Определение слова «социобиология»

Большой энциклопедический словарь:

СОЦИОБИОЛОГИЯ — междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, эволюционной теории, социальной психологии, этнографии и др. Сложилось в 70-е гг. 20 в. (главным образом в США — Э. О. Уилсон, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден, и др.). Социобиология исходит из возможности обнаружения у животных предпосылок поведенческих форм, свойственных человеку. Исследуя альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и др. типы поведения, социобиология стремится установить их инварианты у животных и человека. Социобиология ставит проблему взаимосвязи биологического и культурного развития (концепция т. н. генно-культурной коэволюции) — синтеза биологического и социогуманитарного знания.

Биологический энциклопедический словарь:

(от лат. societas — общество, био... и ..логия), направление в биологии; изучает биол. основы социального поведения живых существ, включая человека. С. опирается на данные популяц. генетики, этологии, экологии и эволюц. теории; С. человека использует также данные социологии, социальной психологии, антропологии и этнографии. В социобиол. исследованиях сопоставляются формы социального поведения человека и животных, анализируется роль биол. и социальных факторов в становлении индивида и человеческого общества. Как самостоят, направление С. сложилась на Западе (гл. обр. в США) в 70-х гг. 20 в. С. опирается на 3 осн. концепции. Согласно концепции «эволюционно стабильной стратегии» (Дж. Мейнард Смит) преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены иными, если им следует большая часть особей. В случае появления в популяции мутанта, чьё поведение отличается от общепринятого и не включает в себя полезных для сообщества признаков, такое поведение в популяции не закрепится. Из концепции «совокупной приспособленности» (У. Д. Хамилтон) следует, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и имеющие с ними общие гены ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа. Так, в сообществах насекомых (напр., пчёл) сестринские особи, имеющие 75% общих генов, не отделяются от сообщества с целью производства собств. потомства, а остаются в популяции для оказания помощи матке в выращивании молодняка. В основе концепции альтруистического поведения лежит представление о способности особи «жертвовать» собой в интересах другой особи (вида). В С. исследуются разл. модели обществ, поведения организмов. Основное внимание уделяется изучению «альтруистически-эгоистических», половых (ухаживание, выбор партнёра, выращивание потомства и др.) и агрессивных (доминирования, территориальности и др.) форм поведения. Для социобиол. исследований нередко характерна антропоморфизация исследуемых явлений (применение социологич. понятий для объяснения биол. феноменов) или их биологизация (объяснение биол. понятиями фактов социальной действительности, распространение на человека закономерностей, действующих в биол. сообществах, объяснение социальных явлений с чисто генетич. позиций). В советской науке проблемы, сформулированные в С, рассматриваются в рамках генетики поведения и экологии животных и человека, а задача интеграции данных биологии и обществ, наук решается на основе марксистской концепции соотношения биол. и социальных факторов в развитии человека.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
социобиология, -и

Новейший философский словарь:

СОЦИОБИОЛОГИЯ — междисциплинарное научное направление второй половины 20 в., сложившееся, в основном, в США в 70-е. Основной целью С. является введение в общественные науки методов биологических наук, которые позволили бы с точностью и определенностью получать и прогнозировать результаты социального поведения людей, используя данные генетики, этологии, эволюционной теории, этнографии, социальной психологии и других наук о человеке. Первоначально в С. изучалось поведение животных и их сообществ, затем С. распространила область своих исследований и на анализ различных форм общественного поведения. Основоположником С. считается американский зоолог Э. Уилсон, который в своих работах «Социобиоло-гия: новый синтез» (1975), «Биофилия» (1984) сформулировал основные положения С. на основе данных естественных и гуманитарных наук. Он предпринял попытку анализа некоторых форм социального поведения человека по аналогии с поведением животных. При этом он утверждал, что человеческое поведение обусловлено естественным отбором и предопределено генетически; а основная задача С. состоит в определении генов, влияющих на поведение индивидов. По мнению Уилсона, основной проблемой С. является вопрос о существовании генетической предрасположенности вхождения индивида в тот или иной класс или социальную группу и выполнения им своих социальных ролей. Помимо Уилсона проблемами С. занимаются многие ученые, например, Д. Бэ-рэш, Ч. Ламсден, Дж. Смит, У. Хамилтон и др. При исследовании общественного поведения выделяются такие его формы, как альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и др. С. опирается на три основные концепции: 1) — концепцию «эволюционно стабильной стратегии» (Смит), основным тезисом которой является положение о том, что преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены другими, если им следует большая часть особей. Поведение члена популяции, отклоняющееся от общепринятых норм и не имеющее полезных для популяции свойств в популяции не закрепляется; 2) — концепцию «совокупной приспособленности» (Хамилтон), суть которой в том, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции; 3) — концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида. При этом отмечается, что альтруистическое поведение может играть важную роль в эволюции, если ему следует значительная часть популяции, тогда польза от него перевешивает вред, причиняемый особи-альтруисту (эта концепция не является в С. общепринятой). В целом для социобио-логических исследований характерна, с одной стороны, антропоморфизация исследуемых явлений, заключающаяся в использовании социологических категорий для объяснения и анализа биологических явлений, а, с другой стороны, биологизация изучаемых объектов, состоящая в объяснении социальных явлений биологическими методами и понятиями, с генетических позиций, распространение на социальное поведение человека закономерностей существования биологических сообществ.

Большой психологический словарь:

(англ. sociobiology) — область на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические основы социального поведения животных и человека. Определяя понятие «адаптивность», современная эволюционная биология в самом общем виде формулирует его как успех в воспроизводстве генов, т. е. в способности оставлять сильных в репродуктивном отношении потомков. Поэтому, полагают социобиологи, любое живое существо, в т. ч. и человек, не может оказаться вне действия «репродуктивного императива» как своеобразного регулятора (в случае человека — морального), свойственного его биологическому статусу и иерархизирующего мотивационно-потребностную (в случае человека — еще и ценностную) сферу.
Согласно социобиологам (Э. Уилсон, Р. Докинс, Р. Триверс и др.), роль генотипа по отношению к развитию индивида выступает в 2 взаимосвязанных планах: 1) как программа, на основе которой и при взаимодействии со средой складывается фенотип; 2) как конечная цель фенотипического существования. Принцип «репродуктивного императива» утверждает, что «стремление» генов к самовоспроизведению является детерминантой взаимоотношений между индивидами, деятельность которых должна обеспечить генам безопасность. При этом термины, представленные в кавычках, не относясь непосредственно к внутренней мотивации живого существа, используются в социобиологии для того, чтобы избежать громоздких выражений типа: индивиды ведут себя так, как будто хотят максимизировать свою генетическую приспособленность.
Согласно введенным Э. Уилсоном и Ч. Ламсденом представлениям о гено-культурной коэволюции, культура формируется биологическими императивами, а биологические свойства несут отпечаток истории культуры: маловероятны как чисто генетическая, так и чисто средовая модели передачи культуры, наиболее вероятна модель гено-культурной коэволюции: культура обеспечивает биологическую адаптацию человека и не является антагонистом эволюционно-генетического процесса. Гены предопределяют некие структуры в психике человека (эпигенетические правила), генетическая изменчивость которых определяет, по крайней мере, часть внутрипопуляционной изменчивости психических особенностей. Индивиды, чьи выборы благоприятны для выживания и воспроизводства их генетического материала внутри современной им культуры, передают больше генов будущим поколениям, что, в свою очередь, отражается на структуре эпигенетических правил.
Социальность рассматривается в С. как продукт эволюционно-генетического процесса. При этом «первичным социумом», имеющим биологическую природу, объявляется связь «родитель—ребенок», выступающая «как устройство, увековечивающее гены». Воспитание детей носит генетически-адаптивный характер, служит собственному «генетическому интересу» родителей. Репродуктивный императив настойчиво требует: воспроизводи свои гены каким угодно способом — то ли оставляя много потомков, то ли обеспечивая лучшие возможности для последующего воспроизводства небольшому количеству потомков. Родительская привязанность обратно пропорциональна уровню рождаемости. Каждое поколение людей является потомками индивидов, рассматривающих воспроизводство генов как положительную ценность. Отсюда выводится устойчивость в нормах родительского поведения, направленного в конечном счете на воспитание адекватной репродуктивной установки у детей. На всех уровнях филогенеза отдельный организм представляет собой колонию генов, объединившихся и кооперирующихся для более успешного выживания с генами организмов — биологических родственников (часть генов родственников является общей). С этим связывается происхождение альтруистического поведения (см. АЛЬТРУИЗМ) по отношению к биологическим родственникам, а также к собратьям по виду.
К С. проявили интерес представители различных отраслей психологии: когнитивной психологии, зоопсихологии, психогенетики, психологии личности, психологии семьи, семейной терапии, этнопсихологии, психологии религии. Вместе с тем, по мнению многих зарубежных и отечественных теоретиков психологии, ряд положений социобиологов требуют критической оценки как недоучитывающих качественную специфику человека, а также поверхностно интерпретирующих включенность человека в эволюционно-генетические и культурно-исторические системы взаимодействия. (А. З. Шапиро.)

Социологический словарь:

СОЦИОБИОЛОГИЯ (от лат. socie-tas — общество,грея, bios — жизнъм logos — слово, учение) — англ. socto-biology; нем. Soziobiologie. Научное направление, признающее основную роль в объяснении соц. поведения живых существ, включая человека, генетического фактора.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru