Определение слова «Хаджи-Мурат»

Большой энциклопедический словарь:

ХАДЖИ-МУРАТ (кон. 90-х гг. 18 в. — 1852) — участник освободительной борьбы кавказских горцев, один из правителей Аварского ханства (1834-36) — наиб Шамиля. Одержал ряд побед над русскими войсками. В 1851 перешел на сторону русских; при попытке бежать от них в горы убит.

Большая биографическая энциклопедия:

Отважный сподвижник имама Шамиля в его многолетней борьбе с Россией. Совершив в 1851 г. с небольшим отрядом мюридов удалое вторжение в Кайтах и Таба-Сарань, Х.-М. после двух неудачных стычек в ноябре сего года бежал от гнева Шамиля и, передавшись близ крепости Воздвиженской отряду полковника кн. С. М. Воронцова, был отправлен в Тифлис. Но уже весною 1852 г. он сделал попытку ускакать в родные горы и был убит в геройской защите против своих преследователей. Довольно обширный и весьма интересный рассказ Х.-Мурата о своих подвигах, записанный М. Т. Лорис-Меликовым, напечатан в "Русской Старине" (1881, т. XXX); там же помещена и переписка о Х.-Мурате кавказского наместника кн. М. С. Воронцова с военным министром кн. А. Н. Чернышевым в 1851 и 1852 гг., из которой видно, какое кн. Воронцов придавал значение этому горцу-разбойнику.
"Русск. деятели в портретах", изд. редакции "Русской Старины", собрание 2-ое, 1886.
{Половцов}

Советская историческая энциклопедия:

(кон. 90-х гг. 18 в. — 23.IV.1852) — участник освободит. борьбы горцев Кавказа, наиб Шамиля. Близкий к правившему в Аварии ханскому дому, Х.-М. в 1834 участвовал в заговоре против имама Гамзата, истребившего аварских ханов. После убийства Гамзата правил Аварским ханством совместно со ставленником росс. царизма Ахмедханом Мехтулинским. В 1836 по доносу последнего был обвинен в тайных связях с Шамилем и арестован. Бежав, Х.-М. обосновался в ауле Цельмес. Примкнул к восстанию горцев, став одним из выдающихся соратников Шамиля. Человек большой храбрости, Х.-М. прославился многочисл. походами против царских войск, проявил себя выдающимся военачальником партиз. войны. Противоречия по вопросам ведения войны, разногласия по проблемам внутр. режима в имамате и большое честолюбие Х.-М. привели к его разрыву с Шамилем. 23 нояб. 1851 Х.-М. перешел на сторону русских, а в апр. 1852 бежал от них в горы и при перестрелке у г. Нуха был убит. Трагич. смерти Х.-М. посвящена повесть Л. Н. Толстого.
=====
Лит.: Хаджи-Мурат, сообщение А. Зиссермана, "PC", 1881, март; Хаджи-Мурат Гулла и Хаджи-Мурат Казанбий, Хаджи-Мурат. Мемуары, пер. с аварского, Махачкала, 1927; Дьяков В. A., Исторические реалии "Хаджи-Мурата", "ВИ", 1973, No 5.

Энциклопедия литературных героев:

ХАДЖИ-МУРАТ — герой повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834-1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался бежать в горы, чтобы спасти семью, оставшуюся в руках Шамиля, но был настигнут и убит.
Толстой говорил о Х.-М.: «Это мое увлечение». Более всего покоряла художника энергия и сила жизни Х.-М., умение отстаивать свою жизнь до последнего. В истоке замысла — картина, увиденная летом 1896 г.: непокорный «татарин»-репей, изуродованный, но все же уцелевший на вспаханном поле, напомнивший отважного горца. В первом наброске будущей повести, названном «Репей», Толстой написал: ««Молодец!» — подумал я. И какое-то чувство бодрости, энергии, силы охватило меня. «Так и надо, так и надо»«.
В образе Х.-М., помимо отваги, свободолюбия, гордости, Толстой особо подчеркивал простоту (Х.-М. происходил не из богатой семьи, хотя и дружил с ханами), почти детское чистосердечие. В повести герою дана детская улыбка, прельщающая всех и сохранившаяся даже на мертвой голове (этой детали нет ни в одном из источников, прочитанных Толстым при работе; по подсчетам специалиста, этих источников более 170). Сознание своего достоинства соединяется в Х.-М. с открытостью и обаянием. Он очаровывает всех: и молодого офицера Бутлера, и Лорис-Меликова, и простую русскую женщину Марью Дмитриевну, и маленького сына Воронцовых Бульку.
История Х.-М. воссоздавалась Толстым и по личным воспоминаниям: на Кавказе он провел около трех лет. Брату Сергею Николаевичу в декабре 18S1 г. Толстой писал из Тифлиса: «Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость». Работая почти пятьдесят лет спустя над повестью, Толстой думал совершенно иначе. Прежде всего оттого, что отрицал войну, всякую войну, ибо люди, все люди — братья и обязаны жить в мире. Война оказывается нужной лишь двум лицам — императору Николаю Павловичу и вдохновителю «священной войны» против иноверцев имаму Шамилю. И тот и другой — жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты, одинаково резко осуждаемые Толстым. Х.-М.- их жертва, как и русский солдат Петруха Авдеев, которому так полюбились мюриды Х.-М.
В ходе работы над повестью у Толстого была мысль показать одну отрицательную черту в Х.-М.- «обман веры». Вместо заглавия «Репей» появилось, было, «Хазават», но в первой же копии с автографа, в 1896 г., зафиксировано окончательное: «Хаджи-Мурат». Герою совсем не свойствен религиозный фанатизм. Повседневная молитва мусульманнамаз, совершаемый несколько раз в сутки,- все, что сказано о приверженности Х.-М. к своей вере. В 1903 г., рассказывая американскому журналисту Джеймсу Крилмену о своей работе, Толстой говорил: «Это — поэма о Кавказе, не проповедь. Центральная фигура — — Хаджи-Муратнародный герой, который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть».
Образ Х.-М. овеян подлинной поэзией. Горские сказания, легенды и песни, которыми Толстой восхищался задолго до работы над 443 повестью (переписка 1870-х годов с А.А.Фетом); дивные описания природы, в особенности звездного неба, — все это сопровождает жизненный и смертный путь Х.-М. Непревзойденная художественная сила этих описаний восхищала М.Горького. По свидетельству поэта Н.Тихонова, когда повесть была переведена на аварский язык и ее читали люди, среди которых иные помнили Шамиля, они никак не могли поверить, что это написал граф, русский офицер: «Нет, это не он писал... Это писал Бог...» Ч.Айтматов со своей стороны восхищается психологическим проникновением в суть другого национального характера: «И Хаджи-Мурат, и его наибы выписаны так, что их видишь и веришь их реальному существованию. Мне довелось говорить с потомками Хаджи-Мурата, и они утверждают, что Толстой создал достоверный, точный характер. Как ему это удалось? Секрет, великая тайна художника. Это тайна огромного сердца Льва Толстого, владевшего пониманием «человека вообще»«.
Лит.: Палиевский П.В. Реалистический метод позднего Толстого (повесть «Хаджи-Мурат»)
//Л.Н.Толстой. Сборник статей о творчестве. М., 1959; Далгат У.Б. Горские песни, предание и сказка в «Хаджи-Мурате» Толстого и их художественное значение
//Известия Чечено-Ингушского научно-ис-след. института истории, языка и литературы. Т.2, вып. 3. Грозный, 1959; Айтматов Ч. Слово — писателям
//Вопросы литературы. 1972, №12; Сергеенко А.П. «Хаджи-Мурат» Льва Толстого. М., 1983.
Л.Д.Громова-Опульская

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru