Определение слова «мужество»

Толковый словарь Ефремовой:

мужество
I ср.
1. Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.
2. Душевная стойкость и смелость.
II ср. устар.
Зрелость, возмужалость.

Толковый словарь Ушакова:

МУ́ЖЕСТВО, мужества, мн. нет, ср. (·книж. ). Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество.
| Душевная стойкость и смелость. «В ней (революционной песне) звучало железное мужество.» М.Горький. Иметь мужество говорить правду в глаза.

Толковый словарь Даля:

мужество
См. муж

Этимологический словарь Крылова:

Вероятно, образовано в старославянском по методу кальки с греческого andreia, восходящего к существительному andros – "муж, взрослый человек". Греческий суффикс eia передан русским ество.

Толковый словарь Кузнецова:

мужество
МУЖЕСТВО -а; ср. Присутствие духа в опасности, в беде и т.п.; храбрость, бесстрашие. Беззаветное м. Проявить м. Воспитание мужества. М. не покидало кого-л. // Душевная стойкость, смелость. Иметь м. признаться в чём-л.

Малый академический словарь:

мужество
-а, ср.
Присутствие духа в опасности, в беде и т. п.; храбрость, бесстрашие.
Со всех сторон слышны были новые и новые рассказы об отдельных примерах мужества, оказанных нашими солдатами и офицерами. Л. Толстой, Война и мир.
[Андрей] знал, что во главе передового отряда идет комиссар полка Яхно, а во главе колонны — капитан Озеров, и беспредельная вера в этих людей, в их отвагу и мужество наполняла покоем его сердце. Бубеннов, Белая береза.
||
Душевная стойкость, смелость.
— Но станьте вы на научную почву, имейте мужество заглянуть фактам прямо в лицо. Чехов, В усадьбе.
Как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. И. П. Павлов, Письмо к молодежи.

Словарь антонимов русского языка:

ХРАБРОСТЬ — ТРУСОСТЬ
Беззаветная храбрость — отчаянная трусость.
Это была книга, которая отвечала нам на самые прямые вопросы времени: что есть действительная храбрость и действительная трусость. К. Симонов. Читая Толстого...
Королев в обидной форме отказал, сказав, что и трусость иногда выступает в обличье храбрости. Чаковский. Блокада.
В доходчивой, ясной форме с детьми можно говорить о жизни во всех ее проявлениях, о добре и зле, о лжи и правде, о чести и бесчестии, о храбрости и трусости. С. Михалков. Все начинается с детства.
ХРАБРОСТЬ — ТРУСЛИВОСТЬ
— Храбрость, конечно, качество весьма почтенное! — опять вмешался в разговор Плавин. — Но почему же так уж и трусливость презирать; она так свойственна всем людям благоразумным и не сумасшедшим... Писемский. Люди сороковых годов.
СМЕЛОСТЬ — ТРУСОСТЬ
Остин парень неплохой, смелость и трусость у него в нужной пропорции. А. и Б. Стругацкие. Пикник на обочине.
Мне снова захотелось пофилософствовать и снова о смелости и трусости. Как много в русском языке слов для обозначения первого качества (храбрость, отвага, доблесть, геройство и т. д.) и как мало — для обозначения второго! Бялик. Наедине с прошлым.
СМЕЛОСТЬ — РОБОСТЬ
Смелость в суждениях — робость в суждениях.
То, что им казалось робостью, оказалось величайшей смелостью, тончайшим расчетом. Вс. Иванов. Иван Третий.
Мелькали также глупые вопросы, вроде таких: «Что мне теперь лучше, смелость или робость?» Достоевский. Подросток.
МУЖЕСТВО — ТРУСОСТЬ
Мужественный — трусливый
мужественно — трусливо
— Я нахожу, что признать заблуждениезначит проявить мужество, а не трусость. Федин. Необыкновенное лето.
Но в нашем детстве — помните, историки! — и трусости, и мужества истоки. Евтушенко. В полный рост.
ГЕРОЙСТВО — ТРУСОСТЬ
Не много же пришлось тебе испытать этой войны, дорогой боец, хотя и испытал ты ее полной мерой. За один день пережил все, от трусости до геройства. Вас. Быков. Его батальон.
Названов опять улыбнулся. — Мы, помнится, не доспорили с вами о добре и зле, о праве на геройство и трусость. А. Андреев. Спокойных не будет.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мужество, -а; но: орден Мужества

Толковый словарь Ожегова:

МУЖЕСТВО, а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить м. и стойкость.

Новая философская энциклопедия:

МУЖЕСТВО – добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей Античности (наряду с умеренностью [УМЕРЕННОСТЬ], мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужества дал Аристотель. По его мнению, мужество есть стимулированное нравственными мотивами преодоление физической боли, ужасов, страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, которые не подвластны человеку (болезней, несчастных случаев), и не о всех сопряженных со смертельным ужасом вещах, ибо некоторые из них (пожары, бури и т.п.) одинаково ужасны для всех и страх по отношению к ним является нормальной, здоровой реакцией человека. Предмет мужества – смерть, которая считается достойной, прекрасной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» (ММ. 1191 а 24). В качестве типичных и закономерных такие ситуации связаны с военными битвами; мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение взаимно соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда представление о нем как мужской добродетели (соответствующее греч. слово , как и русское «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя мужество представляет собой среднее между страхом и безумной отвагой, оно ближе к отваге, поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле им не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина; в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным; г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения; д) незнание опасности. Во всех этих случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его. Мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него мужество имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.
Мужество – одна из центральных добродетелей аристократического этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах Античности и Средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона мужество – специфическая добродетель стражей). В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой Античности к римской, которая является в большей степени воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает; в одном из латинских звучаний (virtus) оно становится одновременно синонимом доблести и добродетели. Мужество – центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка мужества свойственна также морали мещанства [МЕЩАНСТВО], хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести.
Девальвация и трансформация понятия мужества стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, в ходе которого, по Ф.Ницше, «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» («По ту сторону добра и зла», § 239). Соответственно этому изменению мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Гоббс отказывает ему в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов («Этика», ч. III. Определение аффектов). Кант определяет понятие мужества как умение противостоять врагу нравственного образа мыслей в нас самих, т.е. склонностям; быть мужественным – отваживаться на то, что велит долг. Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть мужество на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальное понимание как добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле – как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная (по Ганди, мужество ненасилия [НЕНАСИЛИЕ]во много раз превосходит мужество насилия [НАСИЛИЕ]). Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.
Литература:
1. Аристотель. Никомахова этика [III]. – В кн.: Аристотель. Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;
2. Платон. Лахет. – В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986;
3. Цицерон. Об обязанностях [I]. – В кн.: Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974;
4. Тиллих Л. Мужество быть. – В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995;
5. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.
А.А.Гусейнов

Грамматический словарь Зализняка:

Мужество, мужества, мужества, мужеств, мужеству, мужествам, мужество, мужества, мужеством, мужествами, мужестве, мужествах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru