Определение слова «МЕЙЕР»

Большая советская энциклопедия:

I
Мейер (Meyer)
Виктор (8.9.1848, Берлин, — 8.8.1897, Гейдельберг), немецкий химик. Окончил в 1868 Гейдельбергский университет. Профессор Политехникума в Цюрихе (1872—85), затем университетов в Гёттингене (1885—89) и Гейдельберге (с 1889). М. впервые получил (1872) и исследовал алифатические нитросоединения; установил, что при действии азотистой кислоты первичные нитросоединения образуют нитроловые кислоты, а вторичные — псевдонитролы; провёл восстановление нитросоединений в алкилгидроксиламины и амины. В 1882 открыл в бензольной фракции каменноугольной смолы тиофен; изучил свойства тиофена и многих его производных. Открыл реакцию альдегидов и кетонов с гидроксиламином и впервые получил оксимы. Впервые (1892) получил иодозо-, иодо- и иодониевые соединения. Ввёл представление о «пространственных затруднениях» при химических реакциях; предложил метод определения молекулярного веса веществ по плотности их пара (1878—80).
Соч. в рус. пер.: Задачи атомистики, Рига, 1896.
Лит.: Meyer R., Victor Meyer. Leben und Wirken, 1848—1897, Bd 1—4, Lpz., 1917.
II
Мейер (Meyer)
Конрад Фердинанд (11.10.1825, Цюрих, — 28.11.1898, Кильхберг), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Выходец из старинного патрицианского рода; получил историческое и филологическое образование. Дебютировал сборником «Двадцать баллад» (1864). В драматической поэме «Последние дни Гуттена» (1871), пронизанной тираноборческими мотивами, видны типичные черты его поэзии: реалистическое восприятие жизни, тонкий психологизм, цельность мироощущения. В историческом романе «Юрг Енач» (1876, рус. пер. 1918) М. показал взлёт и падение предприимчивого бюргера, вынесенного на гребень освободительной борьбы в Швейцарии 17 в. В своих новеллах («Святой», 1880; «Плавт в женском монастыре», 1882, и др.) М. ищет сильные характеры в далёком прошлом; он умеет передать дух изображаемой эпохи. В поздних новеллах М. («Анджела Борджа», 1891, и др.) усилилась склонность к изображению душевных терзаний, смерти. Творчество М. высоко ценили М. Горький, А. В. Луначарский.
Соч.: Smtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe, hrsg. von H. Zeller und A. Zch, Bd 1, 2, 3, 8, 10—14, Bern, 1958—70; в рус. пер. — Лирика, пер. А. В. Луначарского, П., 1920; Святой. Предисл. М. Горького, П., 1922; Новеллы. Стихотворения. Вступ. ст. А. А. Гозенпуда, М., 1958.
Лит.: Самарин Р. М., К, Ф. Мейер, в кн.: Литература Швейцарии, М., 1969; Hohenstein L., C. F. Meyer, Bonn, 1957; Brunet G., C. F. Meyer et la nouvelle. P., 1967 (библ. с. 537—57).
В. Д. Седельник.
III
Мейер
Константин Игнатьевич [22.4(4.5).1881, Рязань, — 20.3.1965, Москва], советский ботаник, профессор (1917). Окончил Московский университет (1903), ученик И. H. Горожанкина. В 1929—63 заведующий кафедрой высших растений МГУ. Основные труды по альгологии (систематике и филогении зелёных водорослей и альгофлоре Оки, Байкала, Сиваша, Белого моря) и морфологии высших растений (развитию спорофита и филогении печёночных мхов, развитию стебля и проводящей системы у папоротников, эмбриологии цветковых растений). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Размножение растений, М., 1937; Происхождение наземной растительности, 4 изд., М., 1946; Морфология и систематика высших растений, ч. 1, М., 1947; Морфогения высших растений, М., 1958.
Лит.: Кудряшов Л. В., К. И. Мейер, в сборнике: Морфология растений. Сб. ст., посвященных памяти проф. К. И. Мейера, М., 1967, с. 3—24 (имеется библ.).
IV
Мейер (Meyer)
Роберт (11.1.1864, Ганновер, — 12.12.1947, Миннеаполис), немецкий гинеколог-патогистолог. Медицинское образование завершил в Страсбурге (1889). С 1912 директор Патологического института гинекологической клиники Берлинского университета. В 1939, преследуемый фашистами, эмигрировал в США; в 1939—44 профессор медицинского факультета университета штата Миннесота. Основные работы по гистологии, физиологии и эмбриологии женского полового аппарата. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей, обосновал необходимость ранней диагностики опухолей матки для своевременного лечения.
Соч.: The pathology of some special ovarian tumors and their relation to sex characteristics, «American Journal of Obstetrics and Gynaecology», 1931, v. 22, № 5, с. 697—713.
Лит.: Фикс А. Ф., Роберт Мейер (К 100-летию со дня рождения), «Архив патологии», 1965, т. 27, № 7.
V
Мейер (Меуег)
Ханнес (18.11.1889, Базель, — 19.7.1954, Крочифиссо-ди-Савоса, Швейцария), швейцарский архитектор. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1909—12). В 10—20-е гг. жил в Германии, был близок к голландской группе «Стиль» и к Ле Корбюзье. Жил также в СССР (1930—36) и Мексике (1939—49). Активный пропагандист принципов Функционализма, М. стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространственной композиции здания, логически следующей из системы функциональных процессов (неосуществленный проект Дворца Лиги Наций, совместно с Х. Витвером, 1926—27; профсоюзная школа в Бернау близ Берлина, 1928—1930). Социально-политические взгляды М., убеждённого марксиста, нашли отражение как в его практической деятельности, отвечавшей реальным потребностям трудящихся (посёлок Фрайдорф близ Базеля, 1919—21; неосуществленный проект соцгорода Нижнекурьинска, 1932), так и в педагогической, связывавшей архитектурное образование с требованиями социальной действительности (директор «Баухауза» в 1928—30).
Соч.: [Статьи] «Строить» и «Как я работаю», в сборнике: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 354—64.
Лит.: Баухауз. Дессау, Период руководства Ганнеса Майера. 1928—1930. Каталог выставки, М., 1931; Schnaidt С., Hannes Meyer, Z., 1965.

Х. Мейер и Х. Витвер. Проект дворца Лиги Наций в Женеве. 1926—27.
VI
Мейер (Meyer)
Эдуард (25.1.1855, Гамбург, — 31.8.1930, Берлин), немецкий историк древности. Профессор древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреслау (Вроцлав) (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (в 1902—1923). Всесторонне владея сложным материалом источников (археологических, эпиграфических, литературных, нумизматических и др.), М. написал значительные исследования по истории Древнего Востока, Греции и Рима. В своём основном труде — пятитомной «Истории древности» (т. 1—5, 1884—1902, 3 изд., 1910—39) изложил всемирную историю, начиная с возникновения древневосточных цивилизаций и кончая 355 до н. э. (временем крушения господства греков в Сицилии). Несмотря на значительное внимание к экономической и социальной истории, в основу изложения М. положил политические события и историю государственности, т. к. форма государства, с его точки зрения, определяет судьбы народа. Особое внимание придавал М. переселениям народов как важному фактору исторического развития (например, завоеванию Египта гиксосами, Вавилона — касситами, переселению племён в 12 в. до н. э.). Вся история древности излагается М. с позиций теорий цикличности и модернизма. Гомеровская Греция определяется М. как «греческое средневековье», классическая и эллинистическая — как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистическое развитие в древности. Исходя из позиций циклизма, М. отрицал поступательный ход исторического развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение которого приводит якобы к гибели культуры.
Соч.: Geschichte von Troas, Lpz., 1877; Geschichte des Knigreichs Pontos, Lpz., 1879; Geschichte des alten Aegyptens, B., 1887; Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894; Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1—2, Halle, 1892—99; Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922; Ursprung und Anfnge des Christentums, Bd 1—3, Stuttg. — [a. o.], 1921—1923; в рус. пер. — Теоретические и методологические вопросы истории, М., 1904.
Лит.: Протасова С. И., История древнего мира в построении Эд. Мейера, «Вестник древней истории», 1938, № 3; Wilcken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedchtnis, Stuttg., 1931; Marohl H., E. Meyer. Bibliographie, [B.], 1941.
Л. Н. Казаманова.

Э. Мейер.
VII
Мейер (Meyer)
Юлиус Лотар (19.8.1830, Фарель, Ольденбург, — 11.4.1895, Тюбинген), немецкий химик. Профессор Тюбингенского университета (с 1876); член-корреспондент Петербургской АН (1890). Основные работы в области неорганической, органической и физической химии. М. эмпирическим путём пытался сопоставить в общей системе группы сходных химических элементов. После обнародования Д. И. Менделеевым (1869) периодического закона химических элементов М. опубликовал (1870) таблицу элементов, которая была, по его словам, «в существенном идентична с данной Менделеевым».

Словарь по культурологии:

Александр Александрович Мйер (1875-1939)
религ. философ, культуролог, публицист. Учился на историко-филол. ф-те Новорос. ун-та. С 1895 арестовывался за участие в революц. кружках, был сослан. После амнистии (1906) — член Религ.-филос. об-ва в Петербурге. В статьях 1907 заметно влияние идей Бакунина. Книга “Религия и культура” (1909), отмеченная влиянием Мережковского (см. Мережковский), свидетельствовала о приближении М. к христианству и выражала идею обновления религии. В сер. 1910-х гг. занял критич. позицию по отношению к основателям нового религ. движения, склонным к утопизму. В 1914, оспаривая Мережковского, отождествившего национальное с агрессивным национализмом, М. утверждал, что “христ. религиозность не может отрицать нации”, что каждая из них призвана “к... исполнению собств. миссии”, к сотрудничеству и “служению единой цели”. В 1916, вступив в спор с Бердяевым по поводу его книги “Смысл творчества”, М. отверг представление о прошлом человечества как “ветхой плоти, подлежащей целиком огню”. Бердяевскому “творчеству из ничего” он противопоставил как высочайшую задачу “разрешение на земле проблемы свободного общения”. Тогда же М. разрабатывает концепцию творческого общения, сопряженную с мыслью о примате непосредств. жизненного начала над отвлеченными умств. построениями (предваряя бахтинскую философию поступка и идею диалогичности – см. Бахтин). Творчество характеризуется им как “отклик души на зов живого абсолюта”, к-рый отграничивается от абстрактного “лжеабсолюта” и произвольных мыслительных операций. Разум должен привести нас к пониманию недостаточности и всего относительного, и мертвых абсолютов; совр. мыслителям подобает прислушиваться к голосу жизни и его требованиям, опираться на народные верования. Перекликаясь с известной веховской статьей С.Н. Булгакова, М. утверждает, что “старая правда” народной религии была “действит. правдой”. Одним из грехов социализма (достоинств к-рого он, однако, не отрицал), М. считал “отвлеченно гос. тенденции”, “мертвое, индифферентное... отношение к гос. организмам”. Отвергая тотальную антигосударственность в духе Мережковского и марксистскую идею интернац. государственности, он рассматривая гос-во как носителя и проводника опр. нац. задач, хранителя нац. культуры.
После революции М. жил в Петрограде (до ареста в 1928), участвовал в Вольной филос. ассоциации (Вольфила), вместе с Г.П. Федотовым вел религ.-филос. кружок “Воскресение”. В 1920 писал, что пролетарская культура — миф, ибо подлинная культура “есть преемство”. Отбыв ссылку (Соловки, Белбалтлаг), жил в Дмитрове и Калязине. В 30-е гг. написал ряд культурологич. трактатов. Понимая культуру как “возделывание человека” и считая ее основанием “систему верований и культа”, М. придавал решающее значение этике и началу жертвенности во имя абсолютного. В “мистерии жертвенного действия” он усматривал присутствие катарсиса (очищения). Утверждал, что утрата связи человека с абсолютом оборачивается борьбой всех против всех. Худож. творчество рассматривал как вытекающее из опыта “жертвенного пиршества”, а познание реальности — в качестве приобщения к “человеч. общине” как целому (“Жертва. Заметки о смысле мистерии”, 1932-33). Европ. культура, наследующая арийскую (греко-рим.), египет., евр., является, по мысли М., христианской (христианство — “религия личности”, противостоящая буддизму с его принципом “безликого единства”). Ее важнейшее свойствопротивостояние миру в соединении с его бескорыстным и любовным созерцанием — оказалось благоприятным для создания большого, всемирно значимого искусства. Вместе с тем европейская культура (как и любая другая) отмечена неудачами (“мелями”), к каковым М. относит “натуралистич.” представления и возрожденч. типа гуманизм, сопряженные с гордым упоением человека собой и своими возможностями, а также социологизм, связанный с апологией коллективизма и идеей подчинения личности об-ву (“Три истока. Мысли про себя”, 1933-37). Корректируя Шпенглера, М. утверждает, что “фаустовская культура”, к-рая поставила Дело выше Слова (Логоса), а искание истины предпочла обладанию ею, являет собой “темный порыв к освоению живого дыхания Духа” и ознаменована не только достижениями в сфере науки, искусства, философии, этики, но и односторонними, бесплодными протестами (против “мрака средневековья”, доверия авторитету и т.п.), а также возвратом к язычеству, уверенному в себе и самодовольному (“Размышления при чтении “Фауста” Гёте”, 1935).
М.М. Бахтин, познакомившийся с М. в 1916 и много общавшийся с ним в 20-е гг., вспоминал: “Фигура была замечательная... И как человек он был исключительный. Он и красив был очень... Это был добрейший, честнейший человек”. По словам Д.С. Лихачева, М. “умел создавать интеллигентную атмосферу беседы” и в общении как бы “сам растворялся в других”.
Соч.: Философские соч. Париж, 1982; Слово-символ // Минувшее: Ист. альманах. В. 6. М., 1992; Религиозный смысл мессианизма; Петербургское Религиозно-философское Общество // ВФ. 1992. № 7; Правда и неправда социализма // Звезда. СПб., 1993. № 3; Беседа о пролетарской культуре в Вольфиле: [Выступление] // De visu, 1993, № 7 (8); Мысли про себя // Север. Петрозаводск, 1992. № 11-12; Речь [на открытии Рыбинского Религиозно-философского общества (1916)] // Контекст 1994, 1995. М., 1996 (библ. работ М. илит-ра о нем).
Лит.: Лихачев Д.С. “Беседы прежних лет” // Наше наследие. 1993. № 26; № 27; Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996.
В.Е. Хализев.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Новейший философский словарь:

МЕЙЕР Александр Алексндрович (1875-1939) — русский философ и культуролог. Родился в лютеранской семье, где домашним языком был немецкий, но в зрелые годы считал себя православным. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета. Увлекся революционной деятельностью, был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В последующем еще не раз арестовывался и ссылался. В 1904 выслан из Баку в Среднюю Азию. Сотрудничал в газете «Русский Туркестан». Вернувшись, в 1906 сблизился в Петербурге с кругом писателей и философов, сотрудничавших в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни». Активно занимался переводческой деятельностью, которую начал еще в годы Архангельской ссылки (переводил Маха, П. Барта, Ф. Йодля, Р. Штаммлера и др.) читал лекции в Обществе народных университетов (с 1908), в Вольной высшей школе Лесгафта (с 1910). На эти годы приходится перелом в мировоззрении М., он отходит от революционной деятельности. В начале 1910-х сблизился с Мережковским и З.Н. Гиппиус. С 1914 по 1928 служил в публичной библиотеке. После Февральской революции вернулся к пропагандистской работе. В августе 1917 участвовал в работе Всероссийско Церковного Поместного Собора. С 1918 по 1928 работал на вновь открывшихся Высших научных курсах П.Ф. Лесгафта, преподавал в ряде других учебных заведений. К 1918 году вокруг М. образовался религиозный кружок петроградской интеллигенции, в который в разное время входили Федотов, А.С. Аскольдов-Алексеев, Бахтин, Н.П. Анциферов и др. Кружок просуществовал до 1929, регулярно собираясь по вторникам. В 1928 за деятельность в кружке М. арестован (в 1928-1929 арестованы и другие члены кружка, в частности, Бахтин). В 1929 приговорен к расстрелу, замененному по ходатайству А.С. Енукидзе (с которым семья М. была знакома по подпольной работе в Баку), 10 годами заключения. Срок отбывал на Соловках, затем на Беломорканале. В 1935 амнистирован, жил в Калязине, активно писал. Умер в 1939. При жизни печатался мало (в основном статьи и доклады), значительная часть работ осталась в рукописях. Основные сочинения: «Бакунин и Маркс» (1907); «Прошлое и настоящее анархизма» (1907); «Религия и культура» (1909); «Религиозный смысл мессианизма» (1916); «Что такое свобода» (1917); последняя прижизненная публикация«Принудительный труд как метод перевоспитания» (1929), написанная на Соловках. Среди неопубликованных при жизни работ: «Что такое религия? «(1926); «Эстетический подход» (1927); «Звон и слово в «Фаусте» Гете (1931); «Revelatia (Об Откровении) «(1931-1935); «Жертва. Заметки о смысле мистерии» (1932-1933); «Gloria (О славе) «(1932-1936); «Три истока. Мысли про себя» (1937) и др. В первый период творчества М. увлекался марксизмом, но выступил и его критиком г позиций анархизма. Однако, последний истолковал через идею мистериального переживания действительности. В творчестве и жизни Бакунина М. увидел прежде всего творение новых элементов жизни, эстетику (артистизм) революционного дерзания, единство слова и поступка. Фактически, раннее творчество М. — это нащупывание идей и тем собственного философствования, подступы к проблеме личности и ее предназначения. Складывание же собственной концепции связано с поворотом М. к христианству, которое он никогда не толковал институционально и конфессионально, а видел в нем истоки философии человека. Основные темы зрелого М. — универсальное общение и онтология поступка, актуализм и персонализм как исходные принципы философствования. М. создал собственную концепцию диалогического общения, перекликающуюся с концепцией Бахтина и близкую идеям Бубера. На пути к утверждению принципа личности как абсолютной ценности М. должен был решить как минимум две проблемы: переформулировать свою же позицию «революционного дерзания», закрепленную еще со времен Ницше идею своеволия индивида и «укоренить» человека в мире. Поработив природу, человек (»будущий бог») впал в культуртрегерский соблазн — осознав свою силу, прельщенный властью, человек обрек себя на одиночество, т.е. на небытие (во всяком случае как личности). М. неоднократно в работах «переходного» периода предупреждает об опасности ложного самоутверждения «Я» в культурном идеале. В споре с Бердяевым М. отрицает возможность оправдания человека через творчество (творческую самореализацию), предполагая тезис о необходимости овнешнения человека через его разностороннее включение в общение как предпосылку внутренней свободы человека, как возможность самой идеи личности. В этом же ключе М. дан анализ философии Фихте (которая рассмотрена им как проекция протестантизма в вопросах личностной проблематики). Согласно М., чистое Я Фихте присутствует в акте, не становясь плотью, не воплощаясь, без чего не может быть личности. Фихтевское Я — «пустое я» (»попрание личности в индивиде»), так как не предусматривает и встречи с другими «Я» (имеет дело только с «не-Я»). В этом же русле лежит и анализ языческого и вселенского начал в «душе нации», который может быть распространен и на отдельную конкретную человеческую душу. Преобладание «языческого» ведет через утверждение национализма к принципу мессианистского искупления чужой, но не своей души, т.е. ко лжи. Преобладание «вселенского» — путь христианский, ведущий к осознанию своей миссии (жертвенной) в жизни. Таким образом, согласно М., необходима гипотеза о Сущем, без которой человек не знает, кому адресовать свои запросы о личной судьбе, которая дает конечное основание для любых оценок, и без которой человек впадает в ложный мессионизм, ведущий к краю бездны. Именно «Верховное Я» (Сущее) своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты, делает возможным общение с другими льдьми. Человек, не покидая почвы конкретной истории и актуализируясь в современности, должен откликаться на голос Сущего. Однако люди не способны удержать полностью истины откровения. Это неизбежно ведет к превращению церкви в «механическую», закрывающуюся в своей институциональности и конфессиональности, догматизирует доктрину. В результате религиозные ценности уходят в культуру и требуется новое религиозное сознание, способное воспринять новое откровение. Для этого необходимо снять с Я присвоенную им атрибутику ложной божественности, не отрицая культуру, преодолеть ее во имя высших религиозных ценностей, признать мистериальный (жертвенный) характер культурного творчества. «Жертвенность» несет в себе онтологический (причинность жертвенного обмена), актуалист-ски-деятельностный (единство слова и поступка как условие устроения бытия по «мере правды») и символически-мифологический (встреча горнего с дольным) аспекты. Каждый в мире жертвенно предстоит каждому в сотворческом пространстве диалога «я» с «ты», «я» с «мы», Бога с миром. Диалог, как основа практической нравственной философии, проникнут «личностностыо» и «тайностностью», дает жизнь любому содержанию и идее, но до конца не рационализируем. С темой диалога в философию М. вводится и проблематика «другого». Замкнутость отдельного «Я» преодолевается в интен-циальной устремленности сознания его напряжением до степени Эроса. «Я» реализует себя лишь спасая «другого», вступая в диалог с чужой субъективностью «ты» (жертвенность по отношению к другому как структурирующий диалог признак). (»Другое Я», как противостоящее «чужое», М. фиксирует термином «он»). Находя «творческий отклик» друг в друге «я» и «ты» способны структурировать «мы», породить новую «общественность», задаваемую не принципами государства и общества, а строимую по принципам церкви диалогической духовности. Пространство между «Я» и «другим» структурировано. Оно заложено «откликами», т.е. высказываниями и волевыми действиями, направленными на обнаружение смысла жизни, закрепленными в мифах, символах, мистериях, задающих предпосылки общения. Личность обретает себя, проходя «сквозь» культуру, «сквозь» всех «других», включаясь в переживание жертвенной встречи с Абсолютом. Так М. выходит на онтологизацию слова как поступка, как прорыва мысли к сущему, через превращение жизни в подвиг восхождения к правде о самом себе, через синхронизацию идеи и биографии. Сам М. этот путь прошел в полной мере, увлекая многогранностью своих идей и поражая «гениальностью самой своей личности» (Д.С. Лихачев).

Новая философская энциклопедия:

МЕЙЕР Александр Александрович [10(22) октября 1875, Одесса – 19 июля 1939, Ленинград]русский философ и историк культуры. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, но был в 1895 арестован и за организацию рабочих кружков сослан в Среднюю Азию. Сотрудничал в газете «Русский Туркестан». Вернувшись из ссылки, участвовал в деятельности С.-Петербургского Философского общества. Переводчик работ Э.Маха, Ф.Йодля, П.Барта, Р.Штаммлера и др. Читал лекции по истории философии и религии в Обществе народных университетов. Участник Всероссийского Церковного Поместного Собора (август 1917). После революции профессор Высших научных курсов П.Ф.Лесгафта (1918–28). Осенью 1917 организует кружок петербургской интеллигенции «Воскресение». В этот кружок входили (в разные годы) Г.П.Федотов, А.С.Аскольдов-Алексеев, А.В.Карташев, Л.Пумпянский, M.M.Бахтин, Н.П.Анциферов и др. Это была, как вспоминает Д.С.Лихачев, «одна из наиболее значительных философских и религиозных организаций в Петербурге» («Об Александре Александровиче Мейере». – «ВФ», 1992, № 7, с. 92). В декабре 1928 за участие в деятельности «Воскресения» был арестован, а весной 1929 приговорен к расстрелу, который потом заменили десятью годами заключения на Соловках, а затем в Бел-балтлаге. После освобождения живет в Калягине, где занимается переводческой деятельностью и философией. Мейер строит вариант диалогического персонализма, созвучный идеям М.Бубера и М.Бахтина и ориентированный на реальное действие. Именно этим объясняется значительность организационной деятельности в жизни Мейера. Идею личности он пытается обрести в новом религиозном сознании, которое определяло умонастроение его кружка. По мнению Мейера, идея может получить свое существование лишь в диалоге и благодаря ему. «Верховное Я» своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты. Поэтому возможен подлинный диалог между людьми. Создание подлинного диалога – главная цель «Воскресения». Философия, развитая Мейером, является попыткой создания практической нравственной философии, основанной на ряде христианских идей: личности, диалога, тайны. Встреча человека и Бога осуществляется благодаря жертве, символу и мифу, объединяемых в теоретической материи и в опыте «единомножественности» общины.
Сочинения:
1. О смысле революции. – «Перевал», 1907, № 8–9;
2. Бакунин и Маркс, Факелы, кн. 2. СПб., 1907;
3. Выступление на докладе С.А.Аскольдова. – В кн.: Записки С.-Петербургского Религиозно-философского общества, в. I. СПб., 1908;
4. Новое религиозное сознание. – «Биржевые ведомости», 1916, 28 октября, № 15889;
5. О праве на миф. – «Свободные голоса», 1918, № 2;
6. Философские сочинения. Париж, 1982;
7. Религиозный смысл мессианизма. – «ВФ», 1992, № 7.
Ф.И.Гиренок, И.А.Дмитриева

Научно-технический словарь:

МЕЙЕР (Меуег) Юлиус Лотар (1830 -1895), немецкий физик, работавший над соотношением между АТОМНЫМ ОБЪЕМОМ и атомной массой (ОТНОСИТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ МАССОЙ). Создал периодическую таблицу химических элементов одновременно с Д. И. МЕНДЕЛЕЕВЫМ, за что они оба получили в 1882 г. медаль Дэви.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru