Определение слова «ПНЕВМА»

Большой энциклопедический словарь:

ПНЕВМА (греч. pneuma — дыхание, дуновение, дух) — термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое "дыхание", дух; в христианстве "святой Дух", третье лицо Троицы.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пневма, -ы

Новая философская энциклопедия:

ПНЕВМА (греч. , первоначально – дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее – дух, от – дую, дышу) – термин древнегреческой философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н.э. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Спроса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная пневма», вдыхаемая космосом, в пифагореизме – 58 В 30). Начало спиритуализации пневмы было положено отождествлением воздуха-пневмы с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена–Диогена Аполлошйского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н.э. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида пневмы: пневму как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н.э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. до н.э. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме пневма – тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хрисиппа – смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с панкосмическим имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа – тело, но различаясь при этом степенью интенсивности (), или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганическим телам; 2) «природа» (), вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос [ЛОГОС]) (SVF II 458–462; см. также Посидоний [ПОСИДОНИЙ] и Симпатия космическая [СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ]). Каждая пневматическая система имеет свой центр («руководящее», ), соединяющийся с периферией тела потоками пневмы и на микрокосмическом уровне помещающийся у человека в сердце, на макрокосмическом – в эфире [ЭФИР] (у Зенона из Китая и Хрисиппа SVF II 642–644) или солнце (у Клеанфа SVF 1499). Полное одухотворение пневмы происходит в среде эллинистического иудаизма на рубеже н.э.: уже в «Книге премудрости Соломона» пневма выражает прямое вмешательство Бога в мировую историю; Филон Александрийский называет пневмой «божественный дух» – высшую часть человеческой души (Leg. Alleg. 1, 37), а также принцип сверхразумного профетического знания, даруемого богом. Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. Or. 432d). В гностицизме и герметизме пневма часто выступает в роли посредника: в космосе – между светом и тьмой, «горним» и «дольним» миром; в человеке – между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция [КВИНТЭССЕНЦИЯ] – астральное тело). У алхимиков пневма – таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определенной цели (напр., превращения металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесгеймского). У неоплатоников – посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая ее от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин [ПЛОТИН]. Эннеады II 2, 2) и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматической оболочке).
В христианской теологии – Святой Дух, 3-е лицо Троицы.
Литература:
1. Leisegang . Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik. Lpz., 1922;
2. Verbeke G. L’volution de la doctrine du pneuma du stocisme St. Augustin. Louvain–P., 1945;
3. Saake H. Pneuma. – RE, Suppl., Bd. 14, 1974, col. 387–412;
4. Verbeke G. Pneuma. – Ritter J. Historisches Wrterbuch der Philosophie, Bd. 3, Geist, II. Basel, 1974, cols. 157–162.
А.В.Лебедев

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

У перипатетиков П. (дыхание) считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом (духом) и миром (материей). Отсюда у гностиков пневматиками назывались люди, находящиеся под властью божественной П., в противоположность людям, находящимся под властью материи () или чувственной души ().

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru