Определение слова «Осло»

Большой энциклопедический словарь:

ОСЛО (Oslo) — столица Норвегии. Порт на берегу зал. Осло-фьорд. 473 тыс. жителей (1993, с пригородами ок. 900 тыс. жителей). Международный аэропорт Форнебу. В Осло сосредоточено св. 1/4 промышленного производства страны. Машиностроение (в т. ч. судостроение, электротехническое и радиоэлектронное) — химическая, полиграфическая, пищевая, швейная промышленность. Метрополитен. Университет, норвежская Академия наук и литературы, Государственная академия художеств, консерватория. Театры — Национальный, Норвежский, Новый, оперный. Музеи: "Фрам", "Кон-Тики", народный музей под открытым небом, Университетский музей национальных древностей, Национальная галерея, музеи Э. Мунка и Г. Вигеланна. Фрогнерпарк. Основан ок. 1048. В кон. 13 в. — 1380 резиденция норвежских королей. В 1624-1924 назывался Кристиания (Христиания) (по имени датского короля Кристиана IV). С 1814 столица Норвегии. Крепость Акерсхус (14-16 вв.) — барочный собор (кон. 17 в.) — классицистический королевский дворец (нач. 19 в.) — здание университета (сер. 19 в.). Центр лыжного спорта Холлен-коллен. VI Зимние Олимпийские игры (1952).

Словарь географических названий:

Осло
(Oslo), в 1624–1924 гг. Кристиания, Христиания, столица Норвегии. Находится на сев. берегу глубоко вдающегося в сушу Осло-фьорда. 500 тыс. жителей (1998), в агломерации Бол. Осло более 900 тыс. чел. Живописно расположен на холмах высотой до 400 м. Город основан ок. 1048 г. С конца XIII в. до 1380 г. – резиденция норвежских королей, с 1572 г. – центр датской администрации в Норвегии. После пожара 1624 г. был заново отстроен на новом месте и назван Кристианией (по им. датского короля Кристиана IV). В 1814 г. объявлен столицей Норвегии. Историческое ядро города – крепость Акерсхус на берегу фьорда (XIV–XVI вв.). Основная застройка города относится к XIX столетию: королевский дворец в стиле классицизма (1824–48), ун-т (1838–52), стортинг (1866). Из построек нового времени выделяются нац. театр в стиле эклектики (1891–99), ратуша с чертами нац. романтизма (1933–50). Всемирную известность имеет Фрогнер-парк с обширным скульптурным ансамблем Г. Вигеланна (1930–40-е годы). На п-ове Бюгдё музеи с древними судами викингов, нансеновским "Фрамом", плотами "Кон-Тики" и "Ра-2" Т. Хейердала. Худож. галерея, народный музей под открытым небом, в котором представлены деревянные дома и церкви из разных обл. Норвегии. Ун-т, Норвежская АН и литературы, Госакадемия художеств. Театры. Крупнейший трансп. узел страны, порт, междун. аэропорт Форнебу. В О. производится четверть всей пром. продукции Норвегии. Развиты маш-ние (в т. ч. судостроение), эл.-техн., радиоэл., хим., швейная, полиграф. пром-сть. Метрополитен. На окраине О. – центр лыжного спорта с большим трамплином Холменколлен. В 1952 г. в О. проводились VI зимние Олимпийские игры.

Большая советская энциклопедия:

Осло
(Oslo)
в 1624—1924 Кристиания (Christiania, Kristiania), столица Норвегии, крупнейший экономический и культурный центр страны. Расположен на северном побережье глубоко вдающегося в сушу Осло-фьорда, в холмистой местности с высотами до 300—400 м. Климат умеренный, океанический, с мягкой зимой; средняя температура января до —5 °C, июля 16 С; осадков 677 мм в год. Площадь собственно города 453 км2, население 473 тыс. чел. в 1973. Вместе с пригородами и городами-спутниками Берум, Ашер, Сандвика и др. образует городскую агломерацию Большого О. с население свыше 700 тыс.чел. (около 18% населения страны). О. входит в фюльке Акерсхус.
Городское управление. Функции управления осуществляет муниципальный совет (бистюре), избираемый населением на 4 года. 1/4 депутатов образует руководящий совет (форманнскапет), который избирает из своего состава на 1 год председателя и заместителя. Муниципальный совет назначает муниципальных служащих, управляет муниципальными предприятиями, назначает советников (родманнов), которым подчинены различные местные учреждения (налоговое управление, казначейство, управление коммуникаций и т.д.). правительство представлено в О. губернатором, назначаемым королём.
Историческая справка. О. основан около 1048 королём Харальдом III Хардероде. В конце 13 в. — 1380 — резиденция норвежских королей. С 1572 — центр датской администрации в Норвегии. После пожара 1624 был заново отстроен на новом месте и назван Кристиания (по имени датского короля Кристиана IV), назывался так до 1924. В 1814 объявлен столицей Норвегии. С 19 в. быстро развивался как промышленный и торговый центр. 9 апреля 1940 — 8 мая 1945 был оккупирован немецко-фашистскими войсками; являлся одним из центров Движения Сопротивления.
Экономика. О. — главный промышленно-транспортный центр Норвегии. Через порт (грузооборот около 5 млн. т в 1971, в том числе внешнеторговый — 3,5 млн. т) проходит около 30% внешнеторгового оборота страны. Ж.-д. узел. Аэропорт Форнебу имеет международное значение. Доля Большого О. в промышленном производстве Норвегии превышает 20%. На промышленных предприятиях собственно города О. (в административных границах) сосредоточено 17% занятых (64 тыс. чел. в 1970) и производится 17% общенациональной валовой промышленной продукции. Преобладают отрасли машиностроения и металлообработки (свыше 30% общенорвежского производства машин и оборудования). Наиболее развиты производство энергосилового и целлюлозно-бумажного оборудования, судостроение и судоремонт (концерн «Акерш»), электротехника и радиоэлектроника (завод магнитофонов, радиоприёмников и телевизоров «Танберг» и др.), передельная металлургия (завод электростали в Беруме). Имеется швейная, полиграфическая и пищевая промышленность.
М. Н. Соколов.
Архитектура. На восточном берегу залива Пипервика — остатки Старого города (с крепостью Акерсхус, около 1300, перестроена в 15—16 вв.), от которого к С. и С.-З. идут регулярные кварталы центра современного О. с главной улицей Карл-Юханс-гате (ведущей от вокзала к классицистическому королевскому дворцу, 1824—48, архитектор Х. Д. Ф. Линстов), где расположены классицистический университет (1838—52, архитектор К. Х. Грош; актовый зал — 1910—11, архитектор Х. Синдинг-Ларсен, росписи Э.Мунка) и эклектический стортинг (парламент; 1866, архитектор Э. В. Ланглет). Деловая часть города находится между Карл-Юханс-гате и портом. Промышленные предприятия сосредоточены главным образом в восточной части города (Эсткант). В западной части О. (Весткант) — особняки буржуазии. Среди памятников архитектуры: барочный собор (1690-е гг.), эклектический национальный театр (1891—99, архитектор Х. Булль); ратуша с чертами национальной романтики (1933—50, архитектор А. Арнеберг, М. Поульсон), богато украшенная скульптурой, а внутри — росписями (П. Крог, Э. Мунк, А. Револль и др.)1 функционалистский Дом правительства (1958, архитектор Э. Викшё). В соответствии с генеральным планом развития города (проект Большого О.; 1948—50) застраиваются новые пригородные районы (Лам-бертсетер, Тонсенхаген, Бёдер и др.). Линии метро (главным образом наземные) связывают центр О. с новыми жилыми районами и центром лыжного спорта — Хольмен-колленом. Прилегающая к городу с С. холмистая и лесистая местность Нурмарка — популярная зона отдыха. Многочисленные парки [в т. ч. Фрогнер-парк с гигантским скульптурным ансамблем Г. Вигеланна (1900—43)] и памятники (скульпторы Г. Вигеланн, С. Синдинг и др.).
А. С. Зайцев.
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В О. находятся: университет О. (см. Осло университет), Консерватория, Государственная академия художеств; Норвежская академия наук и литературы; крупнейшие библиотеки — библиотека университета и городская; крупнейшие музеиУниверситетский музей национальных древностей, Норвежский народный музей (основан в 1894), Национальная галерея (основана в 1837), Музей прикладного искусства (основан в 1876), на полуострове Бюгдё находятся музеи «Фрам» и «Кон-Тики». Работают (1973): драматические труппы — Национальный театр (с двумя сценическими площадками), Норвежский театр, Новый театр О., Норвежская опера.
Лит.: Bull Е., Oslo historie, Oslo, 1931; Oslo. Planlegging og utvikling, Oslo, 1960; Berg A., Det gamle Christiania, Oslo, 1965.

Осло. Ресторан «Скансен». 1926—27. Архитектор Л. Баккер.

Осло. Посольство США. 1965. Архитектор Э. Сааринен.

Осло. Общественный центр «Одд Феллоу». 1931. Архитекторы Г. Блакстадт и Х. Мунте-Кос.

Осло. Дом художников. 1930. Архитекторы Г. Блакстадт и Х. Мунте-Кос.

Осло. Новый университетский комплекс в районе Блиннерн. 1960-е гг. Архитекторы Ф. Риннан и др.

Осло. Королевский дворец. 1824—48. Архитектор Х. Д. Ф. Линстов.

Осло. Фрогнер-парк со скульптурным ансамблем (скульптор А. Г. Вигеланн. 1900—43).

Осло. Набережная близ ратуши.

Осло. Университет. 1838—52. Архитектор К. Х. Грош.

Осло. Национальный театр. 1891—1899. Архитектор Х. Булль.

Осло. Трамплин в Хольменколлене в окрестностях Осло. 1963. Архитекторы Ф. Риннан и О. Тветен.

Осло. Вид приморской части города.

Осло. План города.

Советская историческая энциклопедия:

(норв. Oslo — роща богов) — столица Норвегии. Расположена на побережье Осло-фьорда; крупный мор. порт. Первый по населению город Норвегии (в 1964 — ок. 485 тыс. чел.). В пром-сти гл. роль играют машиностроение и судостроение. Ун-т (осн. 1811). Поселение О. возникло в 10 в. на мысе между pp. Лу и Акерсэльв и развивалось до 11 в. как торг. пристань. Со 2-й пол. 11 в. О. — резиденция епископа, в 14 в. (до 1380) — короля. С 15 в. переживал экономич. упадок; в сер. 16 в. О. превратился в небольшой нас. пункт (1500 чел.). В 1624 деревянный О. сгорел, после чего город был перенесен на новое место — зап. сторону мыса Акерсхус (где стал возводиться по плану регулярной застройки и получил новое назв. — Христиания по имени дат. короля Кристиана IV; наз. так до 1924). С 1814 О. — столица Норвегии. С этого времени О. стал расти численно (в 1830-х гг. обогнал по числу жителей Берген) и развиваться экономически (с сер. 19 в. — центр норв. пром-сти и торговли). В 1857 и 1878 границы О. были расширены. С 1905 О. — резиденция короля Норвегии (местом коронации остался Тронхейм). В период 9 апр. 1940 — 8 мая 1945 О. был оккупирован нем.-фаш. войсками, являлся одним из центров Движения Сопротивления норв. народа. В 1952 в О. происходила конференция рабочих сев. стран в защиту мира.
=====
Лит.: Bull E., Oslos historie, 1931.
=====
В. В. Похлебкин. Подольск.

Музыкальная энциклопедия:

(Oslo), в 1624-1924 — Кристиания (Christiania, Kristiania), — столица Норвегии (с 1814), крупнейший экономич., культурный, а также муз. центр. 463 тыс. жит. (на 1 янв. 1976). Сохранились фрагменты ср.-век. культовой музыки; известно, что в многочисл. церквах О. исполнялись григорианские песнопения, в т.ч. "олафская" музыка — гимны, секвенции и др. соч. в честь короля св. Олафа (Олаф II Харальдсон, правил в 1016-28, завершил введение христианства). Одна из старейших сохранившихся муз. рукописей (15 в.) содержит вариант гл. секвенции, посв. св. Олафу, к-рый исполняли в честь св. Хальварда (принявший мученич. смерть канонизированный норв. герой; признан покровителем О.). Одноврем. в О. из Германии проникало светское иск-во шпильманов, к-рые воспевали подвиги викингов (8 — сер. 11 вв.). С 13 в. развивалась светская музыка — при дворе короля Хокона Старого (правил в 1217-63) бродячими музыкантами пелись баллады, заимствованные у англ. и франц. менестрелей и жонглёров (мелодии этих баллад сохранились в старинных норв. нар. героич. песнях). Шпильманы и др. странствующие музыканты играли на струн. смычковых и духовых инструментах; широко использовали нар. мелодии (одну из таких старинных песен в сер. 19 в. записал Л. М. Линнеман; пелась жителями О. на улицах города). Старинные нар. мелодии лежат и в основе церк. песнопений, издавна исполнявшихся в церквах О. С 13 в. музыке обучались в певч. школе при кафедральном соборе (известно из церк. записей сер. 16 в.); старшие ученики упражнялись в 4-5-гол. пении, исполняли аллилуйи, антифоны и др.; под упр. городского кантора они пели не только в церквах, но также на свадьбах и похоронах; из их среды выдвигались и церк. органисты.
В 17-18 вв. в О. получило развитие гор. проф. муз. иск-во; гор. музыканты (органисты, трубачи, литавристы) участвовали в разл. церк. и светских торжествах и обрядах (на оплату музыкантов в 1722 город израсходовал более 1/5 бюджета; органистам платили по 120 риксдалеров в год, инструменталистам — по 100, четырём гор. барабанщикам — по 40). Первый известный гор. музыкант О. (1637) — Петер Трубач. Объединения гор. музыкантов существовали до сер. 19 в. Видную роль в муз. культуре О. 1-й пол, 18 в. играл Г. фон Бертуш, нем. офицертечение 20 лет комендант крепости Акерсхус в О.), автор кантат, трио-сонат, в исп. к-рых участвовал как скрипач и дирижёр. Он был лично знаком с И. С. Бахом, а также И. Маттезоном, был пропагандистом их творчества. В 18 в. важными событиями муз. жизни города были пышные торжества с участием музыкантов по случаю приезда в О. дат. королей (в 1380-1814 Норвегия находилась под дат. господством, в 1814-1905 — в унии со Швецией). В сер. 18 в. в О. впервые выступала итал. оперная труппа П. Минготти (исполнила одну из опер К. В. Глюка). В кон. 18 — нач. 19 вв. оперы разл. зап.-европ. композиторов периодически ставились на драм. сценах силами гастролёров (с 1837 — в гор. т-ре О.). Из-за отсутствия постоянного оперного т-ра в Норвегии оперное творчество норв. композиторов начало развиваться позднее, чем в др. европ. странах, и долгое время носило непрофессиональный характер. В 1825 силами любителей была пост. пьеса X. Бьеррегора "Приключение в горах" с музыкой В. Тране, использовавшего в этом соч. нар. темы (первое нац. муз.-сценич. произв.). Мн. оперы норв. композиторов, работавших в О., ставились в др. странах, гл. обр. в Германии (напр., в Мюнхене пост. в 1893 "Воскресное утро" и в 1900 "Норвежская свадьба" Г. Шьельдерупа). В кон. 18 — нач. 19 вв. в О. существовали частные норв. драм. т-ры, к-рые ставили и оперы. В 1827-99 оперные спектакли шли на сцене "Кристиания-театр". В 1862 в О. гастролировали нем. артисты, поставившие "Волшебную флейту", "Дон Жуана" и "Трубадура". Дважды (в 1874-75 и 1890) оканчивались неудачей попытки организовать в О. постоянный муз. т-р. С 1899 оперы ставились в Нац. т-ре (силами норв. артистов с участием гастролёров); с этого года начался подъём оперного иск-ва в О. (продолжался до 1919), связанный с деятельностью капельмейстера т-ра, видного композитора, скрипача и дирижёра Ю. Хальворсена. Отд. оперы и оперетты давались Норв. т-ром (осн. в 1913), Т-ром комич. оперы (1918-21), Новым т-ром (осн. в 1929). В 1950-58 ряд спектаклей пост. частной Норв. оперой (акционерное об-во, осн. И. и Г. Брюневоллями; худ. рук. венгр И. Пайор). Лишь в 1958 под рук. певицы К. Флагстад была осн. Норв. опера (дир. Ф. Фладму, худ. рук. Флагстад и О. Фьелстад).
Во 2-й пол. 18 в. в О. возникло неск. муз. об-в (по образцу нем. и дат.), в т.ч. Муз. об-во, возглавлявшееся гор. музыкантом П. Хёгом. Он организовал в О. первые симф. концерты (давались в зале ратуши с 1760). Этим об-вам, как и отд. музыкантам, покровительствовали музыканты-дилетанты из богатых купеч. семей — Анкер, Арбин, Коллетт, Лассон, Туллин, Тране. Особенно много сделала для развития гор. муз. иск-ва семья ТранеВальдемар (нач. 19 в.) и его племянник Маркус (2-я пол. 19 в.); М. Тране (также один из рук. рабочего движения) был автором зингшпилей, танцев. В 1799-1828 работало Муз.-драм. об-во, в 1810-38 — Муз. лицей (устраивал концерты и ставил силами учащихся зингшпили и оперы).
В 1-й пол. 19 в. выдвинулись композиторы-любители, в т.ч. авторы популярных нац. гимнов Л. М. Ибсен, К. Блом; в 1840-е гг. — первые крупные проф. комп. Л. М. Линнеман, X. Хьерульф и Р. Нурдрок (работали гл. обр. в О.), чьи произв. отражали расцвет нац. романтизма. С О. связана деятельность крупнейших норв. комп. Ю. Свенсена и Э. Грига, к-рые внесли в муз. культуру города огромный вклад не только своим творчеством, но и муз.-обществ. и конц. деятельностью. Конц. жизнь О. оживила деятельность музыкантов нем. оркестра "Харцферайн", к-рые после гастролей в О. в 1840 и роспуска оркестра вошли в состав муз. коллективов города. Большое значение имели Филармонич. об-во (1846-67) и Абонементные концерты, к-рыми руководили Хьерульф (1857-59) и Григ (1867-1871). В 1871 по инициативе Грига и Свенсена осн. Муз. об-во (в 1919 преобразовано в Филармонич. об-во, при к-ром позднее были организованы хор, струн. квартет и др. ансамбли; его оркестрлучший в стране). Демократич. Просветит. значение имела деятельность Ю. Хорклоу, к-рый организовал и проводил с помощью Рабочего союза симф. концерты (1883-88). Нар. симф. концерты устраивал на собств. средства (1911-18) А. Андерсен-Вингар. Концерты давал оркестр Нац. т-ра (в кон. 1940-х гг. реорганизован в гор. симф. оркестр, к-рый существует и в совр. О.; он прекращал свою деятельность лишь в годы фаш. оккупации — в знак протеста). В 1876 было организовано квартетное об-во; среди многочисл. ансамблей — струн. квартет "Кристиания" (1865-94; позднее назывался Артистич. квартетом), квартет Филармонич. об-ва (с 1919), "Хиндарквартет" (с 1944); Норв. дух. квинтет (с 1955), Дух. квинтет О. (с 1962). С 1877 выступления ансамблей организовывало объединение "Квартет-ферайн" (осн. в 1876).
В сер. 19 в. развитие получили хор. об-ва и союзы; крупнейшие хор. коллективы (мужские) — Норв. студенч. хор. союз (с 1845), хор. об-во О. "Хандельсстанд" (с 1847), Хор. об-во ремесленников О. (с 1848), рабочие хор. об-ва (первые созданы последователями М. Тране в 1850), в т.ч. хор Рабочего союза (1864), Гульдбергский академич. хор (1916), хор "А cappella" (1921); смешанные — хор. об-ва "Цецилия" (1878), "Хольтерс" (1920); жен. студенч. хор (с 1895).
Концерты разл. муз. коллективов проходили в Большом зале масонского ордена, конц. зале братьев Хальс (1880-1930), Миссионерском доме на Кальмайергатене (1898-1950), в Актовом зале ун-та (с 1911), Конц. зале О. (с 1966, архитектор Г. Оберг).
Первое высшее муз. уч. заведение О. — частная Муз. академия, осн. в 1867 Григом и О. Винтер-Эльмом (проект создания обществ. муз. академии, предложенный У. Булем в 1863, не был осуществлён). В 1883 Л. М. и П. Линнеманы (отец и сын) основали консерваторию (П. Линнеман был её директором до 1930, затем ею руководил внук Л. М. Линнемана Б. Т. Линнеман; в 1969 преобразована в "Линнеманс легат", в 1973 — в Гос. высшую муз. школу); среди др. высших уч. муз. заведений — Муз. ин-т Барратта Дуэса (с 1927) и Эстляндская консерватория (с 1959; организована на основе консерватории Вейтведта). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при ун-те.
Ведущие муз. издательства О. — "Вармут" (1843-1909), "Бр. Хальс" (1847-1930; с 1856 — также фп. фабрика), Норв. муз. изд-во (с 1909), "Люкес мусикфораг" (1946), "Мусикхусет" (1939).
С 1917 существует Союз норв. композиторов (в 70-е гг. пред. А. Нурхейм). В О. находятся Норвежский муз. архив (с 1927; крупнейший в стране), включающий фоноархив, а также Нац. музей норв. муз. инструментов. Имеется студия электронной музыки.
Деятельность муз. коллективов в О. до 2-й мировой войны 1939-45 во многом зависела от частных лиц, от поддержки об-ва "Друзья филармонич. оркестра" и Филармонич. об-ва. После 1945 мн. муз. организации стали субсидироваться гос-вом. В 1946 создан Комитет по вопросам музыки, ведающий организацией симф. оркестров, финансированием оперы, строительством конц. залов и пр. Муниципалитет О. занимается устройством выступлений гос. симф. оркестра по Радио, концертов в ун-те, организует гастрольные поездки по стране. В О. работают ведущие норв. композиторы и исполнители (см. Норвежская музыка).
Литература: Lange Кr., Шstvеdt A., Norwegian music, L., (1958) (в рус. пер. — Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967); Huitfeldt H. J., Christiania Theaterhistorie, Kbh., 1876; Кindem J. E., Den norske operas historie, Oslo, 1941; Huldt-Nystrшm H., Fra munkekor til sym-foniorkester, Oslo, 1969; см. также лит. при статьях Норвежская музыка, Григ Э. Х., Нурдрок Р., Свенсен Ю. С.
Э. Гаукстад.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru