Определение слова «Памфлет»

Толковый словарь Ефремовой:

памфлет м.
Художественно-публицистическое произведение сатирического — нередко полемического — характера, направленное против какого-либо политического или общественного явления или отдельного лица.

Толковый словарь Ушакова:

ПАМФЛЕ́Т, памфлета, ·муж. (·франц. pamphlet). Произведение (статья, брошюра и т.п.) злободневного характера, направленное против какого-нибудь лица, общественного или политического явления и т.п.

Большой энциклопедический словарь:

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet) — злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Большая советская энциклопедия:

Памфлет
(англ. pamphlet)
публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого — конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики (См. Публицистика) П.— «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс) — обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как Ирония, сгущенная до Сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем (См. Пасквиль).
П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского (См. Эразм Роттердамский), Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже — памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов (См. Энциклопедисты), а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19—20 вв. можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля, «Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др.
В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.
Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли), «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах», роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.
Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.— Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1—4, L., 1897—98.
В. А. Калашников.

Словарь по культурологии:

(англ. рamphlet) – злободневное сатирическое произведение, цель которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами.

Толковый словарь Кузнецова:

памфлет
ПАМФЛЕТ -а; м. [англ. pamphlet] Злободневное публицистическое произведение сатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-, чего-л. Политический п. П. на короля. П. против монархии.
Памфлетный, -ая, -ое. П. тон статьи. П-ые выпады (такие, как в памфлете).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
памфлет, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПАМФЛЕТ, а, м. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера.
| прил. памфлетный, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

памфлет
Заимств. через нем. Раmрhlеt (с XVIII в.; см. Шульц–Баслер 2, 297) из англ. раmрhlеt от ст.-франц. раmрhilеt – то же: лат. Pamphilus – название комедии ХII в. от греч. имени собств. ; см. Клюге-Гётце 430; Хольтхаузен 137; Гамильшег, ЕW 663.

Грамматический словарь Зализняка:

Памфлет, памфлеты, памфлета, памфлетов, памфлету, памфлетам, памфлет, памфлеты, памфлетом, памфлетами, памфлете, памфлетах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(англ., от palme-feuillet — листок, который держат в руке) — термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающей небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет П. — нападение на политический или общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его выдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире, П. редко касается общего состояния нравов и не пользуется художественными обобщениями; объект его критики — определенные, реальные факты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженным практическим взглядом на политическую жизнь страны. Ввиду того, что П. рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в нем общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никаких предварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетист обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель — общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства. Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей политической борьбы, П. чаще всего чужд соображению беспристрастия и умеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войне все средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля (см.) как своей основной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица, а общественной стороны его деятельности. Краткостьнастолько характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами больше брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указывает также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. В политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; ему посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей литературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны авторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под анонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпоху Возрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в руках гуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточно назвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" Эразма Роттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее — "Lettres provinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений, как Петрарка, Поджио и Валла в Италии, Вимпфелинг, Пиркгеймер, Гуттен, Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развивается особенно в бурную эпоху XVII—XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт, Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Вся политическая история Франции находит себе яркое выражение в богатейшей литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения, "Менипповой сатиры" (см.), во время лиги, "мазаринад" во время фронды до "короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции — Сийеса, Камилла Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева СПб., 1897), монархия Луи Филиппа — в лице де Корменена, вторая империя и третья республика — в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber, "Les Pamphlets de Franois I Louis XIV" (Л., 1834). Классическая страна П. — Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета, долго тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "Молодая Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы подпольных П. XVIII в. см. в ст. П. П. Лыжина, "Два П. времен Анны Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. акд. наук", 1858, VII).
Ар. Г—д.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru