (2-е, 1855—61). Благодаря комментариям особенно замечателен англ. перевод Роулинсона (Л., 1858—60). Г. не раз переведен и на русск. язык. Новейший перев. — Ф. Мищенко, в 2 томах, с предисловием и указателем (2-е изд., М., 1888).
Ф. Мищенко.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru