Определение слова «Ксенофан»

Большая советская энциклопедия:

Ксенофан
Колофонский (Xenophns) (6—5 вв. до н. э.), древнегреческий поэт и философ, основатель элейской школы (См. Элейская школа). Автор элегий. В пародийных «Силлах» К. выступил с критикой Антропоморфизма: «Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков...» («Досократики», ч. 1, Каз., 1914, с. 111). Антропоморфным богам греческой народной религии К. противопоставлял некоего единого бога, ни по облику, ни по мыслям не сходного с человеком. К. принадлежит целая космогония, типичная для досократовской философии: «... из земли все (возникло) и в землю всё обратится в конце концов» (там же, с. 113) и т. п. Среди многочисленных мотивов натурфилософского, критико-мифологического и поэтического содержания в дошедших до нас фрагментах К. убеждённо проводится мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего, что, несомненно, оказало решающее влияние на всю элейскую школу.
Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch von H. Diels, Bd 1, 9 Aufl., B., 1960 (фрагменты из трудов К. и лит. о нем).
Лит.: Мандес М. И., Элеаты, О., 1911, с. 45—100.
А. Ф. Лосев.

Новая философская энциклопедия:

КСЕНОФАН () из Колофона (ок. 570 – после 478 до н.э.) – древнегреческий поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н.э.) эмигрировал и вел жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», Ксенофаноснователь Элейской школы [ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА]и учитель Парменида. Однако древность знала и другой взгляд на Ксенофана (совпадающий с мнением большинства современных исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приемам Ксенофан напоминает софистов 5 в. Он не выработал никакой философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю Ксенофанполемист и сатирик, по своему этосу – ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор. Основное произведение – «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), Ксенофан отождествлял единого бога с универсумом. Его учение о боге есть, т.о., пантеизм в его классическом оформлении. Гносеологические высказывания Ксенофана – первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по Ксенофану, обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал Ксенофана в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у него противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм Ксенофана имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: «солнце полезно... а луна не нужна».
Фрагменты:
1. DK I, 113–139;
2. Testimonialize e frammenti, introd., trad, e comm. M.Untersteiner. Firenze, 1967;
3. Lesher J.H. Xenophanes of Colophon. Fragments: A Text and Translation with Commentary. Toronto, 1992.
Литература:
1. Лебедев А.В. Фалес и Ксенофан. – В сб.: Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М., 1981, с. 1–16;
2. Jaeger W.W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968;
3. Frnkel . Wege und Formen frhgriechischen Denkens. Mnch., 1968;
4. Lesher J.H. Xenofanes’ Scepticism. – Essays in ancient Greek philosophy, v. 2. .., 1983;
5. Lebedev .V. A new fragment of Xenofanes. – Studi di filosofia preplatonica. Napoli, 1985, p. 13 sqq.
А.В.Лебедев

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Элеатская школа философов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru