Определение слова «Плебеи»

Большой энциклопедический словарь:

ПЛЕБЕИ (плебс) (лат. plebeii, plebs) — в Др. Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (нач. 5 — нач. 3 вв. до н. э.) добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями. В переносном смысле — простолюдины.

Большая советская энциклопедия:

Плебеи
(лат. plebeii, от plebs — простой народ)
в Древнем Риме одно из сословий свободного населения. До начала 3 в. до н. э. стояли вне родовой общины, не имели прав на пользование общинной землёй — ager publicus, могли владеть наделами земли лишь на правах частной собственности. Наряду с земледелием П. занимались ремеслом и торговлей. По мере разорения П. фонд земель, находившийся в их собственности, уменьшался. Тяжёлое экономическое положение П. усугублялось отсутствием гражданских и политических прав. В результате упорной борьбы против патрициев (См. Патриции) (на протяжении начала 5 — начала 3 вв. До н. э.) П. добились включения их в состав римского народа Populus Romanus Quiritium, уравнения в гражданских и политических правах с патрициями, отмены долгового рабства и др. Богатая часть П., получив доступ к занятию высших магистратур (См. Магистратура), вместе с патрицианской знатью составила Нобилитет. Термин «П.» с 3—2 вв. до н. э. стал обозначать полноправных граждан незнатного происхождения.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ковалев С. И., Две проблемы римской истории, «Вестник Ленинградского университета», 1947, № 4; его же, Проблема происхождения патрициев и плебеев, в сборнике: Труды юбилейной научной сессии ЛГУ, секция историч. наук, 1948; Машкин Н. А., История Древнего Рима, 2 изд., М., 1956; Гюнтер Р., К развитию социальной и имущественной дифференциации в древнейшем Риме, «Вестник древней истории», 1959, №1; Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962; Niebuhr В., Rmische Geschichte, Bd 1, B., 1873; Paribeni R., Leorigini e il periodo regio. La Republica fino alla conquista del primato in Italia, Bologna, 1954.
А. И. Немировский.

Советская историческая энциклопедия:

(лат. plebei) — одно из сословий свободного населения в древнейшем рим. обществе.
=====
Вопрос о происхождении П. принадлежит к числу спорных и нерешенных проблем в историографии античности. Нем. историк Б. Нибур полагал, что в отличие от патрициев, составлявших коренное население Рима и образовывавших рим. родовую общину, П. были жители покоренных Римом общин, гл. обр. латины, поселенные в Риме и находившиеся вне родовой организации. Сходного с Нибуром взгляда придерживался рус. историк Д. Л. Крюков, занимавшийся проблемой социальных и религ. различий между патрициями и П. Нем. историк Э. Мейер и др. противники теории Нибура полагали, что сословие П. образовалось в результате имущественной дифференциации внутри рим. общины. Сторонники этнической теории (итал. ученые Дж. Бони, Дж. Оберцинер, нем. историк Ф. Альтхейм и др.) видели в П. потомков древнего автохтонного населения Рима в отличие от патрициев — пришлых завоевателей. Нек-рые совр. исследователи (итал. ученый Р. Парибени, англ. историк Г. Ласт) считают, что П. и патриции всегда составляли одну гражданскую общину. Марксистская историография рассматривает П. как пришлое и покоренное Римом население соседних общин.
=====
П., стоявшие вне родовой общины, не имели прав на пользование ager publicus — общинной землей. Они могли владеть наделами земли на правах частной собственности. Однако, по мере завоевания соседних терр., фонд ager publicus непрерывно рос, в то время как размер земли, находившейся у П., оставался неизменным или даже уменьшался в результате продажи разорившимися П. своих земель. Наряду с мелким землевладением П. занимались также ремеслом и торговлей. Тяжелое экономич. положение П. усугублялось отсутствием политич. прав, поэтому развернувшаяся на протяжении нач. 5 — нач. 3 вв. до н. э. борьба П. против патрициев была борьбой за землю, за отмену долгового рабства, за политич. и гражд. права. Она осложнялась тем, что сословие П. было неоднородным. Интересы богатых П., добивавшихся гл. обр. политич. равноправия, часто не совпадали с социальными и экономич. требованиями плебейских низов. В результате упорной борьбы П. добились включения их в состав рим. народа — Populus Romanus Quiritium, уравнения в политич. и гражд. правах с патрициями, отмены долгового рабства, введения максимума на зем. собственность. Богатая часть П., получив доступ к занятию высших магистратур, сблизилась с патрицианской знатью, образовав нобилитет.
=====
Термин "П." с 3-2 вв. до н. э. стал обозначать полноправных граждан незнатного происхождения.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Струве В. В., Плебеи и илоты, "ИГАИМК", М.-Л., 1933, в. 100; Ковалев С. И., Две проблемы римской истории, "ВЛГУ", 1947, No 4; его же, Проблема происхождения патрициев и плебеев, в сб.: Труды юбилейной научной сессии ЛГУ, секция историч. наук, 1948; Машкин H. A., История Древнего Рима, Л., 1949, 2 изд., М., 1956; Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962; Ельницкий Л. A., Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н. э., М., 1964; Niebuhr В. G., Rmische Geschichte, Bd 1, В., 1873; Meyer E., Geschichte des Altertums, Bd 2, Stuttg., 1893; Oberziner G., Origine della plebe romana, Genova, 1901; Boni G., Il foro romano, в сб.: Atti del congresso internazionale di scienze storiche, v. 5, Roma, 1904; Last H., The servian reforms, "JRS", 1945, v. 35; Altheim F., Italien und Rom, 2 Aufl., Bd 2, Amst. — Lpz., (1943); Paribeni R., Le origini e il periodo regio. La republica fino alla conquista del primato Italia, Bologna, 1954.
=====
A. И. Немировский. Воронеж.

Большой юридический словарь:

Плебс (лат. plebei, от plebs — простой народ)одно из сословий свободного населения в Древнем Риме. до начала III в. до н.э. стояли вне родовой общины, не имели гражданских и политических прав, а также прав на общинную землю. многие п. находились в той или иной степени экономической зависимости от патрициев. в результате упорной борьбы добились включения их в состав римского народа, уравнения в гражданских и политических правах с патрициями, отмены долгового рабства и др.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

плебс (Plebs, plbes, от pieo — "наполняю", следовательно plebs — "толпа") — так называлась в древнем Риме не пользовавшаяся первоначально полными гражданскими правами масса населения, противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям). Происхождение плебса было неясно для позднейших римлян. Несомненно, что он образовался очень рано, еще в царскую эпоху, и составился из нескольких элементов. В число П. поступали клиенты (см.), освобождавшиеся от личной зависимости, например, вследствие вымирания некоторых патрицианских родов, а также те из них, которым патроны после реформы Сервия Туллия давали в собственность небольшие участки земли, чтобы располагать их голосами в центуриатных комициях. Переходом клиентов в число П. объясняется то обстоятельство, что некоторые П. носили имена патрицианских родов. Другой причиной этого явления мог быть переход в позднейшую эпоху патрициев в плебс (transitio ad plebem). Побуждением к такому переходу могло служить, например, желание патриция попасть в число народных трибунов. Кроме бывших клиентов, в состав плебса вошли еще: 1) обитатели покоренных областей, которым римляне оставляли личную свободу и часть земельной собственности, но не давали полных прав гражданства: 2) лица, добровольно переселявшиеся на римскую территорию из латинских общин, находившихся в союзных отношениях к Риму; 3) пришельцы из чужих стран (Этрурии, греческих колоний и т. п.), в большом числе стекавшиеся в Рим, как в значительный торговый центр. Между ними попадались богатые в знатные семьи, которые и составляли среди плебса влиятельный элемент, руководивший стремлением П. к уравнению с патрициями. Положение П. характеризуется сначала двумя чертами: отсутствием политических прав, принадлежавших полноправным гражданам, и правоспособностью в области частноправовых отношений. Как не принадлежавшие первоначально к составу гражданства, П. не имели права сноситься с богами гражданской общины от ее лица, не могли быть ее жрецами и производить ауспиции. Но частным образом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производить ауспиции, не имевшие лишь значения для государства. П. не могли вступать в браки с патрициями (не имели коннубиума). В древнейшую эпоху они не несли военной службы и не вносили трибута, но должны были платить царю за оказываемое им покровительство (хотя и не были, по-видимому, настоящими клиентами царя). До Сервия Туллия они не участвовали в делах государственного управления (т. е. не пользовались правом голоса в куриатном собрании) и долго не имели права требовать участия в пользовании общественными землями. П. пользовались личной свободой, имели собственность, даже недвижимую, могли непосредственно искать в суде (этого права не имели первоначально клиенты), могли вступать в договоры или jus commercii с патрициями. Первое крупное изменение внесено было в положение П. реформой, связываемой с именем царя Сервия Туллия. Создав для землевладельцев (adsidui, locupletes) без различия их происхождения обязанность нести военную службу и в случае надобности платить трибут, эта реформа обязала П. участвовать в несении важнейших гражданских тягостей, но в то же время открыла им дорогу к политическим правам: П. стали входить в состав центурий и получили право голоса в центуриатных комициях. Учреждение республики, усилив значение центуриатных комиций и обеспечив граждан, в том числе и П., от произвола власти, открывало П. в будущем путь к уравнению; но на первых порах отмена царской власти усилила значение патрициата, руководившего управлением через сенат, консулов и жреческие коллегии. Между тем, экономическое положение массы плебса должно было ухудшиться со времени реформы Сервия Туллия, так как военная служба была очень разорительна: она отвлекала П. от полевых работ. Их хозяйство часто страдало во время войны (неприятель опустошал поля, угонял скот), а выгоды от удачной войны доставались не массе П., так как общественными землями пользовались лишь патриции да некоторые богатые П. Вследствие этих причин задолженность массы П. быстро увеличивалась (нет никаких оснований отвергать ее для древнейшей эпохи, как это делает Нич в "Geschichte der rmischen Republik"). Беспощадное применение кредиторами (преимущественно богатыми патрициями) чрезвычайно строгих долговых законов породило сильное неудовольствие П., которое и вызвало первую сецессию — удаление П. на Священную гору (494 г. до Р. Хр.). Сецессия повела к уничтожению накопившихся к тому времени долгов и к созданию для плебса защитников в лице народных, или плебейских, трибунов. П. получили право собираться по трибам для обсуждения своих сословных дел (concilia plebis). Постановления таких сходок (plebiscita) не имели первоначально обязательной для всех силы, но фактически плебс часто заставлял патрициев подчиняться им. Таким образом плебс получил организацию и признанных вождей, и это облегчило ему дальнейшую борьбу. Попытки улучшить положение П. посредством раздачи общественных земель еще довольно долго, однако, терпели неудачу (Спурий Кассий). Децемвират (451) был дальнейшим шагом вперед: писаные законы твердо установили равенство между патрициями и П. перед судом и стеснили произвол патрицианских властей. Децемвират открыл П. доступ и к высшей государственной власти: среди децемвиров второго года были и П. Когда был восстановлен прежний порядок управления (449), П. получили (по закону Валерия и Горация) право делать в собраниях по трибам постановления, имевшие обязательную силу для всего народа (несомненно, с некоторыми ограничениями). Право это впоследствии развили lex Publilia Philanis (339) и lex Hortensia (287). Вскоре после низвержения децемвиров П. получили доступ к высшей власти в новой форме: консульская власть была передана военным трибунам, которыми могли быть и П. Тогда же пало запрещение браков между патрициями и П. (закон Канулея, 445). Политические успехи не улучшили тяжелого экономического положения массы рядового плебса, сильно пострадавшей от постоянных войн и галльского нашествия. Законы Лициния и Секстия (367) открыли, наконец, П. доступ к консульству, ограничили известной нормой оккупирование общественной земли, облегчили положение должников и позаботились ввиду все увеличивавшейся конкуренции дарового рабского труда о предоставлении бедным возможности находить заработок. Этими уступками были в значительной степени удовлетворены как высшие слои плебса, так и его масса; острый период борьбы П. за улучшение своего быта и правового положения окончился. Вскоре П. получили доступ и к должностям диктатора, цензоров, преторов. Огульниев закон (300 г. до Р. Хр.) открыл им доступ и в имевшие важное политическое значение жреческие коллегии авгуров и понтификов. Недоступными для П. оставались теперь лишь некоторые жреческие должности (жреческий царь, фламины), но зато П. одни имели право быть избираемыми в народные трибуны. Так исчезла почти совершенно обособленность П.: они стали полноправными гражданами наравне с патрициями.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru