Определение слова «метрополитен»

Толковый словарь Ефремовой:

метрополитен м.
Вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой — обычно подземной — электрической железной дороги.

Толковый словарь Ушакова:

МЕТРОПОЛИТЕ́Н [тэ], метрополитена, ·муж. (·франц. metropolitain, ·букв. столичный, от ·греч. metropolis — метрополия). Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский метрополитен.

География. Современная энциклопедия:

метрополитен
Внеуличный скоростной рельсовый транспорт в крупных и крупнейших городах мира (всего в 107 ). Большинство линий проложено под землёй в туннелях, хотя в ряде городов есть линии и участки, проходящие либо по поверхности земли (наземные линии – Хельсинки, Стокгольм, Лондон ), либо на эстакадах (Чикаго, Сеул, Бангкок ). По массе поездов различают тяжёлый (традиционный ) и лёгкий (скоростной ) трамвай на обособленном полотне с верхним токосъёмом, смешанный полуметрополитен и автоматизированные скоростные системы с небольшими вагонами. Поезд метрополитена может состоять из 2–12 вагонов. Гл. преимущества – независимость от уличного транспорта и транспортных пробок, погодных условий, быстрота сообщения, большая провозная способность. В крупнейших городах мира построены линии скоростного метрополитена (Париж ), который имеет большие промежутки между станциями внутри города и выходит на поверхность в пригородной зоне, превращаясь в обыкновенную электричку; или 4-путные участки с раздельным местным и скоростным режимом движения (Нью-Йорк, Токио ). Первый метрополитен в мире (на паровой тяге ) с подземными участками был открыт в Лондоне (1863 ), а надземными – в Нью-Йорке (1871 ), на канатной тяге – в Глазго (1896 ), на электрической – в Лондоне (1890 ), Будапеште (1896 ) и Бостоне (1897 ); в России – в Москве (1935 ). Самую протяжённую сеть (2005 ) имеют метрополитены Лондона (498 км, 12 линий, 275 станций ), Нью-Йорка (393 км, 30 линий, 482 станции ), Парижа (городская сеть – 212,5 км, 14 линий и 369 станций ), Сеула (327 км, 8 линий, 263 станции ), Токио (292 км, 12 линий, 266 станций ); в России – Москва (276 км, 11 линий, 170 станций ) и Санкт-Петербург (101 км, 4 линии, 58 станций ).

Станция метро «Комсомольская» (кольцевая ). Москва

Большой словарь иностранных слов:

[тэ], метрополитена, м. [фр. metropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis – метрополия]. Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах.

Малый академический словарь:

метрополитен
-а, м.
Городская электрическая железная дорога, обычно подземная.
В недрах Москвы, глубоко под землею --- мчатся поезда метрополитена. Телешов, Записки писателя.
[франц. mtropolitain]

Горная энциклопедия:

Метрo (фр. metropolitain, букв. — столичный, от греч. metropolis — гл. город, столица * a. underground railway, subway, the Metro; н. Metro, U-Bahn, Untergrundbahn; ф. metropolitain; и. metropoliteno), — городская скоростная внеуличная жел. дорога для массовых перевозок людей; вид городского коммунального транспорта.
Общие сведения. M. отличается большой пропускной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении), регулярностью и высокой скоростью движения поездов (до 100 км/ч). Линии M. могут быть подземными, прокладываемыми в тоннелях мелкого (10-15 м) или глубокого заложения; надземными — на спец. эстакадах или путепроводах, сооружаемых над улицами; наземными, проходящими по насыпям или выемкам и не пересекающимися c улицами на одном уровне. Подземные линии M. наиболее распространены, т.к. они не нарушают исторически сложившейся планировки города, не стесняют движения городского наземного транспорта и пешеходов. Наземные линии M., как правило, сооружают в p-нах города c относительно невысокой плотностью застройки, при устройстве объединённых пересадочных станций M. c пригородными жел. дорогами, на концевых участках, примыкающих к депо. Наземные участки M. имеют ограждения. Надземные линии на эстакадах строят на отд. участках c учётом рельефа местности при пересечении автомоб. и жел. дорог, водных и др. преград.
Историческая справкa. Первый M. дл. 3,6 км для поездов c паровой тягой был построен в Лондоне в тоннелях мелкого заложения в 1860-63 фирмой "Metropolitan Railway". C 1890 в Лондоне началось стр-во тоннелей глубокого заложения, a введение электрич. тяги освободило тоннели от дыма и копоти и улучшило условия эксплуатации городской подземной линии. B 1868 в Нью-Йорке была открыта надземная (на металлич. эстакадах) городская ж.-д. линия c канатной тягой (заменённой в 1871 на паровую, a в 1890 — на электрическую). K кон. 19 в. в Европе M. эксплуатировались в пяти городах: Будапеште, Париже, Вене, Глазго и Ливерпуле. Старейшими на Европейском континенте являются M. Будапешта, построенный в 1896, a также M. Парижа, пуск первой линии к-рого был приурочен к открытию Всемирной пром. выставки 1900. B первом десятилетии 20 в. интенсивно развивается стр-во M. в крупных городах США: Чикаго (1892), Бостоне (1897), Филадельфии (1907), a затем и др. стран (в Мадриде, Барселоне, Афинах, Токио, Осло, Стокгольме и др.). Особое значение M. приобрёл после 2-й мировой войны 1939-45. Интенсивное развитие крупных городов потребовало отказа от эстакад и постепенного перехода от наземных и надземных линий M. к подземным. B 80-e гг. за рубежом M. эксплуатируются более чем в 70 крупных городах (табл. 1).

Начало метростроения в CCCP связывается c Пленумом ЦК ВКП (б) от 15 июля 1931, на к-ром при рассмотрении вопроса o реконструкции Москвы было принято решение o необходимости стр-ва M. Для этого была создана специализир. орг-ция "Метрострой". Стр-во M. было начато в 1932. Первые линии Московского M. им. B. И. Ленина общей протяжённостью 11,6 км c 13 станциями и всем комплексом сооружений были построены за 3,5 года и сданы в эксплуатацию 15 мая 1935. Таких темпов стр-ва M. не знала мировая практика. Дальнейшее стр-во M. в Москве ведется непрерывно, оно не прекращалось в годы Великой Отечеств, войны 1941-45. B 1985 протяжённость линий Московского M. составила 227 км. B соответствии c Генеральным планом развития Москвы к 2000 её намечено довести до 360 км.
Опыт стр-ва Московского M. был использован при сооружении M. в др. городах CCCP. K нач. 1986 в CCCP M. действовал в 11 городах и строится ещё в 5: в Куйбышеве, Свердловске, Днепропетровске, Риге и Алма-Ате (табл. 2).

Общая протяжённость линий M. в CCCP в 1985 составила 412 км (274 станции). Ежегодно перевозится почти 3850 млн. пассажиров.
Комплекс сооружений линий M. включает станции, тоннели (эстакады, путепроводы), камеры съезда и тупики, вагонные депо и др. Особое положение в M. занимают станции. Станционный комплекc включает: тоннели или наземные сооружения c расположенными в них путями M., пассажирскими платформами, распределит. залами; подземные и наземные вестибюли для приёма и выпуска пассажиров, соединит. и переходные тоннели и лестницы, соединяющие вестибюль c платформой для спуска и подъёма пассажиров; разл. служебно-техн. помещения (тягово-понизит. подстанции, санитарные узлы и дренажные перекачки, вентиляц. камеры, комнаты дежурных и пр.). Ha станциях глубокого заложения используются подвижные лестницы-эскалаторы, к-рые монтируются в спец. эскалаторных (наклонных) тоннелях, располагаемых между платформой и вестибюлем. Зa рубежом на ряде M. для указанных целей используют лифтовые подъёмники большой вместимости (до 150-175 чел.), располагаемые в вертикальных шахтных стволах. Ha станциях мелкого заложения устраивают обычные лестницы, пандусы. Станции M. — наиболее сложные тоннельные сооружения (размеры поперечного сечения до 30x10 м), находящиеся под воздействием значит. горн. и гидростатич. давления.

Рис. 1. Конструктивная схема станций метрополитена: a — трехсводчатая пиленная; б — трёхсводчатая колонная; в — односводчатая; 1 — пилон; 2 — колонна.
B конструктивном отношении станции M. глубокого заложения сооружают (рис. 1): односводчатыми — один пролёт перекрывает пассажирскую посадочную платформу и пути для движения поездов; двухсводчатыми, состоящими из двух параллельных тоннелей c располагающимися в них посадочными платформами и путями M.; трёхсводчатыми, состоящими из трёх самостоят. параллельных тоннелей (двух боковых и одного среднего), своды к-рых имеют общие опоры в виде пилонов (пилонные станции) или двух рядов колонн (колонные станции).
B боковых станционных тоннелях располагаются пути M. и платформа для посадки и высадки пассажиров. B среднем тоннеле — пассажирский распределит. зал, к-рый проходами соединяется c боковыми платформами. B зависимости от гидрогеол. условий конструкции трёхсводчатых станций выполняются из чугунных тюбингов или железобетонных блоков, монолитного железобетона, a также комбинированными co стальными колоннами и прогонами.
B CCCP наиболее распространены трёхсводчатые колонные и пилонные станции. Примеры колонных станций — "Маяковская" и "Кузнецкий мост" в Москве, "Выборгская" и "Академическая" в Ленинграде, трёхсводчатых пилонных станций — "Площадь Свердлова", "Таганская" в Москве, "Крещатик" в Киеве, "Бакинский совет" в Баку. Односводчатые станции глубокого заложения чаще применяются в Ленинграде ("Площадь Мужества", "Политехническая" и др.) и Тбилиси "Варкетили" и др.).
Станции мелкого заложения, возводимые в котлованах открытым способом, в большинстве случаев представляют собой одно-, двух- или трёхпролетную раму прямоугольного сечения, выполненную из сборных или сборно-монолитных железобетонных конструкций. B зависимости от пролёта имеются один или два ряда колонн. Наиболее распространены трёхпролётные конструкции, обеспечивающие равномерность распределения пассажиров при посадке и высадке. Всё чаще сооружают односводчатые станции мелкого заложения ("Спортивная", "Турбинный завод", в Харькове; "Имени Хамзы" в Ташкенте, "Перово", "Бабушкинская" в Москве).
B CCCP станции M. создавались как пространственно протяжённый архитектурный комплекс монументальных сооружений большого обществ. значения. B проектировании станций Московского M. участвовали видные сов. архитекторы B. Г. Гельфрейх, И. A. Фомин, A. B. Щусев и др.
Тоннели (эстакады, путепроводы) служат для прокладки путей и движения поездов между станциями. Проектируют их одно- и двухпутными. Переход в плане от двухпутных к однопутным участкам осуществляют в спец. камерах-раструбах. Осн. несущие конструкции крепи тоннелей (Обделки) проектируют преим. замкнутыми, исходя из глубины заложения, гидрогеол. условий c учётом агрессивного воздействия окружающей среды, климатич. и сейсмич. условий, a также принятых методов работ. B качестве материалов крепи тоннелей используют бетон, железобетон и чугун. Широко применяются сборные конструкции из чугунных тюбингов и железобетонных блоков. При глубоком заложении наиболее распространены тоннели круглого и подковообразного поперечного сечений, a на мелком заложении при стр-ве открытым способом в котлованах — прямоугольного.
Камеры съезда и тупики, в к-рых укладывают стрелочные переводы и устраивают дополнит. пути, предназначены для перевода поездов c одного пути на другой, a также для стоянки поездов на запасных путях. Для осмотра, проведения текущего, среднего и капитального ремонтов подвижного состава (вагонов) предназначены вагонные депo.
Пути M. имеют свои особенности. Основанием верх. строения пути в тоннелях служит лоток из бетона или железобетона, на наземных линиях — земляное полотно. Конструкция верх. строения пути может быть на шпалах (железобетонных или деревянных) или бесшпальной. Ширина колеи сов. M. одинакова c шириной нормальной ж.-д. колеи (1520 мм). B зарубежных странах наиболее распространённое значение этого параметра — 1435 мм. B нек-рых странах отсутствует единый стандарт на ширину колеи (в Японии, напр., приняты колеи 1067, 1372, 1435 и 2180 мм). Ha отд. линиях M. в Париже, Монреале, Мехико и Саппоро имеется спец. колея для поездов на пневматич. шинах (c бетонными дорожками), что обеспечивает плавность и бесшумность движения поездов и позволяет трассировать линии c увеличенными уклонами.
Электроэнергия для тяги поездов, освещения и нужд разл. электропотребителей M. подаётся от тягово-понизительных (раздельных или совмещённых) электроподстанций, к-рые получают питание переменным током напряжением 6-10 кB от энергосистемы города. Для подвижного состава на тяговых подстанциях переменный ток преобразуют в постоянный напряжением 825 B (в M. CCCP) и c помощью кабеля подводят к контактному рельсу, откуда через скользящие токоприёмники — к тяговым двигателям поезда. Для оборудования и к источникам освещения электроэнергия подается от понизит. подстанции напряжением до 380 B. Безопасность движения поездов и высокая пропускная способность M. обеспечиваются устройствами автоматики сигнализации и связи, централизации и блокировки.
M. в CCCP оборудован системой искусств. вентиляции. Воздухопроводами служат тоннели. Свежий воздух в эти выработки через спец. вентиляц. стволы или шахты подаётся вентиляторами, к-рые располагаются на перегонах между станциями и на самих станциях. Для улучшения температурного режима в M. CCCP подача воздуха реверсируется в зависимости от времени года. Зимой воздух подаётся через вентиляц. шахты и выдаётся на станциях, летом наоборот. Зa рубежом нередко используется естеств. вентиляция c расчётом на поршневое действие движущихся в тоннеле поездов. Однако эта система не всегда обеспечивает требуемые санитарно-гигиенич. условия.
B M. организуется санитарно-техн. x-во, включающее водоснабжение и канализацию служебных и техн. помещений, систему отвода воды. Для этих целей служат спец. насосные станции и дренажные установки, к-рые связаны c системой городских коммунальных сетей водопровода, ливнестоков и канализации.
Строительство метрополитенa обычно осуществляется индустриальными методами c комплексной механизацией осн. горнопроходч. процессов. Tpacca линии M. переносится в натуру c помощью спец. геодезическо-маркшейдерских работ и увязывается c городской полигонометрич. сетью. Стр-во линий M. в зависимости от гидрогеол. условий и городской застройки осуществляют закрытым или открытым способами. При закрытом способe произ-ва работ широко применяется щитовой способ проходки перегонных и станционных тоннелей, позволяющий в одном щитовом агрегате совмещать работы по разработке и уборке породы, закреплению забоя и возведению постоянной крепи тоннеля (обделки). Это обеспечивает высокую эффективность и качество стр-ва тоннелей, безопасность труда рабочих и сохранность расположенных над тоннелями наземных сооружений. При проходке перегонных тоннелей всё больше применяют механизир. тоннелепроходч. комплексы (рис. 2).

Рис. 2. Схема производства работ механизированным комплексом KT-1-5,6: 1 — щит; 2 — обделка; 3 — транспортный мост; 4 — задняя опора моста; 5 — элементы обделки.
Использование этого оборудования (механизир. тоннелепроходч. комплекс KT-1-5,6) co сборной железобетонной обделкой, обжимаемой в породу, на стр-ве Ленингр. M. позволило в 1981 установить мировой рекорд скорости проходки тоннелей для сооружений такого класса. Зa месяц было построено 1256 п. м. тоннеля.
Стр-во тоннелей и станций открытым способом осуществляется индустриальными методами c широким применением крупногабаритных сборных конструкций, цельных секций, из к-рых сразу собирается готовый тоннель, экскаваторов и бульдозеров для разработки грунта в котлованах и спец. козловых кранов KKTC-20 (грузоподъёмность 20 т c пролётом 25 и 40 м), позволяющих комплексно механизировать процесс стр-ва. Для крепления котлованов используют металлич. сваи, распорную крепь. Последняя всё шире заменяется анкерной крепью. Применение спец. щитового агрегата позволяет отказаться от врем. крепи котлованов и сосредоточить строит. работы на разработке грунта и монтаже постоянной крепи (обделки) на коротком участке, что очень важно при стеснённых городских условиях.
Располагая большим опытом, CCCP оказывает помощь в проектировании и стр-ве M. во мн. странах, в т.ч. в столицах европ. социалистич. стран — Варшаве, Праге, Софии, Будапеште.
Литература: Лиманов Ю. A., Метрополитены, 2 изд., M., 1971; Маковский B. Л., Современное метростроение, M., 1975.
C. H. Власов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
метрополитен, -а

Толковый словарь Ожегова:

МЕТРОПОЛИТЕН [тэ], а, м. Подземная, наземная или надземная (на эстакадах) городская электрическая железная дорога. Столичный м.
| прил. метрополитенный, ая, ое и метрополитеновский, ая, ое (разг.).

Научно-технический словарь:

МЕТРОПОЛИТЕН (подземная железная дорога), транспортная сеть, используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне (Англия), в 1863 г. Локомотивы этой дороги использовали энергию пара и перевозили пассажиров между предместьями столицы, Фаррингтоном и Паддингтоном. В настоящее время во многих городах мира имеется разветвленная сеть подземных железных дорог для перевозки пассажиров. Все они электрифицированы. Подземные поезда обеспечивают быструю перевозку множества людей по кратчайшим путям на расстояния, которые были бы много длинней при поездке в автобусе и т.п. по переполненным городским улицам. Когда-то некоторые подземные системы использовались для перевозки грузов. Это, как правило, теперь не очень удобно, хотя в Лондоне еще действуют небольшие подземные железные дороги для перевозки почты. Во многих случаях часть подземной железнодорожной сети проходит поверх дорог и рек.

Техника. Современная энциклопедия:

метрополитен
(метро), городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Название «метрополитен» принято в России и во многих других странах; другое название«подземка» (англ. undergroud, амер. – subway, нем. – Untergrund-bahn). Метрополитен отличается большой пропускной способностью, регулярностью и высокой эксплуатационной скоростью движения поездов. Необходимость в метрополитене в больших городах появляется при численности населения св. 1 млн. человек. Различают линии подземные, наземные, надземные. Подземные линии расположены в тоннелях мелкого или глубокого заложения. Наземные линии метрополитена проходят по насыпям или выемкам городских районов с невысокой плотностью застройки, обязательно ограждаются и не имеют пересечений в одном уровне с городскими улицами. Надземные линии метрополитена сооружают на эстакадах и путепроводах в местах со сложным рельефом, на пересечениях автомобильных и железных дорог.
Впервые в мире внеуличная подземная железнодорожная линия длиной 3.6 км для поездов с паровой тягой была построена и введена в эксплуатацию в 1863 г. в Лондоне. В 1890 г. там же была открыта первая в мире электрифицированная линия метрополитена. Применение электрической тяги ускорило строительство подземных железных дорог, т. к. позволило освободить тоннели от дыма и копоти, улучшить условия их эксплуатации. В США первая городская железная дорога на металлических эстакадах для вагонов с канатной тягой была открыта в Нью-Йорке в 1868 г.; в 1871 г. канатную тягу заменили паровой, а в 1890 г. – электрической. Старейшим на европейском континенте является метрополитен в Будапеште, построенный в 1896 г. Два года спустя подземная дорога была проложена в Вене, а в 1900 г. – в Париже (к открытию Всемирной промышленной выставки). В нач. 20 в. метрополитен действовал в Берлине, Гамбурге, Мадриде, Буэнос-Айресе, Бостоне, Филадельфии и других городах мира. В России предложение о строительстве рельсовой дороги под землёй впервые было выдвинуто инженером П. И. Балинским в 1902 г., но принято не было. Не был поддержан и другой проект в 1912 г. К вопросу о прокладке метрополитена в Москве вернулись лишь в 1923 г., но приступили к его строительству только через 8 лет. Пробный поезд от станции «Сокольники» до станции «Комсомольская» проследовал 15 октября 1934 г.; официальное открытие первой линии длиной 11 км состоялось 15 мая 1935 г. С тех пор протяжённость сети Московского метрополитена увеличилась во много раз. Строительство не прекращалось и в период Великой Отечественной войны 1941—45 гг. К 2003 г. длина путей Московского метрополитена превысила 250 км, действовало св. 160 станций. За эти же годы подземные железные дороги были проложены в Санкт-Петербурге (Ленинграде), Киеве, Тбилиси, Баку, Ереване, Минске, Ташкенте, Нижнем Новгороде (Горьком), Самаре (Куйбышеве), Новосибирске, Екатеринбурге (Свердловске). В различных странах линии метрополитена отличаются способом токосъёма, напряжением в контактной сети, шириной колеи и др.

Станция «Маяковская» Московского метрополитена
Электроснабжение подвижного состава осуществляется, как правило, от контактного (третьего) рельса или контактного провода. Используется постоянный ток напряжением 600–800 или 1500 В соответственно. В большинстве зарубежных метро принята стандартная рельсовая колея 1435 мм; в других странах колея имеет ширину от 1067 (Япония) до 1676 мм (Испания), на линиях российского метро ширина колеи 1520 мм. Строят также грузовые линии с колеёй 610 мм (напр., в Чикаго, Лондоне). В комплекс сооружений и устройств метро входят станции, наземные и подземные вестибюли, эскалаторы, перегонные тоннели, тяговые и понизительные подстанции, инженерно-техническое оборудование (устройства вентиляции, водоснабжения и др.), электродепо.

Грамматический словарь Зализняка:

Метрополитен, метрополитены, метрополитена, метрополитенов, метрополитену, метрополитенам, метрополитен, метрополитены, метрополитеном, метрополитенами, метрополитене, метрополитенах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru