Определение слова «МАНН»

Большая советская энциклопедия:

I
(Mann)
Генрих (27.3.1871, Любек, — 12. 3. 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна. Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения литературы прусской Академии искусств. В 1933—40 в эмиграции во Франции. С 1936 председатель Комитета германского Народного фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классических традиций немецкой, французской литератур, модернистских течений конца века. Проблема искусства, художника рассматривается М. сквозь призму социальных контрастов и противоречий современного общества. В романе «Земля обетованная» (1900) собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения М. сказались в трилогии «Богини» (1903). В последующих романах М. реалистическое начало укрепляется. Роман «Учитель Гнус» (1905) — обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодёжи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Роман «Маленький город» (1909) в духе весёлой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка. С начала 10-х годов 20 века развёртывается публицистическая и литературно-критическая деятельность М. (статьи «Дух и действие», «Вольтер и Гёте», обе — 1910; памфлет «Рейхстаг», 1911; очерк «Золя», 1915). За месяц до начала 1-й мировой войны 1914—18 М. закончил одно из самых значительных своих произведений — роман «Верноподданный» (1914, русский перевод с рукописи 1915; первое издание в Германии 1918). В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг — буржуазный делец, оголтелый шовинист — многими чертами предвосхищает тип гитлеровца. «Верноподданным» открывается трилогия «Империя», продолженная в романах «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны. Эти и другие романы М., созданные до начала 30-х годов, по реалистической ясности и глубине уступают «Верноподданному», однако все они отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика М. 20 — начала 30-х годов. Разочарование М. в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию исторической роли социализма. В практике совместной антифашистской борьбы М. в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историческую роль пролетариата (статья «Путь германских рабочих»); против гитлеризма направлены сборники статей М. «Ненависть» (1933), «Настанет день» (1936), «Мужество» (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV — «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938) — вершина позднего художественного творчества М. Исторический фон дилогии — французское Возрождение; герой Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», раскрывается как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. Последние книги М. и романы «Лидице» (1943), «Дыхание» (1949),«Приём в свете» (опубликован 1956), «Печальная история Фридриха Великого» (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958—1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложнённостью литературной манеры. Итог публицистики М. — книга «Обзор века» (1946), сочетающая в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. В книге, дающей критическую оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоенные годы М. поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Переезду М. в ГДР помешала его смерть. Национальная премия ГДР (1949).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—4, 6, 7, 10—12, 14—15, B. — Weimar, 1965—72; Empfang bei der Welt, В. — Weimar, 1967; Der Atem, В. — Weimar, 1970; Verteidigung der Kultur..., B. — Weimar, 1971; в русском переводе — Полное собрание сочинений, т. 1—9, М., 1909—12; Сочинения [Вступительная статья И. Миримского], т. 1—8, М., 1957—58.
Лит.: Фриче В., Сатира на германский милитаризм, в книге: Германский империализм в литературе, М., 1916; Анисимов И., Генрих Манн, в его книге: Мастера культуры, 2 изд., М., 1971; Серебров Н. Н., Генрих Манн. Очерк творческого пути, М., 1964; Знаменская Г., Генрих Манн, М., 1971; Pieck W., Ein unermdlicher Kmpfer fr den Fortschritt, «Neues Deutschland», B., 1950, 15 Mrz, № 63; Abusch A., ber Heinrich Mann, в его книге: Literatur im Zeitalter des Sozialismus, B. — Weimar, 1967; Heinrich Mann 1871—1950, Werk und Leben in Dokumenten und Bildern, B. — Weimar, 1971; Herden W., Geistund Macht. Heinrich Manns Weg an die Seite der Arbeiterklasse, В. Weimar, 1971; Zenker E., Heinrich Mann — Bibliographie. Werke, B. — Weimar, 1967.
Н. Н. Серебров.

Г. Манн. «Верноподданный» (Берлин, 1949). Илл. М. Хёниша.

Г. Манн.
II
(Mann)
Том (15.4.1856, Фолсхилл, графство Уорикшир, — 13.3.1941, Грассингтон, графство Йоркшир), деятель рабочего движения Великобритании. В 1866—70 работал в шахтах, с 1870 рабочий-металлист. Активный деятель Социал-демократической федерации (основана в 1884). Один из организаторов стачки лондонских докеров (в 1889), в 1890—93 председатель союза докеров. В 1893 участвовал в создании Независимой рабочей партии, в 1894—97 был секретарём партии. В 1901—10 жил в Австралии и Новой Зеландии; активно содействовал созданию тред-юнионов и распространению социалистических идей в этих странах. В годы 1-й мировой войны 1914—18 занимал интернационалистские позиции. В 1916 вступил в Британскую социалистическую партию. В 1920 был одним из основателей компартии Великобритании. В 1924—32 почётный председатель «Движения меньшинства» (См. Движение меньшинства).
Соч. в русском переводе: Воспоминания, М. — Л., 1924.

Том Манн.
III
(Mann)
Томас (6.6. 1875, Любек, — 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Родился в старинной бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман «Будденброки» (т. 1—2, 1901) — обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа«Упадок одной семьи» — осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизических закономерностей, но получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утончённых людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, вступавшей в эпоху империализма. В более широком плане «Будденброки» говорят об общем закате буржуазного общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В «Будденброках» ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость и детализованность описаний, сочетание остро аналитического и иронического начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние немецких реалистов 19 века, скандинавских и французских писателей, а также значительное воздействие русской литературы (прежде всего Л. Н. Толстого). К лучшим произведениям М. относятся новеллы («Тристан», 1903, «Тонио Крегер», 1903, и другие), в которых с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуазной практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. «Волшебная гора», в нём дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун 1-й мировой войны 1914—18. Действие развёртывается в высокогорном швейцарском санатории, куда на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития, приближаясь к углублённому гуманистическому постижению мира. В этом смысле «Волшебная гора» продолжает традиции немецкого воспитательного романа, являясь также одним из важнейших философских романов 20 века. Замедленное повествование проникнуто внутренним напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности — поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна «симфоничность» — своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929 М. была присуждена Нобелевская премия.
Во 2-й половине 20-х годов М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в книге «Размышления аполитичного» (1918), он борется против возрастающей опасности гитлеризма (статьи «Немецкая речь. Обращение к разуму», 1930, и другие). Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник» (1930), а также историческая тетралогия на библейскую тему — «Иосиф и его братья» (1933—43, русский перевод, т. 1—2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-исторические истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счёт рационального человеческого мышления.
Переход к широкому изображению исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.
С 1933, после прихода к власти нацистов, М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, противопоставленные фашистскому варварству, утверждаются в романе об И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939) — итоге многолетних раздумий М. над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой.
В 1943 М. начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) — самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению германского фашизма, — вообще о глубоком кризисе капиталистического мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского. Последние годы жизни М. провёл в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955, во время шиллеровских юбилейных торжеств, М. выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 отмечалось во всём мире.
Художественное наследие М. остаётся в центре мировой литературной жизни. Он классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя традиционные формы романа, М. углублял и преображал их. М. придал повествованию особую гармоническую многослойность, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошлое, различные пласты действительности, различные формы её восприятия, наконец, конкретность изображения и философскую глубину проблематики. В России М. становится широко известен с 1910, когда на русском языке начали издавать его первое собрание сочинений.
Соч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben), Bd 1—14, B. — W., 1922—37; Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1—15, Stockh. — Arnst. — W. — Fr./M., 1938—58; Gesammelte Werke, Bd 1—12, В., 1955; Briefe, 1889—1936, Fr./M., 1961; Briefe, 1937—1947, R.-Weimar, 1965; Briefe, 1948—1955, Fr./M., 1965; Autobiographisches. — Das letzte Jahr. Bericht uber meinen Vater. Von Erika Mann, Fr./M., 1968; в русском переводе — Собрание сочинений, вступительная статья Б. Л. Сучкова, т. 1—10, М., 1959—61.
Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И., Томас Манн. Очерк творчества, Л., 1960; Днепров В., Черты романа XX века, М. — Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Сучков Б., Лики времени, М., 1969; Русакова А. В., Томас Манн в поисках нового гуманизма, Л., 1969; Апт С., Томас Манн, М., 1972; Языковый стиль Томаса Манна, Сборник, под редакцией Т. И. Сильман. ч. 1—2, Л., 1973; Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Томас Манн. Библиографический указатель, М., 1956; Havenstein М., Thomas Mann, der Dichterund Schriftsteller, B., 1927; Lukacs G., Thomas Mann, B., 1949; Mann E., Das letzte Jahr, Fr./M., 1956; Diersen I., Untersuchungen zu Thomas Mann, [3 Aufl.], B., 1960; Hilscher E., Th. Mann, Leben und Werk, B., 1965; Das Th. Mann-Buch, Fr./M. — Hamb.,1965; Brgin H. und Mayer H. O., Th. Mann. Eine Chronik seines Lebens, Fr./M., 1965; Berendsohn W. A., Thomas Mann — Knstler und Kmpfer in bewegter Zeit, Lbeck, 1965; Hermsdorf K., Thomas Manns Schelme, B., [1968]; Matter H., Literatur ber Thomas Mann, B. — Weimar, 1972.
Т. И. Сильман, В. Г. Адмони.

Т. Манн. «Маленький господин Фридеман» (1898). Обложка.

Т. Манн. «Фамарь». Илл. Г. Бэмера (1956).

Томас Манн.
IV
(Mann)
Хорас (4.5.1796, Франклин, штат Массачусетс, — 2.8.1859, Иеллоу-Спрингс, штат Огайо), американский педагог и общественный деятель. В 1823—1837 занимался адвокатской практикой. В 1837—48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата Массачусетс, в 1848—53 был членом конгресса США от этого штата. М. отстаивал право человека на свободу и всестороннее развитие независимо от расы, национальности, религиозной принадлежности и имущественного положения. В 1838 организовал журнал «Common School Journal» (выходил в Бостоне до 1852). Широко известны 12 годовых отчётов М. о состоянии народного образования в штате Массачусетс, каждый из которых посвящен группе каких-либо конкретных педагогических проблем (7-й содержит характеристики европейских школ). М. многое сделал для улучшения подготовки учителей в так называемых нормальных школах.
Лит.: Пискунов А. И., Деятельность и педагогические взгляды Гораса Манна, «Советская педагогика», 1955, № 8; Morgan J. E., Horace Mann, his ideas and ideals, Wash., 1936; McCluskey N. G., Public schools and moral education. The influence of Horace Mann, William Torrey Harris and John Dewey, N. Y., 1958; The Republic and the School. Horace Mann on the education of Free Men. Ed. by Lawrence A. Cremin. Fifth Printing, N. Y., 1960.

Словарь по культурологии:

Томас Манн (Mann) (1875-1955)
нем. писатель и мыслитель, автор многочисл. эссе по философии и истории культуры. Путь М. как мыслителя, начавшийся под сильным влиянием Шопенгауэра, Ницше, Вагнера и общей культурной ситуации нем. “конца века”, весь стоит под знаком непрекращающегося движения к более гуманистич. и плодотворной мировоззренч. ориентации. В основном М. работает над преодолением психологии декаданса, глубоко им пережитой. В себе самом М. видит орудие критич. самоочищения нем. “бюргерской” культурной традиции, а в своем творчестве — инструмент “самоопределения” (понимаемого в духе этики позднего Гёте) через самопознание.
Худож. метод М. характеризуется повышенно сознат. отношением к творчеству и творч. процессу. Это проявляется двояко:
1) в его произведения вводятся прямые рассуждения о сущности и по поводу творчества; создание произведения сопровождается рефлексией, к-рая входит интегральной частью в само произведение;
2) исключит. содержанием произведений становится проблематика искусства и творчества, к-рая выполняет у М. роль универсального символа, вмещающего в себя более или менее значит. обществ. тематику. Бытие художника, представленного как творч. личность и творящего свою жизнь как произведение искусства, выступает у М. как аналог самых разл. социальных явлений: проблематика психологии художника раскрывается на образах монарха (“Королевское высочество”) или авантюриста (“Признания авантюриста Феликса Круля”), библейских героев (тетралогия “Иосиф и его братья”) или ср.-век. аскетов (“Фьоренца”, “Избранник”) и т.д. С др. стороны, социальная проблематика оформляется как изображение жизни и творчества художника (“Доктор Фаустус”). Для метода М. характерна автопортретность образа художника, стоящего в центре его произведений; притом это автопортрет не буквальный, а преображенный, экспериментальный, являющийся продуктом транспозиции своего Я на разные ситуации, разные эпохи и с заменой ряда черт на противоположные.
Самое раннее отношение к действительности у М. близко эстетству 90-х гг. 19 в., но очень скоро над эстетич. критерием надстраивается этич. принцип. В центре этики М. стоит проблема взаимоотношения духовной культуры и социальной действительности, выражаемая противоположением двух групп понятий: дух, созерцание, творчество, болезнь — жизнь, действие, здоровье, счастье. Ранний М. под сильным воздействием идей Шопенгауэра (дух как аскетич. преодоление воли к жизни) и Ницше (дух как болезнь) понимает эти антитезы дуалистически: дух рассматривается как начало проблематич., противоречивое, неполноценное, жизнеспособность отождествляется с антидуховностью, а в социальном плане — с агрессивной буржуазностью (“Тристан”, 1902) или в лучшем случае с бюргерской заурядностью (“Тонио Крёгер”, 1903). Шопенгауэр привлекает М. как моралист, пессимизм к-рого — трагическое, но внутренне освобождающее учение, и как истолкователь сущности музыки (музыка всегда остается для М. прообразом всякого искусства). В творчестве Вагнера М. находит выражение тех же колебаний между волей к смерти и волей к жизни.
Существенно, однако, что уже в этот период мы не находим у М. ни доктринерского отрицания “жизни”, как у Шопенгауэра, ни взвинченно-экстатич. воспевания антидуховности жизненного начала, как у Ницше. Сугубо критич. оценка как “жизни”, так и “духа” в их разобщенности (“Тристан”), косвенно выражает потребность преодоления этой разобщенности, хотя такая потребность еще осмысляется как неосуществимое “томление” (“Тонио Крёгер”, “Фьоренца”). От вечного, вневременного характера своих антитез М. переходит к явлению их в конкр. социальных условиях (действительность, как она противостоит искусству), хотя еще считает их непреодолимыми. Перелом подготавливается в повести “Королевское высочество” (оптимистич. решение проблемы достоинства и счастья в противоположность шопенгауэровскому аскетизму), но осуществляется только после Первой мир. войны (“Волшебная гора”, 1924, эссе “Гёте и Толстой”, 1923), выливаясь в требование единства противоположностей. С этого времени противопоставление “жизни” “духу” и т.п. понимается М. не как альтернатива для выбора, но как противоположности в их единстве, способном к равновесию. Это равновесие как условие победы гуманного начала и в творчестве, и в жизни — идеал М. во вторую половину его творч. пути, олицетворение к-рого он видит в Гёте (“Лотта в Веймаре”, 1939, ряд статей и выступлений — “Гёте как представитель бюргерской эпохи”, “Гёте и демократия” и др.) как гуманисте, воплотившем в себе единство духовного и практич. начал. С этой концепцией Гёте связана и тетралогия “Иосиф и его братья” (1933-43), где шопенгауэровский идеал чистоты и духовности, враждебной жизни, снижается в откровенно иронич. мотивах бесплотного ангельского мира и ущербного бытия скопца Потифара (Петепрe), а противоречия “достоинства” и “счастья”, “чистоты” и “жизни” снимаются в гармонич. образе мудрого и деятельно-жизнеспособного Иосифа.
Этика М. теряет свой индивидуалистич. характер и обращается к широким социальным проблемам. Пройдя через период консерватизма и национализма (“Размышления аполитичного”, 1918), М. приходит к утопии справедливого общества, где реализуется искомое слияние духа и деятельности, к истор. оптимизму. К обществ. деятельности М. приводит и своего Иосифа (“Иосиф-кормилец”, 1943). С социально-этич. т. зр. пересматривается проблема “духа”. Для позднего М. противоположны не дух и жизнь, а дух гуманный и антигуманный. В статье “Философия Ницше в свете нашего опыта” (1948) М. подвергает Ницше критике именно за противопоставление духовного жизненному, и жизни — этике.
Испытав сильное влияние романтич. мировоззренч. стиля, М. критически переоценивает его. Как крайнюю степень его вульгаризации М. воспринимает “романтич. варварство” — фашизм (“Слово немца. Воззвание к разуму”, 1930; “Германия и немцы”, 1947, и др.). Анализу мировоззренч. предпосылок фашизма посвящен роман “Доктор Фаустус” (1947).
М. интенсивно работает над проблемой взаимоотношения между рац. и интуитивно-алогической, “олимпийской” и “хтонич.” сферами человеч. психики (мотив гармонии “сновидчества” и “рассудительности” в тетралогии “Иосиф и его братья”), выступая против иррационалистич. оценки интеллекта как разрушителя творч. потенций “души” (полемика против Клагеса). Особый интерес М. вызывает рац. осмысление мифа (работа на материале мифа в романах “Иосиф и его братья” и “Избранник”, мифол. мотивы в др. произведениях, изучение спец. работ по теории мифа — Кереньи, Юнга и др.). Интерес М. к фрейдизму обусловлен тем, что М. видит в нем средство, аналогичное рационализации сферы подсознательного, в частности мифа (“Место Фрейда в истории совр. культуры”, “Фрейд и будущее”), “разоблачение неврозов”, к-рое может быть мобилизовано против фашизма.
Полемически заострены против иррационалистич. идеализации архаич. форм мировосприятия центр. понятия философии культуры позднего М. — понятия иронии (см. Ирония) и пародии. Они истолковываются чрезвычайно расширительно: сама культура определяется как пародия (“Лотта в Веймаре”; ср. также “Замечания к роману “Избранник”, 1951). По мысли М., идея культуры неразрывно связана с идеей традиции, и в этом смысле всякий акт культуры есть “повторение”. Но принцип прогресса требует рефлективного осмысления традиции: отсюда возникает ирония. Архаичные формы духовной культуры (напр., миф) суть для нас объект пиетета постольку, поскольку они служили в прошлом конструктивными орудиями интеллектуального и морального прогресса, но их “наивность”, т.е. их несоответствие нашему рациональному, критич. сознанию, может быть предметом любования только через иронию.
Безответств. любование “наивностью” архаики, не дополненное иронией, есть “соблазн смерти”.
В этич. ориентации своих творч. принципов М. опирался на традиции нем. классики, к-рой он в огромной степени обязан и своей филос. культурой (влияние диалектики Гёте), и на опыт рус. лит-ры (Толстой, Достоевский, позднее Чехов). С установкой М. на этич. принцип интеллектуальной честности связан эстетич. императив “скромности”, т.е. художнической интонации, противоположной всем видам взвинченной, демагогич. патетики.
Соч.: Gesammelte Werke. Bd 1-12. В., 1955: Nachlese. В.; Fr./M., 1956; Th. Mann und К. Kerenyi: Gesprach in Briefen. Z., 1960; Собр. соч. Т. 1-10. М., 1959-61; Иосиф и его братья Т. 1-2. М., 1968.
Лит.: Адмони В.Г., Сильман Т.И. Т. Манн. Очерк творчества. Л., 1960; Lukacs G. Th. Mann. В., 1949; Mayer H. Th.Mann. Werk und Entwicklung. В., 1950; Lesser J. Th.Mann in der Epoche seiner Vollendung. Z., 1952; Thieberger R. Der Begriff der Zeit bei Th. Mann. Baden-Baden, 1952; Nicholls R.A. Nietzsche in the early work of Th. Mann. Berk.; Los Ang., 1955; Allemann B. Ironie und Dichtung. Pfullingen, 1956; Middell E. Thomas Mann. Lpz., 1968; Thomas R.H. Th. Mann: the mediation of Art. Oxf., 1956; Kaufmann F. Th. Mann: The World as Will and Representation. Bost, 1957.
С.С. Аверинцев, А.В. Михайлов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Мифологическая энциклопедия:

В германской мифологии первый человек, сын Туисто, отец родоначальников трех племенных групп германцев — ингевонов, истевонов и герминонов (упоминаемых Тацитом). E. М.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru