Определение слова «Кропоткин»

Большой энциклопедический словарь:

КРОПОТКИН (до 1921 Романовский Хутор) — город (с 1921) в Российской Федерации, Краснодарский кр., на р. Кубань. Железнодорожный узел (Кавказская). 75,6 тыс. жителей (1991). Пищевая, машиностроительная, химическая промышленность. Возник в 1880 как железнодорожная станция. Назван по имени П. А. Кропоткина.

Словарь географических названий:

Кропоткин
Город в Краснодарском крае, в 136 км к СВ. от Краснодара, на правом берегу Кубани. 85 тыс. жителей (2003). Крепость Кавказская (1792) построена для защиты юж. границ России, рядом с ней возникла станица Романовская. До 1921 г. – Романовский Хутор (в 1917 г. – г. Родзянко), с 1921 г. Кропоткин. Пищ., хим., строит., деревообр. пром-сть. Покровский собор. Жел.-дор. узел (станция Кавказская с 1874 г.) и узел автодорог. Бывали: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, декабристы В. Ф. Раевский, А. А. Бестужев-Марлинский.

География. Современная энциклопедия:

Кропоткин
Пётр Алексеевич (1842–1921 ), князь, российский революционер, теоретик анархизма, учёный-географ и геолог. Провёл исследования следов древнего оледенения на Вост. Саяне (1865 ), Патомском нагорье и Витимском плоскогорье (1866 ), изучал ледниковый рельеф и геологическое строение Финляндии и Швеции (1871 ). В классическом труде «Исследование о ледниковом периоде» (1876 ) суммировал доказательства и изложил свою теорию древних оледенений равнин Сев. полушария. С 1876 г. – в эмиграции, участник международных анархических организаций. И в эмиграции продолжал научные изыскания в области биологии, географии, геологии, этики, социологии. В отличие от последователей Ч. Дарвина, Кропоткин утверждал, что гл. фактором эволюции живой природы служит не борьба за существование, а взаимная помощь («Взаимопомощь как фактор эволюции», 1902, русский перевод – 1904 ).

Большая советская энциклопедия:

I
Кропоткин
Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва, — 8.2.1921, Дмитров, похоронен в Москве], русский революционер, один из теоретиков Анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя. Окончил Пажеский корпус (1862), служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1864 путешествовал по неизученным районам Северной Маньчжурии, в 1865 — по северному склону Восточного Саяна, в 1866 исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье (Олёкминско-Витимская экспедиция Русского географического общества). По окончании экспедиции вышел в отставку (1867) и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом комитете министерства внутренних дел.
Ещё в Пажеском корпусе в значительной мере под влиянием «Колокола» и «Современника» складывались демократические воззрения К.; дальнейшее развитие они получили в годы пребывания его в Сибири, где он наблюдал жизнь народа, был свидетелем полевого военного суда в Иркутске над участниками Кругобайкальского восстания (См. Кругобайкальское восстание 1866) (1866). Позднее революционное движение в Западной Европе, особенно Парижская Коммуна 1871, деятельность Первого Интернационала и чтение социалистической литературы придали его взглядам революционный характер. В начале 1872, посетив Бельгию и Швейцарию, он примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в мае, возвратившись в Россию, вошёл в общество чайковцев (См. Чайковцы). К. вёл пропаганду среди петербургских рабочих, составил записку «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873), в которой отразилось анархическое направление его взглядов. В 1874 арестован и заключён в Петропавловскую крепость, в 1876 бежал из тюремного госпиталя и эмигрировал за границу. Провёл в изгнании свыше 40 лет. С 1879 К. издавал в Женеве газету «Револьте» («Le Rvolt»). В 1881 выслан из Швейцарии, а в 1883 на Лионском процессе анархистов приговорён к 5 годам заключения. В результате протестов общественности в 1886 освобожден из французской тюрьмы. Поселившись в Англии, К. занялся теоретической разработкой проблем анархизма, научной работой в области социологии, биологии, географии; сотрудничал в парижских журналах «Револьт» («La Rvolte») и «Тан нуво» («Les Temps Nouveaux»), основал в Лондоне газету «Фридом» («Freedom»), был одним из хранителей фонда помощи русским эмигрантам. К. называл своё учение анархическим коммунизмом, обоснованию его он посвятил ряд работ (на французском и английском языках): «Речи бунтовщика» (1885, рус. пер. 1906), «Хлеб и воля» (1892, рус. пер. 1902), «Анархия, её философия, её идеал» (1896, рус. пер., 1900), «Современная наука и анархия» (1913, рус. пер. 1918) и др. Разделяя основные принципы родоначальников анархизма, он, в отличие от П. Ж. Прудона, был сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт (как считал М. А. Бакунин), а сознательное действие народа, оплодотворенное революционной мыслью. К. различал в обществе два враждебных начала: «народное» и «начальническое», борьба между которыми составляет содержание исторического процесса. Поступательное развитие общества, по мнению К., осуществляется в форме чередования революционных скачков и эволюционных процессов. Главным содержанием будущей социальной революции К. считал революционное творчество масс, а будущее общество представлялось ему союзом вольных общин, объединённых свободным договором. По мысли К., первоочередные задачи социальной революции составляют: экспроприация всего, что служит или может служить эксплуатации (в т. ч. и предметов потребления), установление прямого обмена городских товаров на с.-х. продукты, интеграция труда (обработка земли не только сельскими, но и городскими жителями, соединение интеллигентного и физического труда), сочетание умственного образования с физическим трудом. Анархо-коммунистическая утопия К. выражала интересы мелкого производителя.
Анархическая доктрина К. непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Установив, что все биологические формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, К. перенес это положение и на общественную жизнь. Наряду с этим К. признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению К., не должна превращаться в борьбу за власть, которая якобы неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный К. закон взаимной помощи и солидарности лег в основу его этического учения. Основы человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании, а истоки их — в инстинкте взаимопомощи, который человек перенял из мира животных. В противовес анархическому индивидуализму, К. стремился построить реалистическую этику («физику нравов»).
В 1900—09 К. входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, сотрудничал в анархистских изданиях «Хлеб и воля» (1903—06, 1909) и «Листок «Хлеб и Воля»» (1906—07). В годы Революции 1905—07 выступал в её поддержку, против карательной политики царизма. В 1907 в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историческом исследований «Великая французская революция 1789—1793» (1909, рус. пер. 1914), явившемся итогом 25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И. Ленина, К. первым показал роль парижских секций и крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914—18 К. занимал оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В июне 1917 возвратился в Россию, в августе выступил на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру».
Оставаясь противником государственной власти, К. признал международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль Советов. С 1918 К. жил в Дмитрове. В 1919—20 встречался с Лениным. Летом 1920 обратился к международному пролетариату с призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о вооружённом вмешательстве в дела России». В русском революционном движении анархические идеи К. не сыграли значительной роли. Известное распространение они имели в странах Западной Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке, Индии. Как учёный-естествоиспытатель К. известен своими работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири К. начал разработку схемы её орографии («Общий очерк орографии Восточной Сибири», «Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875) и впервые обнаружил следы древнего оледенения и вулканизма в Восточном Саяне. С 1868 К., став секретарём отдела физической географии Русского географического общества, работал над проблемой освоения северных морей и теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши («Доклад комиссии по снаряжению в северные моря», 1871), открытой два года спустя и получившей названия Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. В работе «Исследования о ледниковом периоде» (т. 1, 1876; т. 2 не изд.) привёл доказательства широкого распространения в антропогеновое время материкового оледенения на территориях Европы, Азии и Северной Америки. К. показал, что многие рыхлые отложения (валуны, пески и др.) и ряд форм ледникового рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате существования и деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти взгляды полностью подтвердились дальнейшими исследованиями (см. Ледниковая теория). За границей К. сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и люди. Всеобщая география». Участвовал в работе Лондонского географического общества, писал статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9—11 изд., 1875—1911), был сотрудником (1883—1917) журнала «The Nineteenth Century and after XIX—XX», в котором сменив Т. Гексли, вёл научное обозрение (1892—1901). В 1893 К. избран членом «Британской научной ассоциации». В 1897, побывав в Канаде, высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири. В 1903—04 выдвинул гипотезу о «высыхании европейско-азиатского материка» в послеледниковое время, которое подразделял на «озёрный период» и«период высыхания» («The Desiccation of Eur. -Asia», «Geographical Journal», 1904, v. 23, № 6); эта гипотеза вызвала, однако, возражения со стороны ряда учёных (Л. С. Берг и др.).
Именем К. названы: хребет в Патомском нагорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, гора в Олёкминском Становике, город в Краснодарском крае, посёлок городского типа в Иркутской области.
Соч.: собр. соч., т 1,4,5,7, СПБ, 1906—1907; Собр. соч., т.1—2, М., 1918—19; Дневник, М.— П., 1923; Переписка Петра и Александра Кропоткиных, т. 1—2, М.— Л.,1832—33; Записки революционера, М., 1966.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2); Бонч-Бруевич В. Д., Памяти Кропоткина. Встреча В. И. Ленина с П. А. Кропоткиным, Избр. соч., т. 3, М., 1963; Блюм Р. Н., Взгляды П. А. Кропоткина на революцию, «Уч. записки Тартуского ун-та», 1969, в. 241; Старостин Е. В., О встречах В. И. Ленина и П. А. Кропоткина, «Археографический ежегодник за 1968 г.», М., 1970; Анисимов С. С., Путешествия П. А. Кропоткина. М.— Л., 1943; Соколов Н. Н., П. А. Кропоткин как географ, «Труды ин-та истории естествознания АН СССР», т. 4, М., 1952; Пирумова Н. М., П. А. Кропоткин, М., 1972 (библ.).
Н. М. Пирумова.

П. А. Кропоткин.
II
Кропоткин
Пётр Николаевич [р. 11(24).11.1910, Москва], советский геолог, член-корреспондент АН СССР (1966). Окончил Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе (1932). Заведующий тектоно-геофизической лабораторией Геологического института АН СССР (с 1959). Основные исследования связаны с вопросами региональной геологии (Казахстан, Дальний Восток) и геотектоники (тектоническое развитие земной коры и Земли в целом, дрейф материков, связь гранитного магматизма с тектоническими процессами). Награжден орденом Красной Звезды и медалями.
Соч.: О происхождении гранитов, «Советская геология», 1940, № 9; Современные геофизические данные о строении Земли и проблема происхождения базальтовой и гранитной магмы, «Изв. АН СССР. Сер. геологическая», 1953, №1; Геологическое строение Тихоокеанского подвижного пояса, «Тр. Геологического ин-та АН СССР», 1965, в. 134 (совм. с К. А. Шахварстовой); Проблема дрейфа материков (мобилизма), «Изв. АН СССР. Физика Земли», 1969, № 3; Возможная роль космических факторов в геотектонике», 1970, №2.
III
Кропоткин (до 1921 — Романовский Хутор)
город в Краснодарском крае РСФСР. Расположен на правом берегу р. Кубань. Ж.-д. узел (Кавкавзская) на пересечении линий Ростов-на-Дону — Баку и Краснодар — Севастополь. 70 тыс. жителей в 1972 (27 тыс. в 1926, 42 тыс. в 1939). Вырос в конце 19 в. как транспортый, затем как торгово-транспортный узел. Один из центров пищевой промышленности края: маслоэкстракционный, плодоовощеконсервный, молочный, пивоваренный заводы, мясокомбинат, мелькомбинат. Развивается химическая, стройматериалов промышленность, машиностроение. Имеются химический завод, фабрика бытовой химии, заводы железобетонных изделий, «Спецэлеватормельмаш», деревообрабатывающих станков и др. Вечерний техникум ж.-д. транспорта, медицинское училище. Переименован в честь П. А. Кропоткина.
IV
Кропоткин (до 1930 — Тихоно-Задонский)
поселок городского типа Иркутской области РСФСР. Расположен на Патомском нагорье, в 135 км к С.—В. от г. Бодайбо. Добыча золота. Переименован в честь П. А. Кропоткина.

Советская историческая энциклопедия:

(Крапоткин), Петр Алексеевич (27.XI.1842 — 8.II.1921), князь, — рус. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ. В 1862 окончил Пажеский корпус. Был офицером Амурского казачьего войска. Объездил Амурскую обл. и Сев. Маньчжурию. По поручению Рус. географич. об-ва, членом к-рого был К., участвовал в Олекминско-Витимской экспедиции. Произвел в бассейне Амура и в Восточной Сибири важные исследования, результаты к-рых опубл. в "Записках РГО": "Общий очерк орографии Вост. Сибири" и "Материалы для орографии Вост. Сибири" (т. 5, 1875). Большим событием в науке были "Исследования о ледниковом периоде" К. (ч. 1-2, т. 7, 1876).
=====
В 1872 К. окончательно порвал со своим классом и стал революционером. Примкнул к бакунинскому крылу в 1-м Интернационале. Вошел в орг-цию чайковцев, играл в ней видную роль. Вел активную пропаганду среди петерб. рабочих. Составил два документа: "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" (1873) и "Программа революц. пропаганды" (1874), в к-рых впервые в общих чертах сформулировал свою анархистскую программу, сложившуюся в значит. мере под влиянием П. Прудона и М. А. Бакунина. В 1874 К. был арестован, в 1876 ему удалось бежать в Англию. В 1877 переехал в Женеву, где начал издавать журн. "Le Rvolt", ставший органом европ. анархизма. В 1881 был вынужден покинуть Швейцарию. В 1883 за проповедь анархистских идей и принадлежность к анархистской "Международной ассоциации рабочих" был осужден франц. судом на 5 лет. В 1886 после амнистии поселился в Лондоне, занимался лит. и науч. работой; вскоре стал признанным теоретиком и проповедником европ. анархизма. Под его влиянием в России возникли анархистские группы. В Женеве в 1903 стал выходить анархистский журн. "Хлеб и воля". Особенно широкую деятельность К. развил в годы первой рус. революции (1905-07). В это время в России вышли работы К.: "Анархия, ее философия, ее идеал" (СПБ, 1906), "Анархия и ее место в социалистич. революции" (СПБ, 1906) и др. В период 1-й мировой войны 1914-18 занимал оборонческие позиции. В 1917 вернулся в Россию и выступил с проповедью "классового мира". Присутствовал на Гос. совещании 1917, созванном Временным пр-вом. В 1920 обратился с призывом к между-нар. пролетариату объединиться для борьбы против воен. интервенции в Сов. Россию. В том же году признал ист. значение Вел. Окт. революции. Умер в г. Дмитрове, где жил последние годы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
=====
Теоретич. построения К. в обществ. области тесно связаны с его естественнонауч. мировоззрением. Установив, что все биологич. формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, К. перенес это положение и в обществ. жизнь (био-социологический "закон взаимной помощи"). Наряду с этим К. признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она не должна превращаться в борьбу за власть, т. к. всякая власть, в том числе и революц. диктатура, считал К., неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Будущее общество, по К., должно быть свободной федерацией вольных союзов, основанных на взаимной помощи и солидарности. При этом взаимопомощь, солидарность, являющиеся, по К., всеобъемлющей формулой развития человечества, не анализируются им, а берутся лишь как оси. первичный инстинкт человеч. природы. Это привело К. к идеализации "творчества масс" и "общинного начала". Идеи его в этой области, являющиеся разновидностью рус. утопич. социализма, в известной мере продолжали учение Бакунина, но вместе с тем вносили в него и ряд новых моментов. Если главным в анархизме Бакунина было обоснование необходимости разрушения старого мира, то К. акцентировал внимание на созидании будущего общества. Иначе, чем Бакунин, решал К. и вопрос о движущих силах революции, к-рые он видел не в люмпен-пролетариате и не в бунте крестьян, а в "объединении рабочих и земледельцев". Утопич. идеи К. о братстве и солидарности всех трудящихся, о революц. борьбе за "безвластный социализм" (общество, организованное в виде вольной федерации промышленных и земледельч. ассоциаций) имели распространение и успех среди отсталых слоев рабочего класса, а также среди мелкой буржуазии (в странах Европы и Латинской Америки), не пришедших еще к пониманию основ науч. социализма и безмерно страдавших от гнета и эксплуатации.
=====
Как историк К. выступил с книгой "Великая франц. революция", где на опыте франц. революции пытался сформулировать всеобщий закон обществ. развития, состоящий, по К., в смене революций эволюциями. В своей ист. теории К. отводил гл. место революциям как определяющим моментам прогресса. Все, что не удалось осуществить революции, становится содержанием следующего этапа — эволюции, к-рая проводит в жизнь программу, унаследованную от предыдущего обществ. переворота. Работа К., отводившая гл. место в истории революции роли нар. масс, была прогрессивным явлением в историографии. Однако при общей теоретич. концепции К. подлинные законы обществ. развития не могли быть им поняты и объяснены.
=====
Соч.: Собр. соч., т. 1, 4, 5, 7, СПБ, 1906-07; Речи бунтовщика, П.-М., 1921; Современная наука и анархизм, П.-М., 1921; Этика, П.-М., 1922; Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса, П.-М., 1922; Великая французская революция. 1789-1793, П., 1922; Дневник, М.-П., 1923; Записки революционера, М., 1933; Переписка Петра и Александра Кропоткиных, т. 1-2, М.-Л., 1932-33.
=====
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 84, 289, 329, 330; т. 22, с. 118, т. 23, с. 119, т. 25, с. 442, 459; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., 2 изд., т. 4, М., 1925; Бонч-Бруевич В. Д., Памяти П. А. Кропоткина. Встреча В. И. Ленина с П. А. Кропоткиным, Избр. соч., т. 3, М., 1963; Памяти П. А. Кропоткина. Сб. ст., М., 1921 (библ.); Петр Кропоткин. Сб. ст., П.-М., 1922; Книжник-Ветров И., Воспоминания о Кропоткине, "КЛ", 1922, No 4; Лебедев Н. К., П. А: Кропоткин как теоретик био-социо-логического закона взаимопомощи, "Былое", 1921 (на обложке-1922), кн. 17; Новомирский Я., П. А. Кропоткин как теоретик анархизма, "Ком. Интернационал", 1921, No 16; Дедушка рус. революции. Князь П. А. Кропоткин, М., 1917; Деятели революц. движения в России. Био-библиографич. словарь, т. 2, в. 2, М., 1930; Анисимов С. С, Путешествия П. А. Кропоткина, М.-Л., 1943.
=====
Н. M. Пирумова. Москва.

Новейший философский словарь:

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842-1921) — русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета. В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества. В 1873 написал программный документ анархистов «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?». Через год за революционную деятельность был арестован, и после двухлетнего заключения бежал за границу. В эмиграции К. развернул широкую пропаганду анархистских идей. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. За принадлежность к Интернационалу арестован и осужден на 5 лет во Франции. Затем, поселившись в Англии, он активно занимается наукой и публицистикой, а в 90-х 19 в. отошел от революционной деятельности. Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Выступал против марксизма и диктатуры пролетариата. Философская концепция К. сочетала в себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое влияние оказали теории Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным» естественно-научным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель К. стоял на платформе наивного реализма. Социологические взгляды К. также испытали воздействие механицизма и натурализма. Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. К. занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. К. полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей. К. перенес на общество сформулированный им «биосоциологический закон взаимной помощи», объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов). С «законом взаимной помощи» был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основой социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению К., освободят людей от «каких бы то ни было начальственных принуждений». Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям. В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Особое место в социологической концепции К. занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого К. в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования. Именно в рамках этической теории К. разрабатывает свое фундаментальное понятие «взаимопомощь», выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственностисправедливость и самопожертвование. Этика К. — это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды К. получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них — идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. — актуальны и сегодня. Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика — это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых К. внес свой весомый позитивный вклад. К числу наиболее значительных произведений Кропоткина можно отнести: «Хлеб и воля» (1892), «Поля, фабрики, мастерские» (1898), «Анархизм. Его философия и его идеал» (пер. с фр., 1900), «Государство, его роль в истории» (1904), «Анархия и ее философия» (1905), «Нравственные начала анархизма» (1906), «Великая Французская революция. 1789-1793» (опубл. 1979), «Земледелие, промышленность и ремесла», «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1907), «Современная наука и анархия» (1913), «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (пер. с англ., 1922), «Этика» (1922) и др.

Новая философская энциклопедия:

КРОПОТКИН Петр Алексеевич, князь (псевдонимы: Бородин, Левашев) [27 ноября (9 декабря) 1842, Москва – 8 февраля 1921, Дмитров] – русский теоретик анархизма, ученый-географ, социолог. Окончил Пажеский корпус (1862), участвовал в экспедициях по Восточной Сибири, Амуру, Маньчжурии, сделал несколько открытий, обосновал теорию оледенения Евразии. В 1867 подал в отставку, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1868 член Русского географического общества. В 1872 посетил Швейцарию, сблизился с бакунинским крылом I Интернационала. После возвращения в Россию за участие в движении народничества арестован (1874), бежал за границу (1876), где занимался пропагандой идей анархизма. Через 40 лет (1917) вернулся в Россию. В Октябрьской революции видел закономерный ход истории – ускоренную эволюцию в развитии общества, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, считая любую власть злом. Социальным идеалом Кропоткина был безгосударственный (анархический) коммунизм. Условиями создания нового общества должны стать свобода и равенство людей, ликвидация частной собственности, передача в общее пользование средств производства, введение справедливых принципов распределения, возможность для всестороннего развития личности. Называя прогрессивную эволюцию общества «биологическим законом взаимной помощи», обосновывал свою концепцию фактами из истории и естествознания. Тесно связанный с взаимопомощью общественный инстинкт является источником этических норм и «всего последующего развития нравственности», способствующей укреплению солидарности людей. Анархистское мышление считал высшей ступенью общественной эволюции и неотъемлемой частью общефилософской системы.
Сочинения:
1. Соч., т. 1–7. СПб., 1096–07;
2. Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, 1919;
3. Коммунизм и анархия. Пг., 1919;
4. Этика. Избр. труды. М., 1991.
Литература:
1. Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1989;
2. Маркин В.А. Петр Кропоткин. Иркутск, 1992;
3. Miller M.A. Kropotkin. Chi.–L., 1976.
H.M.Северикова

Словарь русских фамилий:

»Кропоткинкропотливый, брюзгливый, ворчун», — поясняет «Словарь церковно-славянского и русского языка Академии Российской», изданный в 1847 году. В диалектах встречаются и другие значения: трудолюбивый, усердный. (Ф) Возможно в основе фамилии кропкий — хрупкий (Даль). (Б) Кропотка, крапотка — куропатка. Родственная фпилия Кропотов. (Э)

Топонимический словарь:

1) город, Краснодарский край. Основан в 1879 г. как хутор Романовский. Название хутора принято по ранее существовавшему на его месте воен. посту Романовский, на котором служили казаки, переведенные из донской ст-цы Романовская. В 1921 г. хутор преобразован в город и переименован в Кропоткин по фамилии теоретика анархизма и географа кн. П.А.Кропоткина (1842-1921).
2) пгт, Иркутская обл. В конце XIX — начале XX вв. многие золотые прииски Бодайбинского округа, лежавшие по Витиму и его притокам, имели названия в честь православных церковных праздников и святых: Воздвиженский, Преображенский, Пред-теченский, Успенский и др., в числе которых был и прииск Тйхоно-Задонский, названный в честь святого Тихона, Задонского чудотворца (1724-1783). В 1930 г. пос. переименован в честь исследователя Вост. Сибири П.А.Кропоткина. См. гор. Кропоткин.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru