Определение слова «петух»

Толковый словарь Ефремовой:

петух
I м.
1. Домашняя птица с красным гребнем на голове и шпорами на ногах.
2. Самец курицы.
|| Самец некоторых других птиц из породы куриных.
3. перен. разг. Вздорный человек, забияка.
II м. разг.
Поджог, пожар.
III м. разг.
Срыв голоса на высокой ноте во время пения, разговора.

Толковый словарь Ушакова:

ПЕТУ́Х, петуха, ·муж.
1. Домашняя птица, самец кур, с красным гребнем на голове и шпорами на ногах.
| Самец некоторых других птиц из породы куриных. Фазан-петух.
2. только мн. Пение петухов, как признак определенного времени суток. Просидели всю ночь до петухов (до самой зари). Вставать до петухов (раньше, чем пропоют утром петухи). Ложиться с петухами (слишком поздно, к утру или, наоборот, рано вечером). Первые, вторые петухи пропели. «Провалялся он так до последних петухов.» Лесков. «Еще вторые петухи не пропели, и ночь еще стояла такая темная.» А.Тургенев.
3. перен. О задорном, заносчивом человеке; забияка (·разг. ·фам. ).
Красный петух (·разг. ). — пожар. Пустить петуха — 1) издать пискливые звуки, сорвавшись на высокой ноте во время пения (муз.); 2) поджечь строение, устроить пожар.

Толковый словарь Даля:

См. петь

Словарь эпитетов русского языка:

Боевой, бойкий, бойцовский, важный, величавый, вздорный, горделивый, горластый, громкоголосый, драчливый, жилистый, заботливый, задиристый, задорный, заливистый, заносчивый, звонкоголосый, злобный, злой, злопамятный, кичливый, крикливый, наглый, напористый, нахальный, неугомонный, ранний, резвый, сиплый, склочный, суетливый, хозяйственный. Бессонный.

Словарь литературных эпитетов:

• Буян крикливый (Гоголь).
• Горластый (В. Каменский).
• Докучливый (Белый).
Крикливый (Мей).
• Крикун-петух (Гоголь).
• Горлан-петух (Иг. Северянин).

Малый академический словарь:

петух
-а, м.
1. Самец курицы.
||
Самец некоторых других птиц отряда куриных.
Вот кочка, расчесанная лапками тетеревей. --- В ямке такой кочки находишь перышко тетерева или глухаря и, если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное — петух. М. Пришвин, Лесная капель.
Фазаны, в особенности петухи, очень сильно бегут от собаки. Туров, Очерки охотника натуралиста.
2. разг.
О задиристом, запальчивом человеке, забияке.
Разве дуэли возможны? --- — А почему невозможны? мужчины все петухи; вот бы и дрались. Достоевский, Игрок.
3. мн. ч. (петухи, -ов).
Пение петухов как признак раннего утра.
Вставать с петухами. Не ложиться до петухов.

Ночью мы спали плохо. Я боялся проспать петухов и проглядеть зорю. Соколов-Микитов, На пнях.

- индейский петух
красный петух
пожар.
Шел 1906 год, и по уезду гулял «красный петух» — палили помещичьи усадьбы. Кузьмин, Круг царя Соломона.

- первые петухи
- вторые петухи
- третьи петухи
пустить (красного) петуха
поджечь что-л., устроить пожар.
пустить петуха
сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать пискливый звук.

Мифологическая энциклопедия:

В основе мифологического образа П. во многих традициях — его связь с солнцем. Как и солнце, П. «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. п.). Австралийские аборигены иногда обозначают П. как «птицу, которая смеется на рассвете»; ср. также русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т. п. В большинстве традиций П. связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня — хотя в целом функции богов, которым посвящается П. (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире. П. не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название П. chante-clair, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае П. «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятыйседьмой часы пополудни. У древних евреев П. — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. П. так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование П. в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение П.-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный П. изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив П., разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но П. не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца. С П. связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения П., помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде П. в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение П. (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно П. преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском «Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры рьжють; и огневи молять же ся, зовущие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчетливо прослеживается связь между жертвоприношением П. и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении П. для умилостивления гуменника-овинника, в ведении которого находится огонь под овином).Подобно солнцу, П. связан и с подземным миром. В Древней Греции П., несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящен Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный П. связывается с солнцем, огнем, то черный П. — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание П. в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать черных П. и черных кур с одновременным призыванием дьявола; еще в 19 в. удерживался обычай топить П. и кур в водоемах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного П., зарываемого живьем в землю, и обычай держать при водяных мельницах черных П. и других животных (напр., кошек) черной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема П. возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесенного черной курицей. Причастность П. и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смертьновое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о П. как дважды рожденном, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о П.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности П. отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью П. символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. П. — один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о П. как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого П. или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы П. является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью П. Соотнесенность качеств П. и человека получает известное подкрепление в довольно распространенном мотиве оборотничества П. (ср., например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в П. и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.В Новом завете образ П. имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк. 13, 35). П. в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке П. — посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ П. толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков П. считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса. П. на колонне трактовался гностиками как П. Абраксаса. В Японии считают, что П. подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. в. Н. Топоров.
Представление о П. как символе бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с П. — деталь, подчеркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается и более древнее толкование образа П. как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении — эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения П., нашедшего жемчужное зерно. Во французскую политическую геральдику («галльский П.») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. П. служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических» трагедий современной истории П. в произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).Лит.: Gajek J., Kogut w wierzeniach ludowych, Lwow, 1934; Callisen S. A., The iconography of the cock on the column. «The Art Bulletin», 1939, v. 21.
М. Н. Соколов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
петух, -а; но: год Петуха (по восточному календарю), Петух, -а (о том, кто родился в этот год)

Толковый словарь Ожегова:

ПЕТУХ, а, м.
1. Самец домашних кур и нек-рых куриных. Ходить петухом (с гордым и важным видом; разг. ирон.). Петухом налететь на кого-н. (бойко и задиристо; разг.). Индейский п. (индюк). П. куропатки.
2. перен. О задорном человеке, забияке (разг.).
• До петухов или с петухами (встать, подняться) (разг.) очень рано, с зарёй.
Красного петуха пустить (разг.) устроить пожар, поджечь (во 2 знач.).
Петуха пустить (дать) (разг.) сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать пискливый звук.
| уменьш. петушок, шка, м. Бежать петушком (быстро семеня сбоку или позади кого-н.).
| прил. петуший, ья, ье (к 1 знач.) и петушиный, ая, ое (к 1 знач.). Петуший гребень. Петушиный бой (специально устраиваемое зрелище бой двух петухов). Петушиный голос (также перен.: крикливый, резкий). Петушиный задор (также перен.: задиристое поведение).

Этимологический словарь Макса Фасмера:

петух
род. п. -а, отсюда петушить(ся) "горячиться", смол. (Добровольский). Первонач. "певец" от петь, пою; петя "петух" объясняется влиянием уменьш. Петя от Пётр (см.); ср. Савинов, РФВ 21, 47; Преобр. II, 163; Брандт, РФВ 7, 61.

Грамматический словарь Зализняка:

Петух, петухи, петуха, петухов, петуху, петухам, петуха, петухов, петухом, петухами, петухе, петухах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Куры.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru