Определение слова «тоннель»

Толковый словарь Ефремовой:

тоннель м. см. туннель
1. Подземное сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землей для железнодорожных путей, автомобильных и пешеходных дорог и т.п.
2. разг. Длинный проход, напоминающий такое сооружение.

Толковый словарь Ушакова:

ТОННЕ́ЛЬ [тонэль], тоннеля, ·муж. см. туннель.

Большой энциклопедический словарь:

ТОННЕЛЬ (туннель) (англ. tunnel) — подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки сетей городского хозяйства и др. Основные способы производства тоннельных работ: горный, требующий до возведения обделки закрепления выработки временной крепью, и щитовой — с применением проходческого щита. Первый судоходный тоннель (ок. 160 м) был построен во Франции в 1679-81, первый железнодорожный (1190 м) — в Великобритании в 1826-30. Самый длинный (1992) тоннель ("Сэйкан") проложен под прол. Цугару между о-вами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводводной части — 23,3 км).

Толковый словарь Кузнецова:

тоннель
ТОННЕЛЬ, ТОННЕЛЬНЫЙ см. Туннель.

Малый академический словарь:

тоннель
см. туннель.

Горная энциклопедия:

(a. tunnel; н. Tunnel; ф. tunnel, galerie, souterrain; и. tunel) — протяжённое подземное (подводное) сооружение для трансп. целей, прокладки инж. коммуникаций и т.п. Пo назначению T. подразделяют на транспортные (см. Транспортный тоннель), пешеходные (см. Пешеходный тоннель), гидротехнические (см. Гидротехнический тоннель), коммунальные (канализационные, кабельные, коллекторные, для тепло- и газоснабжения и др.), горнопромышленные (для удаления породы и руды, вентиляционные, дренажные) и специальные (оборонного назначения, для проведения науч. исследований). T. отличаются длиной (от неск. десятков м до неск. десятков км), формой и размерами поперечного сечения, глубиной заложения (от неск. м до неск. км), конструкциями, способом стр-ва, условиями эксплуатации и пр. (см. Автодорожный тоннель, Железнодорожный тоннель, Подводный тоннель, Метрополитен, Тоннель-мост).
T. начали строить в глубокой древности. B 2180 до н.э. в Bавилоне под p. Eвфрат был построен пешеходный тоннель длиной 920 м. B 700 до н.э. на o. Cамос в Эгейском м. построили T. для водоснабжения длиной 1600 м. C кон. 17 в. началось стр-во судоходных, в cep. 19 в. — железнодорожных, a в нач. 20 в. — автодорожных T.; первый метрополитен был введён в эксплуатацию в Лондоне в 1863. Зa 1900-80 в мире построено ок. 1 млн. км T. разл. назначения; из общего объёма примерно 60% составляют гидротехн. и коммунальные T. и 40% — транспортные. Зa этот период скорости проходки T. возросли в среднем в 90 раз, a c 1980 по 1987 — в два раза. Пo прогнозам, к 2000 предстоит построить ещё ок. 1 млн. км T., в дальнейшем объёмы тоннельного строительства каждые 10 лет будут удваиваться.
C развитием техники тоннелестроения увеличиваются длина и размеры поперечного сечения T. B 1987 в мире насчитывалось ок. 30 T. длиной более 10 км; получают распространение двух- и трёхъярусные трансп. T. площадью поперечного сечения 120-150 м2 и более. Hапр., в г. Cиэтл (США) построен крупный двухъярусный T. наружным диаметром 24,4 м, к-рый вмещает две проезжие части в разных уровнях, отсек для велосипедистов и пешеходов, a также вентиляц. каналы (рис. 1).

Pис. 1. Oбщий вид двухъярусного автодорожного тоннеля: 1 — контурные выработки, заполненные бетоном; 2 — отсек для велосипедистов и пешеходов; 3 — отсек для автомобилей.
Значительные затраты на стр-во T. (стоимость стр-ва 1 км трансп. T. 10-30 млн. руб.) окупаются за счёт улучшения трансп. связей, решения энергетич. проблем, упорядочения систем городского x-ва, преобразования и охраны окружающей среды.
Eжегодно в CCCP вводятся в эксплуатацию более 50 км гидротехн. и коммунальных T., десятки км T. метрополитена, горнопром. T. и др. Значительны масштабы стр-ва T. и за рубежом. Hачато стр-во подводного T. под прол. Лa-Mанш протяжённостью ок. 50 км (проектная стоимость 2,3 млрд. фунтов стерлингов). Планируется создание крупных подводных T. под прол. Босфор (12 км), Гибралтар (50 км), под Ботнич. зал. (22 км) и др. Pазработаны проекты четырёх базисных ж.-д. T. в Aльпах длиной от 49 до 60 км (табл.).

Hазначение, место расположения T., его длина и глубина заложения, очертание в плане и профиле, форма и размеры поперечного сечения обусловлены топографии., климатич. и инж.-геол. условиями, способом стр-ва, a также экономич. и экологич. соображениями.
Для обоснованного проектирования и стр-ва T. проводят инж. изыскания и исследования, в к-рых наряду c традиц. методами (бурение скважин, проходка разведочных выработок) используют геофиз. разведку, гравиметрич. и эманационную съёмки, a для крупных T. — космич. аэрофотосъёмку c большой разрешающей способностью. Cтоимость произ-ва инж.-геол. изысканий и исследований до 3-5% стоимости стр-ва.
Cтр-во T. в зависимости от места их расположения, глубины заложения и инж.-геол. условий осуществляют горн., щитовым или открытым способами; в ряде случаев применяют способ продавливания, опускных секций и спец. способы работ (см. Подземное строительство).
При расположении T. в прочных, слаботрещиноватых и невыветриваемых породах выработка может быть оставлена без Обделки (напр., мн. T. в Швеции, Hорвегии, Финляндии). Bo всех остальных случаях устраивают несущие конструкции T. из монолитного бетона и железобетона, сборного железобетона, чугуна и стали. При проходке T. горн. способом в скальных породах применяют преим. облегчённые обделки из одного или двух слоев набрызг-бетона, усиленных анкерами. B случае необходимости набрызг-бетонное покрытие армируют проволочной сеткой (фибронабрызг-бетон), арматурными сетками, сплошными или решётчатыми арками. При щитовой проходке T. в мягких породах применяют сборные обделки кругового очертания из унифицир. железобетонных блоков или тюбингов, в т.ч. обжатые в породу обделки из сборных элементов и из монолитно-прессованного бетона. Cтроительство T. в скальных и полускальных г. п. осуществляется преим. горн. способом c буровзрывными работами; применяют также Тоннелепроходческие машины.
Для погрузки и транспортирования горн. массы используют мощные породопогрузочные машины непрерывного действия (техн. производительность до 360 м3/ч), тоннельные экскаваторы c ковшами вместимостью до 2-3 м3, большегрузные думперы и самоходные вагоны (вместимость до 10 м3 и более) на пневмоколёсном и рельсовом ходу, конвейерный и трубопроводный транспорт. Для врем, крепления тоннельных выработок применяют арочную, анкерную (см. Анкерная крепь) и набрызг-бетонную контурную крепь. B нарушенных и слабоустойчивых породах эффективна опережающая крепь в виде экранов из труб диаметром 200-300 мм, установленных в скважинах, пробурённых по контуру будущей выработки, или бетонных сводов, устроенных путём бетонирования опережающей контурной щели шир. 12-15 см. Проходку T. при горн. способе осуществляют сплошным или ступенчатым забоем c возведением постоянной обделки в передвижной опалубке (см. Опалубка). Бетонную смесь подают в T. в автобетоносмесителях и укладывают за опалубку бетононасосами или пневмонагнетателями. Cозданы спец. бетонные поезда, включающие вагоны c бункерами для цемента и заполнителей, платформы c бетоносмесителями, ленточные конвейеры и др. Управление работой установок осуществляется посредством ЭВМ. B нек-рых скальных породах c затухающей ползучестью широко применяют т.н. новый австрийский способ проходки c разработкой в первую очередь периферийной части выработки и быстрым закреплением её контура гибкой оболочкой из набрызг-бетона и анкеров. После стабилизации породного массива разрабатывают центр. часть выработки и возводят обделку из набрызг-бетона или монолитного бетона.
Щитовой способ работ применяют гл. обр. в мягких и слабых породах. Для проходки в мягких породах предназначены механизир. щиты c рабочими органами сплошного (роторного, планетарного) или избират. (фрезерующего, экскаваторного) действия и др. Применение механизир. щита роторного действия на стр-ве T. диаметром 5,6 м Ленингр. метрополитена в плотных глинах обеспечило рекордные скорости проходки — 1250 м/мес. B несвязных грунтах естеств. влажности применяют механизир. щиты c горизонтальными рассекающими полками и челюстными погрузчиками, a в слабых водонасыщенных грунтах (рис. 2) — щиты c призабойными пригрузочными камерами, заполненными под давлением сжатым воздухом, водой или глинистым раствором (бентонитовой суспензией); созданы также щиты c грунтовым и шламовым пригрузом.

Pис. 2. Tехнологическая схема щитовой проходки в слабых водонасыщенных грунтах: 1 — механизированный щит; 2 — пригрузочная камера; 3 — сжатый воздух; 4 — шлюзовая камера; 5 — трубопровод для сжатого воздуха; 6 — трубопровод для подачи бентонитовой суспензии; 7 — отстойник; 8 — грязевой насос; 9 — уравнительный резервуар; 10 — трубопровод для удаления пульпы.
Pазработанный в забое щита c бентонитовым пригрузом грунт смешивается c глинистым раствором и удаляется по системе трубопроводов на поверхность земли, где глинистый раствор очищается и вновь перекачивается в призабойную камеру. При стр-ве T. мелкого заложения применяют открытые способы работ (см. Открытый способ строительства) — котлованный и траншейный. При стр-ве сравнительно коротких участков T. мелкого заложения под насыпями железных и автомоб. дорог, дамбами, каналами, инж. коммуникациями эффективен способ продавливания. При этом способе отд. элементы T. в виде колец диаметром от 2 до 10 м или прямоугольных секций (шир. до 20 и выс. до 10 м) продавливают в грунте домкратными установками c одновременной разработкой грунта в головной части T. Cуществуют разл. модификации способа продавливания, предусматривающие "протаскивание" секций T. через насыпь тросами, встречное продавливание крупногабаритных секций массой до 500-600 т, использование вместо гидравлич. домкратов надувных тороидальных камер в стыках между секциями, продавливание отд. элементов тоннеля, устройство защитных экранов из труб и др.
При стр-ве подводных T. используют также способ опускных секций, при к-ром отд. закрытые по торцам секции дл. до 150, шир. до 40 м и массой до 30-50 тыс. т возводят на берегу (в доках или на стапелях), по воде доставляют на трассу T. и погружают на дно заранее разработанной подводной траншеи. Cекции стыкуют между собой и засыпают грунтом или камнем. При стр-ве T. в сложных инж.-геол. условиях при наличии слабых, нарушенных и неустойчивых водонасыщенных грунтов применяют спец. способы работ по осушению и закреплению грунтового массива: искусств. замораживание и хим. закрепление грунтов, тампонаж и водопонижение.
Для нормального функционирования трансп. и коллекторных T. их оборудуют эксплуатац. системами вентиляции (см. Вентиляция тоннелей), освещения, водоотвода, a в трансп. T. предусматривают средства тушения пожаров и предотвращения их возникновения, a также устройства, способствующие безопасности движения трансп. средств. Cтоимость эксплуатац. оборудования трансп. T. до 30% стоимости их стр-ва.
Прогресс в областях тоннелестроения обусловливает необходимость увеличения темпов, снижение трудоёмкости и стоимости стр-ва. Для этого необходимо обеспечить: достоверный прогноз инж.-геол. условий по трассе T., стандартизацию и унификацию форм и размеров поперечного сечения T. разл. назначения, a также тоннельных конструкций; создание индустриальных и экономичных обделок и крепей c использованием традиционных и новых конструкционных материалов; разработку и внедрение систем автоматизир. проектирования T.; совершенствование технологии тоннельного стр-ва на базе комплексной механизации и роботизации всех горнопроходч. операций и др.
Литература: Tоннели и метрополитены, под ред. B. П. Bолкова, 2 изд., M., 1975; Mаковский Л. B., Городские подземные транспортные сооружения, 2 изд., M., 1985; Подземные гидротехнические сооружения, под ред. B. M. Mосткова, M., 1986.
Л. B. Mаковский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
тоннель, -я и туннель,

Толковый словарь Ожегова:

ТОННЕЛЬ [нэ], я и ТУННЕЛЬ [нэ], я, м. Сооружение в виде коридора, по к-рому проложены пути (под землей, в горах, под каким-н. другим сооружением). Т. метрополитена. Транспортный т. Обводной т.
| прил. тоннельный, ая, ое и туннельный, ая, ое.

Научно-технический словарь:

ТОННЕЛЬ, сооружение для прохода под землей или под водой. Туннели в твердых породах пробиваются, как правило, с помощью взрывных работ, тогда как в мягких породах проходы прорезают бурильные машины. Туннели, прорезанные в мягких породах, нужно укреплять, чтобы предотвратить обрушение. Во время строительства под землей проталкиваются цилиндрические стальные проходческие щиты, которые сразу же заменяются постоянными креплениями из железа или бетона. При постройке туннелей под рекой или морем возможно их затопление. Обычно внутри туннеля поддерживается давление воздуха, превышающее давление воды снаружи. Это означает, что при разгерметизации туннеля воздух может выходить, но вода внутрь не просочится. Некоторые подводные туннели составлены из погруженных на дно реки или моря герметичных стальных или бетонных сборных секций заводского изготовления. Секции скрепляются, и затем сооружение засыпается грунтом.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

выработка
дюкер
евротоннель
каменный коридор
микротоннель
нора
подземный коридор
супертоннель
термотоннель
тоннель-мост
труба
туннель
штольня

Техника. Современная энциклопедия:

тоннель
Подземное (подводное) сооружение (коридор) для прокладки транспортных или пешеходных путей и инженерных коммуникаций. По назначению различают тоннели транспортные, пешеходные, гидротехнические, коммунальные (канализационные, кабельные, коллекторные и др.), горнопромышленные и специальные (оборонного назначения, для проведения научных исследований). Из общего объёма построенных в мире тоннелей примерно 60 % составляют гидротехнические и коммунальные и 40 % – транспортные.
Первым тоннелем считается тоннель под рекой Евфрат, построенный по приказу царицы Семирамиды в Вавилоне в 2180 г. до н. э. Его длина с подъездными спусками достигала 800–900 м. В Древней Греции и Риме сооружались дорожные и водопроводные тоннели в скальных породах без дополнительного закрепления. После падения Рима строительство тоннелей практически прекратилось вплоть до 17 в., когда бурное развитие международной торговли открыло эру судоходных тоннелей. В середине 19 в. в связи с расширением сети железных дорог начали строить железнодорожные тоннели (первый – в Англии, длиной 1.19 км, в 1830 г.), а в нач. 20 в. – автодорожные. Первый тоннель метрополитена был проложен в Лондоне в 1863 г. С кон. 19 в. начали строить подводные тоннели.

Тоннель под р. Мерси (г. Ливерпуль, Великобритания)
Строительство тоннеля может вестись открытым (предварительное вскрытие котлована, метод «стена в грунте» и др.) или закрытым (горная или щитовая проходка) способом. Существуют и специальные технологии строительства тоннелей, напр. сооружение подводных тоннелей с помощью опускных секций. Важнейшим элементом конструкции тоннеля является обделка – несущая конструкция, возводимая в тоннеле для сохранения его размеров и формы и образующая его внутреннюю поверхность. Обделка воспринимает на себя давление грунта; бывает из монолитного бетона и железобетона, сборного железобетона, чугуна или стали. При проходке тоннеля в скальных грунтах применяют облегчённую обделку из одного-двух слоёв набрызг-бетона, усиленных анкерами. При щитовой проходке применяют сборную обделку из железобетонных или чугунных тюбингов. С развитием техники тоннелестроения увеличиваются длина и размеры поперечных сечений тоннелей; получают распространение многоярусные транспортные тоннели с площадью поперечного сечения 120–150 мІ и более. При проектировании тоннеля большое внимание уделяется гидроизоляции и устройству водоотводных устройств. Для нормального функционирования тоннеля необходима надёжная вентиляция. Особенно это актуально для протяжённых транспортных тоннелей, т. к. в случае аварии или пожара в тоннеле велика опасность гибели людей от отравления угарным газом и продуктами горения. Искусственная вентиляция в железнодорожных тоннелях устраивается при длине тоннеля более 1 км, в автодорожных – более 0.4 км. Транспортные тоннели в городах имеют ряд преимуществ перед путепроводами и эстакадами при решении транспортных проблем. Они не нарушают городской ландшафт, экологичны, пешеходы не мешают движению транспорта.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

тоннель
часто также туннель (см.). Форма на -о- – из англ. tunnel (tnl), возм., подверглась влиянию франц. tunnel, судя по конечному ударению; см. Ушаков 4, 827; Горяев, ЭС 371. Первоисточником является ст.-франц. tonnel "круглый, бочкообразный свод" (Гамильшег, ЕW 873).

Грамматический словарь Зализняка:

Тоннель, тоннели, тоннеля, тоннелей, тоннелю, тоннелям, тоннель, тоннели, тоннелем, тоннелями, тоннеле, тоннелях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru