Определение слова «Люрса»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЮРСА (Lurcat) Андре (1894-1970) — французский архитектор и градостроитель. Проекты частных домов сер. 1920-х отражают увлечение функционализмом А. Лооса (проект виллы "Лазурный берег", 1917). В 1934-36 путешествовал по СССР. В послевоенных проектах намечается тенденция к монументальности и четкому структурному выделению пространственных единиц (Дворец спорта, Сен-Дени, 1962).

Большая советская энциклопедия:

I
Люрса (Lurat)
Андре (27.8.1894, Брюйер, Вогезы, — 12.7.1970, Со, близ Парижа), французский архитектор. Брат Ж. Люрса. Учился в Школе изящных искусств в Нанси и Школе изящных искусств в Париже. Член Французской компартии. Член Академии архитектуры в Париже (1939). Практик и теоретик рационализма, Л. строил главным образом жилые и общественные комплексы, отличающиеся чёткой планировкой, ясной и гармоничной объёмно-пространственной композицией. Активно участвовал в решении проблемы стандартизации строительства, вместе с тем стремился (особенно в послевоенные годы) связать принципы рационализма с творческим освоением исторически сложившихся архитектурных стилей. Основные работы: в пригородах Парижа — школьный комплекс имени К. Маркса в Вильжюиве (1931—33), реконструкция района Сен-Дени (1946—62), жилой комплекс в Блан-Мениле (1950—67): реконструкция города Мобёж, департамент Hop (1945—63): близ Нансисанаторий Лей-Сен-Кристоф (1956), жилой массив в Сен-Максе (1958—67). В 1934—37 работал в СССР (неосуществленные проекты больничных комплексов для Москвы, Смоленска и Горького).
Соч.: Formes, compositions et les lois d’harmonie, v. 1—5, P., 1953—57; CEuvres rcentes, P., 1961.

А. Люрса. Школьный комплекс им. К. Маркса в Вильжюиве, близ Парижа. 1931—33.
II
Люрса (Lurat)
Жан (1.7.1892, Брюйер, Вогезы, — 6.1.1966, Сен-Поль-де-Ванс, Приморские Альпы), французский живописец, автор картонов для ковров, возродивший во Франции искусство ковроделия. Брат А. Люрса. В основном самоучка. Обращаясь к традициям французского гобелена и в то же время разделяя общестилистические искания современного декоративного искусства, Л. стремился к созданию повышенно-патетических, фантастико-символических образов («Песнь мира», 1957—63, муниципалитет города Анже). В коврах Л. (с их контрастами сияющих, чистых и приглушённых, тёмных красок, дробными формами и ломкими, дрожащими контурами) сплетаются в единое орнаментальное целое человеческие фигуры, причудливые формы растительного и животного мира, надписи, геральдические знаки, порождая разнообразные ассоциации. Лучшие ковры Л. выполнены на фабрике в Обюссоне. Л. известен также как иллюстратор, керамист, театральный художник.
Лит.: Roy С., Jean Lurat, Gen., 1957; Tapisseries du Chant du monde. Texteprface de J. Lurcat, Anrecy, 1963.

Ж. Люрса. Шпалера «Воин». 1950-е гг. фрагмент.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru