Определение слова «обработка»

Толковый словарь Ефремовой:

обработка ж.
1. Процесс действия по гл. обрабатывать 1., обработать
|| Результат такого действия.
2. Процесс действия по гл. обрабатывать 2., обработать
|| Результат такого действия.
3. разг. Процесс действия по гл. обрабатывать 3., обработать
|| Результат такого действия.

Толковый словарь Ушакова:

ОБРАБО́ТКА, обработки, ·жен.
1. только ед. Действие по гл. обработать-обрабатывать. «Стоит только улучшить использование машин и тракторов, стоит только улучшить обработку земли — и мы добьемся того, что увеличим количество наших продуктов вдвое, втрое.» Сталин. Обработка металла. Обработка статьи.
2. Результат такого действия. Сказки Пушкина — обработки народных сказочных сюжетов.

Большая советская энциклопедия:

Обработка
В музыке, всякое видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения, преследующее определённые цели, например приспособление его для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, использования в учебно-педагогической практике, исполнения др. составом инструментов. В прошлом в Западной Европе была распространена полифоническая обработка напевов григорианского хорала (См. Григорианский хорал), служившая до 16 в. основой всей многоголосной музыки. В 19—20 вв. большое значение приобрела О. народных мелодий, которая чаще называет их гармонизацией (См. Гармонизация). Обработку народных мелодий осуществляли многие крупные композиторы: И. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов и др. О. многоголосного сочинения для др. состава исполнителей часто называют аранжировкой (См. Аранжировка), переложением, а в случаях, когда произведение обрабатывается для исполнения оркестром, — оркестровкой. О. сочинения (обычно пьесы для одного инструмента — фортепьяно, скрипки и т.п.), сводящаяся к более широкому применению в нём виртуозного начала при сохранении прежнего исполнительского состава, нередко называют транскрипцией (См. Транскрипция).

Толковый словарь Даля:

обработка
См. обрабатывать

Толковый словарь Кузнецова:

обработка
ОБРАБОТКА -и; ж. к Обработатьобрабатывать (1-4 зн.). О. железа. О. детали. Мастерская, умелая о. О. дуба морилкой. Влажная о. жилых помещений (влажная уборка). О. раны. О. медицинского инструмента. О. почвы. Литературная о. Песня в обработке известного композитора. О. картотечных, архивных данных. Хорошую ты мне устроил обработку. О. общественного мнения.
Брать (взять) в обработку. Оказывать воздействие на кого-л., пытаясь склонить к чему-л., повлиять в нужном направлении.

Малый академический словарь:

обработка
-и, ж.
Действие по глаг. обработать—обрабатывать (в 1, 2, 3 и 4 знач.).
Обработка железа. Обработка древесины. Обработка почвы. Литературная обработка очерка.

Заметим также, что Пушкину принадлежит мысль «Ревизора» и «Мертвых душ» и что он вызвал Гоголя на обработку этих сюжетов. Добролюбов, А. С. Пушкин.

брать (взять) в обработку
оказывать воздействие на кого-л., пытаясь склонить к чему-л., повлиять в нужном направлении.

Музыкальная энциклопедия:

(нем. Bearbeitung) — в широком смысле слова всякое видоизменение нотного текста муз. произведения, преследующее определённые цели, напр. приспособление произв. для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, для использования в уч.-педагогич. практике, для исполнения др. составом исполнителей, модернизация произв. и т.п. Примерно до 18 в. О. рассматривалась как нечто равнозначное оригинальному композиторскому творчеству, в последующее же время в связи с ростом значения индивидуального начала в музыке стала побочной, второстепенной областью. Тем не менее О., не являющаяся чисто ремесленной, составляет объект авторского права.
Широкое применение находит О. одногол. муз. образцов. В прошлом в зап.-европ. музыке была распространена полифонич. О. напевов григорианского хорала; вся многогол. музыка до 16 в. создавалась на основе таких О. В 19 и 20 вв. большое значение приобрела О. нар. мелодий, к-рая часто называется их гармонизацией, однако фактически состоит в создании к нар. мелодии сопровождения для того или иного инструмента или инструментов, выходящего за пределы простого последования аккордов. О. нар. мелодий осуществляли мн. крупные композиторы — Й. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Кор-саков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов и др. Такие О., со временем составившие самостоят. жанр, постоянно осуществляются и сов. композиторами. Особые случаи обработки одногол. музыки — добавление сопровождения к сочинениям, написанным для соло скрипки, виолончели и т.п. инструментов. В их числе — обработка Ф. Мендельсоном сольной скрипич. чаконы d-moll И. С. Баха для скрипки с сопровождением фп., обработки Р. Шуманом для того же состава сольных скрипич. сонат и сюит И. С. Баха (правомерность подобных О. многими исследователями оспаривается).
О. многогол. сочинения, преследующая цель его приспособления для др. состава исполнителей, часто наз. аранжировкой, переложением, а в случаях, когда произв. обрабатывается для исполнения оркестром, — оркестровкой. Наиболее ранние образцы подобной О. связаны с приспособлением вок. сочинений для исполнения инстр. составами (14-15 вв.; первые дошедшие до нас О. такого рода — в англ. орг. табулатуре, ок. 1330); подобная практика сыграла важную роль в становлении инстр. музыки. Распространены и О. многогол. соч., в к-рых состав исполнителей сохраняется. Такие О. соч. для одного инструмента, в первую очередь фп., сводятся обычно к облегчению в них технически трудных мест или же, напротив, к более широкому применению в них виртуозного начала; последний вид О. часто наз. транскрипцией. Авторы транскрипций обычно вносят в них многое, идущее от их собств. творч. индивидуальности. Выдающимися мастерами фп. транскрипции, способствовавшими развитию фп. виртуозности, были Ф. Лист, К. Таузиг, Ф. Бузони, в области скрипич. транскрипции особенно значителен вклад Ф. Крейслера. Следующий этап составляет парафраза — род виртуозной свободной фантазии на темы к.-л. произв.
Нередко О., сохраняющей состав исполнителей, подвергаются и соч. для мн. исполнителей, как вокалистов, так и инструменталистов, вплоть до оперы. Такие О. представляют собой как бы опыты нового осмысления сочинения в свете творч. установок автора О., порой и известной модернизации сочинения, напр. О. оратории "Ацис и Галатея" Генделя В. А. Моцартом, оперы "Борис Годунов" Мусоргского Н. А. Римским-Корсаковым, О. той же оперы и оперы Мусоргского "Хованщина" Д. Д. Шостаковичем. В СССР О. этого рода обычно наз. редакциями.
Литература: (Обработка народных песен), в кн.: История русской советской музыки, т. 2-4, М., 1959-63; Mathei J., Bearbeitung und freie Benutzung im Tonwerkrecht, Lpz., 1928 (Diss.); Engel H., Bearbeitung in alter und neuer Zeit, "Das Musikleben", 1948, No 1.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
обработка, -и, р. мн. -ток

Грамматический словарь Зализняка:

Обработка, обработки, обработки, обработок, обработке, обработкам, обработку, обработки, обработкой, обработкою, обработками, обработке, обработках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru