Определение слова «ЛОРЕНЦ»

Большой энциклопедический словарь:

ЛОРЕНЦ (Lorenc) Кито (р. 1938) — лужицкий и немецкий поэт. Пишет на лужицком и немецком языках. Поэмы и циклы стихов, пейзажная лирика: сборники "Новые времена — новые свадьбы" (1961) — "Струга" (1967) — "Ключи и дороги" (1971). Пропагандист лужицкого культурного наследия ("Лужицкая хрестоматия", 1981).
ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад (1903-89) — австрийский зоолог, один из создателей этологии. Разработал учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе (совместно с Н. Тинбергеном); в некоторых трудах распространял биологические закономерности поведения животных на человеческое общество. Нобелевская премия (1973, совместно с Н. Тинбергеном и К. Фришем).
ЛОРЕНЦ (Lorenz) Эдуард Нортон (р. 1917) — американский метеоролог, иностранный член АН СССР (1988). Труды по циркуляции атмосферы и прогнозам погоды.
ЛОРЕНЦ (Лорентц) (Lorentz) Хендрик Антон (1853-1928) — нидерландский физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1910) и иностранный почетный член АН СССР, (1925). Труды по теоретической физике. Создал классическую электронную теорию, с помощью которой объяснил многие электрические и оптические явления, в т. ч. эффект Зеемана. Разработал электродинамику движущихся сред. Вывел преобразования, названные его именем. Близко подошел к созданию теории относительности. Нобелевская премия (1902, совместно с П. Зееманом).

Словарь географических названий:

Лоренц
(Gunung Lorentz), крупнейший заповедник на З. о. Новая Гвинея (Индонезия). Создан в 1919 г. на пл. 2 млн. 150 тыс. га. Уникальное разнообразие ландшафтов на равнине и в горах: от мангровых зарослей на побережье до вершины г. Джая (5029 м). Горные тропические леса. Исключительно богатая фауна позвоночных животных – млекопитающих (леопарды, обезьяны, лемуры), птиц (никобарский голубь, чёрный и белый какаду, райская птица и др.) и пресмыкающихся.

Биология современная энцикопедия:

Лоренц
(lorenz) Конрад (1903—1989), австрийский зоолог, один из основателей этологии. Провёл фундаментальные исследования в области формирования поведения животных (его мотивация, возникновение «ритуальных» поведенческих актов и др.), изучил влияние на поведение животных факторов внешней среды. Автор широко известных книг, в русском переводе – «Кольцо царя Соломона» (1970, 1980), «Человек находит друга» (1971), «Год серого гуся» (1984). Нобелевская премия по физиологии и медицине (1973, совместно с Н. Тинбергеном и К. Фришем).

Большая советская энциклопедия:

I
Лоренц (Lorenz)
Конрад (р. 7.11.1903, Вена), австрийский зоолог, этолог и зоопсихолог. Учился в Нью-Йоркском и Венском университетах. Профессор в Кёнигсберге (с 1940), с 1950 руководитель института физиологии поведения научного общества Макса Планка (ФРГ) в Бульдерне (с 1955 — в Зевизене, Бавария). Один из создателей науки о поведении животных — этологии (См. Этология). Вместе с Н. Тинбергеном разработал учение об инстинктивном поведении (См. Инстинктивное поведение) и его развитии в онто- и филогенезе. Л. принадлежат фундаментальные исследования по вопросам раннего научения (См. Научение) (запечатления) и его роли в формировании поведения взрослых животных, происхождения, развития и «ритуализации» выразительных поз, телодвижений и других форм общения животных в филогенезе, по вопросам мотивации поведения, взаимодействия обусловливающих его внутренних и внешних факторов и др. В ряде случаев неправомерно распространяет биологические закономерности поведения животных на человека и человеческое общество. Нобелевская премия в области медицины (1973).
Соч.: Das sogenannte Bse. Zur Naturgeschichte der Aggression, W., 1963; ber tierisches und menschliches Verhalten, Bd 1—2, Mnch., [1966]; Evolution and modification of behavior, Chi., [1965]; в русском переводе — Кольцо царя Соломона, М., 1970; Человек находит друга, М., 1971.
К. Э. Фабри.
II
Лоренц
Лорентц (Lorentz) Хендрик Антон (18.7.1853, Арнем, — 4.2.1928, Харлем), нидерландский физик, создатель электронной теории. Учился в Лейденском университете (1870—72), в 1878—1923 профессор этого университета. С 1923 директор исследовательского института Тейлора в Харлеме. В своей докторской диссертации (1875) Л. рассмотрел отражение и преломление света с позиций электромагнитной теории Дж. Максвелла (См. Относительности теория) и показал, что на границе 2 сред возникают 4 условия (а не 6, как требовала механическая теория света). Это свидетельствовало о поперечности световых волн и служило доказательством электромагнитной теории света. В 1878 Л. объяснил дисперсию света интерференцией падающих волн и вторичных волн, возникающих при колебаниях заряженных частиц под действием падающих волн. Эта работа была первым шагом к разработке электронной теории, основные положения которой Л. сформулировал в 1892. С точки зрения теории Л. всякое вещество состоит из положительных и отрицательных дискретных зарядов, движением и взаимодействием которых обусловлены электромагнитные явления, а также электрические, магнитные и оптические свойства вещества (см. Лоренца — Максвелла уравнения (См. Относительности теория)). Л. вывел выражение для силы, действующей со стороны электромагнитного поля на движущийся заряд (см. Лоренца сила (См. Относительности теория)).
С помощью электронной теории Л. удалось объяснить многие явления (соотношение между коэффициентом преломления вещества и поляризуемостью — Лоренц — Лоренца формула, связь между коэффициентами тепло- и электропроводности металлов, эффекты Холла, Керра и другое). Л. объяснил Зеемана эффект и предсказал поляризацию компонент зеемановского расщепления (Нобелевская премия, 1902, совместно с П. Зееманом). Классическая электронная теория нашла своё завершение в монографии Л. «Теория электронов» (1909). Электронная теория в том виде, в каком она была создана Л., не только полностью сохранила своё значение до настоящего времени, но и явилась фундаментом многих современных физических представлений.
Л. — автор классических работ по электродинамике движущихся сред. В 1895 он формально ввёл понятие «местного времени» и показал, что уравнения Максвелла приближённо справедливы во всех равномерно и прямолинейно движущихся системах отсчёта. Для объяснения Майкельсона опыта Л. использовал предположение о сокращении продольных размеров в направлении движения тел, высказанное им (и независимо от него ирландским физиком Дж. Ф. Фицджеральдом) в 1892. Ввёл пространственно-временные преобразования, описывающие переход от одной инерциальной системы отсчёта к другой и оставляющие инвариантными уравнения Максвелла (Лоренца преобразования, 1904), а также нашёл зависимость массы от скорости. Эти работы Л. сыграли большую роль в подготовке относительности теории (См. Относительности теория).
Л. принадлежит также ряд работ по термодинамике и статистической физике (применение теоремы вириала к кинетической теории газов, термодинамика термоэлектрических явлений, молекулярная теория разбавленных растворов, применение статистических методов к электронной теории металлов и так далее). Некоторые работы Л. посвящены квантовой теории излучения, общей теории относительности.
Л. был председателем комитета по подготовке проекта частичного осушения залива Зёйдер-Зе (1918—26); для этого проекта он разработал новые математические методы гидродинамических расчётов. Был организатором и председателем Сольвеевских конгрессов по физике (1911—27). Член Комитета Лиги Наций по интеллектуальному сотрудничеству (с 1923, президент с 1927). Член многих академий и научных обществ мира.
Соч.: Collected papers, v. 1—9, Hague, 1934—39; в русском переводе — Принцип относительности, Л., 1935 (совместно с другими); Теория электронов и ее применение к явлениям света и теплового излучения, 2 издание, М., 1953; Старые и новые проблемы физики, М., 1970.
Лит.: Бройль Л., По тропам науки, перевод с французского, М., 1962; Голдберг С., Электронная теория Лоренца и теория относительности Эйнштейна, «Успехи физических наук», 1970, т. 102, в. 2.
В. П. Визгин.

Х. А. Лоренц.

Словарь по культурологии:

Конрад Захариас Лренц (Lorenz) (1903-1989)
австр. ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии — науки о поведении животных (см. Этология).
Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит. анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсберг. ун-те, с 1948 работал в ун-те Мюнстера, затем — в Ин-те физиологии поведения им. М. Планка в Зеевизене.
На его взгляды большое влияние оказали исследования Уитмена, Крейга, Хейнрота, а в области философии и культурологии — идеи Канта, Шиллера, Фрейда. Характерной особенностью его творчества является попытка соединить эволюц. (или функциональное) и теологич. (или причинно-“механизменное”) понимание поведения. Это позволило рассмотреть суть поведения в его субординированности с понятием действия. Для Л. характерно требование междисциплинарности в изучении человека и рассмотрение его поведения в контексте единства естественно-научного и филос. подходов. В отличие от др. ученых, занимавшихся сходной проблематикой, Л. стремился объединить все существующие идеи и теории в единую теорию биологии поведения животных (этологию).
Для Л. наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением осн. механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психики и культуры, с выяснением экол. обусловленности как высшей нервной деятельности, так и разл. типов деятельности культурной. Л. развивал теорию, согласно к-рой любое поведение может выступать как единство наследственного и приобретенного. Помимо инстинктов у человека, как и у высших животных, имеются наследств. образы восприятия (гештальты), они образуют основания для формирования культурных образов, лежащих у истоков культурной картины мира.
Осн. методами решения интересующих его проблем Л. считал сравнительно-истор. (сопоставление форм поведения разл. организмов с целью реконструкции их филогенетич. истории), метод мыслит. реконструкции (метод расследований, или телеономический, противостоящий телеологическому), целостный подход. На основе комплексного использования этих методов для изучения человека Л. пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам. Л. отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредств. значение, что и дает толчок для развития культуры. Т.о., культурные процессы, ведущие к образованию человеч. обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетич. процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, к-рые становятся основанием для развития человеч. культуры. По мнению Л., ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, связанным с канализацией агрессии, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеч. разум, язык, способность к агрессии.
С т. зр. Л., разум обладает двойственной значимостью: он способствует развитию приспособит. реакций, увеличивая потенции человека; разум как способность к абстр. мышлению без строго логич. и морального оформления приводит к разрушению культуры, об-ва, самого человека. Наличие разума способствует развитию у человека способности экспериментирования с внешним миром, что приводит к появлению первых орудий труда и технол. изобретений человека. Труд выступает для Л. как вид деятельности, необходимо присущий человеку и вытекающий из особенностей его физиол. и биол. природы (отсутствие необходимых естеств. средств нападения и обороны).
Абстр. мышление и язык лежат в основе умения человека передавать надиндивидуальный опыт, что и определяет по сути саму возможность культурного развития.
С т. зр. Л., наибольшее значение для социального и культурного поведения человека имеет его способность к агрессии, к-рая актуализируется в форме “воинствующего энтузиазма” — инстинктивной реакции, сформированной в филогенезе и оформленной в рез-те культурного развития. “Воинствующий энтузиазм” является побудит. мотивом к культуропорождающей, творч. деятельности человека (создание ценностей культуры), и культуроразрушающей, деструктивной (революции, войны и т.п.). “Воинствующий энтузиазм” — это борьба человека за социокультурные ценности, к-рые освящены культурной традицией. Ценности могут выступать в конкретной (семья, нация, родина) или абстрактно-образной форме. Л. полагал, что механизм “воинствующего энтузиазма”, связанный с развитием культуры, включает в себя совокупность ценностей, к-рые подлежат защите, четко опр. образ врага этих ценностей, “среду сообщников”, разделяющих данные ценности. На основе искусств. активизации одного или неск. элементов “воинствующего энтузиазма” осуществляется управление человеч. поведением. Манипулирование поведением человека в совр. об-ве достигается с помощью эрзац-ценностей массовой культуры (см. Массовая культура), что ведет к активизации образа врага, к повышению агрессивности, к войнам как необходимой форме существования культуры. Культурными формами, снимающими агрессивность человека, являются помимо войн эрзац-объекты культурно-игровой деятельности, спорт, зрелища. Л. подчеркивал, что культура должна учить человека сознат. контролю над агрессивными реакциями. Если этого не происходит, то развитие культуры приводит к кризису приспособит. инстинктов человека, что обусловливает затем глобальный кризис самой человеч. культуры.
Агрессия трактуется Л. как специфич. нарушение инстинкта, к-рый направлен на поддержание жизни. Л. выступал против психоаналитич. концепции роли и места инстинкта смерти в развитии человеч. культуры, заменяя ее своей теорией “воинствующего энтузиазма” и “терр. самоопределения” человека. Невозможность обуздания человеч. агрессивности, сопряженная с постоянным дефицитом территории из-за роста народонаселения, приводит к нарушению стабильного развития культуры. В этом случае культура утрачивает свою функцию — она перестает выступать как способ сохранения индивидуально приобретенной, но общезначимой информации или способности.
Культура как надфилогенетич. образование содержит исторически приобретенные образцы поведения, к-рые лежат в основе культурной традиции. Культурные достижения человека связаны с закреплением человеч. качеств и образцов поведения, к-рые в первую очередь подвержены влиянию индивидуальных модификаций через воспитание, обучение, социализацию.
Л. полагал, что развитие культуры идет убыстряющимися темпами и сопровождается нарастанием кризисных явлений. Кризисы культуры связаны как с природой человека, к-рый “недостаточно хорош для своей собств. культуры”, так и с несовпадением скорости развития культуры и цивилизации. Историю культуры можно уподобить истории межвидовой борьбы: пока культура развивается автономно, она усложняется, совершенствуется, обогащается, способствуя сохранению общечеловеч. генофонда. Дальнейшая эволюция приводит к утрате своеобразия культуры, к потере ею замкнутости. Стирание границ между культурами свидетельствует о прекращении действия межкультурного отбора, в рез-те чего наступает стагнация.
В конечном счете кризис культуры определяется искажением действия инстинктов. Культура не должна быть репрессивна: ее развитие обеспечивается диалектич. единством унаследованного и усвоенного и признанием ценностной значимости естеств. наклонностей человека. Если же культура приводит к сверхрегулированности биол. форм существования человека, глобальный кризис культуры неизбежен.
Л. описал признаки такого кризиса в своей знаменитой книге “Восемь смертных грехов цивилизованного человечества” (1973). К факторам, вызывающим кризис культуры, он относит перенаселенность Земли, что приводит к дефициту территории и переизбытку общения; загрязнение окружающей среды, связанное с утратой человечеством перспектив; ускорение темпов развития, сопряженного с иллюзорными целями; “размягчение чувств”, деградация естеств. ощущений, сильных переживаний, глухота; накопление генетич. брака, генетич. деградация, связанная с идеологией равенства; отказ от традиций, борьба поколений как внутривидовое противостояние, отсутствие преемственности; подвластность человечества доктринам, манипулирование поведением людей посредством идеологии, абсолютная вера в силу науки; изобретение техники самоуничтожения, ядерного оружия.
Т. о., совр. культура для Л. — проявление инволюционных процессов в истории человечества.
Идеи Л. оказали большое влияние на развитие концепций совр. социобиологов, на разработку теории генно-культурной коэволюции Уилсона и Ламздена, на практику антропол. исследований.
Соч.: Uber die Bildung des Instinktbegriffes // Die Na-turwissenschaften. В., Jg. 25, 1937. Hf. 19, 20, 21; Evolution and Modification of Behaviour. L., 1966; Die instinktiven Grundlagen menschlicher Kultur // Die Naturwissenschaften. В., 1967. Jg. 54. Hf. 15/16; Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969, № 11; Год серого гуся. М., 1984; Кольцо царя Соломона. М., 1978; 1995; Человек находит друга. М., 1992; Врожденный запрет братоубийства // Диалоги продолжаются. М., 1989; Агрессия. М., 1994.
Лит.: Berger К. Konrad Lorenz. Berneck, 1990; Evanz R.I. Konrad Lorenz. N.Y.,; L., 1975; Die Naturwissenschaft vom Menschen: eine Einfuhrung in die vergleichende Ver-haltensforschung; das “Russische Manuskript” (1944-1948). Munch., 1992; Панов Е.Н. Этология — ее истоки, становление и место в исследовании поведения. М., 1975; Холличер В. Человек и агрессия: 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М., 1975; Воронин Л. Г. Эволюция высшей нервной деятельности: Очерки. М., 1977; Шишкин А.Ф. Человеч. природа и нравственность. М., 1979; Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: Критич. анализ. М., 1988.
Г.М. Пономарева.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Лоренц, -а: преобразования Лоренца, сила Лоренца, уравнения Лоренца — Максвелла

Новейший философский словарь:

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад Цахариус (1903-1989) — австрийский биолог и философ, основатель «эволюционной эпистемологии». Лауреат Нобелевской премия по физиологии и медицине (1973). Профессор философии Кенигсбергского университета (с 1940). В советском плену (1944-1948). Почетный профессор университета в Мюнхене (1947). Основатель Института сравнительного исследования поведения животных в Альтенберге (1949). Директор Института физиологии поведения имени М. Планка в Зеевидене (1961-1973). Заложил теоретические основы и систему фундаментальных понятий и категорий современной этологии (инстинкт; научение; импринтинг, т.е. способ опознавания особей своего вида в половом поведении; механизмы поведения животных в ситуациях борьбы за доминирование и конфликтах и др.). В своих произведениях «Агрессия (так называемое Зло)» (1963), «Эволюция и модификация поведения» (1965), «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1971) и др. осмысливал изменения когнитивных процессов от уровня инстинктов до самосознания, механизмы адаптации живых существ к внешней среде, значение внутренней совокупности мотиваций и напряженности (фрустрации) в генезисе агрессивного поведения. Высказал предположение о том, что врожденные характеристики мыслительного аппарата людей и обусловленные их психофизической организацией процедуры восприятия обусловлены закономерностями естественного отбора в ходе адаптации человека к окружающей среде. Личный опыт индивидов не определяет когнитивные параметры устройства нашего познания, однако в контексте исторической эволюционной перспективы последние могут быть истолкованы как продукт процесса развития посредством проб и ошибок: т.обр. формы и категориальная организация нашего мышления предстают исключительно в качестве релятивных гипотетических образований. Естественнонаучное знание, по Л., строится на индуктивных принципах — наиболее существенно сведение сути законов низких уровней организации реальности к закономерностям более высокого порядка. При этом объяснение природы более низких структурных уровней может явиться и самодостаточным вне анализа высших «этажей» системы. Однако Л. полагал, что понимание природы элементов сложных систем, как правило, достижимо лишь целостно и в единстве. Выражая тревогу по поводу тенденций дегуманизации жизни соврменного человечества, Л. особо акцентировал внимание на тенденциях перенаселения и сужения жизненного пространства индивидов, деформации темпов жизни людей под воздействием технического прогресса, генетическое вырождение, распад традиций в контексте гипертрофированной значимости идеологических догматов.

Новая философская энциклопедия:

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад (7 ноября 1903, Вена – 27 февраля 1989, Альтенберг) – австрийский биолог и философ, один из основателей эволюционной эпистемологии. Окончил Нью-Йоркский и Венский университеты. С 1940 профессор Кенигсбергского университета, с 1950 – руководитель Института физиологии поведения (Зевизен, ФРГ). Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. В 1941 опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих a priori Канта, можно объяснить на основе достижений генетики и биологической теории эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Априоризму Канта может быть дана эмпирическая интерпретация. Априори существует в силу наследственной дифференциации центральной нервной системы, специфичной для разных видов и определяющей наследственную предрасположенность мыслить в определенных формах. «Априорные» формы мыслиследствие адаптации и развиваются в ходе эволюции. С кон. 50-х гг. Лоренц занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы.
Сочинения:
1. Агрессия: так называемое зло. М., 1994;
2. Кантовская доктрина априори современной биологии. – «Человек», 1997, № 5;
3. Das sogenannte Bse. Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963;
4. Die Acht Tdsnden der zivilisierten Menschheit. Mnch., 1971;
5. Die Rckseite des Spiegels. Mnch.–Zrich, 1973;
6. Der Abbau des Menschlichen. Mnch.–Zrich, 1983.
Литература:
1. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.
Е.А.Гороховская

Научно-технический словарь:

ЛОРЕНЦ (Lorentz) Хендрик Антон (1853-1928), голландский физик и профессор Лейденского университета. Вначале работал над проблемами теории ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, выдвинутой Джеймсом Клерком МАКСВЕЛЛОМ. Пытаясь объяснить, что скорость света для всех наблюдателей одинакова, предположил, что движущиеся предметы сжимаются в направлении движения. Вывел уравнения, которые привели его к формулировке понятия ЛОРЕНЦА-ФИЦДЖЕРАЛЬДА, что перекликается с теорией ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ Альберта ЭЙНШТЕЙНА, появившейся позже. Также работал над теорией эффектом ЗЕЕМАНА, за которую он и Питер ЗЕЕМАН были награждены Нобелевской премией в области физики в 1902 г. см. также ФИЦДЖЕРАЛЬД, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЛОРЕНЦА.
ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад (1903-89), австрийский этолог — новатор, изучавший поведение животных в среде обитания. В отличие от психологов, изучавших поведение животных в лаборатории, делал это в природных условиях. Отмечал, что инстинкты играют основную роль в поведении животного, например, в ИМПРИНТИНГЕ, посредством которого животные учатся наследовать поведение родителей. Некоторые из его взглядов отражены в книге «Об агрессии» (1966). В 1973 г. получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины вместе с Нико-лаасом ТИНБЕРГЕНОМ и Карлом фон ФРИШЕМ. см. также ЭТОЛОГИЯ.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru